РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Каждая эпоха предъявляет свои требования к содержанию образования, его целям и задачам. Экологические знания, экологическое мышление и сознание на пороге третьего тысячелетия становятся необходимой, обязательной, атрибутивной составляющей культуры, что придает новый смысл понятию духовности и образованности. Происходит актуализация ключевых компонентов духовности - интеллектуальности и нравственности. Эти качества обогащают и определяют духовный потенциал нации (народа)-этноса как наиболее крупной системной общности, объединенной территорией, историей, хозяйством и обладающей собственной материальной и духовной культурой. Многообразие этнических культур есть результат и залог приспособляемости человека к разным условиям существования. Высшей ценностью для каждого этноса является он сам, а именно - народ. Целью для каждого этноса является бесконечное самовоспроизводство. Этой цели отвечает современное понятие устойчивого развития, т. е. такой деятельности нынешнего поколения, которая не снижает жизненный потенциал биосферы - определяющее условие для существования новых поколений людей. Но на деле мы видим обратное. Налицо экологический (ресурсный) кризис в глобальном масштабе, который сопровождается кризисом экономическим и духовным.
В данном контексте значимость экологии как вершины мировоззрения осознана и признана мировым сообществом, о чем свидетельствует его решимость принять ответственность перед будущими поколениями за сохранение природы и ее богатств, обеспечить право каждого члена общества на жизнь, народов - на свою культуру. Очевидно, что надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья природной среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения.
Экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную (экологически сообразную) деятельность, и реализуется во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре, Москва, 1998 г.) Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).
Основным средством формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования, которая должна не просто проникнуть в структуру системы общего образования, а стать одной из ее основ. Более того, именно экологическое образование может стать ключевым, системообразующим направлением всей существующей системы образования.
Регионализация экологического образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития экологического образования. Это выбор регионом собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития экологического образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Так, для населения центральной части Западной Сибири (Среднее Приобье) весьма актуальны проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и газа: ресурсосбережение, загрязнение природной среды отходами нефтегазодобывающей промышленности и аварийными разливами нефти и выбросами газа, снижение видового разнообразия эндемичной флоры и фауны, сокращение площадей территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси) и др. Задача экологического образования - донести до каждого жителя региона информацию об этих проблемах, их причинах и пагубных последствиях, а также научить способам их решения.
Региональные проблемы выводят учащихся на уровень историко-культурных традиций народа в отношениях с природой, глобальные проблемы затрагивают разум школьника и студента, учат быть гражданами Земли. Построение обучения в соответствии со спецификой региона и разноуровневым рассмотрением экологических проблем позволит приобщить учащихся к традиции «мыслить глобально, действовать локально».
В познании истоков, сущности проблемы, изучении теории и наблюдении воочию или даже непосредственном участии в практическом ее решении актуализируются знания разных областей науки. К примеру, для биологии - это изучение редких и исчезающих видов растений и животных данной области с целью сохранения видоразнообразия на всех уровнях - генетическом, видовом, экосистемном. Для географа - это проблема оценки экологической ситуации на глобальном, региональном, местном уровнях с целью определения степени экологической опасности: зоны экологической нормы, экологического риска, экологического кризиса, экологического бедствия. Изучение естественного и техногенно измененного химического окружения человека, а также физических параметров окружающей среды (температура, давление, освещенность, радиационный фон и т.д.) позволят углубить экологизацию химии и физики. Даже такие, казалось бы далекие от естественнонаучных дисциплин, предметы гуманитарного цикла, как история и литература имеют истинно экологические корни. Кому-то может показаться парадоксальным это утверждение, но объяснение очень простое: вся классическая и современная литература, пропитана экологическими идеями. Это идеи добра и гармонии, поиска себя и своего предназначения, воспевания природы и жизни, отражение реальной картины взаимоотношений и взаимосвязей всего и вся. История человеческого общества - это описание постоянного взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой. Вытекающие из этого взаимодействия позитивные последствия и конфликты и представляют собой хронологию событий в истории любого народа.. Постоянно изменяющиеся параметры этой среды являются первоначальной причиной прогресса цивилизации и формирования современной структуры человеческого общества. В истории человечества не раз именно экологические катастрофы приводили к гибели целых цивилизаций и зачастую причиной этому был сам человек. Учитель истории может проследить с учениками хронологию изменения отношений в системе «природа-человек», заострить внимание на вопиющих фактах гибели целых экосистем из-за необдуманных действий человека (пустыня Сахара, Междуречье и др.). В то же время можно проследить с древних времен до наших день факты природоохранной деятельности человека, состояние законодательства о природопользовании в разных общественных формациях, обратить внимание учащихся на исторически сложившиеся экологические традиции жизни коренных народов. Эти знания неоценимы для воспитания, их анализ и обобщение прекрасно вписываются как в уроки экологии, так и в уроки истории.
