IT-Reviews    

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Божко Н. В. Статья в формате PDF 147 KB

Каждая эпоха предъявляет свои требования к содержанию образования, его целям и задачам. Экологические знания, экологическое мышление и сознание на пороге третьего тысячелетия становятся необходимой, обязательной, атрибутивной составляющей культуры, что придает новый смысл понятию духовности и образованности. Происходит актуализация ключевых компонентов духовности - интеллектуальности и нравственности. Эти качества обогащают и определяют духовный потенциал нации (народа)-этноса как наиболее крупной системной общности, объединенной территорией, историей, хозяйством и обладающей собственной материальной и духовной культурой. Многообразие этнических культур есть результат и залог приспособляемости человека к разным условиям существования. Высшей ценностью для каждого этноса является он сам, а именно - народ. Целью для каждого этноса является бесконечное самовоспроизводство. Этой цели отвечает современное понятие устойчивого развития, т. е. такой деятельности нынешнего поколения, которая не снижает жизненный потенциал биосферы - определяющее условие для существования новых поколений людей. Но на деле мы видим обратное. Налицо экологический (ресурсный) кризис в глобальном масштабе, который сопровождается кризисом экономическим и духовным.

В данном контексте значимость экологии как вершины мировоззрения осознана и признана мировым сообществом, о чем свидетельствует его решимость принять ответственность перед будущими поколениями за сохранение природы и ее богатств, обеспечить право каждого члена общества на жизнь, народов - на свою культуру. Очевидно, что надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья природной среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения.

Экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную (экологически сообразную) деятельность, и реализуется во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре, Москва, 1998 г.) Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).

Основным средством формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования, которая должна не просто проникнуть в структуру системы общего образования, а стать одной из ее основ. Более того, именно экологическое образование может стать ключевым, системообразующим направлением всей существующей системы образования.

Регионализация экологического образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития экологического образования. Это выбор регионом собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития экологического образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Так, для населения центральной части Западной Сибири (Среднее Приобье) весьма актуальны проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и газа: ресурсосбережение, загрязнение природной среды отходами нефтегазодобывающей промышленности и аварийными разливами нефти и выбросами газа, снижение видового разнообразия эндемичной флоры и фауны, сокращение площадей территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси) и др. Задача экологического образования - донести до каждого жителя региона информацию об этих проблемах, их причинах и пагубных последствиях, а также научить способам их решения.

Региональные проблемы выводят учащихся на уровень историко-культурных традиций народа в отношениях с природой, глобальные проблемы затрагивают разум школьника и студента, учат быть гражданами Земли. Построение обучения в соответствии со спецификой региона и разноуровневым рассмотрением экологических проблем позволит приобщить учащихся к традиции «мыслить глобально, действовать локально».

В познании истоков, сущности проблемы, изучении теории и наблюдении воочию или даже непосредственном участии в практическом ее решении актуализируются знания разных областей науки. К примеру, для биологии - это изучение редких и исчезающих видов растений и животных данной области с целью сохранения видоразнообразия на всех уровнях - генетическом, видовом, экосистемном. Для географа - это проблема оценки экологической ситуации на глобальном, региональном, местном уровнях с целью определения степени экологической опасности: зоны экологической нормы, экологического риска, экологического кризиса, экологического бедствия. Изучение естественного и техногенно измененного химического окружения человека, а также физических параметров окружающей среды (температура, давление, освещенность, радиационный фон и т.д.) позволят углубить экологизацию химии и физики. Даже такие, казалось бы далекие от естественнонаучных дисциплин, предметы гуманитарного цикла, как история и литература имеют истинно экологические корни. Кому-то может показаться парадоксальным это утверждение, но объяснение очень простое: вся классическая и современная литература, пропитана экологическими идеями. Это идеи добра и гармонии, поиска себя и своего предназначения, воспевания природы и жизни, отражение реальной картины взаимоотношений и взаимосвязей всего и вся. История человеческого общества - это описание постоянного взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой. Вытекающие из этого взаимодействия позитивные последствия и конфликты и представляют собой хронологию событий в истории любого народа.. Постоянно изменяющиеся параметры этой среды являются первоначальной причиной прогресса цивилизации и формирования современной структуры человеческого общества. В истории человечества не раз именно экологические катастрофы приводили к гибели целых цивилизаций и зачастую причиной этому был сам человек. Учитель истории может проследить с учениками хронологию изменения отношений в системе «природа-человек», заострить внимание на вопиющих фактах гибели целых экосистем из-за необдуманных действий человека (пустыня Сахара, Междуречье и др.). В то же время можно проследить с древних времен до наших день факты природоохранной деятельности человека, состояние законодательства о природопользовании в разных общественных формациях, обратить внимание учащихся на исторически сложившиеся экологические традиции жизни коренных народов. Эти знания неоценимы для воспитания, их анализ и обобщение прекрасно вписываются как в уроки экологии, так и в уроки истории.

Помимо дошкольных, средних и высших образовательных учреждений экологообразовательную деятельность на местах осуществляют учреждения дополнительного образования. Это городские и районные Станции юных натуралистов, школьные лесничества, различные кружки естественнонаучного профиля - кактусоводов, аквариумистов, собаководов и др. - при Центрах досуга, Домах детского творчества. Нельзя не сказать об общественных экологических организациях - клубах, дружинах, союзах, движениях, деятельность которых играет важную роль в пропаганде и распространении экологической информации, организации и проведении природоохранных мероприятий.

