IT-Reviews    

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

c78089d0 Источник:
Шальнова Н.Н. Орлов С.Б. Радаева М.Н. Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. Статья в формате PDF 107 KB

"Центральной фигурой образовательного процесса является ученик как личность. Все остальные участники (педагоги, родители, администрация) лишь помогают становлению ученика"

К.Н. Вентцель

Современная педагогическая практика ищет новые идеи, парадигмы, обеспечивающие дальнейшее развитие системы образования. Одной из таких парадигм модернизации системы образования на современном этапе жизни общества предстает идея развития личности ученика в педагогическом процессе. В основе создания концептуально - теоретических основ данной парадигмы лежит идея развивающего обучения, разрабатываемая в 30-е годы ХХ столетия отечественным психологом Л. С. Выготским. К настоящему времени обогатилась не только сама теория развивающего обучения, но и спроектирован ряд педагогических технологий, способствующих реализации данных идей. Ведётся интенсивная разработка технологических основ личностно-ориентированного педагогического процесса. Личностно-ориентированная технология ставит в центр всей образовательной системы целостную, уникальную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личность ученика в данной теории и технологии является главным субъектом всей образовательной системы. Реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [2] служит личностно-ориентированное обучение, предполага.ющее не единообразие, а вариантность, свободу выбора уровней и путей получения образования в зависимости от интересов и возможностей личности, дифференциацию и индивидуализацию, развитие творческих возможностей каждого человека, поддержку одарённости и другие необходимые условия, обеспечивающие гуманистическую направленность учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное образование в последние годы активно завоёвывает образовательное пространство России. Большие надежды школа возлагает на профильное обучение, которое находится сегодня в стадии становления. Об одном из реальных опытов и пойдёт речь в данной статье.

Личностно-ориентированное обучение должно быть согласовано с уровнем развития ученика [1]. С целью определения уровня развития и его отношения к возможностям обучения администрацией и учителем медико-биологических классов средней школы-интерната №2 г. Саратова проводится диагностика обучаемости, обученности, способности учащихся к самостоятельной умственной деятельности. Многолетний опыт работы показал, что у выпускников 9 классов различная подготовка, недостаточно сформированы аналитико-синтетические способности, знания химической терминологии, умения решать простейшие расчётные задачи, составлять ионные уравнения и уравнения окислительно-восстановительных реакций. Особенно это характерно для учащихся сельских школ районов Заволжья, где не хватает опытных учительских кадров. Поэтому перед учителем встают сложные и первостепенные задачи: сформировать научное представ-ление об основных понятиях и законах в химии; восстановить, систематизировать, пополнить и усовершенствовать знания учащихся за курс 8-9 классов, где закладывается база для дальнейшего изучения химии, обратить их внимание на биологическую роль соединений и веществ; познакомить с техникой химического эксперимента; научить применять полученные теоретические знания для решения расчётных задач повышенной сложности; осуществлять профессиональную ориентацию школьников.

