ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ)
К таким методам, которые мы используем на практических занятиях по физике в Самарском государственном аэрокосмическом университете, мы относим алгоритмы, метод аналогий, использование физических диктантов и профессионально-ориентированных задач, коллоквиумов.
Обучение физике тесно взаимосвязано со специальными дисциплинами и должно базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящихся к профессиональной деятельности будущего специалиста, поэтому необходимо включать конкретные специальные вопросы и задачи в программу обучения физике, реализовывать профессиональную направленность через профессионально ориентированные физические задачи.
Профессионально ориентированные задачи выполняют несколько функций: улучшают фундаментальную подготовку студентов; способствуют успешному применению полученных в ходе обучения знаний, умений, навыков в практической деятельности специалиста; способствуют повышению значимости изучаемого предмета; стимулируют познавательную активность студента; повышают процент понятого и оставшегося в памяти знания.
Одним из методов решения задач является алгоритмический способ.
Алгоритм - это способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными алгоритма. Алгоритмы в обучении выражают логику организованного процесса решения учебных задач. Они организуют познавательный процесс и являются средством достижения результата.
Как логическая форма организации мыслительной деятельности алгоритмы характеризуются сжатостью, связностью, выводимостью. Они формируют у студента четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний. Эти свойства алгоритмов позволяют также использовать их в качестве одного из средств управления и самоуправления познавательной деятельности студентов.
Для алгоритмов обучения присущи черты математических алгоритмов: детерминированность, выражающая определенность и однозначность действия, общепонятность; последовательность, т.е. выполнение всех действий в четко определенной последовательности; массовость, т.е. свойство решать не одну конкретную задачу, а все задачи данного типа; результативность как условие при определенных исходных данных получать определенный результат
Наличие алгоритмических предписаний по различным учебным дисциплинам, отдельных разделам, темам ускоряет процесс усвоения учебного материала. Используя алгоритмы на занятиях, мы не только научим студентов решать задачи. Студенты привыкнут задавать себе вопросы, планировать свою деятельность, анализировать ее. Это важно не только при обучении, но и самообучении.
Естественно, далеко не все задачи требуют применения алгоритма. Тем не менее, этот метод значительно расширяет практические возможности моделирования сложных процессов умственной деятельности и помогает человеку сделать тот или иной вывод, отобрать тот или иной вариант рассуждений. Оптимальный учебный процесс требует сочетания алгоритмического и неалгоритмического.
Решение поставленных практикой задач должно быть как достоверным, так и экономичным, т.е. осуществлено с минимальной затратой сил, средств и времени. Одним из рациональных методов, которые позволяют лучше и проще понять, запомнить и применять знания в различных ситуациях, сделать знание «гибким», является аналогия.
Аналогия (от греч.analogia) - соответствие, сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез.[1, с.48 ] В основе аналогии лежит сравнение. Если обнаруживается, что два или более объектов имеют сходные признаки, то делается вывод и о сходстве некоторых других признаков.
Метод аналогий позволяет: получать новую информацию о малоисследованных процессах и явлениях путем переноса методов и результатов решения задач из одной области в другую; служить поисковым средством при совершенствовании существующий и создании новых методов, а также контрольных средств для их проверки.
Можно выделить следующие различные виды аналогий в физике:
- Между физическими явлениями и процессами разной физической природы.
- Между величинами, описывающими разные явления и процессы.
- Между математическими методами, позволяющими получать аналогичные по
- Между способами решения задач по темам из разных разделов физики, поэтому можно говорить об общих подходах решения (алгоритмах).
- Между методами проведения лабораторных работ по разным разделам физики и других учебных дисциплин, научных исследований в разных областях науки.
- Между схемами изучения физических величин, законов, гипотез и т.п. из разных разделов физики.
Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний студента является физический диктант. Это один из видов программированных заданий с конструированием ответов на поставленные вопросы или дополнений к повествовательным предложениям с пропусками. Его можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в своевременной проверке и коррекции) по вариантам.
Коллоквиум состоит из вопросов (15-17), встречающихся в физических диктантах, а также вопросов на проверку более глубокого понимания изученного материала (доказательства, примеры и т.п.). Проведение коллоквиумов не только стимулирует учебную активность студентов, но и придает их работе рассредоточенный характер, а процесс овладения изучаемым материалом идет по линии его более глубоко осмысления и усвоения. Коллоквиумы приучают студентов соблюдать закономерности учебно-познавательной деятельности, побуждают их к совершенствованию учебных умений и навыков.[2] Из-за отсутствия времени на устные ответы студентов, коллоквиум проводится письменно (студентам раздаются индивидуальные билеты с заданиями). Работа рассчитана на всю пару.
