IT-Reviews    

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Рекомендуем: фильм Все в твоих руках (Россия) - пересказ сюжета, спойлеры
Источник:
Евдокимова Е.Г. Хмелев С.С. Кузнецова И.В. Орлов С.Б. Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. Статья в формате PDF 113 KB

Одной из особенностей проходящей в настоящее время модернизации российского образования является введение профильного обучения в старших классах [1]. Выделяются следующие основные направления: общеобразовательное, гуманитарное, техническое и естественнонаучное. Предполагается, что в рамках каждого направления учащиеся должны получить глубокие знания по выбранной будущей специальности. Прототипы такой формы обучения имеются уже и сейчас. Во многих школах созданы гимназические классы, целью обучения в которых также является получение углубленных знаний по предмету. Однако в подавляющем большинстве случаев термин "углубленные знания" подменяется понятием "широкие знания". Преподавание в таких классах ведется по пути включения части вузовской программы в школьную. А увеличение объема учебной информации неизбежно сопровождается введением нетрадиционных для школы форм обучения, в частности, лекционных занятий. Главным недостатком такого подхода является потеря внимания к индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, которые в настоящее время достаточно инфантильны и не готовы к высокому уровню самостоятельной работы, что, в конечном итоге, приводит к потере осознанности получаемой учебной информации.

Поэтому превращение любой учебной информации в личностно-значимые знания возможно лишь через развитие навыка понимания как важнейшего аспекта научного познания [2].

Последнее достигается, во-первых, согласованием целей ученика и учителя в процессе обучения. Исследования показали, что в старших классах в качестве основной цели учения, как правило, выделяют получение положительной оценки по предмету, т.е. оценки любой ценой (внешний фактор). При этом у учащихся могут отсутствовать предметная мотивация, заинтересованность в получении знаний, глубокое понимание учебного материала, способность применять полученные знания на практике.

У учителей обычно доминируют предметные цели: стремление дать глубокие и прочные знания, которые пригодятся в будущем, докопаться до сути явлений (внутренний фактор). А положительная оценка учебного труда является вторичной по отношению к знаниям учащегося.

Подобное рассогласование целей и является первопричиной низкой усваиваемости предметной информации, поскольку современные программы учитывают только цели учителя и не учитывают возможные цели учащихся. Отметим, что для становления навыка понимания и у учащегося, и у учителя в конечном итоге должна быть единая предметная цель. Но на начальном этапе изучения дисциплины эта цель может быть не единственной.

Во-вторых, принципиальным для формирования навыка понимания является создание соответствующей учебной программы, стимулирующей поиск новых подходов в обучении [3]. Ее отличительная особенность заключается в том, что весь изучаемый материал делится на 2 части: инвариантную и вариативную. Основу инвариантной части такой программы составляет минимальный объем понятий по данному предмету (изучаемых объектов и явлений), обеспечивающий необходимый уровень понимания и усвоения, который и должен создать условия для будущего саморазвития ученика. Здесь не должны содержаться сведения, даваемые впрок, "на всякий случай", "для общего развития". Инвариантная часть программы должна быть "структурирована" и по объему, и по глубине усвоения. Это позволит выстраивать методику процесса обучения таким образом, чтобы учащийся в дальнейшем научился "узнавать" знания в информационном поле с переизбыточной информацией и был подготовлен к восприятию новой информации более высокого аналитико-синтетического уровня, обладал средствами для самостоятельного продвижения. Причем средствам и способам учебной деятельности следует уделять внимание не в конце курса, а с самых первых шагов.

Задачей вариативной части программы является расширение поля применения изученных объектов и явлений. Это, в свою очередь, требует увеличения числа параметров изучаемых учебных элементов, выбор которых должен показать многогранность первоначально усвоенных базовых понятий. Особенностью данной части является то, что в ней должен быть сделан упор на анализ структуры развиваемых понятий и поиск в них логики взаимодействия.

Реализация такой программы диктует необходимость совершенствования форм и методов работы с учащимися. Ведь именно через формы и методы совместной работы происходит становление навыка понимания. Подчеркнем, что выбор форм и средств обучения должен отвечать целям не только ученика и учителя, но и класса и педагогического коллектива в целом. Применяемые же в настоящее время формы обучения являются лишь формальным отражением изменений в обществе, которое сохранило старую догматичную цель обучения.

