IT-Reviews    

УМСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Соловьёв В.Н. Статья в формате PDF 134 KB

Управление адаптационным и учебно-воспитательным процессом является реальной основой для целенаправленной активации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также определения трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности. В этой связи особую значимость приобретает изучение проблемы адаптации студентов к условиям высшей школы.

Правильная постановка обучения, повышение физического здоровья и умственной работоспособности студентов - одна из центральных проблем педагогики. Интенсификация процесса обучения в вузе, в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, приводит к увеличению учебной нагрузки, которая нередко вызывает значительные ухудшения работоспособности и состояния здоровья студентов, отчётливо отмечаемые уже на первом году обучения.

Сегодня существует настоятельная необходимость оценки уровня состояния здоровья и адаптации студентов с более широких позиций, с учётом не только количественных, но и качественных характеристик.

Основными критериями адаптации студентов служат: показатели здоровья, физического развития - как показатели физического статуса организма; умственной работоспособности во время учебных занятий, экзаменов, а также их успеваемости в зависимости от занятий различными двигательными режимами.

Задача вуза - воспитать у студентов желание понять и укрепить свой организм, что требует постоянной и систематической работы. Но это необходимо проникнуться всем своим сознанием, начиная от администрации вуза, факультета, кафедр и, кончая, самими студентами. При этом значительно возрастают требования к вузовской подготовке студентов, обусловленные как непрерывным развитием науки, так и перестройкой социально-экономических условий, в результате чего возникает острая необходимость в интенсификации учебной деятельности студентов, активном их участии в общественно-полезном труде и в формировании здорового образа жизни.

Проблема адаптации студентов в вузе - очень важное условие успешной педагогической деятельности. Согласно современным требованиям, при подготовке специалистов высшей школы должна быть такая организация труда студентов, когда необходимо более глубоко учитывать их восприятию новой информации, средства и методы повышения умственной работоспособности.

Научная организация учебной работы студентов определяет оптимальное взаимодействие умственной и физической нагрузок, обеспечивающих высокий уровень познавательной деятельности. Вузовский учебный процесс требует такого подхода к использованию физической культуры, при котором необходимо знать и применять наиболее эффективные виды спортивных упражнений как для активации умственной деятельности, так и для создания условий скорейшей адаптации студентов к учебному процессу в вузе.

Переключение с умственной работы на физическую и, наоборот, способствует изменению характера нагрузки на различные отделы и функциональные сдвиги центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, что создаёт условия для отдыха и восстановления тех или иных психофизиологических функций.

Одновременно физическая нагрузка может служить средством коррекции, устранения тех или иных функциональных нарушений, которые могут вызываться умственной работой, и тем самым способствовать повышению эффективной учебной деятельности, профилактике переутомления центральной нервной системы и скорейшей адаптации студентов.

Под исследованием находились студенты 1 - 4-го курсов следующих факультетов: юридического, экономического, исторического, биолого-химического, математического, физического, педагогического факультета физической культуры (ПФФК) и факультета психологии и педагогики Удмуртского государственного университета. Особенностью обучения на факультете физического воспитания является то, что теоретические курсы общественных, педагогических и медико-биологических наук сочетаются с практическими занятиями по спортивным дисциплинам. Само по себе сочетание видов деятельности в учебном процессе полезно, однако степень влияния занятий различными спортивными дисциплинами на умственную работоспособность, здоровье и адаптацию студентов к учебному процессу в вузе на сегодняшний день изучено недостаточно, а кроме того имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с чередованием умственных нагрузок с достаточно большими физическими. Одним из специфических требований к обучению на факультете физического воспитания является повышение студентами спортивного мастерства в избранном виде спорта.

