СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ С ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Философский анализ процесса общения эталонного зрителя с образцовым произведением изобразительного искусства показывает, что на уровне ощущений реципиент имеет дело прежде всего с вещной картинной поверхностью, доступной органам чувств. В этом случае зритель может быть квалифицирован как наблюдатель некоего искусственного и искусно созданного физического предмета в виде объективно существующих сгустков краски картинной плоскости, рожденных в итоге процессуального игрового диалога художника с материалом искусства. Для наблюдателя художественное произведение - простая вещь, обладающая определенными свойствами и существующая вместе с реципиентом в реальности, понимаемой как наличное, ограниченное бытие в форме предметов, качеств, дискретных индивидов. Непосредственно видимое наблюдателем на картинной поверхности характеризуется достоверностью, т.е. соответствием содержания ощущений данным эмпирических объектов.
Живописная поверхность, составленная из совокупности красочных элементарных пятен-цветоформ, есть целостная система знако-предметов, служащих замещению, предоставлению других предметов (свойств или отношений) и используемых для хранения и передачи сообщения. Искушающая суть знаков заключается в присущей им двусторонней структуре, т.е. в нерасторжимом единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Задача красочной поверхности - демонстрация изображенного и выраженного в картине. Знаки живописной поверхности вне общения с реципиентом мертвы, выступая лишь материальной стороной потенциально возможного художественного образа. Для оживления и раскрытия значения знаков требуется специальный игровой диалог красочных пятен со зрителем, т.е. форма человеческо-нечеловеческих действий и взаимодействий, в которой как наблюдатель, так и цветоформы вышли бы за рамки своих профанных функций, попав тем самым в искусственный мир масок художественной игры, тайна которой заключается в искусности превращения.
Игр в одиночку не бывает. Для наблюдателя, надевающего в игровом пространстве апперцепции маску зрителя, тем, с кем он поведет игру, становится красочная поверхность, обретающая в игре маску живописной картины. В период зачина умозрительной игры с живописным произведением красочная поверхность, приоткрывая свою тайну перед зрителем, есть не что иное, как набор знаков-индексов. Подобно пальцам руки, что способны указать на тот или иной объект, знаки-индексы метят свою смежность в иллюзорном пространстве картины. И тогда не хаос индексных меток предстает перед зрителем-игроком, а тонко продуманное знаковое единство, режиссура и правила которого впечатаны в красочные элементарные ячейки, формы и фон поверхности произведения. Реально-вещный фон живописной поверхности превращается для зрителя в иллюзорное художественное пространство, а красочные формы, обретая цвет, трансформируются в пластические тела, погруженные в резервуар изображенной среды.
Как только соблазнение иллюзорным в живописной картине случилось, знаковые тела поверхности произведения, заражая и испытывая умозрение зрителя-игрока, тут же меняют свои значения, гутируя из знаков-индексов-указателей в иконические знаки, несущие в себе «принцип подобия» и призванные раскрыть картинную образность художественного текста.
Для партнеров умозрительной игры, соблазненных возможностью идеального отношения, мир реальности превращается в мир действительности как единство творящего и сотворенного, действия и результата, существенного и вещественного, идеи и вещи, идеального и реального. В мире действительности оба члена игрового диалога становятся сотворцами художественного o6paзa. Художественный образ приобретает качество наглядности, когда зритель, используя язык системы знаков картинной плоскости, совершает внутренние речевые действия и субъективно экстраполирует полученное знание на сверхчувственную реальность, занимаясь смыслообразованием. В художественном образе как новом качестве (эмердженте) сливаются воедино, с одной стороны, «картинность» самого внешнего предмета искусства (как отдельной материальной вещи) с продуктами умозрения зрителя, а с другой - объективно-выразительный искус знака - с субъективной обозначающей способностью человека. Получается, что художественный образ есть эмерджент, в котором всегда ´присутствуют два слившихся и отождествившихся содержания играющих сторон. Художественный образ предстает не просто как отношение какой-либо одной стороны игрового диалога к другой, а взаимоотношение человеческого и нечеловеческого, понимаемое не в духе банальной теории отражения, а в духе гегелевской теории рефлексии.
