СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА МОРДВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОРДОВСКОГО ФОЛЬКЛОРА) > Научные обзоры
IT-Reviews    

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА МОРДВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОРДОВСКОГО ФОЛЬКЛОРА)

Источник:
Козлова Т.А. Статья в формате PDF 137 KB В мордовском фольклоре мордовского народа нашли отражения различные аспекты традиционных занятий народа.

Основным занятием мордвы с древнейших времен являлось земледелие, именно ему посвящены многие произведения мордовского фольклора. В них нашли отражение представления о этапах труда земледельца, о основных сельскохозяйственных орудиях труда с помощью которых производилась пахота, сев, жатва.

Древнейшим пахотным орудием мордвы был безотвальный резак - кереть (м., э.). Впоследствии основным орудием для обработки почвы становится деревянная соха (сока). В. П. Ежова писала, «В недалеком прошлом основным орудием для обработки земли у теньгушевской эрзи, как и у всей мордвы, была деревянная соха - «сока». Соха состояла из рассохи - «расока» с двумя железными сошниками, железной полицы - «полиция», веревочного подвоя - «подбой» и двух оглоблей - «сока ожия» [1]. Об этом орудии труда поется в мокшанской песне «Схожу в лес, сосну срублю»:

Соху сделаю, пахать выеду,

Соху сделаю, пахать выеду.

Пахать выеду, новую землю вспашу,

Пахать выеду, новую землю вспашу.

Новую землю вспашу, лен посею,

Новую землю вспашу, лен посею[2].

Одним из древнейших пахотных орудий у мордвы был также деревянный плуг - сабан, который в ряде мест применялся вплоть до начала XX века. О важной роли этого сельскохозяйственного орудия говорит тот факт, что с ним связано немало преданий. Сабан - богатырю, пашущему на десяти или двенадцати волах, принадлежит видное место в фольклоре.

Ой, там, там, за семью полями,

Ой, там, там, за семью лесами,

Пашет - боронует один эрзянский парень[3].

Почву рыхлили бороной с деревянными или железными зубьями. Так, в песне «Пир богов» богиня земли Норов ава говорит:

Нынче день - вторник;

Люди выедут сеять

Горсти семян разбрасывать.

У богатого железные бороны.

У бедняка борона деревянная[4].

Хлеб мордва убирала исключительно ручным способом с помощью серпов «тарваз» с зазубренным краем. Об этом сельскохозяйственном орудии упоминается во многих произведениях мордовского фольклора, например, в песне «Нинькин Пае»:

У Нинькина Пае двое детей,

У Нинькина Пае двое ребят.

У опушки леса загон пашет,

На переселке хлеб сеет...

Режет, режет Паевых женщина серпом,

Жнет, жнет Паевых женщина острым[5].

Серпом в основном жали рожь и пшеницу. Если же они были плохими, то их скашивали косой, а иногда выдергивали руками. Для уборки овса, гороха, гречихи, чечевицы мордва применяла косу с граблями [6].

Когда пойдут сельские мужики

В «Чурька потмо» луг косить,-

Острой косой могут его скосить,

Травой скошенной завалить[7].

Таким образом, в мордовском фольклоре в той или иной степени нашли отражения орудия труда, с помощью которых производилась пахота и жатва.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ежова В.П. О некоторых этнографических особенностях в культуре мордовского населения Теньгушевского района // Вопросы этнической истории мордовского района. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - С. 223.
  2. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.10. - Саранск, 1965. - С.241
  3. УПТМН : в 10 т. Т.1. Кн. 2. - Саранск, 1977. - С.106.
  4. УПТМН : в 10 т. Т.1. - Саранск, 1963. - С.39.
  5. УПТМН : в 10 т. Т.1. - Саранск, 1963. - С.39.
  6. Тумайкин В.П. О земледелии мордовского крестьянства Самарской губернии в XIX веке // Материалы по этнографии и археологии Мордовии. - Саранск, 1975. - С. 103.
  7. УПТМН : в 10 т. Т.6. Ч.1. - Саранск, 1963. - С.374.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ВОДА И ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 263 KB...

20 07 2021 14:37:32

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ФЛАВОНОИДОВ ИЗ ПИЖМЫ ОБЫКНОВЕННОЙ

Статья в формате PDF 193 KB...

12 07 2021 10:29:15

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ

Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...

08 07 2021 12:43:33

СЛЕПАЯ КИШКА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 253 KB...

02 07 2021 11:45:23

СОСТОЯНИЕ ЗВЕРОВОДСТВА В ЯКУТИИ

Обзор состояния кормления и причин падежа молодняка лисиц в  О О О « Покровское зверохозяйство» Республики Саха ( Якутия) в 2010 г. ...

30 06 2021 0:58:29

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

28 06 2021 16:49:12

Сведенцов Евгений Павлович

Статья в формате PDF 294 KB...

27 06 2021 9:35:10

ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 261 KB...

26 06 2021 13:35:36

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 116 KB...

21 06 2021 21:47:15

Статистические закономерности хронологии космонавтики

В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...

18 06 2021 9:45:57

СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ С ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Статья в формате PDF 115 KB...

14 06 2021 11:45:53

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...

13 06 2021 0:22:40

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И КАЧЕСТВО КУРОРТА

Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный транспорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового транспорта в городе Сочи и тот ущерб, который транспорт наносит экологии сочинского региона. ...

11 06 2021 13:29:21

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ.

Статья в формате PDF 294 KB...

08 06 2021 6:17:14

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕГИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА МЕДЬЮ

Статья в формате PDF 111 KB...

07 06 2021 4:42:22

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

06 06 2021 20:54:20

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!