IT-Reviews    

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шальнова Н.Н. Орлов С.Б. Радаева М.Н. Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. Статья в формате PDF 107 KB

"Центральной фигурой образовательного процесса является ученик как личность. Все остальные участники (педагоги, родители, администрация) лишь помогают становлению ученика"

К.Н. Вентцель

Современная педагогическая практика ищет новые идеи, парадигмы, обеспечивающие дальнейшее развитие системы образования. Одной из таких парадигм модернизации системы образования на современном этапе жизни общества предстает идея развития личности ученика в педагогическом процессе. В основе создания концептуально - теоретических основ данной парадигмы лежит идея развивающего обучения, разрабатываемая в 30-е годы ХХ столетия отечественным психологом Л. С. Выготским. К настоящему времени обогатилась не только сама теория развивающего обучения, но и спроектирован ряд педагогических технологий, способствующих реализации данных идей. Ведётся интенсивная разработка технологических основ личностно-ориентированного педагогического процесса. Личностно-ориентированная технология ставит в центр всей образовательной системы целостную, уникальную личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личность ученика в данной теории и технологии является главным субъектом всей образовательной системы. Реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [2] служит личностно-ориентированное обучение, предполага.ющее не единообразие, а вариантность, свободу выбора уровней и путей получения образования в зависимости от интересов и возможностей личности, дифференциацию и индивидуализацию, развитие творческих возможностей каждого человека, поддержку одарённости и другие необходимые условия, обеспечивающие гуманистическую направленность учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное образование в последние годы активно завоёвывает образовательное пространство России. Большие надежды школа возлагает на профильное обучение, которое находится сегодня в стадии становления. Об одном из реальных опытов и пойдёт речь в данной статье.

Личностно-ориентированное обучение должно быть согласовано с уровнем развития ученика [1]. С целью определения уровня развития и его отношения к возможностям обучения администрацией и учителем медико-биологических классов средней школы-интерната №2 г. Саратова проводится диагностика обучаемости, обученности, способности учащихся к самостоятельной умственной деятельности. Многолетний опыт работы показал, что у выпускников 9 классов различная подготовка, недостаточно сформированы аналитико-синтетические способности, знания химической терминологии, умения решать простейшие расчётные задачи, составлять ионные уравнения и уравнения окислительно-восстановительных реакций. Особенно это характерно для учащихся сельских школ районов Заволжья, где не хватает опытных учительских кадров. Поэтому перед учителем встают сложные и первостепенные задачи: сформировать научное представ-ление об основных понятиях и законах в химии; восстановить, систематизировать, пополнить и усовершенствовать знания учащихся за курс 8-9 классов, где закладывается база для дальнейшего изучения химии, обратить их внимание на биологическую роль соединений и веществ; познакомить с техникой химического эксперимента; научить применять полученные теоретические знания для решения расчётных задач повышенной сложности; осуществлять профессиональную ориентацию школьников.

Успешное решение образовательных задач возможно при использовании дидактической системы, в которой можно выделить следующие этапы: построить модель выпускника, отобрать содержание образования, подобрать адекватную технологию обучения, экспериментально проверить оптимальность принимаемых решений. Содержание образования регулируется, в частности, программой. Углубленное изучение химии осуществляется по адаптированной программе, разработанной учителем химии высшей категории Н.Н. Шальновой, содержание её согласуется с требованиями к абитуриентам вузов медицинского и естественнонаучного профиля. В технологии обучения преобладает учебно-воспитательный процесс лично-ориентированной направленности, который базируется на учёте самобытности, самоценности и субъектности процесса учения. Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность каждого учащегося, опираться на неё с учётом выявленных интересов, склонностей, направлять и корректировать индивидуальное развитие ученика, опираясь на его природную субъективную активность, желание самоутвердиться. Этому способствует и то, что занятия проводятся в химическом кабинете, который оборудован специализированной мебелью, вытяжным шкафом, микролабораториями с необходимым набором реактивов и химической посуды на каждом рабочем месте учащегося, имеет препараторскую, современные настенные таблицы. Учитель эффективно выполняет практическую часть учебной программы, организует учебно-поисковую деятельность, внеклассную работу, интенсифицирует процесс обучения. Основная динамичная и вариативная форма организации учебного процесса - личностно-ориентированный урок, где главной задачей учителя является выход на режим живого образовательного диалога и полилога с учащимися, создание на уроке такой педагогической ситуации, которая позволяет ученику самовыразиться, оказаться в центре внимания, научиться ориентироваться в речевой ситуации, развить интеллектуальную, исследовательскую, информационную, рефлексивную культуру, личностно-смысловое отношение к химии, ценностное отношение к окружающей действительности, самореализоваться. И, если в начале обучения в 10 классе учитель преимущественно ведёт учеников к намеченной цели, адаптируя их к новым условиям, то в 11 классе учитель - организатор учебного сотрудничества, он определяет задачи, помогает найти оптимальный путь к ним, организует учебно-поисковую деятельность, анализирует реальный ход обучения. Использование при личностно-ориентированном обучении таких учебных занятий, как лекции, практические занятия, семинары, контрольные работы, разнообразные тесты, зачеты в виде блока с единой дидактической целью обеспечивает высокие результаты по химии на срезах знаний учащихся (от 70% до 94% качества), позволяя им лучше адаптироваться к вступительным экзаменам, поверить в себя.

