ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Каким должно быть образовательное пространство в политехническом вузе? Должно ли содержание гуманитарных курсов быть научным? К примеру, какую психологию и как преподавать будущим инженерам? Конечно, инженерную. Тем более, названная отрасль психологического знания прочно укрепляет свои позиции. Однако ответ не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд, и нуждается в концептуальных ориентирах, определить которые может только философия образования.
Вопрос о содержании психологического знания, и гуманитарного в целом, преподаваемого в высшей школе, неизбежен в лекционных аудиториях самой разнообразной специализации [1], [2 и пр.]. Одна из дискутируемых тем - избыточность научности содержания учебных курсов: ...наука переходит в разряд житейских вещей...; она перестает удивлять и в этом причина повсеместного падения интереса у молодых людей к науке» [1, с. 89]. Должна ли психология, как любая уважающая себя наука, и другие дисциплины гуманитарного цикла, ограничиваться технологическим уровнем? Во-первых, в процессе защиты, прежде всего, научности содержания учебных курсов психологии, зачастую игнорируется ситуация системного кризиса современной цивилизации, заявившая себя в социальной сфере. Между тем, проявившийся кризис предполагает разработку адекватных методов решения проблем, с которыми ежедневно сталкивается человек как субъект своих целостных отношений. Потому, «оперативная ориентировка в психологических составляющих ситуации - тоже производство психологического знания, обслуживающего и регулирующего решение возникшей задачи» [2, с. 58]. Именно необходимость ее решения определяет растущий интерес к психологии людей самой разной профессиональной направленности: психологические ребусы в межличностных и деловых отношениях повсеместны, и навыки психологического наблюдения, психологической беседы важны специалистам любой области. Во-вторых, поскольку психический инструментарий обыденной жизни усваивается контекстно, то «стиль научного мышления, представляя собой ценный и нужный инструмент сегодняшней повседневной жизни, может вырабатываться ... только в сопряженности научного знания с миром человеческих потребностей;...это знание должно находить свои градации полезности»
[1, c. 89]. Действительно, как показывают опросы студентов различных вузов, для них в психологических знаниях в первую очередь интересен именно прагматический аспект [3]. Поэтому названный П.Я. Гальпериным предмет психологии: «ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий» [4, с. 34] - настоятельное требование к содержанию учебных курсов и учебных пособий сегодня. Это не значит, что классические теоретические положения не должны быть включены в арсенал изложения. Однако, они лишь одно из средств анализа комплексных практических проблем. Особенность этого анализа - отсутствие готовых решений. Освоение именно этой истины способствует последующей оптимизации адаптационных способностей любого специалиста.
Итак, конкретная социокультурная ситуация, жестко требующая прагматизации научных знаний, функционирующих в социальной сфере, и, в связи с этим, пересмотра всего арсенала гуманитарных наук, позволяет понять, что источник нового знания лежит «прежде всего в реальном пространстве осмысления и проектирования того, что возможно и целесообразно... Именно поэтому принцип историзма, ...принцип практического преобразования в сфере человеческой реальности оказываются сегодня главными»
[5, с. 49-50]. Названная методологическая позиция определяет в основе архитектуры учебных курсов и пособий для студентов технических вузов использование исторической ретроспекции при исследовании каждого из заявленных вопросов содержания. Так, психология когда-то «начала с разрыва с философией, этикой, теологией. ...Сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности» [6, с. 17] - такова в самом общем виде история развития психологии. В нашем случае (и это вполне отвечает восприятию инженера) при изучении предлагаемых тем прилагаются усилия, чтобы вначале понять логику собственно психологических механизмов. Затем психологические реалии соотносятся с нравственными императивами. Что касается осмысления студентами технического вуза способов проектирования собственных практических выборов, то учебный курс и разрабатываемые пособия, на наш взгляд, не должны в первую очередь стремиться вооружать изощренными психологическими умениями, требующими громоздкого оснащения из арсенала специалистов-исследователей. Тем более, даже в сознании «определенной части российских психологов...происходит поворот в ориентации: от ...подражания, упования на образцы естественных наук к ориентации на образцы, достижения и ценности гуманитарного восприятия» [6, с. 4]. Задача функциональна - указать на, первый взгляд, «простые», известные, но не становящиеся от этого менее эффективными методы управления ситуацией: личности не следует существовать только ради себя и своего роста, а руководствоваться нравственностью в своем деятельностном выборе. Так «насилие - естественно, добро, альтруизм - искусственны, нужно прилагать большие усилия, чтобы быть добрым. ...Бояться или ненавидеть, стараться подчинить себе другого ... это законы природы» [7, с. 3]. Но вопрос видится в таком аспекте только на первых порах. Терпимость к насилию является психологической характеристикой переходных периодов. Важно помочь будущему инженеру осознать, что жизнь, окружающая нас, со всеми ее плюсами и минусами - не переходное состояние. Это значит что смыслы и ориентиры, которым собираются служить и соответствовать в своей профессиональной деятельности выпускники вузов, должны быть нравственными.