Успешное решение образовательных задач возможно при использовании дидактической системы, в которой можно выделить следующие этапы: построить модель выпускника, отобрать содержание образования, подобрать адекватную технологию обучения, экспериментально проверить оптимальность принимаемых решений. Содержание образования регулируется, в частности, программой. Углубленное изучение химии осуществляется по адаптированной программе, разработанной учителем химии высшей категории Н.Н. Шальновой, содержание её согласуется с требованиями к абитуриентам вузов медицинского и естественнонаучного профиля. В технологии обучения преобладает учебно-воспитательный процесс лично-ориентированной направленности, который базируется на учёте самобытности, самоценности и субъектности процесса учения. Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность каждого учащегося, опираться на неё с учётом выявленных интересов, склонностей, направлять и корректировать индивидуальное развитие ученика, опираясь на его природную субъективную активность, желание самоутвердиться. Этому способствует и то, что занятия проводятся в химическом кабинете, который оборудован специализированной мебелью, вытяжным шкафом, микролабораториями с необходимым набором реактивов и химической посуды на каждом рабочем месте учащегося, имеет препараторскую, современные настенные таблицы. Учитель эффективно выполняет практическую часть учебной программы, организует учебно-поисковую деятельность, внеклассную работу, интенсифицирует процесс обучения. Основная динамичная и вариативная форма организации учебного процесса - личностно-ориентированный урок, где главной задачей учителя является выход на режим живого образовательного диалога и полилога с учащимися, создание на уроке такой педагогической ситуации, которая позволяет ученику самовыразиться, оказаться в центре внимания, научиться ориентироваться в речевой ситуации, развить интеллектуальную, исследовательскую, информационную, рефлексивную культуру, личностно-смысловое отношение к химии, ценностное отношение к окружающей действительности, самореализоваться. И, если в начале обучения в 10 классе учитель преимущественно ведёт учеников к намеченной цели, адаптируя их к новым условиям, то в 11 классе учитель - организатор учебного сотрудничества, он определяет задачи, помогает найти оптимальный путь к ним, организует учебно-поисковую деятельность, анализирует реальный ход обучения. Использование при личностно-ориентированном обучении таких учебных занятий, как лекции, практические занятия, семинары, контрольные работы, разнообразные тесты, зачеты в виде блока с единой дидактической целью обеспечивает высокие результаты по химии на срезах знаний учащихся (от 70% до 94% качества), позволяя им лучше адаптироваться к вступительным экзаменам, поверить в себя.

"Знание без воспитания - это оружие в руках сумасшедшего ", - писал Д.И. Менделеев. Вот почему личностно-ориентированное обучение не мыслимо без систематической внеклассной работы в рамках школьного химического общества (ШХО), которая способствует формированию духовного мира ученика, повышает интерес к предмету, углубляет и расширяет представления о химии, способствует формированию доверительных межличностных взаимоотношений между учеником и учителем, формирует ценностное отношение к своему здоровью, позволяет учителю осуществлять индивидуальную работу со способными детьми.

Литература

  1. Выготский Л.С.// Собрание сочинений.1982. т.4. с.280.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование №2, 2002. С. 3-31.
  3. Лернер П.С.// Школьные технологии. 2003 №4 с.50.
  4. Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Тезисы докладов Российской научной конференции 25 - 28 мая 1993. Волгоград "Перемена" 1993г. с.317
  5. Шаймарданов Р.Х.// Педагогическое образование и наука. 2003 №3 с.36.
  6. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М: сентябрь, 1996. с.20.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Взаимодействие науки и технологии

Статья в формате PDF 267 KB...

26 11 2020 3:14:13

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: ПОКАЗАТЕЛЬ ПЛОЩАДИ КОНТАКТА ЭПИТЕЛИЙ-СТРОМА

Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте. ...

24 11 2020 0:22:53

ХЕМОКИНЕТИКОТРОПНЫЕ СВОЙСТВА АТФ

Статья в формате PDF 88 KB...

23 11 2020 15:32:30

СИСТЕМЫ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА

Статья в формате PDF 266 KB...

19 11 2020 22:46:39

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРУЙНОЙ АЭРАЦИИ ЖИДКОСТИ

Статья в формате PDF 115 KB...

14 11 2020 4:30:49

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИСК: ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПАТЕНТЫ, ФИРМЫ

Статья в формате PDF 120 KB...

13 11 2020 10:30:33

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

08 11 2020 4:46:33

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ АКТИВАЦИИ ВОДЫ

Статья в формате PDF 91 KB...

07 11 2020 18:26:29

ВОДА И ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 263 KB...

06 11 2020 4:37:42

Упрочнение методом наплавки легирующими металлами

Статья в формате PDF 259 KB...

01 11 2020 9:58:27

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

Статья в формате PDF 305 KB...

31 10 2020 14:20:15

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

30 10 2020 12:50:29

Качество жизни детей, больных вирусными гепатитами

Статья в формате PDF 136 KB...

28 10 2020 23:29:34

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

22 10 2020 18:35:33

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

18 10 2020 16:43:51

ЦИФРОВОЙ МОДЕМ ДЛЯ СЕТИ ISDN

Статья в формате PDF 297 KB...