Студенты, занимающиеся в спортивных секциях быстрее и легче адаптируются к условиям вуза. Это косвенно указывает на важную тренирующую роль физических нагрузок в совершенствовании устойчивости организма к возрастанию неблагоприятных факторов (перегрузка учебными занятиями, экзамены и т.д.). Систематические занятия спортом вызывают повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В основе данного факта очевидно лежит по-видимому, явление перекрестной адаптации, описание G. Selye (1950). Это явление, безусловно, связано с развитием изменений на тканевом, клеточном и молекулярном уровнях. В частности, по данным Ф.З. Меерсона, состояние повышенной сопротивляемости организма, как правило, сопровождается увеличением тканевой резистентности, положительно влияющей на адаптацию Адаптивные изменения на клеточном и субклеточном уровнях, лежащие в основе повышения сопротивляемости организма наступают не сразу, а лишь в результате длительного воздействия стрессора, в данном случае, регулярных и систематических занятий спортом. Это говорит об огромной значимости физических нагрузок в адаптации человека, то есть, с их помощью можно регулировать наступление процесса адаптации в виду развития её на биосистемном уровне. Систематические физические нагрузки оказывают тренирующее влияние на константу внутренней среды организма, при этом, очевидно, важна значительная активация регуляторных механизмов гомеостаза, необходимых для общей мобилизации энергетических, пластических и защитных резервов в наступлении адаптации. Следовательно, для получения скорейшей адаптации возможно необходим и тренирующий эффект в виде физической нагрузки, который должен оказать сильное воздействие на организм, но она не должна быть чрезмерной, а рациональной, так как в этом случае могут быстро развиться неблагоприятные изменения, отрицательно сказывающиеся на адаптации, то есть продляя её наступление, и ещё хуже, могут привести к срыву механизмов адаптации. Работоспособность, а в конечном итоге и здоровье человека определяется его адаптационными резервами, возможности которых тесно связаны с напряжением физиологических механизмов и зависят от силы действующего фактора и продолжительности воздействия. Адаптационные возможности организма - это одно из основных его свойств. Это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой.

Для определения уровня функционирования системы кровообращения и адаптационных возможностей целостного организма принято рассчитывать величины адаптационного потенциала (АП) в условных единицах - баллах, так как в настоящее время для определения «уровня здоровья» индивидуума используются понятия «теории адаптации». Согласно этой концепции здоровье оценивается степенью адаптированности (СА) к условиям окружающей среды. При этом уровень адаптации (функциональных возможностей) в совокупности с другими параметрами, характеризующие здоровье, позволяют определить как уровень здоровья так и сформировать наиболее оптимальные программы профилактики, оздоровления, коррекции нарушений здоровья в физическом развитии студентов.

Целью исследования явилось установление характера взаимосвязи между физической и умственной нагрузок студентов к учебному процессу в вузе.

Задача исследования: установить адаптационную динамику взаимовлияния и взаимозависимости физической и умственной нагрузок студентов и обосновать пути и средства оптимизации, как фактора их адаптации.

Для определения физического здоровья применили методику С.В. Хрущёва (1995), состоящую из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющих наивысшую степень взаимосвязи с энерговооружённостью организма и уровнем общей выносливости. Предлагаемые пять показателей измеряются в баллах, это индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Руфье.

Уровень адаптации оценивается по значению адаптационного потенциала (АП), расчёт которого проводился по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой и В.К. Вакулина (1987) по следующей формуле:

АП (в баллах)

= 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,014(возраст, годы) + 0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27

Динамика умственной работоспособности - как критерия адаптации (А) к учебной нагрузке и сопротивляемости организма студентов утомлению изучалось методикой дозирования работы по времени с использованием таблицы В.Я. Анфимова в редакции В.В. Розенблата и Ю.В. Калинина (1961), так как эта методика давно опробована в настоящее время широко применяется.

Умственную работоспособность студентов, находящихся на обычном и расширенном двигательном режимах исследовали в начале (сентябрь) и конце (май) учебного года.

Результатами исследования установлено:

  • уровень адаптации и физического здоровья студентов 1 - 4-го курсов всех факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме выше, чем на обычном и р<0,05;
  • повышение уровня адаптации студентов проявляется в половом аспекте, а именно, юноши, находящиеся на различных двигательных режимах показали уровень адаптационного потенциала выше, чем девушки, однако, у юношей, находящихся на расширенном двигательном режиме это повышение выражено в большей степени, чем на обычном и р<0,001. Снижение адаптационных возможностей девушек, находящихся на обычном двигательном режиме, очевидно, сочетается с теми расстройствами здоровья, в основе которых лежат сбои в вегетативном и эндокринном звеньях регуляции;
  • состояние адаптации определяется функциональной зрелостью гормонального и вегетативного звеньев регуляции гомеостаза. Значение индекса Руфье (показывающий адаптационный резерв функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, лимитирующий физические возможности организма студентов) указывали на сниженные у студентов адаптационные резервы функций сердечно-сосудистой системы, в большей степени это понижение заметно у девушек, находящихся на обычном двигательном режиме;
  • критериями процесса адаптации студентов к физической нагрузке являются состояния напряжения физиологических систем по индексам, указанным ниже и интегративных процессов в организме. За счёт напряжения идёт адаптация дыхательной, сердечно-сосудистой систем (индексы Робинсона и Руфье, р<0,001), повышенная резистентность к гипоксии (индекс Скибинского, р<0,001), а также высокий уровень развития адаптационных возможностей двигательных качеств (индекс Шаповаловой, р<0,001);
  • степень напряжения адаптивных механизмов у студентов, находящихся на расширенном двигательном режиме ниже, чем на обычном, это свидетельствует о высоком уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что способствует развитию физических возможностей организма;
  • уровни адаптационного потенциала девушек и юношей, находящихся на расширенном двигательном режиме выше, чем у девушек и юношей, находящихся на обычном режиме и р<0,05;
  • показатели умственной работоспособности студентов 1 - 4-го курсов представленных факультетов, находящихся на обычном и расширенном двигательном режиме независимо от возраста и пола, как в начале, так и конце учебного года, после учебных занятий по первому заданию меньше, чем до занятий и р<0,05-0,001. Это выражается в уменьшении общего объёма проделанной работы (ООПР), числа вычеркнутых знаков (ЧВЗ) и увеличении процента ошибок (ПОЧВЗ);
  • умственная работоспособность студентов 1 - 4-го курсов всех факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме до и после ученых занятий, как в начале так и конце учебного года больше, чем на обычном и р<0,001;
  • девушки 1 - 4-го курсов представленных факультетов, находящихся на различных двигательных режимах, до и после учебных занятий, как в начале так и конце учебного года, показали умственную работоспособность выше, чем юноши. Однако, у не занимающихся спортом это увеличение достоверно (р<0,05), а у занимающихся не достоверно и р>0,05;
  • степень напряжения адаптивных механизмов студентов, находящихся на обычном двигательном режиме возрастала от 1-го к 4-му курсам. Однако у студентов, находящихся на расширенном двигательном режиме показатели ООПР, ЧВЗ больше, а ПОЧВЗ, наоборот, меньше (р<0,001), чем на обычном, что положительно отражалось и на их адаптационных процессах. Они проходят более сильно, концентрированно, насыщено выражено и с меньшей степенью напряжения. Это даёт возможность студенту во время учебных нагрузок более легко переносить так называемые сенситивные периоды роста, так как занятия расширенным двигательным режимом способствуют более полному формированию положительных связей, обеспечивающих оптимальное и плавное развитие адаптационных процессов без чрезмерного напряжения функциональных систем;
  • удивительным по нашему мнению оказалось то, что ООПР и ЧВЗ девушек и юношей, находящихся на обычном двигательном режиме всех факультетов уменьшалось от первого к четвёртому курсам, а ПОЧВЗ, наоборот, увеличивался как до (р<0,05), так и после учебных занятий (р<0,001). Это свидетельствовало о том, что степень напряжения адаптивных процессов студентов усиливалась, что констатировало низкий уровень развития адаптационных возможностей организма;
  • общий объём проделанной работы и число вычеркнутых знаков студентами, находящихся на расширенном двигательном режиме, на всех факультетах, наоборот, увеличивалось от первого к четвёртому курсам до и после занятий (р<0,05), а процент ошибок уменьшался на достоверную величину (р<0,05), т.е. занятия в спортивных секциях понижают степень напряжения адаптивных механизмов организма студентов, что способствовало повышению их адаптационных возможностей.

Аналогичные выводы были получены нами по второму и третьему заданиям корректурной методики, как в начале, так и конце учебного года;

  • адаптация студентов 1 - 4-го курсов зависит от их пола, а именно: у девушек, находящихся на обычном двигательном режиме адаптация на обычном двигательном режиме адаптация наступает на третьем курсе (5-й семестр), а у юношей, по окончанию третьего курса (6-й семестр). У девушек, находящихся на расширенном двигательном режиме адаптация к вузу наступает на втором курсе (3-й семестр), а юношей, на первом курсе (2 семестр).

Нами подтверждаются данные исследований других авторов о понижении умственной работоспособности студентов 1 - 4-го курсов в конце учебного года, по сравнению с началом, независимо от возраста, пола, специализации факультета и двигательного режима в результате развития умственного утомления.