Пропорция и гармония сущностей зрителя и живописной картины в их конкретном идеальном тождестве может быть различной, В зависимости от доминирования в деятельностных установках зрителя случается либо преобладание чувственно явленной сути произведения искусства, либо, наоборот, онтологизированных образов сущности самого человека-зрителя. Однако важно, что зритель в ходе художественной игры, постигая значения и смыслы знаков вещной поверхности картины, незаметно осваивает не только внешнюю сторону диалога, но и качество собственной сущности.
Сюжетный художественный образ, формируясь и развиваясь, рано или поздно сам становится виртуальным объектом пристального внимания реципиента, перенося интерес игрового диалога из сферы «зритель - вещная картинная поверхность» в сферу «зритель - художественный образ». Заражая и испытывая партнеров, процесс игры входит в новый этап, направленный на освоение как причин чувственного многообразия художественного образа, так и глубинных причин тяги зрителя к игре с произведением искусства, что приводит к новому изменению значения знаков картинной плоскости. Теперь важную роль начинают играть не столько индексные или иконические значения и смыслы знаков, сколько знаки-символы, суть которых, согласно древнегреческому определению, быть разделением единого и единением двойственности.
Постижение символики знаков художественного текста неминуемо переводит партнеров художественной игры из мира действительности в состояние кажимости бытия, т.е. иллюзию мира абсолютной полноты, в которой все возможные противоположности - духа и материи, реального и идеального - сняты, совпадают и образуют конкретное единство.
Искус символизации предполагает погружение зрителя в сущность первопричины, заставившей художника когда-то взяться за мучительное рождение картины. А сущность эта, не зависимо от жанра, сюжета, темы или названия произведения, - в извечной жажде мастеров искусства, преодолевая противоречие между всеобщим и единичным, сконструировать в чувственно доступном виде некий предельно целостный ковчег-модель, который в случае игры с ним способен вызвать у зрителя доверие, возможность встречи и слияния с абсолютностью бытия как «истины».
Можно сказать, что зритель, осваивая художественный объект, идет в направлении, обратном направлению художника, создавшего живописную картину. Если автор творения, вступая в игру с материалом искусства при создании «произведения», движется от досознательной потребности «изведения», «извлечения», «явления» некоего исконного, начального, предкового «про» или «пра» как пращурного, древнейшего представления об Абсолюте к овеществлению этого идеала-идеи, то зритель - наоборот. Вступая в игру с красочной поверхностью по отрежессированной художником колее, он устремляется через дебри индексных, иконических и символических значений знаков картинной плоскости к постижению той максимальной целостности основы мира, которую художнику в меру его таланта удалось выразить, обогащая и преображая при этом свое мироотношение. Однако тяга к игре у художника и реципиента одна - глубинная вера в обретение человеком полноты совершенства.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 125 KB...
21 01 2021 15:17:31
Статья в формате PDF 220 KB...
20 01 2021 22:16:41
Статья в формате PDF 102 KB...
19 01 2021 17:37:52
Статья в формате PDF 129 KB...
18 01 2021 5:41:41
Статья в формате PDF 137 KB...
17 01 2021 21:23:44
Статья в формате PDF 106 KB...
16 01 2021 11:30:50
В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...
14 01 2021 23:24:30
Статья в формате PDF 303 KB...
13 01 2021 14:48:21
Статья в формате PDF 305 KB...
12 01 2021 17:14:25
На основании результатов комплексного клинико- инструментального обследования 390 детей в возрасте от 5 до 15 лет, проживающих в г. Красноярске, была изучена зависимость клинического течения нарушений сердечного ритма и проводимости от выраженности и формы малых аномалий развития сердца. Установлены основные эхокардиографические параметры и прогностические критерии развития гемодинамических нарушений у детей с аритмиями. ...