13 10 2020 4:36:56

ШОШОНИТОВЫЕ ГРАНИТОИДЫ ТИГИРЕКСКОГО МАССИВА АЛТАЯ: ГЕОХИМИЯ, ПЕТРОЛОГИЯ И РУДОНОСНОСТЬ

риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...

11 10 2020 17:24:23

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРОКАПИЛЛЯРНЫЕ ВОЛНЫ

Исследовано распространение нелинейных поверхностных гравитационных электрокапиллярных волн на поверхности жидкого проводника. Библиогр. 6 назв. ...

09 10 2020 12:18:20

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

08 10 2020 7:29:46

Некоторые вопросы занятости населения в крае

Статья в формате PDF 118 KB...

07 10 2020 9:59:19

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья в формате PDF 310 KB...

06 10 2020 18:37:17

ГИС ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА В СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья в формате PDF 99 KB...

04 10 2020 5:17:25

ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ

Статья в формате PDF 137 KB...

02 10 2020 23:49:35

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ.

Статья в формате PDF 294 KB...

01 10 2020 21:36:47

ЦИФРОВОЙ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТР

Статья в формате PDF 271 KB...

24 09 2020 10:59:32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ

Статья в формате PDF 246 KB...

21 09 2020 14:36:16

ОПТИМИЗАЦИЯ UTRA АЛГОРИТМА МЯГКОГО ХЭНДОВЕРА СЕТИ WCDMA

Статья в формате PDF 221 KB...

19 09 2020 10:32:31

ИКСОДОВЫЕ КЛЕЩИ И ЖИВОТНОВОДСТВО КУЗБАССА

Статья в формате PDF 117 KB...

18 09 2020 5:13:41

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У МОРСКОЙ СВИНКИ

Двенадцатиперстная кишка у морской свинки имеет полукольцевидную форму и четыре части (луковица, краниальная, нисходящая и каудальная), в отличие от человека и белой крысы, очень сильно вытянута и согнута с образованием двух V-образных петель. ...

17 09 2020 13:28:23

Загиров Умарасхаб Загирович

Статья в формате PDF 65 KB...

15 09 2020 8:44:14

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ФИЦИН-СОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ

Статья в формате PDF 124 KB...

13 09 2020 20:34:59

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ

Статья в формате PDF 130 KB...

08 09 2020 0:45:23

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

28 08 2020 5:35:22

РОЛЬ ВОДЫ В ОСНОВНЫХ СТРУКТУРАХ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

Статья в формате PDF 950 KB...

26 08 2020 11:54:38

СЛЕПАЯ КИШКА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 253 KB...

20 08 2020 23:17:36

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Статья в формате PDF 199 KB...

06 08 2020 7:55:49

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В XXI ВЕКЕ

Статья в формате PDF 281 KB...

05 08 2020 4:23:59

К ЕДИНСТВУ НАУКИ ЧЕРЕЗ ВСЕ-ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Статья в формате PDF 93 KB...

27 07 2020 4:30:30

ПРИБОР “ZEPPER” ПРОТИВ ПАРАЗИТОФАУНЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 134 KB...

19 07 2020 15:40:13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

Статья в формате PDF 97 KB...

17 07 2020 16:30:27

MANAGEMENT OF KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL PROCESS

Статья в формате PDF 133 KB...

09 07 2020 21:36:51

МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ

Статья в формате PDF 259 KB...

06 07 2020 10:11:48

О ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Лимфатическая система с момента закладки является частью единой сердечно-сосудистой системы и образуется в эмбриогенезе путем выключения части первичных вен и их притоков с эндотелиальными стенками из кровотока. Неравномерный рост первичного лимфатического русла с эндотелиальными стенками, в т.ч. путем его частичной магистрализации и редукции, лежит в основе морфогенеза вариабельной дефинитивной лимфатической системы у плодов в прямой связи с закладкой лимфатических узлов. ...

03 07 2020 20:34:31

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!