На наш взгляд одной из основных трудностей, не способствующих пониманию, является трудность восприятия и овладения учащимися общеобразовательной и предметной лексикой. Сегодняшняя реальность, к сожалению, такова, что стилистические особенности современных школьных учебников не соответствуют уровню лингвистического развития школьников. Все чаще стала встречаться ситуация: прочитал параграф и ничего не понял. С данным положением необходимо считаться. Теперь в качестве одной из целей урока учитель должен выделять задачу научить учащегося фактически дешифровывать информацию, заложенную в школьном учебнике. Обычно причиной непонимания являются встречающиеся в тексте неясные слова, даже, казалось бы, наиболее употребимые. Например, проведенное на малой выборке исследование показало, что 10 человек из 11 неверно понимали и трактовали два самых употребимых в химии слова "свойство" и "строение". Одним из путей преодоления этого препятствия является создание предметно-лингвистического словаря, который должен включать определение неясного слова (выписанное желательно из нескольких словарей), его значение, возможно историю этого слова, синонимы и предложения с неясным словом. Кроме того, и текст учебника, и объяснение учителя должны быть насыщены примерами, базирующимися на образном мышлении учащихся и их личностном опыте. Т.е., ключевым в методах передачи информации от учителя к ученику должно быть положение: "Поговори со мной на моем языке".

Другой не менее принципиальной трудностью в процессе обучения, особенно дисциплинам естественно-научного цикла, является недостаточная сформированность логических операций у учащихся: анализа, синтеза, обобщения, классификации, моделирования и т.п. Выделение этой трудности в качестве существенной обусловлено еще и тем, что такие предметы, как математика, химия, физика характеризуются высокой степенью абстракции и предполагают последовательное и преемственное изложение понятий [4].

И последнее, получение любых знаний затруднено без наглядности, натурного эксперимента, так называемой «образной массы». Например, чтобы школьный эксперимент способствовал формированию навыка понимания, он должен носить исследовательский характер и быть логично включен в общее поле изучаемых явлений и понятий.

Таким образом, выбор феномена понимания в качестве основы успешного функционирования личностного знания позволит создать благоприятную среду обучения как процесса взаимного творчества и непрерывного роста ученика и учителя. При этом будут создаваться возможности приобщения к информации как средству и способу самостроительства личности.

Литература:

  1. Кошелев В.А., Лодзято А.Э. Модернизация образования как фактор устойчивого развития российского общества. Саратов: Изд-во СарИПКиПРО, 2002. 16с.
  2. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003.
  3. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. №2. С.64-77.
  4. Чистякова Г.Д. Понимание и усвоение знаний / в кн. Христоматия по педагогической психологии. М.: Межд. Педагог. Акад., 1995. С. 95.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА

Статья в формате PDF 175 KB...

15 04 2021 13:49:14

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

Статья в формате PDF 97 KB...

12 04 2021 20:14:50

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Статья в формате PDF 251 KB...

08 04 2021 11:17:42

ГЕНОФОНД АБОРИГЕННЫХ ЖИВОТНЫХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Статья в формате PDF 123 KB...

07 04 2021 19:46:16

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Статья в формате PDF 135 KB...

06 04 2021 0:34:40

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

04 04 2021 23:50:21

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

30 03 2021 9:44:14

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕВОГО ЯРЕМНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО СТВОЛА У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА

У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...

28 03 2021 9:44:34

РОЛЬ БОБОБЫХ КУЛЬТУР В БИОЛОГИЗАЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Статья в формате PDF 243 KB...

26 03 2021 18:32:24

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 100 KB...

23 03 2021 12:59:46

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 252 KB...

17 03 2021 1:34:15

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОНАГРУЗКАМИ

Статья в формате PDF 122 KB...

15 03 2021 20:45:36

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОЖИРЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

28 02 2021 0:41:10

КРИТЕРИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТЦОВСТВА

Статья в формате PDF 116 KB...

22 02 2021 14:37:12

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (электронное учебное пособие)

Статья в формате PDF 103 KB...