Помимо дошкольных, средних и высших образовательных учреждений экологообразовательную деятельность на местах осуществляют учреждения дополнительного образования. Это городские и районные Станции юных натуралистов, школьные лесничества, различные кружки естественнонаучного профиля - кактусоводов, аквариумистов, собаководов и др. - при Центрах досуга, Домах детского творчества. Нельзя не сказать об общественных экологических организациях - клубах, дружинах, союзах, движениях, деятельность которых играет важную роль в пропаганде и распространении экологической информации, организации и проведении природоохранных мероприятий.
Реализация региональной экологической политики в сфере образования в настоящее время координируется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современной качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Москва, 2002 г.).
Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. На первом этапе (2001-2003 гг.) обеспечивается запуск процесса модернизации образования, при этом создаются необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Среди основных направлений и первоочередных мер образовательной политики этого этапа можно выделить наиболее важные:
- обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;
- принятие государственных стандартов общего образования;
- организация экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и особенности современного этапа жизни страны;
- создание условий для введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;
- экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.
В развитие Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года была подготовлена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. В соответствии с этой концепцией профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, а также в соответствии со специфическими потребностями региона. Системное непрерывное экологическое образование учащихся в начальной школе и школе средней ступени при профилизации обучения на старшей ступени позволит, после предварительных диагностических исследований, сформировать следующие профили естественнонаучного направления: химико-экологический, биоэкологический, агроэкологический и др. Многолетняя практика эколого-педагогического мониторинга доказывает, что данные направления будут выбраны многими старшеклассниками, благодаря все большему укреплению позиций экологической морали в сознании учащихся. Задача педагогов - создание модели организации экологического профильного обучения, обеспечивающей оптимальные условия для формирования в стенах школы будущих специалистов экологов.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 144 KB...
26 02 2021 6:38:39
Статья в формате PDF 112 KB...
25 02 2021 6:43:27
Статья в формате PDF 102 KB...
23 02 2021 12:27:28
Статья в формате PDF 116 KB...
22 02 2021 14:39:40
Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт- Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям. ...
21 02 2021 4:57:43
Статья в формате PDF 164 KB...
20 02 2021 5:25:34
Статья в формате PDF 129 KB...
19 02 2021 3:58:36
Статья в формате PDF 131 KB...
18 02 2021 16:36:38
Статья в формате PDF 116 KB...
17 02 2021 8:45:51
Статья в формате PDF 129 KB...
15 02 2021 12:14:11
Статья в формате PDF 183 KB...
14 02 2021 10:35:19
Статья в формате PDF 304 KB...
11 02 2021 4:29:31
Статья в формате PDF 127 KB...
09 02 2021 14:51:22
Статья в формате PDF 282 KB...
08 02 2021 14:49:56
Статья в формате PDF 113 KB...
06 02 2021 23:21:28
Статья в формате PDF 117 KB...
05 02 2021 7:31:20
Статья в формате PDF 104 KB...
04 02 2021 14:30:36
Статья в формате PDF 125 KB...
03 02 2021 20:26:10
Статья в формате PDF 124 KB...
02 02 2021 6:43:14
Цель исследования - изучение особенностей клеточного звена иммунитета и содержания цитокинов в сыворотке крови у пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью и пищеводом Барретта. Обследованы 70 пациентов с эрозивной формой гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и 42 пациента с пищеводом Барретта. Применены клинические, эндоскопические, морфологические, иммунологические методы исследования. Выявлены различия в показателях клеточного звена иммунитета и содержания в сыворотке крови интерлейкина-4, интерлейкина-8, интерлейкина-10, фактора некроза опухолей-, интерферона- у больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью в динамике лечения и у пациентов с пищеводом Барретта. ...
