IT-Reviews    

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

c78089d0 Источник:
Полещук Л.Г. Статья в формате PDF 124 KB

Каким должно быть образовательное пространство в политехническом вузе? Должно ли содержание гуманитарных курсов быть научным? К примеру, какую психологию и как преподавать будущим инженерам? Конечно, инженерную. Тем более, названная отрасль психологического знания прочно укрепляет свои позиции. Однако ответ не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд, и нуждается в концептуальных ориентирах, определить которые может только философия образования.

Вопрос о содержании психологического знания, и гуманитарного в целом, преподаваемого в высшей школе, неизбежен в лекционных аудиториях самой разнообразной специализации [1], [2 и пр.]. Одна из дискутируемых тем - избыточность научности содержания учебных курсов: ...наука переходит в разряд житейских вещей...; она перестает удивлять и в этом причина повсеместного падения интереса у молодых людей к науке» [1, с. 89]. Должна ли психология, как любая уважающая себя наука, и другие дисциплины гуманитарного цикла, ограничиваться технологическим уровнем? Во-первых, в процессе защиты, прежде всего, научности содержания учебных курсов психологии, зачастую игнорируется ситуация системного кризиса современной цивилизации, заявившая себя в социальной сфере. Между тем, проявившийся кризис предполагает разработку адекватных методов решения проблем, с которыми ежедневно сталкивается человек как субъект своих целостных отношений. Потому, «оперативная ориентировка в психологических составляющих ситуации - тоже производство психологического знания, обслуживающего и регулирующего решение возникшей задачи» [2, с. 58]. Именно необходимость ее решения определяет растущий интерес к психологии людей самой разной профессиональной направленности: психологические ребусы в межличностных и деловых отношениях повсеместны, и навыки психологического наблюдения, психологической беседы важны специалистам любой области. Во-вторых, поскольку психический инструментарий обыденной жизни усваивается контекстно, то «стиль научного мышления, представляя собой ценный и нужный инструмент сегодняшней повседневной жизни, может вырабатываться ... только в сопряженности научного знания с миром человеческих потребностей;...это знание должно находить свои градации полезности»
[1, c. 89]. Действительно, как показывают опросы студентов различных вузов, для них в психологических знаниях в первую очередь интересен именно прагматический аспект [3]. Поэтому названный П.Я. Гальпериным предмет психологии: «ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий» [4, с. 34] - настоятельное требование к содержанию учебных курсов и учебных пособий сегодня. Это не значит, что классические теоретические положения не должны быть включены в арсенал изложения. Однако, они лишь одно из средств анализа комплексных практических проблем. Особенность этого анализа - отсутствие готовых решений. Освоение именно этой истины способствует последующей оптимизации адаптационных способностей любого специалиста.