Все эти методы активного обучения способствуют лучшему пониманию студентами учебного материала и формируют их готовность к выполнению профессиональных обязанностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», С-Пб. «Норинг», 2002.
- Вузовское обучение: проблемы активизации/ Б.В. Богуть, С.И. Сокорева, Л.А. Шеметков, И.Ф. Харламов; Под ред. Б.В. Богутя, И.Ф. Харламова. - Мк.: Университетское, 1989 -110с.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 281 KB...
25 02 2021 19:13:43
Статья в формате PDF 300 KB...
24 02 2021 19:53:25
Статья в формате PDF 102 KB...
22 02 2021 17:25:11
Статья в формате PDF 117 KB...
21 02 2021 16:53:47
Статья в формате PDF 142 KB...
20 02 2021 8:32:53
Статья в формате PDF 92 KB...
19 02 2021 8:40:24
Статья в формате PDF 106 KB...
18 02 2021 22:47:47
Статья в формате PDF 134 KB...
16 02 2021 17:24:50
Статья в формате PDF 131 KB...
15 02 2021 4:55:45
Статья в формате PDF 111 KB...
12 02 2021 19:19:50
Статья в формате PDF 115 KB...
11 02 2021 12:18:41
С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...
10 02 2021 2:46:45
Статья в формате PDF 214 KB...
07 02 2021 10:17:25
Статья в формате PDF 105 KB...
06 02 2021 17:11:13
Статья в формате PDF 114 KB...
05 02 2021 0:46:48
Статья в формате PDF 136 KB...
02 02 2021 10:15:57
Статья в формате PDF 112 KB...
31 01 2021 20:53:14
Статья в формате PDF 104 KB...
29 01 2021 8:41:41
Статья в формате PDF 103 KB...
28 01 2021 7:25:57
Статья в формате PDF 263 KB...
27 01 2021 13:51:46
Статья в формате PDF 232 KB...
26 01 2021 15:40:26
Статья в формате PDF 178 KB...
25 01 2021 22:35:24
Статья в формате PDF 269 KB...
24 01 2021 16:20:52
Статья в формате PDF 139 KB...
23 01 2021 20:56:58
Статья в формате PDF 136 KB...
22 01 2021 21:31:27
Статья в формате PDF 129 KB...
21 01 2021 0:38:36
Статья в формате PDF 119 KB...
20 01 2021 14:55:30
В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном пространстве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...
19 01 2021 9:51:15
Статья в формате PDF 122 KB...
18 01 2021 15:13:40
Статья в формате PDF 113 KB...
16 01 2021 0:32:52
Статья в формате PDF 100 KB...
15 01 2021 19:50:22
Статья в формате PDF 123 KB...
14 01 2021 23:51:15
Статья в формате PDF 116 KB...
13 01 2021 18:52:46
Статья в формате PDF 254 KB...
11 01 2021 16:42:43
Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...
10 01 2021 22:29:23
Статья в формате PDF 254 KB...
09 01 2021 10:11:16
Статья в формате PDF 107 KB...
06 01 2021 12:26:20
Статья в формате PDF 100 KB...
05 01 2021 20:48:28
Статья в формате PDF 1728 KB...
04 01 2021 20:11:27
Статья в формате PDF 117 KB...
03 01 2021 0:39:41
Статья в формате PDF 391 KB...
02 01 2021 18:11:53
Статья в формате PDF 95 KB...
01 01 2021 16:19:39
Статья в формате PDF 112 KB...
31 12 2020 5:19:59
Статья в формате PDF 118 KB...
30 12 2020 5:30:43
Статья в формате PDF 123 KB...
29 12 2020 18:54:11
Статья в формате PDF 111 KB...
28 12 2020 3:41:58
Статья в формате PDF 338 KB...
27 12 2020 11:39:24
Статья в формате PDF 119 KB...
26 12 2020 18:51:22
Статья в формате PDF 104 KB...
25 12 2020 15:44:43
Статья в формате PDF 92 KB...
24 12 2020 15:34:59
Статья в формате PDF 84 KB...
23 12 2020 22:14:45
Статья в формате PDF 135 KB...
21 12 2020 18:47:45
В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...
20 12 2020 3:50:18
Статья в формате PDF 136 KB...
19 12 2020 22:45:17
Статья в формате PDF 113 KB...
18 12 2020 1:23:12
Статья в формате PDF 129 KB...
17 12 2020 1:56:30
Статья в формате PDF 107 KB...
16 12 2020 10:32:17
Статья в формате PDF 114 KB...
15 12 2020 7:49:15
Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...
14 12 2020 20:18:33
Статья в формате PDF 379 KB...
12 12 2020 23:25:42
Статья в формате PDF 106 KB...
10 12 2020 13:55:21
Статья в формате PDF 117 KB...