Таким образом, занятия спортом способствуют снижению основного обмена, т.е. это расценивается как указание центральной нервной системе экономного расходования энергии, окислительные процессы в мышцах протекают глубоко и полно. Увеличивается потребление кислорода тканями, включаются в работу дополнительные резервные сосуды-капилляры органов, несущие питательные вещества и кислород к клеткам тканей соответствующих органов и мозгу. Все эти положительные процессы приводят к хорошему здоровью, высокому физическому развитию и функциональному состоянию организма, улучшают умственную работоспособность и успеваемость, ведущие и к нейтрализации отрицательных психических симптомов утомления, т.е. в итоге улучшается: восприятие, осмысление, переработка, суждение, усиливается способность к абстракции, улучшается память.

Так, Н.Е. Введенский и М.Р. Могендович прямо указывали, что рациональные занятия физическими упражнениями повышают тонус центральной нервной системы и прежде всего головного мозга, что приводит к повышению работоспособности и нормализации нейродинамики.

В результате проведённого исследования и на основании полученных результатов мы определили, что обязательных учебных занятий по физической культуре, согласно учебного плана, проводимых в настоящее время в вузах недостаточно, так как двигательный режим ограничивается только двумя занятиями в неделю и не может в полной нормативной физиологической мере дать необходимой разрядки ЦНС и снять умственное утомление, возникающее в результате интенсивных учебных занятий. Поэтому, мы рекомендуем увеличить для студентов количество занятий по физической культуре до трёх в неделю на вех курсах, а также посещать дополнительные внеурочные занятия по общефизической подготовке и различные спортивные секции.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Статья в формате PDF 124 KB...

02 04 2020 14:48:48

КЛЕТКИ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 140 KB...

31 03 2020 5:35:36

ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Статья в формате PDF 265 KB...

28 03 2020 12:20:24

Медико-экологическая оценка состояния здоровья населения г. Сатпаев по данным обращаемости

Проведен анализ динамики заболеваемости по отдельным возрастным группам населения г. Сатпаев. Результаты показали, что общим явлением для всех возрастных групп было значительное учащение после аварии болезней органов дыхания, а у взрослых и подростков – болезней мочеполовой системы. Заболеваемость детского населения в 2007 г. возросла по сравнению с 2006 г. в 1,3 раза, различия достоверны с высоким уровнем вероятности такого утверждения (26782,3 ± 333,4‰ против 34393,1 ± 359,8‰, t = 15,3, p < 0,001). Анализ ситуаций, показал, что психо-эмоциональный стресс, вызывающий обострение многих хронических и появление новых нозологических форм заболеваний, тесно связан с психо-эмоциональным состоянием типа высшей нервной деятельности человека. ...

27 03 2020 23:21:39

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

25 03 2020 3:44:21

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Статья в формате PDF 251 KB...

22 03 2020 5:21:33

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАЕЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ НА СООБЩЕСТВА МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

Рассматриваются показатели видового разнообразия мелких млекопитающих в зоне влияния алмазодобывающей промышленности Западной Якутии. Исследования проводились на территории двух крупных промышленных узлов – Мирнинского (среднетаежная подзона) и Айхало- Удачнинского (северотаежная подзона). Отработано около 7040 конусо-суток, 4700 ловушко-суток и отловлено 1920 экз. мелких млекопитающих, относящихся к 17 видам. Отмечено, что при масштабных преобразованиях ландшафтов, характерных для деятельности предприятий горнодобывающей промышленности, происходят изменения состава сообществ и популяционных параметров мелких млекопитающих, что свидетельствует о пессимизации среды обитания. Причем негативные трансформации более резко выражены в пределах северотаежной подзоны. ...

21 03 2020 17:16:37

ЗЕЛЕНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья в формате PDF 302 KB...

16 03 2020 23:21:40

ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНАЯ РЕФЛЮКСНАЯ БОЛЕЗНЬ И ПИЩЕВОД БАРРЕТТА: КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Цель исследования - изучение особенностей клеточного звена иммунитета и содержания цитокинов в сыворотке крови у пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью и пищеводом Барретта. Обследованы 70 пациентов с эрозивной формой гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и 42 пациента с пищеводом Барретта. Применены клинические, эндоскопические, морфологические, иммунологические методы исследования. Выявлены различия в показателях клеточного звена иммунитета и содержания в сыворотке крови интерлейкина-4, интерлейкина-8, интерлейкина-10, фактора некроза опухолей-, интерферона- у больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью в динамике лечения и у пациентов с пищеводом Барретта. ...