11 01 2021 20:45:16
Статья в формате PDF 111 KB...
10 01 2021 8:28:40
Статья в формате PDF 124 KB...
09 01 2021 23:52:49
Статья в формате PDF 295 KB...
08 01 2021 13:37:16
Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...
07 01 2021 3:20:43
Статья в формате PDF 120 KB...
05 01 2021 5:24:49
Статья в формате PDF 236 KB...
04 01 2021 11:49:34
Статья в формате PDF 88 KB...
03 01 2021 23:32:38
Статья в формате PDF 124 KB...
01 01 2021 12:51:54
Статья в формате PDF 100 KB...
31 12 2020 10:48:49
Статья в формате PDF 327 KB...
30 12 2020 1:21:20
Статья в формате PDF 278 KB...
29 12 2020 12:50:20
Статья в формате PDF 109 KB...
28 12 2020 7:16:57
Статья в формате PDF 254 KB...
27 12 2020 4:19:59
Статья в формате PDF 115 KB...
25 12 2020 2:34:41
Статья в формате PDF 121 KB...
24 12 2020 7:51:46
Статья в формате PDF 87 KB...
23 12 2020 13:39:35
Статья в формате PDF 116 KB...
21 12 2020 12:49:20
Статья в формате PDF 120 KB...
20 12 2020 6:52:37
Статья в формате PDF 254 KB...
19 12 2020 0:37:24
Статья в формате PDF 120 KB...
18 12 2020 3:50:49
Статья в формате PDF 177 KB...
17 12 2020 4:40:31
Статья в формате PDF 274 KB...
16 12 2020 15:39:59
Статья в формате PDF 349 KB...
15 12 2020 9:30:11
Статья в формате PDF 101 KB...
14 12 2020 2:38:45
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы модернизации реального сектора экономики России. Исследуются факторы и условия, доказывающие необходимость коренных преобразований в базовых отраслях общественного производства. Раскрываются особенности функционирования реального сектора экономики в рыночных условиях современной социально-экономической системы России. Показывается роль научно-технического прогресса в формировании инновационной модели воспроизводства. Обоснована необходимость проведения действенной государственной промышленной и инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы; создания системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры. ...
13 12 2020 5:13:19
В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпанальной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гуморальные звенья иммунной системы. ...
12 12 2020 20:50:10
Статья в формате PDF 123 KB...
11 12 2020 22:35:40
Статья в формате PDF 329 KB...
10 12 2020 7:51:36
Статья в формате PDF 124 KB...
08 12 2020 11:22:30
Статья в формате PDF 111 KB...
07 12 2020 2:26:21
Статья в формате PDF 142 KB...
06 12 2020 12:17:28
Статья в формате PDF 109 KB...
04 12 2020 9:47:25
Статья в формате PDF 112 KB...
03 12 2020 4:56:59
Статья в формате PDF 103 KB...
02 12 2020 11:13:37
Статья в формате PDF 113 KB...
01 12 2020 8:48:19
Статья в формате PDF 111 KB...
30 11 2020 12:35:36
Статья в формате PDF 120 KB...
29 11 2020 12:43:17
Статья в формате PDF 304 KB...
28 11 2020 5:22:50
Статья в формате PDF 132 KB...
26 11 2020 2:18:37
Статья в формате PDF 132 KB...
24 11 2020 4:58:17
Статья в формате PDF 108 KB...
22 11 2020 14:49:22
Статья в формате PDF 131 KB...
21 11 2020 3:31:12
Статья в формате PDF 113 KB...
20 11 2020 15:32:12
Статья в формате PDF 92 KB...
19 11 2020 4:16:12
Статья в формате PDF 498 KB...
18 11 2020 1:59:34
Статья в формате PDF 125 KB...
17 11 2020 13:13:23
Статья в формате PDF 115 KB...