08 12 2020 3:36:59
Статья в формате PDF 273 KB...
07 12 2020 12:45:28
Статья в формате PDF 220 KB...
06 12 2020 17:30:19
Статья в формате PDF 301 KB...
05 12 2020 18:54:20
Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328 К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным. ...
04 12 2020 23:54:10
Статья в формате PDF 127 KB...
03 12 2020 15:59:57
Статья в формате PDF 289 KB...
02 12 2020 13:33:21
Статья в формате PDF 116 KB...
01 12 2020 7:25:45
Статья в формате PDF 301 KB...
29 11 2020 8:50:15
Статья в формате PDF 135 KB...
28 11 2020 6:27:26
Статья в формате PDF 111 KB...
27 11 2020 2:27:11
Статья в формате PDF 254 KB...
26 11 2020 19:14:29
Статья в формате PDF 355 KB...
24 11 2020 14:51:17
Статья в формате PDF 396 KB...
23 11 2020 17:21:43
В статье отражен анализ работы котельного агрегата Т П-13/ В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...
22 11 2020 10:21:20
Статья в формате PDF 113 KB...
21 11 2020 10:37:44
Статья в формате PDF 277 KB...
20 11 2020 3:51:55
Статья в формате PDF 244 KB...
18 11 2020 12:36:27
Статья в формате PDF 244 KB...
17 11 2020 6:47:34
Статья в формате PDF 294 KB...
16 11 2020 11:10:56
Статья в формате PDF 103 KB...
15 11 2020 3:42:10
Статья в формате PDF 101 KB...
14 11 2020 12:47:12
Статья в формате PDF 110 KB...
13 11 2020 13:19:23
Статья в формате PDF 139 KB...
12 11 2020 0:28:47
Статья в формате PDF 206 KB...
11 11 2020 15:40:46
Статья в формате PDF 463 KB...
10 11 2020 7:34:52
Статья в формате PDF 295 KB...
08 11 2020 9:47:24
Статья в формате PDF 131 KB...
07 11 2020 14:33:20
Статья в формате PDF 140 KB...
06 11 2020 6:19:54
Статья в формате PDF 251 KB...
05 11 2020 1:23:53
Статья в формате PDF 132 KB...
04 11 2020 23:43:39
« Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут странствовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...
03 11 2020 11:29:29
Статья в формате PDF 261 KB...
01 11 2020 6:40:21
Статья в формате PDF 142 KB...
31 10 2020 7:26:10
Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...
30 10 2020 15:57:32
Статья в формате PDF 263 KB...
28 10 2020 8:14:31
Статья в формате PDF 307 KB...
27 10 2020 9:56:40
Статья в формате PDF 129 KB...
26 10 2020 2:41:48
Статья в формате PDF 113 KB...
25 10 2020 10:20:19
Статья в формате PDF 101 KB...
24 10 2020 9:56:17
Статья в формате PDF 101 KB...
22 10 2020 11:33:29
При хроническом отравлении солями молибдена и хрома определены функциональные нарушения у экспериментальных животных. Изменения в плазме крови выявили нарушения желудочно-кишечного тракта, печени, почек, сердечной мышцы крыс. ...
21 10 2020 12:29:29
Статья в формате PDF 142 KB...
20 10 2020 16:40:22
Статья в формате PDF 94 KB...
19 10 2020 17:44:32
Статья в формате PDF 308 KB...
18 10 2020 1:46:15
Статья в формате PDF 103 KB...
17 10 2020 5:10:40
Статья в формате PDF 126 KB...
16 10 2020 21:53:52
Статья в формате PDF 119 KB...
14 10 2020 18:21:10
Статья в формате PDF 115 KB...
13 10 2020 19:11:18
Статья в формате PDF 138 KB...
12 10 2020 12:26:30
Статья в формате PDF 197 KB...
11 10 2020 14:54:46
Статья в формате PDF 119 KB...
10 10 2020 21:22:46
Статья в формате PDF 116 KB...
09 10 2020 10:26:10
Статья в формате PDF 99 KB...
08 10 2020 14:39:17
Статья в формате PDF 110 KB...
07 10 2020 3:49:24
Статья в формате PDF 123 KB...
06 10 2020 21:56:44
Статья в формате PDF 111 KB...
05 10 2020 9:45:29
Статья в формате PDF 105 KB...
04 10 2020 5:11:57
Статья в формате PDF 119 KB...
03 10 2020 2:17:51
Статья в формате PDF 157 KB...
02 10 2020 18:32:26
Статья в формате PDF 167 KB...
01 10 2020 10:38:37
Статья в формате PDF 90 KB...
30 09 2020 15:37:34
Статья в формате PDF 113 KB...
29 09 2020 9:23:45
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::