IT-Reviews    

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ

c78089d0 Источник:
Сиванова О.В. Хмелёв С.С. Орлов С.Б. Умелое использование сокровищницы мировой культуры, достойное место в которой занимают поэтические и художественные произведения М.В. Ломоносова, М.И. Алигер, И.В. Гёте, И.А. Ефремова, К.Г. Паустовского, в педагогической практике обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников. Статья в формате PDF 131 KB

Умелое использование сокровищницы мировой культуры учителем обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников. Если к окончанию школы у выпускника будет сформировано научное мировоззрение, можно с полной уверенностью утверждать, что школу покидает высоконравственная личность, для которой чуждо безнравственное поведение. Более того научное мировоззрение и только оно поможет молодому человеку противостоять тем негативным явлениям, с которыми он встретится в жизни.

Для российского учителя интеллектуальное наследство, оставленное человечеству великим патриотом и гениальным учёным М.В. Ломоносовым, - незаменимый рабочий инструмент педагогической практики. Предопределяя интеграцию научных знаний, он считал: "химия - правая рука физики, математика - её глаза, так как последняя указывает путь к правильному суждению"[7,45]. Пройдёт два столетия и к 200 летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Маргарита Алигер напишет:

О, физика - наука из наук!

Всё впереди!

                        Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трёх сестёр

познания всего в подлунном мире,

тогда лишь будет ум и глаз остёр

и знанье человеческое шире. [1, 99].

М.В. Ломоносов был истинным испытателем природы, он постоянно видел великие и необъяснимые явления природы. Поэт в душе, он приходил в поэтический восторг от тех же явлений, которые с величайшим интересом изучал как натуралист. Вот почему в поэзии М.В. Ломоносова почти нет картин природы, её красок, настроения, но есть явления природы. Изумительным подтверждением этого служат строки из его поэмы "Пётр Великий"

Лишает долгий зной здоровья и ума;

А стужа в севере ничтожит вред сама.

Сам лёд, что кажется толь грозен и ужасен,

от оных лютых бед даст ход нам безопасен [5, 303].

Не менее убедителен фрагмент письма к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову:

Чертоги светлые, блистание металлов

Оставив, на поля спешит Елисавет;

Ты следуешь за ней, любезный мой Шувалов,

Туда, где ей Цейлон и в севере цветёт,

Где хитрость мастерства преодолев природу,

Осенним дням даёт весны прекрасный вид

И принуждает вверьх скакать высоко воду,

Хотя ей тягость вниз и жидкость течь велит [5, 250].

Поэзия М.В. Ломоносова - типичная поэзия естествознания, знакомство с которой расширяет естественнонаучные знания школьников, обогащает интеллект.

Развитию творческих способностей дети во многом обязаны интересу, возникающему у них и поддерживаемому на уроках за счёт фрагментов художественных произведений, авторы которых описывают явления, непосредственно относящиеся к изучаемой теме. Так, при характеристике аллотропного видоизменения углерода - алмаза отрывок из рассказа профессора И.А. Ефремова "Алмазная Труба", не нарушая логические связи излагаемого материала, окажет положительное влияние на приращение естественнонаучного потенциала школьника. "На белом листе рассыпались мелкие кристаллы - столбчатые, призматические, многоугольные - красного, бурого, чёрного, голубого, зелёного цветов. Это были сопутствующие алмазу ильменит, пироксен, оливин и другие стойкие минералы. А среди них, подобно кусочкам стекла и всё же не сходные с ним своим сильным блеском, выделялись мелкие кристаллы алмазов. Здесь были белые, чистой воды камни, были и покрытые шероховатой бурой корочкой. Некоторые кристаллы имели розоватый или зелёный оттенок.

- Вот посмотрите, кроме октаэдров - ромбододекаэдр (двенадцати-гранник, каждая грань которого имеет очертание ромба). - Чурилин отделил спичкой зелёный двенадцатигранник. - Этот вид алмаза отличается необыкновенной даже для этого камня твёрдостью. " [3, 280].

Описанные свойства алмазов обусловлены условиями их образования в земной коре. И об этом профессор И.А. Ефремов не менее увлекательно повествует в романе приключений "Лезвие бритвы". "Берег Скелетов - побережье пустыни Намиб в Юго-Западной Африке. . . . На южном продолжении пустыни Намиб , на побережье Намакваленда, алмазы находятся в огромном количестве. . . .