16 11 2020 0:38:25
Статья в формате PDF 329 KB...
15 11 2020 7:55:15
Статья в формате PDF 104 KB...
14 11 2020 3:39:18
Статья в формате PDF 255 KB...
13 11 2020 8:22:40
Статья в формате PDF 104 KB...
12 11 2020 7:29:24
Статья в формате PDF 117 KB...
11 11 2020 19:42:43
Статья в формате PDF 124 KB...
10 11 2020 23:59:53
Статья в формате PDF 143 KB...
09 11 2020 3:29:55
Статья в формате PDF 222 KB...
08 11 2020 14:46:18
Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии. ...
07 11 2020 21:29:47
В миниобзоре приведены современные тренды изучения роли окислительного стресса в патогенезе хронической обструктивной болезни легких ( Х О Б Л). Показано, что развитие окислительного стресса происходит синхронно с дисбалансом в системе протеазы/антипротеазы и взаимосвязано с нарушением обмена железа. Приведены данные, демонстрирующие нарушение регуляции антиоксидантной защиты при Х О Б Л. Показана взаимосвязь между развитием окислительного стресса и воспалением. Обсуждается гипотеза о взаимосвязи окислительного стресса, хронического воспаления и старения в механизме патогенеза Х О Б Л. ...
06 11 2020 20:17:19
В эксперименте в сравнительном плане, изучено влияние радиационного облучения, ртутной интоксикации и гипотиреоза на систему иммунитета, на активность ферментов обмена пуриновых нуклеотидов: 5’-нуклеотидазы, А М Ф-дезаминазы и аденозиндезаминазы, на активность ферментов антиоксидантной системы: супероксиддисмутазы ( С О Д), глутатионпероксидазы ( Г П О), глутатионредуктазы в ткани печени, почек и в сыворотке крови. Установлены значительные сходства в механизме клеточных и метаболических эффектов радиации, гипотиреоза, ртутной интоксикации. Независимо от ткани и воздействующего на организм фактора (радиация, гипотиреоз, ртутная интоксикация) имеет место однотипные изменения активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы и глутатионредуктазы, что свидетельствует о том, что указанные воздействия являются стрессорными. Изменения в иммунной системе, обнаруженные при ионизирующем излучении, практически однотипны изменениям иммунитета при гипотиреозе. При ртутной интоксикации в отличие от гипотиреоза и радиации имеет место снижение уровня В-лимфоцитов, что в какой-то мере объясняется особенностями эффектов ртутной интоксикации на систему иммунитета и ферменты метаболизма пуриновых нуклеотидов. В определенной степени эти различия можно объяснить разной степенью становления защитных механизмов и степенью целостности регуляторной функции адрено-тиреоидной системы. ...
05 11 2020 2:54:47
Статья в формате PDF 110 KB...
04 11 2020 7:46:46
Статья в формате PDF 257 KB...
03 11 2020 16:30:13
Статья в формате PDF 254 KB...
02 11 2020 3:12:57
Статья в формате PDF 167 KB...
31 10 2020 6:28:26
Статья в формате PDF 251 KB...
30 10 2020 2:12:22
После 30 дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %. ...
29 10 2020 11:58:31
Статья в формате PDF 111 KB...
28 10 2020 3:43:32
Статья в формате PDF 100 KB...
27 10 2020 21:56:41
Статья в формате PDF 312 KB...
26 10 2020 10:13:21
Статья в формате PDF 134 KB...
25 10 2020 19:18:42
Статья в формате PDF 162 KB...
23 10 2020 22:50:44
Статья в формате PDF 172 KB...
22 10 2020 8:35:31
1. Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2. Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3. Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...
21 10 2020 0:56:16
Статья в формате PDF 114 KB...
20 10 2020 17:41:46
Статья в формате PDF 128 KB...
19 10 2020 6:53:21
Статья в формате PDF 120 KB...