Реализация региональной экологической политики в сфере образования в настоящее время координируется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современной качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Москва, 2002 г.).

Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. На первом этапе (2001-2003 гг.) обеспечивается запуск процесса модернизации образования, при этом создаются необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Среди основных направлений и первоочередных мер образовательной политики этого этапа можно выделить наиболее важные:

  • обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;
  • принятие государственных стандартов общего образования;
  • организация экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и особенности современного этапа жизни страны;
  • создание условий для введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;
  • экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.

В развитие Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года была подготовлена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. В соответствии с этой концепцией профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, а также в соответствии со специфическими потребностями региона. Системное непрерывное экологическое образование учащихся в начальной школе и школе средней ступени при профилизации обучения на старшей ступени позволит, после предварительных диагностических исследований, сформировать следующие профили естественнонаучного направления: химико-экологический, биоэкологический, агроэкологический и др. Многолетняя практика эколого-педагогического мониторинга доказывает, что данные направления будут выбраны многими старшеклассниками, благодаря все большему укреплению позиций экологической морали в сознании учащихся. Задача педагогов - создание модели организации экологического профильного обучения, обеспечивающей оптимальные условия для формирования в стенах школы будущих специалистов экологов.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 129 KB...

12 02 2020 3:11:20

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

02 02 2020 5:29:57

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 116 KB...

25 01 2020 13:18:30

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...

24 01 2020 3:51:40

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИММУНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

23 01 2020 16:24:47

Загиров Умарасхаб Загирович

Статья в формате PDF 65 KB...

20 01 2020 15:13:49

СУБТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ КАВКАЗА

Статья в формате PDF 121 KB...

17 01 2020 23:43:14

ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ В Г. РЯЗАНИ

Статья в формате PDF 269 KB...

10 01 2020 20:56:46

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

08 01 2020 8:24:56

СТАНОВЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

Статья в формате PDF 145 KB...

07 01 2020 0:48:51

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 297 KB...

02 01 2020 16:33:49

ЗНАЧЕНИЕ СЪЕЗДОВ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ КРАЯ

В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...

29 12 2019 0:13:33

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...

26 12 2019 0:42:26

АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНЫХ СТВОЛОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 115 KB...

20 12 2019 8:58:30

ИЗМЕНЕНИЕ КАПСУЛЫ СЕЛЕЗЕНКИ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...

16 12 2019 0:24:30

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

Статья в формате PDF 129 KB...

10 12 2019 19:51:45

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Статья в формате PDF 96 KB...

09 12 2019 11:58:53

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ БЕЛКА ИЗ ПШЕНИЦЫ

Статья в формате PDF 262 KB...

05 12 2019 18:54:21

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья в формате PDF 110 KB...

30 11 2019 3:13:32

АНАЛЬГЕТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ОТВАРОВ КОРЫ И ОДНОЛЕТНИХ ПОБЕГОВ ИВЫ БЕЛОЙ

Объект исследования – ива белая, которая распространена практически по всей территории Европейской части России. За рубежом препараты и Б А Д из различных видов ивы активно применяются при заболеваниях суставов. В соответствии с Руководством по доклиническому изучению новых фармакологических веществ ( Р. У. Хабриев, 2005) оценивали эффективность анальгетического действия и токсичность отваров коры и однолетних побегов ивы белой на мышах. Отвары коры и побегов ивы относятся к классу малоопасные соединения и проявляют выраженную анальгетическую активность, сопоставимую с препаратом сравнения анальгином (метамизол). ...

23 11 2019 20:13:27

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

20 11 2019 7:28:55

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Статья в формате PDF 104 KB...

14 11 2019 21:45:41

ПЛАТИНА И ПЛАТИОИДЫ В ОФИОЛИТАХ САЛАИРА, АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

Приведены данные по распространению элементов платиновой группы ( Э П Г) в офиолитах Салаира, Алтая и Горной Шории. Э П Г в наибольших концентрациях отмечены в проявлениях хромитов, образующих подиформные залежи, а также в никелевых проявлениях с обильными сульфидами меди, никеля и кобальта. Минералы Э П Г представлены изоферроплатиной, иридосмином и рутениридосмином. Реже встречаются самородная платина, рутениевый невъянскит и рутениевый сысерскит. В рудных телах также присутствуют в повышенных концентрациях золото и серебро. Состав минеральных фаз платиноидов указывает на близость к восточно-уральскому геолого-промышленному типу, связанному с изверженными породами габбро-клинопироксенит-перидотитовой формации. ...

05 11 2019 19:22:44

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...

02 11 2019 13:21:56

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья в формате PDF 267 KB...

27 10 2019 4:19:43

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 207 KB...

22 10 2019 6:29:48

Селицкий Александр Яковлевич

Статья в формате PDF 70 KB...

20 10 2019 17:38:40

ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

Статья в формате PDF 146 KB...

16 10 2019 15:50:15

ПОЦЕЛУЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 109 KB...

15 10 2019 23:10:43

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

Статья в формате PDF 85 KB...

11 10 2019 14:26:59

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ

Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается С О В А-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...

06 10 2019 1:48:18

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ

Статья в формате PDF 119 KB...

22 09 2019 15:58:40

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!