Берег Скелетов - это край древнего африканского горба земной коры, который беспрерывно поднимается в течение уже миллионов лет. Потому здесь смыты все верхние покровы горных пластов до самых древних пород основания земной коры. Геологи совсем недавно определили возраст этих пород в пять миллиардов лет, то есть он близок к возрасту нашей Галактики. Здесь выпучиваются земные недра, залегающие под гранитной корой, тяжёлые, рассланцованные давлением породы из особой разновидности гранита - эклогиты. Оттуда сквозь трещины пробиваются под гигантским давлением струи раскалённых и сжатых до предела газов, несущие драгоценные алмазы вместе с разрушенными эклогитами. Южно-Африкан-ский древний материк весь пронизан алмазными трубами, как, по-види-мому, и похожий на него древний материк в центре Сибири" [4, 184-186].

Не оставит равнодушными школьников фрагмент из повести К.Г. Паустовского "Золотая роза". "Аквамарин (алюмосиликат бериллия 3BeO . Al2O3 . 6SiO2 авт.) считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но всё своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещён изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнём.

Кажется, если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звёзд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности"[8, 240].

Не оспорим тот факт, что информация, получаемая школьниками из подобных высоко художественных и глубоко научных произведений, закладывает надёжные основы их естественнонаучных способностей. Успешное же развитие этих способностей и интеллекта учащихся происходит при работе с теми литературными произведениями и другими источниками информации, которые ограничиваются лишь описанием явлений, и требуют творческого подхода к их расшифровке.

Ниже приводится отрывок из итогового философского сочинения Иогана Вольфгана Гёте трагедии "Фауст".

Являлся красный лев и был он женихом,

И в тёплой жидкости они его венчали

С прекрасной лилией, и грели их огнём,

И из сосуда их в сосуд перемещали.

И вслед - блиставшую лучами всех цветов

Царицу юную в стекле мы получали:

Целительный напиток был готов.

И стали мы лечить. Удвоились мученья:

Больные гибли все без исключенья,

А выздоравливал ли кто,

Спросить не думали про то.

Вот наши подвиги леченья!

Средь этих гор губили мы

Страшней губительной чумы! [2, 38]

Расшифровка превращений, описанных таким иносказательным языком с применением таинственных обозначений, требует глубоких знаний, творческого подхода и нередко фантазии. Можно предложить следующие интерпретации описанных превращений.

Версия 1. Красный лев - это сера. Прекрасная лилия - это ртуть. Сера непосредственно реагирует со ртутью

Hg + S ⇒ HgS.

Сульфид ртути взаимодействует с царской водкой при нагревании

3HgS + 8HNO3 + 6HCl ⇒ 3HgCl2 + 3H2SO4 + 8NO­↑ + 4H2O.

Версия 2. Красный лев - это или сульфид ртути HgS или оксид ртути HgO (и то и другое соединения красного цвета). Тёплая жидкость - это азотная кислота HNO3. Прекрасная лилия - это кристаллы хлорида натрия NaCl.

Взаимодействие смеси с азотной кислотой при нагревании может быть описано либо уравнением

3HgS + 8HNO3 + 6NaCl ⇒ 3HgCl2 + 3Na2SO4 + 8NO↑­ + 4H2O,

либо уравнением

HgО + 2HNO3 + 2NaCl ⇒ HgCl2 + 2NaNO3 + H2O

Можно предположить, что, переливая из сосуда в сосуд, алхимики освобождались от побочных продуктов, чтобы получить целительный напиток - сулему HgCl2. Конечно же, больные гибли, так как сулема - сильно действующее ядовитое вещество, хотя оно и применяется для лечения ряда заболеваний. Но возможно, что алхимики не могли ещё знать точную дозировку этого лекарства, поэтому больные гибли все без исключения.

Предлагая учащимся поработать над расшифровкой подобных описанному превращений, учитель оказывает благотворное влияние на развитие их воображения, на способность выдвигать оригинальные идеи, активизирует у учащихся творческую деятельность.

Ключевой составляющей системы развития естественнонаучного потенциала школьников продолжает оставаться приобщение одарённых детей к решению нестандартных оригинальных задач высокого уровня.

Среди подобных задач наиболее продуктивными следует признать задачи, содержащие элемент обучения уже в условии. Например,

Задача 1. В "Основах химии" Д.И. Менделеева [6, 291] находим следующее о минерале азурите: ". . . встречается часто медная синь или лазурь, которая заключает те же элементы, как и малахит . . .".