Итак, способно ли научное образование, в частности психологическое, быть полезным сегодняшнему студенту технического вуза и завтрашнему инженеру - вопрос, взывающий к ответственности организаторов образовательного процесса, обязывающий в поисках ответа обратится к идеям философии образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Карпов, А.О. Принципы научного образования / А.О. Карпов // Вопросы философии. - М.: Изд-во РАН, 2004. - №11. - С. 89-102.
- Климов, Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / Е.А. Климов // Вопросы психологии. - Москва: Изд-во Школа-Пресс, 1998. - №2. - С. 57-60.
- Аракелов, Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г.Г. Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова // Психологическая наука и образование.- М.: Изд-во МГППУ, 2008. - №2. - С. 52-59.
- Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин; научная ред. А.И. Подольский; авт. вступ. ст. А.И. Подольский; М-во общ. и проф. образования РФ - М. : Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002. - 400 с.
- Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1996. - №5. - С. 38-50.
- Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1997. - №5. - С. 3-19.
- Губин, В.Д. Русская культура и феномен насилия / В.Д. Губин // Вопросы философии. - М.: Изд-во РАН, 1995. - №5. - С. 3-5.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 101 KB...
23 01 2021 19:37:37
В статье на основе материала « Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охарактеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...
22 01 2021 6:35:33
Статья в формате PDF 100 KB...
21 01 2021 2:56:26
Статья в формате PDF 105 KB...
20 01 2021 6:21:54
В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...
19 01 2021 19:39:49
Статья в формате PDF 104 KB...
18 01 2021 8:49:17
Статья в формате PDF 120 KB...
17 01 2021 20:11:12
Статья в формате PDF 128 KB...
16 01 2021 10:47:57
Статья в формате PDF 196 KB...
15 01 2021 6:27:47
Статья в формате PDF 257 KB...
14 01 2021 15:49:45
Статья в формате PDF 110 KB...
13 01 2021 21:12:29
Статья в формате PDF 245 KB...
11 01 2021 16:54:45
Статья в формате PDF 127 KB...
10 01 2021 22:15:22
Статья в формате PDF 113 KB...
09 01 2021 22:10:22
С помощью комплекса ядерно-физических методов, Я М Р-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного Э М П, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
08 01 2021 7:10:34
Статья в формате PDF 301 KB...
07 01 2021 23:16:20
Статья в формате PDF 141 KB...
06 01 2021 23:41:57
Статья в формате PDF 128 KB...
04 01 2021 17:39:24
Статья в формате PDF 355 KB...
03 01 2021 15:14:36
1. Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2. Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3. Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...
02 01 2021 20:20:52
Статья в формате PDF 261 KB...
01 01 2021 7:57:13
Статья в формате PDF 101 KB...
31 12 2020 4:43:30
Статья в формате PDF 116 KB...
28 12 2020 4:32:58
Статья в формате PDF 102 KB...
27 12 2020 11:20:12
Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...
26 12 2020 9:49:28
Статья в формате PDF 103 KB...
25 12 2020 15:54:41
Статья в формате PDF 122 KB...
24 12 2020 20:42:16
Статья в формате PDF 119 KB...
23 12 2020 9:57:36
Статья в формате PDF 263 KB...
22 12 2020 12:44:50
Статья в формате PDF 121 KB...
21 12 2020 9:24:54
Статья в формате PDF 267 KB...
20 12 2020 23:16:57
Статья в формате PDF 109 KB...
19 12 2020 17:56:49
Статья в формате PDF 170 KB...
18 12 2020 19:46:25
Статья в формате PDF 115 KB...
17 12 2020 16:33:56
Статья в формате PDF 162 KB...
16 12 2020 11:59:50
Статья в формате PDF 136 KB...
15 12 2020 3:11:41
Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в практической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...
