ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ > Научные обзоры
IT-Reviews    

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Источник:
Юдина Н.Ю. Статья в формате PDF 140 KB Исследования в области нейропсихологии и специальной психологии показали, что одним из возможных механизмов задержки психического развития на психофизиологическом уровне формирования и развития ВПФ является несформированность работы не отдельных анализаторных систем, а их взаимосвязи (В.Лубовский, Л.С.Цветкова). Было показано также, что и эффективность восстановительной и формирующей работы находится в зависимости от сформированности, прочности и подвижности этих интегративных межанализаторных связей.

У детей с аномалией психического развития или его недоразвитием имеют место компенсаторные процессы, поэтому при исследовании ребенка нужно уметь отдифференцировать дефект от компенсации. Все это говорит о необходимости, исследуя нарушения, несформированность или трудность овладения функциями, исходить из общепсихологических знаний о генезисе и структуре этих процессов, об их месте и роли в психической сфере ребенка (Л.С.Цветкова).

Результаты диагностики учащихся 4-х классов с диагнозом ЗПР показали, что наиболее успешно при работе с методикой ГИТ учащиеся выполняют субтесты Символы, Числовые ряды и Аналогии. У всех учащихся результаты выполнения субтестов почти одинаково успешны. Следовательно, учащимся с ЗПР более понятны задания, в которых задан определенный алгоритм решения - зрительный образец. Наименее успешно выполнены субтесты Понятия, Предложения, Инструкции. Содержание данных субтестов построено на вербальном материале, что свидетельствует о том, что дети с ЗПР недостаточно осознают прочитанное, а также вследствие узости словарного запаса, кругозора неверно выполняют задания. Сравнение результатов выполнения теста ГИТ детей нормы и детей с ЗПР показало, что значительно различается успешность выполнения по субтесту Понятия - для детей с ЗПР это наиболее сложный субтест, исследующий умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков, сформированность операции сравнения и осведомленность в понятиях разного содержания. Дети не до конца понимают инструкцию, выполняют задание формально. 73,5% учащихся 4-х классов с ЗПР имеют суммарный балл, соответствующий очень низкому умственному развитию, 23,5% учащихся показали низкое умственное развитие, 3% учащихся показали близкое к норме умственное развитие. Не выявлено учащихся с уровнем умственного развития, соответствующего возрастной норме.

Анализ выполнения модифицированного опросника Ч.Д. Спилбергера показал, что 9,4% детей имеют 1 уровень эмоционального отношения к учению - продуктивное, 6,3% детей показали общее позитивное отношение, но без выраженной познавательной активности, 3,1% учащихся имеют общее позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту учения, 37,5% учащихся имеют диффузное эмоциональное отношение, переживают школьную скуку, столько же учащихся имеют разную степень отрицательного эмоционального отношения, 6,2% учащихся проявляют на уроке чрезмерную эмоциональность. Таким образом, большая часть учащихся с ЗПР (75%) испытывают неблагополучное эмоциональное состояние при переходе в среднюю ступень обучения.

Выполнение методики «Формирование искусственных понятий» показало, что наименьшее время выполнения задания - 40 с, наибольшее время - 208 с. Наибольшее количество ошибок при работе с заданием - 19. 46% учащихся указали один общий признак у понятия, 29,7% учащихся указали 2 признака у понятия, 24,3% учащихся не указали ни одного признака понятия. Таким образом, мы видим достаточно широкий временной интервал при выполнении задания, а также то, что почти четвертая часть учащихся с ЗПР не смогли обобщить понятия по признакам, не смогли выявить общие признаки у понятий.

Результаты диагностики учащихся 5 классов с диагнозом ЗПР показало, что 62,5% учащихся имеют очень низкое умственное развитие, 18,8% имеют низкое умственно развитие. 18,7% имеют умственное развитие, близкое к норме. В сравнении с результатами учащихся с ЗПР, полученными по окончании 4 класса, мы видим незначительное снижение учащихся с очень низким и низким интеллектуальным развитием, и повышение количества учащихся с умственным развитием, близким к норме. Но здесь также не выявлено учащихся с нормальным умственным развитием. Наиболее успешно так же как в 4-х классах выполнены Символы, Числовые ряды и Аналогии. Наименее успешно выполнены субтесты - Задачи, Инструкции, Понятия. Выявлено, что успешность выполнения арифметических задач в 4-х классах выше, чем в 5-х, возможно программный материал по окончании 4 класса больше соответствует содержанию заданий в субтесте, вследствие недостатков в развитии процессов памяти, дети с ЗПР быстро забывают пройденный материал. В 5-х классах возрастает количество совершаемых ошибок.

Анализ работы с методикой Спилбергера показал, что в 5-х классах нет учащихся имеющих 1 и 2 уровни эмоционального отношения к учению, 11,1% имеют 3 уровень, 33,3% имеют 4 уровень, 55,6% 5 уровень, 22,2% - 6 уровень. Таким образом, 88,9% учащихся с ЗПР испытывают неблагополучное эмоциональное состояние при обучении в средней ступени обучения, их количество возрастает в течение первого года обучения в среднем звене школы. Снижается количество детей с высоким уровнем познавательной активности, за счет увеличения учащихся со средним уровнем, значительно повышается количество учащихся с высоким уровнем тревожности за счет снижения учащихся со средним уровнем и отсутствия учащихся с низким уровнем тревожности. Особого внимания заслуживают данные о негативных эмоциях, испытываемых учащимися с ЗПР - их количество повышается в 2 раза! Более чем в 2 раза сокращается количество учащихся со средним уровнем переживания негативных эмоций, отсутствуют учащиеся с низким уровнем негативных эмоциональных переживаний.

