ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РОСТ ЭПИФИТНЫХ ЛИШАЙНИКОВ В ГОРНО-ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВАХ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА > Научные обзоры
IT-Reviews    

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РОСТ ЭПИФИТНЫХ ЛИШАЙНИКОВ В ГОРНО-ЛЕСНЫХ СООБЩЕСТВАХ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Источник:
Криворотов С.Б. Ляхова О.Н. Статья в формате PDF 112 KB

Лишайники - это своеобразные организмы, являющиеся одним из постоянных компонентов коренных и производных горно-лесных фитоценозов Северо-Западного Кавказа. В большинстве горно-лесных экосистем региона продуцируемая эпифитными лишайниками биомасса велика. Поэтому эпифитные лишайники в горных лесах Северо-Западного Кавказа являются активными структуро-образующими элементами сообществ, повышая эффективность использования солнечной энергии, влияют на круговорот веществ благодаря своему оригинальному метаболизму и своеобразному химическому составу. В горно-лесных фитоценозах Северо-Западного Кавказа древостой оказывает существенное влияние на формирование нижних ярусов растительности, в частности путем создания определенного фитоклимата. Общеизвестно, что для большинства типов леса с сомкнутым пологом крон деревьев характерны сильное затенение стволов, температурная инверсия - уменьшение температуры воздуха в припочвенных слоях, смягчение амплитуды колебания температуры, ослабление ветра, повышенная относительная влажность воздуха.

В этом отношении коренные буково-пихтовые фитоценозы горно-лесного пояса Северо-Западного Кавказа обладают некоторыми особенностями. Своеобразие фитоклимата в буково-пихтовых лесах обусловлено относительно малой разреженностью древостоя, значительной сомкнутостью крон. Под пологом буково-пихтового леса наблюдается слабая освещенность, незначительное прогревание приземного слоя воздуха, значительные амплитуды колебания температуры, высокая относительная влажность и ослабление ветра.

Лихенологические исследования проводились нами (2002 - 2003 гг.) на территории и в окрестностях заказника «Камышанова поляна» (северная окраина Лагонакского нагорья). Основной тип растительности - коренные буковые, пихтовые, буково-пихтовые леса из бука восточного и пихты кавказской, а также производные (вторичные) лесные сообщества из березы бородавчатой и осины.

Нами изучалось влияние на рост эпифитных лишайников сезонных изменений (весной, летом и осенью) важнейших элементов фитоклимата: суточного хода температуры воздуха, относительной влажности и освещенности. В связи с результатами фитоклиматических наблюдений рассматривалась динамика прироста слоевищ эпифитного листоватого лишайника Flavoparmelia caperata (L.) Hale в комлевой и стволовой зонах форофита - бука восточного с северной экспозиции. Продолжительность и детали применявшейся нами методики фитоклиматических исследований изложены в работе Б.П. Кароля (1959). Измерения роста слоевищ эпифитного лишайника Flavoparmelia caperata производились по методике, предложенной А.А. Корчагиным (1976).

Результаты двухлетних фитоклиматических и лихенометрических наблюдений были оформлены в виде графического материала. При изучении графиков освещенности ствола форофита за двухлетний период и сопоставлении их с графиком динамики прироста слоевищ Flavoparmelia caperata было установлено, что наиболее активный рост лишайника наблюдался в мае - июне (2003 г.) и происходил в условиях относительно высокой освещенности. При этом у слоевищ лишайника, расположенных в комлевой и стволовой зонах бука восточного в июле - сентябре того года также наблюдался активный рост.

При изучении графиков суточного хода температур атмосферного воздуха установлено, что более благоприятными для роста слоевищ Flavoparmelia caperata в стволовой зоне форофита оказались температуры летнего периода. Летние температуры 2003 года в разных горизонтах ствола форофита и на контроле были достаточно высокими. Температуры атмосферного воздуха в стволовом и комлевом горизонтах бука в осенний период были ниже, чем на контроле.

Средние температуры воздуха летне-осеннего периода в комлевой зоне форофита (+15оС) были значительно ниже, чем в стволовой зоне и на контроле (+20оС, +23оС). Здесь наблюдался меньший прирост слоевищ Flavoparmelia caperata.

В весенний (май), летний (июль) и осенний (сентябрь) периоды средняя величина относительной влажности воздуха на контроле (70%) меньше, чем внутри лесного сообщества (80-90%). Средние значения относительной влажности атмосферного воздуха осенью 2003 года были выше в своловой зоне форофита (90%), чем в комлевой и на контроле (80% - 72%).

Высокие значения относительной влажности воздуха в осенний период соответствуют данным достаточно хорошего прироста слоевищ эпифитного лишайника Flavoparmelia caperata. Наиболее благоприятный режим относительной влажности имеется в стволовой зоне бука. Это подтверждается как прямыми измерениями величины прироста слоевищ, так и наличием большого количества видов эпифитных лишайников и их синузий в стволовой зоне бука восточного (по сравнению с комлевой зоной). На скорость роста слоевищ Flavoparmelia caperata, в том случае, если они растут на буке восточном, сильно сказывается местоположение (ствол или комль), причем в случае поселения лишайников в комлевой зоне наблюдается замедление роста, очевидно, мало зависящее от климатических условий года.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...

24 07 2021 2:50:15

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР

Статья в формате PDF 310 KB...

22 07 2021 6:18:49

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 239 KB...

21 07 2021 5:16:47

О СТРОЕНИИ И ТОПОГРАФИИ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У НОВОРОЖДЕННЫХ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. ...

14 07 2021 12:54:53

АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНЫХ СТВОЛОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 115 KB...

08 07 2021 1:37:14

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...

06 07 2021 7:42:19

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 104 KB...

30 06 2021 17:37:44

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА

Статья в формате PDF 763 KB...

29 06 2021 0:32:14

Анализ взаимодействия техносферы и окружающей среды

Статья в формате PDF 114 KB...

25 06 2021 19:58:46

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ ЭКОЛОГИИ

Статья в формате PDF 111 KB...

22 06 2021 18:56:16

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОТОПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КРЕМНИЕВЫХ СОЛНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ С УЧЕТОМ РЕКОМБИНАЦИОННЫХ И ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ

Эффективность фотопреобразования света в электрический ток ограничено рекомбинационными, тепловыми и другими потерями энергии в структурах солнечных элементов ( С Э). Уравнения, описывающие потери, уточнены с учетом рассредоточения омических потерь в лицевом слое ( Л С). Впервые проведена оценка тепловых потерь, обусловленных эффектом Пельтье, в контактах электрической цепи С Э. ...

20 06 2021 21:12:54

ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ (учебник для 8-9 классов)

Статья в формате PDF 127 KB...

15 06 2021 10:14:22

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 225 KB...

14 06 2021 11:35:20

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 112 KB...

06 06 2021 19:25:15

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!