"Знание без воспитания - это оружие в руках сумасшедшего ", - писал Д.И. Менделеев. Вот почему личностно-ориентированное обучение не мыслимо без систематической внеклассной работы в рамках школьного химического общества (ШХО), которая способствует формированию духовного мира ученика, повышает интерес к предмету, углубляет и расширяет представления о химии, способствует формированию доверительных межличностных взаимоотношений между учеником и учителем, формирует ценностное отношение к своему здоровью, позволяет учителю осуществлять индивидуальную работу со способными детьми.

Литература

  1. Выготский Л.С.// Собрание сочинений.1982. т.4. с.280.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование №2, 2002. С. 3-31.
  3. Лернер П.С.// Школьные технологии. 2003 №4 с.50.
  4. Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Тезисы докладов Российской научной конференции 25 - 28 мая 1993. Волгоград "Перемена" 1993г. с.317
  5. Шаймарданов Р.Х.// Педагогическое образование и наука. 2003 №3 с.36.
  6. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М: сентябрь, 1996. с.20.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ

Статья в формате PDF 392 KB...

01 04 2020 10:22:15

ЭКОЛОГИЧНАЯ ДРЕНАЖНАЯ ТЕХНИКА

Статья в формате PDF 266 KB...

31 03 2020 10:23:14

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ РЕАЛЬНОГОСЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы модернизации реального сектора экономики России. Исследуются факторы и условия, доказывающие необходимость коренных преобразований в базовых отраслях общественного производства. Раскрываются особенности функционирования реального сектора экономики в рыночных условиях современной социально-экономической системы России. Показывается роль научно-технического прогресса в формировании инновационной модели воспроизводства. Обоснована необходимость проведения действенной государственной промышленной и инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы; создания системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры. ...

24 03 2020 7:17:27

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

Статья в формате PDF 126 KB...

17 03 2020 6:22:13

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

Статья в формате PDF 124 KB...

07 03 2020 8:11:18

О НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТТЕХНОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

Получены сведения о начальных стадиях развития. Согласно профильно-генетической классификации почв техногенных ландшафтов [5] морфологически выделены элювиоземы инициальные, эмбриоземы инициальные и органо-аккумулятивные. Экспериментально показано, что выделение этих типов почв вследствие низкой скорости почвообразования пока возможно только по почвенно-биологическими показателями. Установлено, что микробное сообщество молодых почв на отвалах Мирнинского Г О К имеет характерные черты для начальной стадии почвообразования: более высокую в сравнение зональной почвой численность; низкую активность утилизации целлюлозы; низкую инвентарную. Последнее свидетельствует о низкой скорости формирования органо-минерального комплекса почвы. Выявлено, возможности дифференциации типов молодых техногенных ландшафтов по способу субстратов поддерживать начальный рост тест растений. ...

02 03 2020 2:27:57

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

28 02 2020 0:16:37

Регулирование отношений между государствами

Статья в формате PDF 112 KB...

27 02 2020 7:28:48

Правовые аспекты эвтаназии

Статья в формате PDF 102 KB...

26 02 2020 7:34:46

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 119 KB...

23 02 2020 11:54:14

ЖАК СЕРГЕЙ ВЕНИАМИНОВИЧ

Статья в формате PDF 115 KB...

21 02 2020 2:21:13

СИСТЕМЫ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА

Статья в формате PDF 266 KB...

18 02 2020 18:28:37

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА

Статья в формате PDF 91 KB...

17 02 2020 8:47:29

НОВООБРАЗОВАНИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ

Статья в формате PDF 105 KB...

11 02 2020 2:16:38

Туманова Анна Леоновна

Статья в формате PDF 78 KB...

08 02 2020 15:30:12

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных характеристик для девушек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу « Барьерный бег». ...

06 02 2020 18:21:50

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 97 KB...

05 02 2020 15:27:10

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ

Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены половые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у девушек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...

01 02 2020 21:18:17

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...

24 01 2020 11:15:58

ЭКОЛОГИЯ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ

Статья в формате PDF 125 KB...

21 01 2020 18:27:21

ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Статья в формате PDF 321 KB...

13 01 2020 8:47:29

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья в формате PDF 110 KB...

12 01 2020 2:56:54

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

08 01 2020 22:49:24

ЖИЗНЬ ЭТО...

« Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут странствовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...

06 01 2020 21:39:42

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА

Статья в формате PDF 114 KB...

02 01 2020 23:18:21

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИММУНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

26 12 2019 7:56:23

МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ

Статья в формате PDF 218 KB...

20 12 2019 20:47:10

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

16 12 2019 9:22:56

ДВА БЛОКА ЧАСТОТНОГО СЛОВАРЯ: ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья в формате PDF 304 KB...

09 12 2019 20:33:15

ЧЕМ УДИВЛЯЕТ НАС ВОДА

Статья в формате PDF 284 KB...

08 12 2019 10:45:59

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРОКАПИЛЛЯРНЫЕ ВОЛНЫ

Исследовано распространение нелинейных поверхностных гравитационных электрокапиллярных волн на поверхности жидкого проводника. Библиогр. 6 назв. ...

02 12 2019 6:30:37

ГАЗИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОПЛИВ И БИОМАСС

В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...

13 11 2019 5:23:25

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕФИНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СЕЛЕЗЕНКИ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ И У ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая характеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...

10 11 2019 5:31:44

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!