IT-Reviews    

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Полещук Л.Г. Статья в формате PDF 124 KB

Каким должно быть образовательное пространство в политехническом вузе? Должно ли содержание гуманитарных курсов быть научным? К примеру, какую психологию и как преподавать будущим инженерам? Конечно, инженерную. Тем более, названная отрасль психологического знания прочно укрепляет свои позиции. Однако ответ не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд, и нуждается в концептуальных ориентирах, определить которые может только философия образования.

Вопрос о содержании психологического знания, и гуманитарного в целом, преподаваемого в высшей школе, неизбежен в лекционных аудиториях самой разнообразной специализации [1], [2 и пр.]. Одна из дискутируемых тем - избыточность научности содержания учебных курсов: ...наука переходит в разряд житейских вещей...; она перестает удивлять и в этом причина повсеместного падения интереса у молодых людей к науке» [1, с. 89]. Должна ли психология, как любая уважающая себя наука, и другие дисциплины гуманитарного цикла, ограничиваться технологическим уровнем? Во-первых, в процессе защиты, прежде всего, научности содержания учебных курсов психологии, зачастую игнорируется ситуация системного кризиса современной цивилизации, заявившая себя в социальной сфере. Между тем, проявившийся кризис предполагает разработку адекватных методов решения проблем, с которыми ежедневно сталкивается человек как субъект своих целостных отношений. Потому, «оперативная ориентировка в психологических составляющих ситуации - тоже производство психологического знания, обслуживающего и регулирующего решение возникшей задачи» [2, с. 58]. Именно необходимость ее решения определяет растущий интерес к психологии людей самой разной профессиональной направленности: психологические ребусы в межличностных и деловых отношениях повсеместны, и навыки психологического наблюдения, психологической беседы важны специалистам любой области. Во-вторых, поскольку психический инструментарий обыденной жизни усваивается контекстно, то «стиль научного мышления, представляя собой ценный и нужный инструмент сегодняшней повседневной жизни, может вырабатываться ... только в сопряженности научного знания с миром человеческих потребностей;...это знание должно находить свои градации полезности»
[1, c. 89]. Действительно, как показывают опросы студентов различных вузов, для них в психологических знаниях в первую очередь интересен именно прагматический аспект [3]. Поэтому названный П.Я. Гальпериным предмет психологии: «ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий» [4, с. 34] - настоятельное требование к содержанию учебных курсов и учебных пособий сегодня. Это не значит, что классические теоретические положения не должны быть включены в арсенал изложения. Однако, они лишь одно из средств анализа комплексных практических проблем. Особенность этого анализа - отсутствие готовых решений. Освоение именно этой истины способствует последующей оптимизации адаптационных способностей любого специалиста.

Итак, конкретная социокультурная ситуация, жестко требующая прагматизации научных знаний, функционирующих в социальной сфере, и, в связи с этим, пересмотра всего арсенала гуманитарных наук, позволяет понять, что источник нового знания лежит «прежде всего в реальном пространстве осмысления и проектирования того, что возможно и целесообразно... Именно поэтому принцип историзма, ...принцип практического преобразования в сфере человеческой реальности оказываются сегодня главными»
[5, с. 49-50]. Названная методологическая позиция определяет в основе архитектуры учебных курсов и пособий для студентов технических вузов использование исторической ретроспекции при исследовании каждого из заявленных вопросов содержания. Так, психология когда-то «начала с разрыва с философией, этикой, теологией. ...Сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности» [6, с. 17] - такова в самом общем виде история развития психологии. В нашем случае (и это вполне отвечает восприятию инженера) при изучении предлагаемых тем прилагаются усилия, чтобы вначале понять логику собственно психологических механизмов. Затем психологические реалии соотносятся с нравственными императивами. Что касается осмысления студентами технического вуза способов проектирования собственных практических выборов, то учебный курс и разрабатываемые пособия, на наш взгляд, не должны в первую очередь стремиться вооружать изощренными психологическими умениями, требующими громоздкого оснащения из арсенала специалистов-исследователей. Тем более, даже в сознании «определенной части российских психологов...происходит поворот в ориентации: от ...подражания, упования на образцы естественных наук к ориентации на образцы, достижения и ценности гуманитарного восприятия» [6, с. 4]. Задача функциональна - указать на, первый взгляд, «простые», известные, но не становящиеся от этого менее эффективными методы управления ситуацией: личности не следует существовать только ради себя и своего роста, а руководствоваться нравственностью в своем деятельностном выборе. Так «насилие - естественно, добро, альтруизм - искусственны, нужно прилагать большие усилия, чтобы быть добрым. ...Бояться или ненавидеть, стараться подчинить себе другого ... это законы природы» [7, с. 3]. Но вопрос видится в таком аспекте только на первых порах. Терпимость к насилию является психологической характеристикой переходных периодов. Важно помочь будущему инженеру осознать, что жизнь, окружающая нас, со всеми ее плюсами и минусами - не переходное состояние. Это значит что смыслы и ориентиры, которым собираются служить и соответствовать в своей профессиональной деятельности выпускники вузов, должны быть нравственными.