17 10 2020 23:51:33
Статья в формате PDF 290 KB...
16 10 2020 14:46:47
Статья в формате PDF 112 KB...
15 10 2020 10:49:50
Статья в формате PDF 119 KB...
14 10 2020 7:37:41
Статья в формате PDF 106 KB...
12 10 2020 7:27:34
Статья в формате PDF 101 KB...
11 10 2020 0:30:39
Статья в формате PDF 352 KB...
10 10 2020 10:44:43
Статья в формате PDF 105 KB...
09 10 2020 14:49:55
Статья в формате PDF 495 KB...
08 10 2020 18:18:13
Статья в формате PDF 223 KB...
07 10 2020 0:24:25
Статья в формате PDF 87 KB...
06 10 2020 9:15:35
Статья в формате PDF 90 KB...
05 10 2020 13:17:42
Статья в формате PDF 124 KB...
04 10 2020 19:31:13
Статья в формате PDF 108 KB...
02 10 2020 18:18:20
Статья в формате PDF 114 KB...
01 10 2020 20:38:55
Статья в формате PDF 115 KB...
30 09 2020 20:22:54
Статья в формате PDF 217 KB...
29 09 2020 0:23:21
Статья в формате PDF 98 KB...
28 09 2020 18:48:59
Статья в формате PDF 127 KB...
27 09 2020 3:58:30
Статья в формате PDF 131 KB...
26 09 2020 2:24:36
Статья в формате PDF 132 KB...
25 09 2020 4:23:10
Статья в формате PDF 112 KB...
24 09 2020 13:30:55
Статья в формате PDF 116 KB...
23 09 2020 3:55:59
Статья в формате PDF 103 KB...
22 09 2020 3:20:43
Статья в формате PDF 127 KB...
21 09 2020 15:45:41
Статья в формате PDF 263 KB...
20 09 2020 7:28:24
Статья в формате PDF 175 KB...
18 09 2020 13:25:38
Статья в формате PDF 273 KB...
17 09 2020 23:38:28
Статья в формате PDF 138 KB...
16 09 2020 6:53:48
Статья в формате PDF 126 KB...
15 09 2020 7:18:36
Статья в формате PDF 140 KB...
14 09 2020 2:16:47
Статья в формате PDF 134 KB...
13 09 2020 14:49:10
Статья в формате PDF 95 KB...
12 09 2020 5:51:19
Представлена система управления в формализованном виде, что облегчает анализ свойств системы, позволяет намечать пути ее совершенствования. ...
11 09 2020 1:55:12
Статья в формате PDF 147 KB...
10 09 2020 18:19:21
Статья в формате PDF 119 KB...
09 09 2020 13:40:19
Двенадцатиперстная кишка у морской свинки имеет полукольцевидную форму и четыре части (луковица, краниальная, нисходящая и каудальная), в отличие от человека и белой крысы, очень сильно вытянута и согнута с образованием двух V-образных петель. ...
08 09 2020 13:45:41
Статья в формате PDF 163 KB...
07 09 2020 21:40:54
Статья в формате PDF 104 KB...
06 09 2020 22:27:12
Статья в формате PDF 126 KB...
04 09 2020 10:27:33
Статья в формате PDF 252 KB...
03 09 2020 9:59:21
Статья в формате PDF 147 KB...
02 09 2020 10:19:29
Статья в формате PDF 114 KB...
01 09 2020 19:13:37
Статья в формате PDF 112 KB...
31 08 2020 21:23:28
Статья в формате PDF 114 KB...
30 08 2020 8:17:19
Статья в формате PDF 93 KB...
29 08 2020 19:58:19
Статья в формате PDF 96 KB...
28 08 2020 19:22:33
Статья в формате PDF 302 KB...
27 08 2020 20:55:29
Статья в формате PDF 124 KB...
26 08 2020 5:25:20
Статья в формате PDF 295 KB...
25 08 2020 1:37:21
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::