17 02 2021 15:55:43

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными практиками способствуют нормализации исследуемых функций ...

10 02 2021 3:18:20

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...

09 02 2021 21:11:15

Загиров Умарасхаб Загирович

Статья в формате PDF 65 KB...

07 02 2021 22:51:23

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ МОРФОРОЛИИ»

Статья в формате PDF 86 KB...

02 02 2021 11:26:56

ЗИНЧЕНКО СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

Статья в формате PDF 75 KB...

23 01 2021 22:59:52

ТЕХНОЛОГИИ БИЗНЕСА ПРИ ОЦЕНКЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Статья в формате PDF 256 KB...

16 01 2021 17:56:26

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Статья в формате PDF 279 KB...

11 01 2021 7:33:30

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

10 01 2021 18:35:33

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ГИПЕРГРАФАХ

В настоящей статье представлена многокритериальная математическая модель организации личностно-ориентированного обучения учащихся. Построена экстремальная модель на языке теории гиперграфов. ...

07 01 2021 2:10:53

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ПАТОЛОГИЯ АЛЬДЕГИДНАЯ БОЛЕЗНЬ

Статья в формате PDF 119 KB...

04 01 2021 11:39:47

КОМПЕТЕНТНОСТИ – РЕЗУЛЬТАТИВНО-ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в практической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...

28 12 2020 10:16:23

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...

24 12 2020 2:47:29

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

20 12 2020 3:40:16

ОЦЕНКА СИНТЕЗИРОВАННЫХ СОРБЕНТОВ

Статья в формате PDF 208 KB...

17 12 2020 21:11:20

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА

В рамках данной статьи была построена математическая модель старения в форме онтогенетического компромисса процессов канцерогенеза и оксидативного стресса. Старение присуще всем объектам живой и неживой природы. Накопление повреждений в результате оксидативногостресса приводит к зависимому от возраста повреждению тканей, канцерогенезу и, наконец, к старению. С одной стороны, действие активных форм кислорода приводит к повреждению клеток, и, как следствие, к раку. С другой стороны, активные формы кислорода являются средством борьбы с опухолевыми клетками. Компромисс состоит в поддержании уровня свободных радикалов, эффективно подавляющего опухолевые клетки, и в то же время не сильно наносящего вред организму. На основе математической разработана имитационная компьютерная модель старения с возможностью изменений параметров интенсивностей появления опухолевых клеток, размножения, негативного воздействия свободных радикалов, ответа иммунитета. Проведен эксперимент по выявлению максимальной средней продолжительности жизни в зависимости от параметра гомеостатической характеристики. ...

16 12 2020 1:57:34

ГИСТОТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИСАХАРИДОВ И ЛИПИДОВ В ТКАНЯХ TRICHОCEPHALUS TRICHIURUS И TR.MURIS ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТРИХОЦЕФАЛЕЗА НЕКОТОРЫМИ АНТИГЕЛЬМИНТИКАМИ

В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила. ...

14 12 2020 22:54:25

РЕЛЬЕФ ОКРЕСТНОСТЕЙ Г. КАДНИКОВА

Статья в формате PDF 87 KB...

09 12 2020 21:11:37

К ВОПРОСУ О КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЯХ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ В РАСТИТЕЛЬНОСТИ

В листьях древесных пород и травянистой растительности определены корреляционные зависимости между Mn, Cr, Ni, Cu, Ti, Pb, Zn, Co в условиях геохимического фона и на колчеданных месторождениях. ...

08 12 2020 11:40:21

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕ-ПРОМЫСЛОВЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ОСВОЕНИИ ЧАЯНДИНСКОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО УЧАСТКА (ЗАПАДНАЯ ЯКУТИЯ)

В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...

05 12 2020 18:55:22

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Изменяющиеся условия жизни приводят к изменению поведения и психологии наиболее уязвимых групп населения, к которым относятся пожилые и старые люди. Наиболее значимыми считаются адаптивные защитные реакции, такие как озабоченность, тревожность, депрессия. Работа поддержана и финансируется Министерством образования и науки. ...

17 11 2020 8:22:33

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!