Итак, конкретная социокультурная ситуация, жестко требующая прагматизации научных знаний, функционирующих в социальной сфере, и, в связи с этим, пересмотра всего арсенала гуманитарных наук, позволяет понять, что источник нового знания лежит «прежде всего в реальном пространстве осмысления и проектирования того, что возможно и целесообразно... Именно поэтому принцип историзма, ...принцип практического преобразования в сфере человеческой реальности оказываются сегодня главными»
[5, с. 49-50]. Названная методологическая позиция определяет в основе архитектуры учебных курсов и пособий для студентов технических вузов использование исторической ретроспекции при исследовании каждого из заявленных вопросов содержания. Так, психология когда-то «начала с разрыва с философией, этикой, теологией. ...Сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности» [6, с. 17] - такова в самом общем виде история развития психологии. В нашем случае (и это вполне отвечает восприятию инженера) при изучении предлагаемых тем прилагаются усилия, чтобы вначале понять логику собственно психологических механизмов. Затем психологические реалии соотносятся с нравственными императивами. Что касается осмысления студентами технического вуза способов проектирования собственных практических выборов, то учебный курс и разрабатываемые пособия, на наш взгляд, не должны в первую очередь стремиться вооружать изощренными психологическими умениями, требующими громоздкого оснащения из арсенала специалистов-исследователей. Тем более, даже в сознании «определенной части российских психологов...происходит поворот в ориентации: от ...подражания, упования на образцы естественных наук к ориентации на образцы, достижения и ценности гуманитарного восприятия» [6, с. 4]. Задача функциональна - указать на, первый взгляд, «простые», известные, но не становящиеся от этого менее эффективными методы управления ситуацией: личности не следует существовать только ради себя и своего роста, а руководствоваться нравственностью в своем деятельностном выборе. Так «насилие - естественно, добро, альтруизм - искусственны, нужно прилагать большие усилия, чтобы быть добрым. ...Бояться или ненавидеть, стараться подчинить себе другого ... это законы природы» [7, с. 3]. Но вопрос видится в таком аспекте только на первых порах. Терпимость к насилию является психологической характеристикой переходных периодов. Важно помочь будущему инженеру осознать, что жизнь, окружающая нас, со всеми ее плюсами и минусами - не переходное состояние. Это значит что смыслы и ориентиры, которым собираются служить и соответствовать в своей профессиональной деятельности выпускники вузов, должны быть нравственными.

Итак, способно ли научное образование, в частности психологическое, быть полезным сегодняшнему студенту технического вуза и завтрашнему инженеру - вопрос, взывающий к ответственности организаторов образовательного процесса, обязывающий в поисках ответа обратится к идеям философии образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Карпов, А.О. Принципы научного образования / А.О. Карпов // Вопросы философии. - М.: Изд-во РАН, 2004. - №11. - С. 89-102.
  2. Климов, Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / Е.А. Климов // Вопросы психологии. - Москва: Изд-во Школа-Пресс, 1998. - №2. - С. 57-60.
  3. Аракелов, Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г.Г. Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова // Психологическая наука и образование.- М.: Изд-во МГППУ, 2008. - №2. - С. 52-59.
  4. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин; научная ред. А.И. Подольский; авт. вступ. ст. А.И. Подольский; М-во общ. и проф. образования РФ - М. : Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002. - 400 с.
  5. Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1996. - №5. - С. 38-50.
  6. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1997. - №5. - С. 3-19.
  7. Губин, В.Д. Русская культура и феномен насилия / В.Д. Губин // Вопросы философии. - М.: Изд-во РАН, 1995. - №5. - С. 3-5.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЖИЗНЬ ЭТО...

« Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут странствовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...

25 10 2020 7:50:20

О ПАМЯТНИКЕ ПРИРОДЫ «КАРАКАНСКИЙ ХРЕБЕТ» В КУЗБАССЕ

Статья в формате PDF 116 KB...

18 10 2020 5:58:35

КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ АНОМАЛИЙ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ С АРИТМИЯМИ

На основании результатов комплексного клинико- инструментального обследования 390 детей в возрасте от 5 до 15 лет, проживающих в г. Красноярске, была изучена зависимость клинического течения нарушений сердечного ритма и проводимости от выраженности и формы малых аномалий развития сердца. Установлены основные эхокардиографические параметры и прогностические критерии развития гемодинамических нарушений у детей с аритмиями. ...

16 10 2020 3:11:31

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...

14 10 2020 4:19:58

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья в формате PDF 168 KB...

10 10 2020 15:31:42

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 119 KB...

01 10 2020 19:45:42

CLAMIDIOSIS AND UREAPLASMOSIS AT MOTHERS AND THE BIRTH OF CHILDREN WITH ILLNESS OF DOWN

Статья в формате PDF 108 KB...

29 09 2020 12:56:38

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 100 KB...

25 09 2020 12:16:17

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались характером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, И М Т, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-месячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 практически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном характере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией характера питания. ...

23 09 2020 12:15:52

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 293 KB...