14 12 2020 5:37:59
Статья в формате PDF 141 KB...
13 12 2020 4:52:54
Статья в формате PDF 104 KB...
11 12 2020 17:48:55
Статья в формате PDF 124 KB...
10 12 2020 12:34:41
Статья в формате PDF 358 KB...
09 12 2020 14:30:14
Статья в формате PDF 127 KB...
06 12 2020 23:42:20
При хроническом отравлении солями молибдена и хрома определены функциональные нарушения у экспериментальных животных. Изменения в плазме крови выявили нарушения желудочно-кишечного тракта, печени, почек, сердечной мышцы крыс. ...
05 12 2020 14:32:38
Статья в формате PDF 142 KB...
04 12 2020 8:46:25
Статья в формате PDF 283 KB...
03 12 2020 5:30:24
Статья в формате PDF 316 KB...
02 12 2020 22:26:14
Статья в формате PDF 123 KB...
01 12 2020 17:43:36
Статья в формате PDF 181 KB...
29 11 2020 15:55:10
Статья в формате PDF 119 KB...
28 11 2020 20:39:15
Статья в формате PDF 251 KB...
27 11 2020 18:16:29
Статья в формате PDF 105 KB...
26 11 2020 1:25:16
Статья в формате PDF 112 KB...
24 11 2020 1:37:51
Статья в формате PDF 254 KB...
23 11 2020 17:29:29
Статья в формате PDF 133 KB...
22 11 2020 15:47:58
Статья в формате PDF 114 KB...
21 11 2020 11:24:33
Статья в формате PDF 139 KB...
20 11 2020 18:29:20
Статья в формате PDF 92 KB...
19 11 2020 20:18:58
Статья в формате PDF 191 KB...
16 11 2020 4:26:52
Статья в формате PDF 123 KB...
15 11 2020 8:17:35
Статья в формате PDF 120 KB...
13 11 2020 9:52:59
Статья в формате PDF 120 KB...
12 11 2020 0:22:16
Статья в формате PDF 279 KB...
11 11 2020 16:15:59
Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...
10 11 2020 11:29:46
Статья в формате PDF 128 KB...
09 11 2020 11:14:59
Статья в формате PDF 193 KB...
08 11 2020 7:24:22
Статья в формате PDF 173 KB...
07 11 2020 1:36:35
Статья в формате PDF 126 KB...
06 11 2020 8:42:29
Статья в формате PDF 101 KB...
05 11 2020 9:38:55
Статья в формате PDF 321 KB...
04 11 2020 22:18:22
Статья в формате PDF 125 KB...
02 11 2020 10:58:55
Статья в формате PDF 167 KB...
31 10 2020 21:20:42
Статья в формате PDF 314 KB...
30 10 2020 22:57:18
Статья в формате PDF 153 KB...
29 10 2020 18:38:36
Статья в формате PDF 128 KB...
28 10 2020 4:19:33
Статья в формате PDF 104 KB...
27 10 2020 18:27:37
Статья в формате PDF 90 KB...
25 10 2020 10:23:56
Статья в формате PDF 114 KB...
24 10 2020 20:45:57
Статья в формате PDF 257 KB...
23 10 2020 14:41:39
Статья в формате PDF 170 KB...
22 10 2020 17:18:50
Статья в формате PDF 163 KB...
21 10 2020 6:49:32
Статья в формате PDF 132 KB...
19 10 2020 4:28:24
Статья в формате PDF 119 KB...
18 10 2020 13:16:30
Статья в формате PDF 93 KB...
17 10 2020 14:47:21
Статья в формате PDF 116 KB...
16 10 2020 23:33:17
Статья в формате PDF 105 KB...
15 10 2020 4:26:11
Статья в формате PDF 298 KB...
14 10 2020 9:58:51
Уникальные возможности линейных рекуррентных уравнений первого порядка А(n+1) = aA(n) + b позволяют характеризовать закономерности изменения различных свойств органических соединений ( А) не только в пределах локальных групп гомологов, но и одновременно всех рядов с одинаковыми гомологическими разностями. Более того, рекуррентные соотношения применимы к функциям не только целочисленных (число атомов углерода в молекуле), но и равноотстоящих значений аргументов A(x+Δx) = aA(x) + b, (Δx = const). Этот способ аппроксимации проиллюстрирован на примерах температурных зависимостей растворимости различных веществ в воде и даже времен релаксации в высокочастотных полях. ...