Определите состав азурита, если известно, что при нагревании выше 300 0С он разлагается, образуя чёрный порошок и теряя в массе 30,8 % . Последующее прокаливание чёрного порошка в токе водорода приводит к потере 20,1 % (масс.) и превращению его в красно-розовый порошок. Приведите химическое уравнение реакции взаимодействия азурита с избытком серной кислоты.

Решение. Исходя из данных условия задачи о наличии в составе азурита тех же элементов, что и в составе малахита, можно предположить, что его термическое разложение описывается следующим химическим уравнением:

1 моль [63,5 x + 17y + 60 (x - y/2)] г    y/2 моль (18 . y/2)г (x-y/2) моль [44 . (x-y/2)] г

При термическом разложении 1 моль азурита он теряет

[18 . y/2 + 44 . (x-y/2)] г, что составляет 30,8 % от его молярной массы, то есть

[63,5 x + 17y + 60 (x - y/2)] . 0,308 = 18 . y/2 + 44 . (x-y/2).

Преобразовав данное математическое уравнение, получим:

(123,5 x - 13 y) . 0,308 = 44 x - 13 y; 6 x = 9 y; x : y = 3 : 2.

Тогда состав азурита: Cu3(OH)2(CO3)2 или Cu(OH)2 . 2 CuCO3 .

Восстановление оксида меди (II) в токе водорода описывается следующим химическим уравнением:

При восстановлении 1 моль CuO в токе водорода происходит потеря (18 - 2) г кислорода, что, согласно условию задачи, составляет 20,1% от молярной массы оксида. Действительно, 79,5 . 0,201 = 16 г.

Взаимодействие азурита с избытком серной кислоты описывается химическим уравнением:

Cu(OH)2 . 2 CuCO3 + 3 H2SO4 ⇒ 3 CuSO4 + 2 СО2­↑ + 4 H2O .

Задача 2. В романе Ж. Верна "Таинственный остров" описано, как в 1865 году во время гражданской войны Севера и Юга в США пятерых беглецов из осаждённого Ричмонда ураган унёс на воздушном шаре и забросил на затерянный в океане остров. В поисках удобного жилища спутники оказались в карстовых пещерах с причудливо свисающими с потолка и верхней части стен сталактитами, натёчными минеральными образованиями, возникающими в результате просачивания природных вод через трещины в сводах пещеры, образования насыщенного раствора солей, содержащихся в растворимых горных породах, и его последующей кристаллизации.

Оцените элементный состав сталактитов. Назовите соль, извлекаемую из горных пород подземными водами. Почему условия карстовых пещер благоприятствуют образованию и росту сталактитов? Сколько лет потребуется для достижения сталактитом массы 500 кг, если известно, что скорость просачивания подземных вод -1 капля в час, объём капли - 0,5 мл, а минерализация раствора - 0,01 моль/л ?

Решение. Карстовые пещеры образовывались в горных породах, растворимых в природных водах. С потолка и верхней части стен карстовых пещер свешиваются натёчные минеральные образования (чаще известковые, основной компонент которых имеет состав CaCO3) - сталактиты в виде сосулек, бахромы.

Из горных пород подземными водами извлекается известняк CaCO3 . В присутствии углекислого газа воздуха он растворяется в природных водах, что описывается следующим химическим уравнением:

CaCO3 + H2O + CO2 ⇔ Ca(HCO3)2 .

При обычной температуре в процессе испарения раствора, содержащего Ca(HCO3)2, осаждается CaCO3. Этот процесс лежит в основе образования сталактитов и их роста.

Используя приведённое в условии задачи значение минерализации раствора и полагая, что она обусловлена карбонатом кальция CaCO3, можно рассчитать массу его в 1 л раствора:

m(CaCO3) = М(CaCO3) . ν(CaCO3)=100 г/моль .0,01моль = 1 г .

Тогда масса сталактита, данная в условии задачи, будет содержаться в растворе, объём которого V(раствора) = 500 . 10 3 л.

Воспользовавшись данными условия задачи, можно рассчитать число капель в этом объёме раствора:

и время, необходимое для натекания этого числа капель:

                       

Задача 3. "Азотносеребряная соль AgNO3 , известная в практике под именем ляписа (lapis infernalis), получается растворением в азотной кислоте металлического серебра. Если для растворения взято нечистое серебро, то в растворе получается смесь азотномедной и азотносеребряной солей. Если такую смесь испарить досуха, а затем остаток осторожно сплавить до температуры начала каления, то вся азотномедная соль разлагается, а большинство азотносеребряной соли не изменяется. Обрабатывая сплавленную массу водой, извлекают эту последнюю, тогда как окись меди остаётся нерастворимою"[6, 303-304].