17 09 2020 21:51:38

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

12 09 2020 13:49:23

Молекулы средней массы плазмы крови при сифилисе

Статья в формате PDF 106 KB...

09 09 2020 3:12:51

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...

03 09 2020 3:51:33

КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА И КИСЛОРОДА В ПРИРОДЕ

Статья в формате PDF 566 KB...

02 09 2020 16:50:27

СТОЛЯРОВ СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 225 KB...

31 08 2020 12:36:44

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 118 KB...

27 08 2020 0:30:21

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕНОСА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЯДА – ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ РАСТВОРОВ ХЛОРОВОДОРОДА В Н-СПИРТАХ

Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328 К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным. ...

19 08 2020 22:43:46

ОПЫТ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Статья в формате PDF 91 KB...

12 08 2020 12:23:55

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. КУРС ЛЕКЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 117 KB...

10 08 2020 21:29:28

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ОНМК СРЕДИ ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Статья в формате PDF 261 KB...

04 08 2020 11:48:44

ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСТОНИЯ У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Статья в формате PDF 125 KB...

24 07 2020 22:33:25

ПОЧВЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ В ЗОНЕ УРАНОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЭЛЬКОНСКОГО ГОРСТА

Установлены специфические особенности микробного населения почв мерзлотных горно-таежных техногенных ландшафтов Эльконского ураново-рудного района на территории Южной Якутии. Такие как высокая численность эколого-трофических групп микроорганизмов (2,0·103–7,6·107 кл/г), сопоставимая с плотностью микробов в лугово-степных почвах Центральной Якутии и особый характер распределения их по профилю почв в зависимости от содержания в них урана. В почве радиоактивно-загрязненного разреза с уменьшением содержания урана до 161 мг/кг наблюдается увеличение численности всех исследованных групп микроорганизмов. В остальных образцах данного разреза с увеличением содержания урана в почве наблюдается исчезновение или спад численности микроорганизмов на 1–2 порядка. В отличие от загрязненного разреза в почве нативного ландшафта численность микроорганизмов остается достаточно высокой по всему почвенному профилю. ...

17 07 2020 9:50:57

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

15 07 2020 21:39:10

Право и долг в самосознании русского народа

Статья в формате PDF 113 KB...

13 07 2020 20:48:53

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

09 07 2020 1:22:33

ВЛИЯНИЕ БИОПРЕПАРАТОВ НА ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПРОДУКТИВНОСТЬ РАННИХ ГИБРИДОВ ОГУРЦА В ПЛЕНОЧНОЙ ТЕПЛИЦЕ

Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...

08 07 2020 7:18:52

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ

Статья в формате PDF 133 KB...

25 06 2020 15:24:43

ПОЦЕЛУЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 109 KB...

24 06 2020 4:40:58

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...

22 06 2020 3:10:53

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 125 KB...

18 06 2020 20:18:15

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

16 06 2020 5:47:46

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В XXI ВЕКЕ

Статья в формате PDF 281 KB...

13 06 2020 5:28:35

РОЛЬ МСФО В РОССИИ

Статья в формате PDF 133 KB...

12 06 2020 2:28:17

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

Статья в формате PDF 379 KB...

08 06 2020 6:56:58

ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

Приводятся результаты исследования восстановления пашен, заброшенных при развитии негативных криогенных процессов и явлений и деформации поверхности. Этот опыт восстановления может использоваться и на долинных сельскохозяйственных угодьях, где распространены близкозалегающие подземные льды, вызывающие деформацию поверхности при мелиоративных воздействиях. ...

05 06 2020 20:37:56

ГЕНОФОНД АБОРИГЕННЫХ ЖИВОТНЫХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Статья в формате PDF 123 KB...

04 06 2020 16:20:48

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ

В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смазочно-охлаждающей жидкости ( С О Ж) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ ( П А В) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...

03 06 2020 22:32:18

О природе времени

Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...

01 06 2020 22:22:16

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!