13 10 2020 12:19:35
Статья в формате PDF 112 KB...
12 10 2020 22:19:34
Статья в формате PDF 95 KB...
11 10 2020 15:24:58
Статья в формате PDF 104 KB...
10 10 2020 0:43:53
Статья в формате PDF 96 KB...
09 10 2020 0:33:17
Статья в формате PDF 84 KB...
08 10 2020 12:40:49
Статья в формате PDF 384 KB...
07 10 2020 12:51:27
Статья в формате PDF 119 KB...
06 10 2020 11:46:26
Статья в формате PDF 126 KB...
05 10 2020 6:21:21
Статья в формате PDF 90 KB...
04 10 2020 21:55:57
Статья в формате PDF 126 KB...
02 10 2020 7:21:44
Статья в формате PDF 141 KB...
01 10 2020 2:54:39
Статья в формате PDF 107 KB...
30 09 2020 6:43:40
Статья в формате PDF 269 KB...
29 09 2020 5:50:20
Статья в формате PDF 262 KB...
28 09 2020 10:33:33
Статья в формате PDF 275 KB...
27 09 2020 16:12:49
Статья в формате PDF 166 KB...
26 09 2020 0:13:32
Статья в формате PDF 125 KB...
24 09 2020 11:41:37
В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда ( Э П К Р), создаваемого установкой « Экран», и некогерентных световых импульсов ( Н С И), создаваемых установкой « Стимул» [1, 2], на семена овощных культур, с целью повышения урожайности. По результатам исследования выявлено, что все использованные в эксперименте режимы высокоинтенсивного физического воздействия на семена овощных культур оказывают стимулирующий биологический эффект при оценке урожайности. Определено, что наиболее эффективными режимами Э П К Р для повышения урожайности овощных культур являются режимы с напряженностью электрического поля 3,5 к В/см и 5 к В/см. Выявлено, что наиболее эффективными режимами Н С И для повышения урожайности овощных культур является режим с запасенной суммарной электрической энергией импульсного источника энерго-питания 80 к Дж. Показано, что при воздействии на посадочный материал картофеля Н С И с запасенной суммарной электрической энергией 40 к Дж наблюдается стимулирование роста, развития, повышение всхожести и сокращение вегетационного периода картофеля. Кроме того, данное физическое воздействие вызывает повышение качества урожая картофеля, т.к. вес и количество крупных и средних клубней в опытной группе значительно больше, чем в контрольной. ...
23 09 2020 5:50:37
Статья в формате PDF 119 KB...
22 09 2020 3:42:15
Статья в формате PDF 161 KB...
21 09 2020 3:42:59
Изучен химический состав нетрадиционного инулинсодержащего сырья Scorzonera hispanica L. и Tragopogon porrifolius L. Получены полисахаридные концентраты и установлена их антибактериальная и гипогликемическая активности. Прогнозируется их использование в качестве лечебно-профилактических комплексов. ...
20 09 2020 12:27:57
Статья в формате PDF 113 KB...
19 09 2020 0:52:23
Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...
18 09 2020 16:33:58
Статья в формате PDF 288 KB...
17 09 2020 6:53:17
Статья в формате PDF 108 KB...
15 09 2020 3:58:14
Статья в формате PDF 348 KB...
14 09 2020 19:58:48
Статья в формате PDF 122 KB...
13 09 2020 11:42:40
Статья в формате PDF 100 KB...
12 09 2020 18:17:19
Статья в формате PDF 100 KB...
11 09 2020 9:31:16
Статья в формате PDF 113 KB...
10 09 2020 9:51:38
Статья в формате PDF 117 KB...
09 09 2020 11:38:44
Статья в формате PDF 101 KB...
07 09 2020 16:31:57
Статья в формате PDF 124 KB...
06 09 2020 14:21:39
Статья в формате PDF 265 KB...
04 09 2020 22:25:19
Статья в формате PDF 252 KB...
03 09 2020 5:43:58
В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном пространстве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...
02 09 2020 20:14:54
Статья в формате PDF 104 KB...
01 09 2020 22:48:28
Статья в формате PDF 113 KB...
31 08 2020 21:21:56
Статья в формате PDF 91 KB...
30 08 2020 10:14:31
Статья в формате PDF 250 KB...
29 08 2020 21:35:33
Статья в формате PDF 207 KB...
27 08 2020 16:43:40
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::