IT-Reviews    

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шальнова Н.Н. Орлов С.Б. Радаева М.Н. Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. Статья в формате PDF 107 KB

"Центральной фигурой образовательного процесса является ученик как личность. Все остальные участники (педагоги, родители, администрация) лишь помогают становлению ученика"

К.Н. Вентцель

Современная педагогическая практика ищет новые идеи, парадигмы, обеспечивающие дальнейшее развитие системы образования. Одной из таких парадигм модернизации системы образования на современном этапе жизни общества предстает идея развития личности ученика в педагогическом процессе. В основе создания концептуально - теоретических основ данной парадигмы лежит идея развивающего обучения, разрабатываемая в 30-е годы ХХ столетия отечественным психологом Л. С. Выготским. К настоящему времени обогатилась не только сама теория развивающего обучения, но и спроектирован ряд педагогических технологий, способствующих реализации данных идей. Ведётся интенсивная разработка технологических основ личностно-ориентированного педагогического процесса. Личностно-ориентированная технология ставит в центр всей образовательной системы целостную, уникальную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личность ученика в данной теории и технологии является главным субъектом всей образовательной системы. Реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [2] служит личностно-ориентированное обучение, предполага.ющее не единообразие, а вариантность, свободу выбора уровней и путей получения образования в зависимости от интересов и возможностей личности, дифференциацию и индивидуализацию, развитие творческих возможностей каждого человека, поддержку одарённости и другие необходимые условия, обеспечивающие гуманистическую направленность учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное образование в последние годы активно завоёвывает образовательное пространство России. Большие надежды школа возлагает на профильное обучение, которое находится сегодня в стадии становления. Об одном из реальных опытов и пойдёт речь в данной статье.

Личностно-ориентированное обучение должно быть согласовано с уровнем развития ученика [1]. С целью определения уровня развития и его отношения к возможностям обучения администрацией и учителем медико-биологических классов средней школы-интерната №2 г. Саратова проводится диагностика обучаемости, обученности, способности учащихся к самостоятельной умственной деятельности. Многолетний опыт работы показал, что у выпускников 9 классов различная подготовка, недостаточно сформированы аналитико-синтетические способности, знания химической терминологии, умения решать простейшие расчётные задачи, составлять ионные уравнения и уравнения окислительно-восстановительных реакций. Особенно это характерно для учащихся сельских школ районов Заволжья, где не хватает опытных учительских кадров. Поэтому перед учителем встают сложные и первостепенные задачи: сформировать научное представ-ление об основных понятиях и законах в химии; восстановить, систематизировать, пополнить и усовершенствовать знания учащихся за курс 8-9 классов, где закладывается база для дальнейшего изучения химии, обратить их внимание на биологическую роль соединений и веществ; познакомить с техникой химического эксперимента; научить применять полученные теоретические знания для решения расчётных задач повышенной сложности; осуществлять профессиональную ориентацию школьников.

Успешное решение образовательных задач возможно при использовании дидактической системы, в которой можно выделить следующие этапы: построить модель выпускника, отобрать содержание образования, подобрать адекватную технологию обучения, экспериментально проверить оптимальность принимаемых решений. Содержание образования регулируется, в частности, программой. Углубленное изучение химии осуществляется по адаптированной программе, разработанной учителем химии высшей категории Н.Н. Шальновой, содержание её согласуется с требованиями к абитуриентам вузов медицинского и естественнонаучного профиля. В технологии обучения преобладает учебно-воспитательный процесс лично-ориентированной направленности, который базируется на учёте самобытности, самоценности и субъектности процесса учения. Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность каждого учащегося, опираться на неё с учётом выявленных интересов, склонностей, направлять и корректировать индивидуальное развитие ученика, опираясь на его природную субъективную активность, желание самоутвердиться. Этому способствует и то, что занятия проводятся в химическом кабинете, который оборудован специализированной мебелью, вытяжным шкафом, микролабораториями с необходимым набором реактивов и химической посуды на каждом рабочем месте учащегося, имеет препараторскую, современные настенные таблицы. Учитель эффективно выполняет практическую часть учебной программы, организует учебно-поисковую деятельность, внеклассную работу, интенсифицирует процесс обучения. Основная динамичная и вариативная форма организации учебного процесса - личностно-ориентированный урок, где главной задачей учителя является выход на режим живого образовательного диалога и полилога с учащимися, создание на уроке такой педагогической ситуации, которая позволяет ученику самовыразиться, оказаться в центре внимания, научиться ориентироваться в речевой ситуации, развить интеллектуальную, исследовательскую, информационную, рефлексивную культуру, личностно-смысловое отношение к химии, ценностное отношение к окружающей действительности, самореализоваться. И, если в начале обучения в 10 классе учитель преимущественно ведёт учеников к намеченной цели, адаптируя их к новым условиям, то в 11 классе учитель - организатор учебного сотрудничества, он определяет задачи, помогает найти оптимальный путь к ним, организует учебно-поисковую деятельность, анализирует реальный ход обучения. Использование при личностно-ориентированном обучении таких учебных занятий, как лекции, практические занятия, семинары, контрольные работы, разнообразные тесты, зачеты в виде блока с единой дидактической целью обеспечивает высокие результаты по химии на срезах знаний учащихся (от 70% до 94% качества), позволяя им лучше адаптироваться к вступительным экзаменам, поверить в себя.