Итак, способно ли научное образование, в частности психологическое, быть полезным сегодняшнему студенту технического вуза и завтрашнему инженеру - вопрос, взывающий к ответственности организаторов образовательного процесса, обязывающий в поисках ответа обратится к идеям философии образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Карпов, А.О. Принципы научного образования / А.О. Карпов // Вопросы философии. - М.: Изд-во РАН, 2004. - №11. - С. 89-102.
  2. Климов, Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / Е.А. Климов // Вопросы психологии. - Москва: Изд-во Школа-Пресс, 1998. - №2. - С. 57-60.
  3. Аракелов, Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г.Г. Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова // Психологическая наука и образование.- М.: Изд-во МГППУ, 2008. - №2. - С. 52-59.
  4. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин; научная ред. А.И. Подольский; авт. вступ. ст. А.И. Подольский; М-во общ. и проф. образования РФ - М. : Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002. - 400 с.
  5. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1996. - №5. - С. 38-50.
  6. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1997. - №5. - С. 3-19.
  7. Губин, В.Д. Русская культура и феномен насилия / В.Д. Губин // Вопросы философии. - М.: Изд-во РАН, 1995. - №5. - С. 3-5.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЯКУТСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Статья в формате PDF 276 KB...

02 12 2019 20:16:43

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 129 KB...

01 12 2019 1:21:15

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Статья в формате PDF 539 KB...

30 11 2019 18:18:16

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Статья в формате PDF 241 KB...

18 11 2019 7:13:35

Перспективы использования электрофизических методов при освоении месторождений минерального сырья

На основе анализа литературных источников показана необходимость создания эффективных методов переработки руд цветных металлов. Описано отрицательное воздействие горнообогатительного производства на окружающую среду. Рассмотрены проблемы освоения месторождений сырья и предложены пути их решения. Приведена схема рационального освоения минеральных ресурсов рудного месторождения с применением разрядноимпульсных методов. Обоснована возможность использования разрядноимпульсных воздействий в обогатительных процессах, что позволит повысить полноту извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. Выделены ограничения применения импульсных методов. Установлено, что разрядноимпульсные методы интенсифицируют избирательное раскрытие минеральных ассоциаций во всем диапазоне исходных классов крупности. Эти методы эффективны в комбинированных схемах переработки труднообогатимых руд сложного состава. Применение комбинированных схем позволит сократить на 10–15 % время измельчения до выхода контрольного класса. ...

16 11 2019 16:50:38

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АППАРАТАХ ЛОТКОВОГО ТИПА

В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках перерабатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...

15 11 2019 19:44:37

АУДИТ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

14 11 2019 23:50:52

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЛИЗИ

Статья в формате PDF 108 KB...

12 11 2019 20:35:22

ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ

Статья в формате PDF 261 KB...

08 11 2019 22:44:18

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КОРОВ И ТЕЛОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРИОТЕРАПИИ И ОЗОНОИРОВАННЫМИ ГОМЕОПАТИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ

Бесплодие является одним из главным заболеванием коров. По причине непригодности к воспроизводству из стад выбывает более половины животных. По этой причине сельскохозяйственные предприятия терпят существенные убытки. В настоящее время в производстве требуются современные методы лечения, которые отличались бы высокой эффективностью, широким спектром действия, низкозатратностью. Авторы считают, что такой инновационной технологией является лечение нарушения воспроизводительной системы коров и телок с использованием метода криотерапии и озонированными гомеопатическими препаратами. ...

07 11 2019 23:50:16

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

Статья в формате PDF 121 KB...

04 11 2019 0:53:36

Изучение эффективности галавтилина у больных рожей

Статья в формате PDF 115 KB...

31 10 2019 1:41:30

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье исследованы некоторые проблемы опережающего антикризисного управления предприятием. ...

26 10 2019 17:41:12

РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Статья в формате PDF 122 KB...

24 10 2019 17:29:19

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА МОДИФИЦИРОВАННОЙ ГЕРТ-СЕТИ

Статья в формате PDF 130 KB...

19 10 2019 6:57:16

ВЛИЯНИЕ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня смертности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...

16 10 2019 20:36:41

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 112 KB...

15 10 2019 23:32:58

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 132 KB...

14 10 2019 5:15:41

АНАЛИЗ ПРОТОКОЛОВ КВАНТОВОЙ КРИПТОГРАФИИ ВВ84 И В92

Статья в формате PDF 151 KB...

07 10 2019 0:56:56

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Статья в формате PDF 115 KB...

27 09 2019 10:35:17

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

Статья в формате PDF 97 KB...

21 09 2019 23:56:28

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Территориальные различия электоральных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электоральной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электоральное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...

20 09 2019 16:41:19

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

19 09 2019 18:27:59

ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Статья в формате PDF 118 KB...

18 09 2019 0:33:28

СУЩНОСТЬ КРИЗИСНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

Статья в формате PDF 295 KB...

11 09 2019 19:15:32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ

Статья в формате PDF 246 KB...

09 09 2019 6:18:49

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

03 09 2019 20:42:47

ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ И ТЕОРИИ ПОЛЯ

В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей  и  электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...

28 08 2019 14:51:10

РАЗБИЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО 3D ПРОСТРАНСТВА НА МОДУЛЯРНЫЕ ЯЧЕЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЫРОЖДЕННЫХ МОДУЛЯРНЫХ СТРУКТУР

Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...

26 08 2019 6:21:53

ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 152 KB...

25 08 2019 16:39:42

МОЛОЧНЫЙ КОКТЕЙЛЬ «ДИАБЕТИЧЕСКИЙ»

Статья в формате PDF 244 KB...

23 08 2019 1:23:21

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

22 08 2019 15:34:59

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА

Статья в формате PDF 91 KB...

03 08 2019 14:37:48

НАШ ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ПОЛИПОЗНЫХ РИНОСИНУСИТОВ

Статья в формате PDF 309 KB...

31 07 2019 12:23:58

КОРЯК ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 358 KB...

28 07 2019 10:46:38

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

Статья в формате PDF 452 KB...

16 07 2019 23:46:34

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ г. КРАСНОЯРСКА

Статья в формате PDF 109 KB...

14 07 2019 23:57:47

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 116 KB...

13 07 2019 1:38:36

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

09 07 2019 20:52:47

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!