01 02 2021 22:37:13
Статья в формате PDF 147 KB...
31 01 2021 10:54:56
Статья в формате PDF 129 KB...
30 01 2021 4:18:13
Статья в формате PDF 100 KB...
29 01 2021 7:50:58
Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...
27 01 2021 14:58:53
Статья в формате PDF 116 KB...
26 01 2021 23:40:12
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...
25 01 2021 5:38:26
Статья в формате PDF 124 KB...
24 01 2021 4:56:22
Статья в формате PDF 256 KB...
23 01 2021 6:43:23
Статья в формате PDF 99 KB...
22 01 2021 18:31:29
Статья в формате PDF 254 KB...
21 01 2021 4:50:55
Статья в формате PDF 249 KB...
20 01 2021 15:25:46
Статья в формате PDF 327 KB...
19 01 2021 14:52:28
Статья в формате PDF 259 KB...
18 01 2021 22:17:20
Статья в формате PDF 119 KB...
17 01 2021 13:15:22
Статья в формате PDF 119 KB...
16 01 2021 13:57:18
Статья в формате PDF 81 KB...
15 01 2021 12:57:42
Статья в формате PDF 122 KB...
14 01 2021 4:47:44
Статья в формате PDF 119 KB...
13 01 2021 22:22:43
Статья в формате PDF 170 KB...
12 01 2021 1:19:25
Статья в формате PDF 145 KB...
11 01 2021 10:26:26
Статья в формате PDF 102 KB...
10 01 2021 9:10:21
Статья в формате PDF 128 KB...
08 01 2021 5:57:55
Статья в формате PDF 355 KB...
07 01 2021 13:45:48
Статья в формате PDF 119 KB...
06 01 2021 1:17:27
Обсуждается сезонность рождения больных шизофренией. Исследовав 2017 случаев заболевания, авторы отмечают сезонность и гендерные различия в рождении больных шизофренией. Высказывается предположение, что одной из причин сезонных колебаний рождаемости больных, у мужчин, может быть патогенное действие вирусной инфекции на головной мозг плода во втором триместре беременности. ...
05 01 2021 9:31:26
Статья в формате PDF 118 KB...
03 01 2021 2:18:18
Статья в формате PDF 103 KB...
02 01 2021 4:53:45
Статья в формате PDF 139 KB...
01 01 2021 16:33:15
Статья в формате PDF 252 KB...
31 12 2020 5:43:17
Статья в формате PDF 99 KB...
30 12 2020 8:23:27
Статья в формате PDF 116 KB...
29 12 2020 17:42:34
Статья в формате PDF 134 KB...
28 12 2020 21:35:52
Статья в формате PDF 115 KB...
24 12 2020 19:26:51
Статья в формате PDF 117 KB...
23 12 2020 2:55:38
Статья в формате PDF 218 KB...
22 12 2020 21:48:57
Статья в формате PDF 128 KB...
21 12 2020 9:58:40
Статья в формате PDF 376 KB...
20 12 2020 16:17:38
Статья в формате PDF 118 KB...
19 12 2020 21:37:36
Статья в формате PDF 157 KB...
18 12 2020 23:46:42
Статья в формате PDF 102 KB...
17 12 2020 0:43:46
Статья в формате PDF 161 KB...
16 12 2020 7:52:52
Статья в формате PDF 96 KB...
15 12 2020 1:16:58
Статья в формате PDF 102 KB...
14 12 2020 16:24:54
Статья в формате PDF 89 KB...
13 12 2020 18:59:32
Статья в формате PDF 111 KB...
12 12 2020 10:13:40
Статья в формате PDF 241 KB...
10 12 2020 13:33:21
Статья в формате PDF 210 KB...
09 12 2020 18:40:46
Статья в формате PDF 142 KB...
08 12 2020 11:59:34
Статья в формате PDF 162 KB...
07 12 2020 6:43:16
Статья в формате PDF 130 KB...
06 12 2020 16:20:47
Статья в формате PDF 105 KB...
05 12 2020 9:34:17
Статья в формате PDF 98 KB...
04 12 2020 6:22:38
В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...
03 12 2020 3:18:40
Статья в формате PDF 127 KB...
01 12 2020 19:22:16
Статья в формате PDF 138 KB...