"Знание без воспитания - это оружие в руках сумасшедшего ", - писал Д.И. Менделеев. Вот почему личностно-ориентированное обучение не мыслимо без систематической внеклассной работы в рамках школьного химического общества (ШХО), которая способствует формированию духовного мира ученика, повышает интерес к предмету, углубляет и расширяет представления о химии, способствует формированию доверительных межличностных взаимоотношений между учеником и учителем, формирует ценностное отношение к своему здоровью, позволяет учителю осуществлять индивидуальную работу со способными детьми.

Литература

  1. Выготский Л.С.// Собрание сочинений.1982. т.4. с.280.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование №2, 2002. С. 3-31.
  3. Лернер П.С.// Школьные технологии. 2003 №4 с.50.
  4. Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Тезисы докладов Российской научной конференции 25 - 28 мая 1993. Волгоград "Перемена" 1993г. с.317
  5. Шаймарданов Р.Х.// Педагогическое образование и наука. 2003 №3 с.36.
  6. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М: сентябрь, 1996. с.20.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА

Статья в формате PDF 423 KB...

18 11 2019 11:46:41

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 83 KB...

16 11 2019 15:45:21

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Стратегия социально-экономического развития Р Ф поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...

14 11 2019 19:25:46

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДОЙ КАРЕЛЬСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...

13 11 2019 11:36:59

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ

Статья в формате PDF 90 KB...

11 11 2019 7:52:23

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ СЕГОЛЕТОК КАРПА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный характер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...

09 11 2019 14:24:35

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...

06 11 2019 18:44:31

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

29 10 2019 15:32:45

ВЛИЯНИЕ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА НА ТОНИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И Β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ ГЛАДКИХ МЫШЦ ТРАХЕИ КРОВЫ

Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...

25 10 2019 3:41:24

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 97 KB...

24 10 2019 21:10:31

ОБРАЗЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ТУРИЗМЕ

Статья в формате PDF 109 KB...

21 10 2019 12:25:54

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСТИННЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Статья в формате PDF 104 KB...

18 10 2019 14:15:43

Оценка эффективности различных методов лечения рожи

Статья в формате PDF 117 KB...

16 10 2019 23:34:30

Сведенцов Евгений Павлович

Статья в формате PDF 294 KB...

13 10 2019 15:59:48

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 101 KB...

10 10 2019 1:25:12

ЗНАЧЕНИЕ СЪЕЗДОВ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ КРАЯ

В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...

08 10 2019 9:50:26

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...

06 10 2019 4:36:45

ДАШКЕВИЧ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 64 KB...

03 10 2019 14:22:10

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Статья в формате PDF 309 KB...

28 09 2019 20:11:42

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

Статья в формате PDF 121 KB...

26 09 2019 18:21:44

О ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Лимфатическая система с момента закладки является частью единой сердечно-сосудистой системы и образуется в эмбриогенезе путем выключения части первичных вен и их притоков с эндотелиальными стенками из кровотока. Неравномерный рост первичного лимфатического русла с эндотелиальными стенками, в т.ч. путем его частичной магистрализации и редукции, лежит в основе морфогенеза вариабельной дефинитивной лимфатической системы у плодов в прямой связи с закладкой лимфатических узлов. ...