Выполнение методики «Формирование искусственных понятий» показало, что наименьшее время выполнения задания - 60 с, наибольшее время - 263 с. Наибольшее количество ошибок при работе с заданием - 12. 53% учащихся указали один общий признак у понятия, 29,4% учащихся указали 2 признака у понятия, 17,6% учащихся не указали ни одного признака понятия. Количество учащихся, назвавших 2 признака понятия практически не изменилось, незначительно увеличилось количество учащихся, назвавших 1 признак понятия, сократилось количество учащихся, не назвавших ни одного признака понятия. Интересен факт того, что время выполнения заданий в 5 классе становится больше - как минимальное, так и максимальное. Количество ошибок незначительно сокращается.

Сравнение результатов диагностики интеллектуальной и эмоциональной сферы в 4 и
5 классах для детей с ЗПР показал, что в 5 классе интеллектуальное развитие детей повышается: снижается количество учащихся с очень низким умственным развитием, значительно повышается количество учащихся с умственным развитием, близким к норме. Результаты диагностики эмоционального развития свидетельствуют об обратном: в 5 классе снижается количество детей с высоким уровнем познавательной активности, повышается количество детей с высоким уровнем тревожности, значительно повышается количество детей, испытывающих негативные эмоции - почти в 2 раза.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что интеллектуальная сфера в раннем подростковом возрасте улучшается, а эмоциональная - ухудшается. Таким образом, технология работы с детьми с ЗПР должна быть направлена на коррекцию и интеллектуальной, и эмоциональной сферы, и построена на алгоритмах, дающих образец выполнения задания.


Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 13-15 мая 2009 г. Поступила в редакцию 08.06.2009.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ

Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...

24 07 2021 2:48:22

РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ

Статья в формате PDF 314 KB...

22 07 2021 15:41:14

О природе времени

Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...

21 07 2021 18:31:42

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члена-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...

15 07 2021 20:40:23

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ

Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...

12 07 2021 23:14:29

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 83 KB...

07 07 2021 13:43:49

МИНИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМА ТЕЛА В ОДНОРОДНОМ ПОЛЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ

Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты  происходит по инерции. Только в случае  работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...

30 06 2021 1:39:44

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ

Статья в формате PDF 237 KB...

29 06 2021 8:24:32

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

28 06 2021 17:19:59

СУБЪЕКТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

26 06 2021 15:30:16

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ В США

Статья в формате PDF 320 KB...

25 06 2021 20:31:25

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

22 06 2021 13:45:32

Влияние фонового квч излучения на биологические объекты и циркадные ритмы больных гипертонической болезнью

Ф Р И-терапия ( С Е М-терапия) основана на использовании материалов с управляемой энергетической структурой (CEM – Controlled Energy Material). Излучателем сверхслабых излучений К В Ч-диапазона при интенсивности 10–16–10–20  Вт/см2 является диод Ганна. Представлена оценка влияния фонового миллиметрового излучения на стафилококки, на нативную кровь, а также на вегетативный статус пациента гипертонической болезнью в сравнительном аспекте по графикам циркадных ритмов пульса при приеме: препаратов, не влияющих на ритм сердца; структурированной воды, активированной посредством аппарата «Cem-Tech»; полной дозы препарата лодоза; воды, содержащей информацию о порошкообразном лодозе. Рассмотренная индивидуальная динамика параметров ритмограммы, вычисленных на основе регистрации 500 межпульсовых интервалов, оценивалась с вычислением показателей уровня статистической значимости различий. Показано, что прием препарата Лодоз и воды содержащей информацию о препарате Лодоз сопровождается сходными изменениями, как частоты пульса, так и внутренней структуры информационного паттерна HRV. Динамика параметров ритма сердца свидетельствует о мобилизации холинергических механизмов регулирования. ...

20 06 2021 16:53:25

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА

В рамках данной статьи была построена математическая модель старения в форме онтогенетического компромисса процессов канцерогенеза и оксидативного стресса. Старение присуще всем объектам живой и неживой природы. Накопление повреждений в результате оксидативногостресса приводит к зависимому от возраста повреждению тканей, канцерогенезу и, наконец, к старению. С одной стороны, действие активных форм кислорода приводит к повреждению клеток, и, как следствие, к раку. С другой стороны, активные формы кислорода являются средством борьбы с опухолевыми клетками. Компромисс состоит в поддержании уровня свободных радикалов, эффективно подавляющего опухолевые клетки, и в то же время не сильно наносящего вред организму. На основе математической разработана имитационная компьютерная модель старения с возможностью изменений параметров интенсивностей появления опухолевых клеток, размножения, негативного воздействия свободных радикалов, ответа иммунитета. Проведен эксперимент по выявлению максимальной средней продолжительности жизни в зависимости от параметра гомеостатической характеристики. ...

13 06 2021 6:45:29

СТОЛЯРОВ СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 225 KB...

12 06 2021 22:33:17

РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ – ПУТЬ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Статья в формате PDF 213 KB...

10 06 2021 16:24:13

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!