Напишите химические уравнения реакций, происходящих при растворении "нечистого серебра" в азотной кислоте и при осторожном сплавлении (изменением нитрата серебра пренебречь) до температуры начала разложения сухого остатка, образовавшегося при испарении смеси; определите массовую долю (%) серебра в образце "нечистого серебра", если при растворении 2,00 г "нечистого серебра" масса остатка после разложения равна 3,07 г; определите массу осадка, образующегося при добавлении избытка раствора хлорида натрия к раствору, полученному растворением 2,00 г "нечистого серебра" в азотной кислоте.

Решение. Превращения, описанные в условии задачи, могут быть представлены в виде следующих химических уравнений:

Пусть масса серебра в образце - х г, тогда масса меди в образце - (2 -х) г.

Как следует из химического уравнения (1),

ν(AgNO3) = ν(Ag) = х г /108 г/моль = х /108 моль,

а m(AgNO3) = М(AgNO3) . ν(AgNO3) = 170 г/моль . х /108 моль = 170х /108 г.

Как следует из химических уравнений (2) и (3),

ν(CuO) = ν(Cu) = (2 -х) г / 64 г/моль = (2 -х)/64 моль,

а m(CuO) = М(CuO) . ν(CuO) = 80 г/моль . (2 -х)/64 моль = 80 . (2 -х)/64 г.

Воспользовавшись данными условия задачи, можно составить уравнение: m(AgNO3) + m(CuO) = 3,07 г. Подставив в него выражения для m(AgNO3) и m(CuO) и решив относительно х, получим: х = 1,76. Следовательно, масса серебра в образце m(Ag) =1,76 г, а его массовая доля ω(Ag) = 1,76 г . 100 % / 2,00 г = 88 % .

Как следует из химического уравнения (4),

ν(AgCl) = ν(AgNO3) = 1,76 г / 108 г/моль = 0,0163 моль;

а m(AgCl) = M(AgCl) . ν(AgCl) = 143 г/моль . 0,0163 моль = 2,33 г.

Задача 4. Древние индейцы Южной Америки использовали для извлечения золота из золотоносных пород нагревание их с влажной смесью чилийской селитры, поваренной соли и алюмокалиевых квасцов. Алхимиками был предложен более простой способ перевода золота в раствор, основанный фактически на тех же химических превращениях.

Напишите химическое уравнение реакции растворения золота по методу алхимиков. Объясните, используя ионные уравнения, процессы, протекающие при растворении золота по рецепту индейцев.

Решение. Для растворения золота алхимики предложили использовать "царскую водку" - смесь концентрированных соляной и азотной кислот. Протекающее при этом взаимодействие описывается следующим химическим уравнением:

Au + HNO3 + 4 HCl ⇒ H[AuCl4] + NO­↑ + 2 H2O

(окислительный потенциал образования однозарядного комплексного аниона [AuCl4]- меньше потенциала образования иона Au3+). В ионной форме это уравнение имеет вид:

Au + NO3- + 4 Cl- + 4 H + ⇒ [AuCl4]- + NO­↑ + 2H2O.

Растворение золота протекает в сильно кислой среде при одновременном присутствии нитрат- (окислитель) и хлорид- (комплексообразователь) ионов.

По рецепту древних индейцев при нагревании смеси происходило обезвоживание алюмокалиевых квасцов:

В воде, выделяющейся при нагревании смеси, растворялись квасцы, нитрат натрия (чилийская селитра) и хлорид натрия (поваренная соль). Соль алюминия подвергалась гидролизу, который можно описать следующим химическим уравнением:

Al 3+ + H2O ⇔ Al(OH) 2+ + H+ (H3O+).

Cтепень гидролиза при повышении температуры увеличивалась так же, как и окислительный потенциал системы. Присутствие нитрат-, хлорид-ионов и ионов водорода способствовало растворению золота.