24 09 2019 4:56:29

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РЕКУРРЕНТНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Уникальные возможности линейных рекуррентных уравнений первого порядка А(n+1) = aA(n) + b позволяют характеризовать закономерности изменения различных свойств органических соединений ( А) не только в пределах локальных групп гомологов, но и одновременно всех рядов с одинаковыми гомологическими разностями. Более того, рекуррентные соотношения применимы к функциям не только целочисленных (число атомов углерода в молекуле), но и равноотстоящих значений аргументов A(x+Δx) = aA(x) + b, (Δx = const). Этот способ аппроксимации проиллюстрирован на примерах температурных зависимостей растворимости различных веществ в воде и даже времен релаксации в высокочастотных полях. ...

19 09 2019 11:30:34

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

Статья в формате PDF 124 KB...

15 09 2019 14:41:40

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К настоящему времени геофизика накопила о магнетизме Земли огромную информацию, большая часть которой получена в новейший период исследований космического пространства путём непосредственных инструментальных исследований с помощью космических летательных аппаратов, но построить на традиционных теоретических основаниях общепризнанную теорию о происхождении магнетизма Земли пока не удавалось никому [1]. Учитывая продуктивность магнитодинамического взгляда ряда фундаментальных проблем физики и многочисленных технических задач [2], можно надеяться на аналогичную продуктивность при рассмотрении некоторых из многочисленных аспектов фундаментальной проблемы стационарного геомагнетизма, среди которых первичной представляется его происхождение. ...

14 09 2019 0:19:32

ИЗМЕНЕНИЕ КАПСУЛЫ СЕЛЕЗЕНКИ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...

12 09 2019 7:42:12

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

09 09 2019 9:26:44

Изучение эффективности галавтилина у больных рожей

Статья в формате PDF 115 KB...

03 09 2019 10:13:20

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА

Статья в формате PDF 763 KB...

19 08 2019 19:14:14

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОТБРАКОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ РПУ

Разработан пакет графических алгоритмических моделей отбраковочных испытаний радиоприемных устройств, изготавливаемых и выпускаемых предприятием, как первый шаг к последующей автоматизации. Показано преимущество разработанных моделей по сравнению с действующей текстовой инструкцией по проведению испытаний. ...

17 08 2019 5:22:23

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА

В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...

15 08 2019 3:10:38

Молекулы средней массы плазмы крови при сифилисе

Статья в формате PDF 106 KB...

07 08 2019 16:35:16

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОТЕИН-ПОЛИСАХАРИДНЫХ ГЕЛЯХ МЕТОДОМ Н+ЯМР-РЕЛАКСАЦИИ

Методом Н+ Я М Р-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина. ...

06 08 2019 14:21:50

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Изменяющиеся условия жизни приводят к изменению поведения и психологии наиболее уязвимых групп населения, к которым относятся пожилые и старые люди. Наиболее значимыми считаются адаптивные защитные реакции, такие как озабоченность, тревожность, депрессия. Работа поддержана и финансируется Министерством образования и науки. ...

04 08 2019 19:14:18

СИДОРОВА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 167 KB...

03 08 2019 23:40:33

ЖАК СЕРГЕЙ ВЕНИАМИНОВИЧ

Статья в формате PDF 115 KB...

02 08 2019 10:53:32

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II)

С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

29 07 2019 3:47:32

ЧИБИСОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 309 KB...

27 07 2019 3:56:42

ХАРАКТЕРНЫЕ ОБЛАСТИ ПОДВИЖНОЙ ПЛОСКОСТИ

Статья в формате PDF 944 KB...

26 07 2019 6:50:59

СИСТЕМНАЯ МЕДИЦИНА В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПРАКТИКЕ

Статья в формате PDF 144 KB...

22 07 2019 8:39:41

Природа времени

Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

17 07 2019 11:40:23

Алгоритм проведения дифференциальной диагностики

Статья в формате PDF 104 KB...

14 07 2019 13:58:10

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕВОГО ЯРЕМНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО СТВОЛА У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА

У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...

07 07 2019 0:30:50

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ГНОЙНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ

Статья в формате PDF 115 KB...

02 07 2019 18:15:52

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ФИЦИН-СОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ

Статья в формате PDF 124 KB...

28 06 2019 9:50:18

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!