УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ХРОНОТИПОВ > Научные обзоры
IT-Reviews    

УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ХРОНОТИПОВ

Источник:
Будкевич Р.О. Статья в формате PDF 122 KB Стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение и становится психотравмирующим фактором. Способность адаптироваться к стрессу является одной из общебиологических способностей организмов. Особое место занимают психологические воздействия, вызывающие стресс-реакцию. К таким ситуациям относится выявление лжи при проверках на полиграфе (Варламов В.А, Варламов Г.В., 2000; Варламов В.А, Варламов Г.В., 2005). При проведении психофизиологических исследований выявлена изменчивость вегетативных проявлений стресс-реакций на полиграфную проверку в зависимости от хронотипа испытуемого (Будкевич Р.О. и соавт., 2005). В то же время нагрузка выявляет нелинейную (параболическую) зависимость от вегетативной нервной системы в зависимости от хронотипа (Будкевич Р.О., Рябинина Е.Н., Будкевич Е.В., 2005), что позволяет высказать предположение о различной устойчивости к стрессу студентов различных хронотипов.

В исследовании участвовало 75 студентов Ставропольского государственного университета (18-21 года). Для выявления хронотипа (ХТ) проводилось анкетирование по модифицированной методике Хорна-Эстберга (Horne J.A., Ostberg O., 1976). Определяли способности выносить стрессовые нагрузки по оценке своего состояния в различных ситуациях. Хронотип и способность переносить стрессовые ситуации оценивали в баллах и подвергали математической обработке. Для этого использовали регрессионные зависимости Microsoft Ecxel. Вычисляли коэффициент детерминированности (R2), нормируемый от 0 до 1, который служил показателем достоверности аппроксимации.

Анализ данных всех студентов без разделения на хронотипы выявил лишь слабую тенденцию к повышению устойчивости к стрессу с ростом выраженности утренних черт. При разделении студентов по хронотипам выявлено 15 % утреннего ХТ, 21 % - вечернего ХТ и 64% студентов с недифференцированным ХТ.

Сложно дифференцируемый хронотип («голуби») характеризовались средним уровнем устойчивости к стрессовым ситуациям (50±2,1). Зависимость между параметрами хронотипа и стресс-устойчивости не выявляется.

У утреннего хронотипа («жаворонки») повышены значения устойчивости к стрессу(60±5,3), что указывает на высокую способность переносить стрессовые ситуации. Отмечается нелинейная зависимость между показателями устойчивости к стрессу и значениями показателей хронотипа. При этом показана нелинейная, параболическая зависимость, выраженная квадратичной функцией с R2= 0,34.

В группе вечернего хронотипа («совы») снижены значения устойчивости к стрессу(42,4±4,4), что указывает на относительно низкую способность переносить стрессовые ситуации. Аналогично жаворонкам выявлена нелинейная зависимость между показателями устойчивости к стрессу и значениями показателей хронотипа. Данная зависимость так же нелинейная (параболическая) и выражена квадратичной функцией с R2= 0,42.

Таким образом, выявленная закономерность указывает на взаимосвязь между хронотипом и устойчивостью к стрессу. Отмечается повышенная устойчивость к стрессу у студентов утреннего хронотипа по сравнению с совами. Промежуточное положение в устойчивости к стрессу выявлено у голубей. Данные закономерности могут быть обусловлены общими физиологическими механизмами, детерминирующими предрасположенность к стрессу и формирование хронотипа.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психофизиологические особенности стресса при выявлении скрываемой информации в зависимости от хронотипа», проект № 06-06-18006е.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ В Г. РЯЗАНИ

Статья в формате PDF 269 KB...

24 07 2021 15:15:25

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА

Статья в формате PDF 124 KB...

23 07 2021 4:22:57

СТУПЕНЧАТЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГРАФАХ

Статья в формате PDF 127 KB...

14 07 2021 19:49:21

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

13 07 2021 15:17:44

К ВОПРОСУ ОБ АНОМАЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ ТАЛОЙ ВОДЫ (ЧАСТЬ 1)

Статья в формате PDF 128 KB...

11 07 2021 10:28:40

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...

08 07 2021 21:22:54

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 83 KB...

06 07 2021 13:36:31

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Статья в формате PDF 251 KB...

05 07 2021 22:42:40

АНАЛИЗ ПРОТОКОЛОВ КВАНТОВОЙ КРИПТОГРАФИИ ВВ84 И В92

Статья в формате PDF 151 KB...

28 06 2021 10:32:34

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА Часть 1

Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

27 06 2021 2:21:43

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

Статья в формате PDF 96 KB...

26 06 2021 7:16:57

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

Статья в формате PDF 114 KB...

22 06 2021 22:21:21

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 104 KB...

20 06 2021 5:40:25

Упрочнение методом наплавки легирующими металлами

Статья в формате PDF 259 KB...

16 06 2021 10:28:13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

Статья в формате PDF 97 KB...

08 06 2021 4:34:49

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!