Неоднократное обращение учащихся к учебной и научной литературе при решении нестандартных задач высокого уровня, разочарование, нередко испытываемое от неумения найти правильное решение, формируют у них такие ценные качества личности как наблюдательность, трудолюбие, умение преодолевать растерянность, трудности, интуиция, настойчивость в достижении поставленной цели. Желательно, чтобы путеводной звездой для всех российских детей, накопивших в школьные годы естественнонаучный потенциал, стали вдохновенные слова ратника мировой культуры М.В. Ломоносова

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О. ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать [5, 127]

Литература

  1. Алигер М.И. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. Стихотворения, 1945-1980. М.: Худ. лит-ра, 1985. 511 с.
  2. Гёте И.В. Фауст. Петразаводск: Изд-во "Карелия", 1975. 176 с.
  3. Ефремов И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.1. Рассказы. М.: Современный писатель, 1992. 544 с.
  4. Ефремов И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. Лезвие бритвы. Роман приключений. М.: Современный писатель, 1992. 656 с.
  5. Ломоносов М.В. Избранные произведения. М.-Л.: Советский писатель, 1965. 579 с.
  6. Менделеев Д.И. Основы химии. В 2-х т. Т. 2. М.-Л.: Гос. науч.-техн. изд-во хим. лит-ры, 1947. 707 с.
  7. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михайла Васильевича Ломоносова. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. 238 с..
  8. Паустовский К.Г. Поэтическое излучение. Повести. Рассказы. Письма. М.: Молодая гвардия, 1976. 432 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ «БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА», ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15-ти ЛЕТ)

Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии. ...

01 03 2021 10:39:58

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТА «КОРТЕКСИН» У ПОДРОСТКОВ МЕТОДОМ ИК-СПЕКТРОМЕТРИИ

Малоизученным направлением в диагностике психосоматических заболеваний является исследование физико-химических характеристик крови. Методы, применяемые в диагностике и контроле лечения психосоматических заболеваний в целом, и задержке психического развития в частности ( З П Р), являются достаточно субъективными. Во многом это обусловлено отсутствием однозначных лабораторно-диагностических методов, позволяющих осуществлять диагностику на ранних этапах заболевания. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей И К – спектра сыворотки крови детей подросткового возраста. В качестве субстрата для исследования использовали сыворотку крови больных детей, которую затем подвергали И К-спектроскопии с регистрацией спектров поглощения в области 3500-963 см-1. Исследована сыворотка крови 30 детей с диагнозом З П Р и 30 здоровых, сопоставимых по возрасту и полу. Было проведено сравнение И К-спектра сыворотки крови больных с  З П Р и здоровых доноров. Достоверно выявлена разница показателей инфракрасной спектрометрии в норме и патологии, а так же проверена эффективность применяемой терапии. Таким образом, с помощью И К-спектрометрии установлены особенности спектров сыворотки крови детей подросткового возраста и выявлены отличия в спектре у детей с  З П Р и динамические изменения в процессе лечения, что может использоваться для диагностики данной патологии, а так же для контроля за эффективностью проводимого лечения. ...

27 02 2021 11:34:43

К ВОПРОСУ О ДЕФЛЯЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭРОЗИИ ГУМУСА

Статья в формате PDF 109 KB...

20 02 2021 23:35:50

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ В СЛОЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ «ХИЩНИКЖЕРТВА»

В настоящей работе рассматриваются сложные иерархические системы «хищник -жертва - продуцент». В основу исследования таких систем положены достаточно хорошо известные экспериментальные данные, собранные компанией « Гудзонов залив» за более чем столетний период. На нижнем уровне сложной иерархической системы исследуется влияние солнечного потока на скорость роста продуцентов (деревьев, кустарников и т.д.). Показана возможность стохастических колебаний в многоуровневой системе. Подтверждена ранее высказанная гипотеза о возможности колебаний в системе «жертва -продуцент». Математическая модель описывает широкий спектр процессов и явлений, которые характерны для сложных экологических систем. ...

14 02 2021 7:51:40

ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ В Г. РЯЗАНИ

Статья в формате PDF 269 KB...

12 02 2021 6:16:19

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ

Статья в формате PDF 133 KB...

06 02 2021 17:44:25

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

05 02 2021 15:23:26

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ГЕРОНТОПСИХИАТРИИ

Статья в формате PDF 95 KB...

04 02 2021 17:15:20

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ИЗ СПЛАВОВ АЛЮМИНИЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотракторной техники из алюминиевых сплавов. ...

03 02 2021 10:15:22

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Статья в формате PDF 345 KB...

22 01 2021 12:34:39

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Статья в формате PDF 214 KB...

21 01 2021 4:50:15

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 125 KB...

15 01 2021 13:58:33

ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Статья в формате PDF 118 KB...

14 01 2021 21:11:53

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ

В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. ...

13 01 2021 12:59:17

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ

Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...