30 11 2020 16:37:35
Статья в формате PDF 173 KB...
28 11 2020 14:42:54
Статья в формате PDF 106 KB...
27 11 2020 16:15:51
Статья в формате PDF 150 KB...
26 11 2020 14:36:41
Статья в формате PDF 96 KB...
25 11 2020 16:15:23
Статья в формате PDF 130 KB...
24 11 2020 14:50:28
Статья в формате PDF 131 KB...
23 11 2020 10:18:10
Статья в формате PDF 130 KB...
22 11 2020 21:46:42
Статья в формате PDF 225 KB...
21 11 2020 12:17:22
Статья в формате PDF 330 KB...
19 11 2020 13:16:19
Статья в формате PDF 292 KB...
18 11 2020 18:38:28
Статья в формате PDF 287 KB...
17 11 2020 8:55:55
Статья в формате PDF 84 KB...
16 11 2020 14:18:16
Статья в формате PDF 114 KB...
15 11 2020 20:44:48
Статья в формате PDF 120 KB...
14 11 2020 22:26:11
В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...
12 11 2020 8:28:47
Статья в формате PDF 104 KB...
11 11 2020 13:35:30
Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате пространственных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...
10 11 2020 16:45:11
Статья в формате PDF 168 KB...
09 11 2020 12:53:18
Статья в формате PDF 214 KB...
08 11 2020 17:36:21
Статья в формате PDF 111 KB...
07 11 2020 7:41:23
Статья в формате PDF 102 KB...
06 11 2020 22:28:29
Статья в формате PDF 113 KB...
05 11 2020 10:47:51
Статья в формате PDF 132 KB...
04 11 2020 14:22:30
Статья в формате PDF 303 KB...
03 11 2020 1:14:12
Статья в формате PDF 250 KB...
02 11 2020 18:43:59
Статья в формате PDF 103 KB...
01 11 2020 4:56:20
Статья в формате PDF 396 KB...
31 10 2020 15:59:44
Статья в формате PDF 138 KB...
30 10 2020 2:14:45
Статья в формате PDF 250 KB...
29 10 2020 23:24:20
Статья в формате PDF 116 KB...
28 10 2020 18:13:46
Статья в формате PDF 114 KB...
27 10 2020 13:24:52
Статья в формате PDF 145 KB...
26 10 2020 2:31:12
Статья в формате PDF 102 KB...
25 10 2020 20:20:20
Статья в формате PDF 126 KB...
24 10 2020 4:37:28
Статья в формате PDF 122 KB...
23 10 2020 14:50:30
Статья в формате PDF 244 KB...
22 10 2020 6:37:40
Статья в формате PDF 130 KB...
20 10 2020 20:48:13
Статья в формате PDF 250 KB...
19 10 2020 11:24:15
Статья в формате PDF 122 KB...
18 10 2020 16:39:27
Статья в формате PDF 240 KB...
17 10 2020 1:41:24
Получены уравнения конвекции и конвективной диффузии двухкомпонентных смесей в магнитном поле. Исследованы различные частные случаи. Решена задача о конвективном движении смеси вблизи вертикальной пластины, на поверхности которой происходит гетерогенная химическая реакция. Библиогр. 4 назв. ...
16 10 2020 0:31:40
Статья в формате PDF 250 KB...
15 10 2020 16:31:32
Статья в формате PDF 106 KB...
14 10 2020 23:28:59
Статья в формате PDF 295 KB...
13 10 2020 13:10:30
Статья в формате PDF 185 KB...
12 10 2020 22:16:28
Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с В У И. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками В У И. ...
11 10 2020 19:45:33
Статья в формате PDF 126 KB...
10 10 2020 19:56:26
Статья в формате PDF 163 KB...
08 10 2020 8:28:55
Статья в формате PDF 120 KB...
07 10 2020 23:52:19
Статья в формате PDF 127 KB...
06 10 2020 13:39:14
Статья в формате PDF 114 KB...
05 10 2020 22:45:32
Статья в формате PDF 113 KB...
04 10 2020 17:31:37
Статья в формате PDF 84 KB...
03 10 2020 10:12:49
Статья в формате PDF 89 KB...
02 10 2020 8:57:55
Статья в формате PDF 112 KB...
01 10 2020 6:51:33
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::