ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СТАТИСТИКИ > Научные обзоры
IT-Reviews    

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СТАТИСТИКИ

Источник:
Павловская Т.О. Статья в формате PDF 101 KB

На современном этапе информация превращается в один из важнейших стратегических ресурсов развития цивилизации. Особенно важное воздействие это оказывает на систему образования. При рассмотрении образовательной деятельности как процесса производства становится очевидным, что информация здесь является не только одним из важнейших ресурсов, но входит и в его результативную сторону. Качество образования, с одной стороны, зависит от развитости происходящего процесса информатизации, а с другой стороны, оказывает на него колоссальное воздействие. Поэтому во всем мире происходит сегодня совершенствование систем образования.

В России этот процесс ориентируется прежде всего на западный опыт. Западная система образования основана на отсутствии жестких государственных стандартов по различным направлениям и специализациям, изучении студентами предметов по выбору и отказе от ряда предметов, не связанных с выбранной профессией. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается снижение объема обязательной аудиторной нагрузки при повышении роли самостоятельной работы. Такая система рассчитана на элитных студентов, которыми вряд ли может похвастаться рядовой российский вуз .

Но российская система образования имеет свои достоинства. Прежде всего это глубокая фундаментальная подготовка по базовым дисциплинам, формирующая широкий научный кругозор и гибкость мышления. Поэтому при совершенствовании нашей системы образования необходим синтез различных технологий: как традиционных, сохраняющих ее лучшие черты, так и современных, в том числе, информационных, предоставляющих колоссальные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния.

Следует отметить, что одним из самых трудоемких направлений развития информационных образовательных технологий является программно-методическое обеспечение учебного процесса. Не секрет, что традиционное учебно-методическое обеспечение в высшей школе сегодня далеко от совершенства. В учебниках различных авторов мы часто наблюдаем разницу в логике изложения материала, рассмотрении одних и тех вопросов, системах обозначений и т.п. Все это порождает путаницу и не способствует нормальному усвоению предмета. Поэтому перед вузами сегодня стоит задача создания собственной качественной учебной базы, в частности, электронных учебников, объединяющих достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.

Учебники на электронных носителях имеют ряд преимуществ. Это возможность оперативного обновления содержания учебника, внесения дополнений и изменений с учетом обратной связи с пользователями, а также систематическое накопление и хранение больших массивов обучающей информации. Такие учебники позволяют осуществить автоматизацию и интенсификацию труда преподавателя, реализовать различные формы обучения, в том числе контрольно-тестирующие. Однако следует отметить и недостатки таких учебников. Это прежде всего меньшее удобство чтения с экрана и связанные с этим трудности в усвоении материала, утомляемость органов зрения и т.п. Кроме того, для их просмотра необходим доступ к соответствующим техническим средствам. При размещении учебника в сети Интернет возникают еще и проблемы быстродействия. В перспективе развитие научно-технического прогресса снизит остроту этих вопросов, что позволит более активно и плодотворно использовать электронные пособия в учебном процессе.

Автором разработано электронное учебное пособие по общей теории статистики, включающее теоретический материал, примеры решения задач, контрольные вопросы и практические задания по каждой теме, а также основанный на системе гиперссылок список основных терминов и понятий и список литературы. Данное пособие вместе с системой тестирования размещено в Иркутском виртуальном университете на российском портале открытого образования (irkutsk.openet.ru). Особенностью данного пособия является довольно краткое и схематичное изложение материала, в котором основное внимание уделено рассмотрению ключевых понятий и терминов.

Этот учебник может послужить основой для применения информационных технологий в преподавании курса статистики для студентов очной формы обучения. Преподаватель может использовать его в качестве дидактического материала на лекциях с применением мультимедийного проектора, а также при проведении практических занятий в компьютерных классах. Студенты могут пользоваться данным пособием при подготовке к семинарским занятиям и зачету. Большую помощь может оказать такой учебник при самостоятельном изучении студентами пропущенных тем.

Очень перспективным направлением является использование для контроля за самостоятельной работой студентов элементов дистанционного обучения. В конце каждой темы учебного пособия содержатся контрольные вопросы и практические задания по теме, которые должен выполнить пропустивший данную тему студент. Для контроля за усвоением пропущенных тем может применяться практика пересылки выполненных заданий преподавателю через систему открытого образования, на которой размещено пособие, или электронную почту (возможна также обратная связь преподавателя со студентом). Полученные навыки позволят студентам в дальнейшем использовать открытое и дистанционное обучение для самообразования, переподготовки и повышения квалификации.

Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (15-20 марта, 2004 г.)




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

Статья в формате PDF 102 KB...

24 07 2021 8:17:14

ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 261 KB...

22 07 2021 9:52:38

Методы лазеротерапии при астматическом бронхите

Статья в формате PDF 110 KB...

19 07 2021 0:36:47

СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Статья в формате PDF 140 KB...

15 07 2021 19:49:48

УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Статья в формате PDF 124 KB...

14 07 2021 14:15:54

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 116 KB...

08 07 2021 21:18:18

ЧЕСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВА, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ

Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека. ...

06 07 2021 2:18:39

АУДИТ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

20 06 2021 1:16:26

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕ-ПРОМЫСЛОВЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ОСВОЕНИИ ЧАЯНДИНСКОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО УЧАСТКА (ЗАПАДНАЯ ЯКУТИЯ)

В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...

17 06 2021 7:52:30

ПОЛИАРИЛАТЫ С ПОВЫШЕННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

Статья в формате PDF 109 KB...

13 06 2021 13:12:13

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

В работе приводится анализ мотивации выбора профессии педагога на основе изучения профессиональной ориентации в группе студентов факультета дополнительных профессий С Г П И. ...

12 06 2021 7:34:14

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ

Статья в формате PDF 65 KB...

07 06 2021 4:16:26

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!