02 01 2021 19:55:13

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК САМОУПРАВЛЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Проводился анализ изменений биоэлектрической активности головного мозга и сверхмедленной активности в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах в процессе адаптивного биоуправления с биологической обратной связью по параметрам церебральной гемодинамики и медитации. Осуществлялась регистрация сверхмедленной активности нервной и сердечно-сосудистой систем и локализация биоэлектрической активности нервной системы. Выявлено вовлечение различных мозговых структур в реализацию поведенческих стратегий в группах обучившихся различным видам самоуправления, что говорит о различии механизмов достижения конечного результата. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении кардиореспираторной синхронизации в изменение биоэлектрической активности только при релаксации с помощью адаптивного биоуправления. Осуществлена проверка резонансной гипотезы релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах. ...

28 12 2020 1:46:19

ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН В ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРАХ

Статья в формате PDF 121 KB...

24 12 2020 11:44:20

КРИПТОГРАФИЯ – ОТ ИЗБРАННЫХ К ШИРОКИМ МАССАМ

Статья в формате PDF 114 KB...

23 12 2020 0:32:33

ОТ РЕВОЛЮЦИЙ К ЗДОРОВОМУ СНОБИЗМУ

Статья в формате PDF 135 KB...

18 12 2020 14:42:53

МИГРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ЧЕРЕЗ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Статья в формате PDF 110 KB...

16 12 2020 22:48:22

ЭМОТИВНЫЙ КОНЦЕПТ «ОБИДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье на основе материала « Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охарактеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...

15 12 2020 5:52:43

КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ

Статья в формате PDF 339 KB...

12 12 2020 6:13:39

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья в формате PDF 110 KB...

08 12 2020 22:35:27

CHYTRIDIOMYCOSIS У ЛИЧИНОК RANA ARVALIS NILSSON НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

На основании диагностических признаков приводятся доказательства, указывающие на то, что Chytridiomycosis существует в популяциях Rana arvalis на Среднем Урале. Показана методика обнаружения заболевания по аномалиям ротового аппарата личинок и отслеживания динамики частоты встречаемости его в популяции. В экстремальных условиях инфекция поражает ослабленных и ведет к их выбраковке, что приводит к ускорению адаптации популяции в целом в быстро изменяемой среде. ...

06 12 2020 4:38:40

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГРОХОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИНАМИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

В статье даны практические рекомендации для проектирования вибратора грохота, который по технологическим соображениям был переведён в режим работы с повышенной частотой вращения и уменьшенной амплитудой. Разработана динамическая схема грохота и предложен алгоритм решения дифференциального уравнения. Короб грохота рассматривался как одномассная система с элементами переменной жесткости опор короба, что позволило определить требуемую возмущающую силу вибратора и величину статического момента массы дебалансов при заданных кинематических параметрах. На основе полученных результатов разработана рациональная конструкция дебалансов. ...

05 12 2020 6:20:52

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ

Статья в формате PDF 111 KB...

03 12 2020 0:52:57

Арт-объект как специфичная художественная форма

Статья в формате PDF 314 KB...

30 11 2020 19:39:54

КЛЕТКИ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 140 KB...

29 11 2020 17:27:19

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...

25 11 2020 15:23:27

АВЕРЬЯНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Статья в формате PDF 82 KB...

05 11 2020 20:26:58

ПОЛИАРИЛАТЫ С ПОВЫШЕННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

Статья в формате PDF 109 KB...

02 11 2020 22:57:22

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 100 KB...

31 10 2020 15:49:47

ВЫВОД УРАВНЕНИЙ МАКСВЕЛЛА ИЗ ФУНКЦИИ СОСТОЯНИЯ. ЗАРЯДОВАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ И ЕЁ СВЯЗЬ С ЗАКОНОМ СОХРАНЕНИЯ ЗАРЯДА

На основе введённых функций состояния для электромагнитного поля и зарядовой функции состояния для частиц выведена полная система уравнений Максвелла для электродинамики. Показано, что закон сохранения зарядов есть следствие существования этой функции. Показано также, что в вакууме электромагнитное поле отсутствует, что подтверждает справедливость теории дальнодействия. ...

25 10 2020 8:25:47

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 119 KB...

24 10 2020 19:27:12

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья в формате PDF 102 KB...

06 10 2020 4:21:19

СТОЙКОСТЬ ПРОМЫШЛЕННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья в формате PDF 102 KB...

03 10 2020 14:23:58

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!