11 03 2020 5:44:19

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члена-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...

10 03 2020 4:39:19

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

Статья в формате PDF 85 KB...

02 03 2020 7:40:35

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ

Статья в формате PDF 246 KB...

21 02 2020 3:25:40

АНОМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЭПИТЕРМАЛЬНОГО ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНОГО ОРУДЕНЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

Приведены аномальные структуры геохимических полей ( А С Г П) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях А С Г П, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон А С Г П c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...

20 02 2020 6:45:40

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РЕКУРРЕНТНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Уникальные возможности линейных рекуррентных уравнений первого порядка А(n+1) = aA(n) + b позволяют характеризовать закономерности изменения различных свойств органических соединений ( А) не только в пределах локальных групп гомологов, но и одновременно всех рядов с одинаковыми гомологическими разностями. Более того, рекуррентные соотношения применимы к функциям не только целочисленных (число атомов углерода в молекуле), но и равноотстоящих значений аргументов A(x+Δx) = aA(x) + b, (Δx = const). Этот способ аппроксимации проиллюстрирован на примерах температурных зависимостей растворимости различных веществ в воде и даже времен релаксации в высокочастотных полях. ...

19 02 2020 5:55:40

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При неблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

18 02 2020 21:49:38

НОВООБРАЗОВАНИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ

Статья в формате PDF 105 KB...

12 02 2020 17:27:20

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 239 KB...

09 02 2020 18:48:57

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...

08 02 2020 7:54:41

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

Статья в формате PDF 140 KB...

05 02 2020 15:13:43

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ

Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...

20 01 2020 5:22:40

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

12 01 2020 20:43:47

АНАЛИЗ ФАРМАКОТОКСИЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭТАЦИЗИНА И ДИМЕФОСФОНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на смертность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение смертности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...

07 01 2020 6:15:13

Туманова Анна Леоновна

Статья в формате PDF 78 KB...

06 01 2020 13:29:10

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛЕСНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РЕГИОНАХ С СИЛЬНЫМ АНТРОПОГЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт- Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям. ...

05 01 2020 4:45:45

ПЛАТИНА И ПЛАТИОИДЫ В ОФИОЛИТАХ САЛАИРА, АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

Приведены данные по распространению элементов платиновой группы ( Э П Г) в офиолитах Салаира, Алтая и Горной Шории. Э П Г в наибольших концентрациях отмечены в проявлениях хромитов, образующих подиформные залежи, а также в никелевых проявлениях с обильными сульфидами меди, никеля и кобальта. Минералы Э П Г представлены изоферроплатиной, иридосмином и рутениридосмином. Реже встречаются самородная платина, рутениевый невъянскит и рутениевый сысерскит. В рудных телах также присутствуют в повышенных концентрациях золото и серебро. Состав минеральных фаз платиноидов указывает на близость к восточно-уральскому геолого-промышленному типу, связанному с изверженными породами габбро-клинопироксенит-перидотитовой формации. ...

30 12 2019 22:13:40

О НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТТЕХНОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

Получены сведения о начальных стадиях развития. Согласно профильно-генетической классификации почв техногенных ландшафтов [5] морфологически выделены элювиоземы инициальные, эмбриоземы инициальные и органо-аккумулятивные. Экспериментально показано, что выделение этих типов почв вследствие низкой скорости почвообразования пока возможно только по почвенно-биологическими показателями. Установлено, что микробное сообщество молодых почв на отвалах Мирнинского Г О К имеет характерные черты для начальной стадии почвообразования: более высокую в сравнение зональной почвой численность; низкую активность утилизации целлюлозы; низкую инвентарную. Последнее свидетельствует о низкой скорости формирования органо-минерального комплекса почвы. Выявлено, возможности дифференциации типов молодых техногенных ландшафтов по способу субстратов поддерживать начальный рост тест растений. ...

25 12 2019 3:15:46

РОЛЬ ОКИСЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА В ПАТОГЕНЕЗЕ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ

В миниобзоре приведены современные тренды изучения роли окислительного стресса в патогенезе хронической обструктивной болезни легких ( Х О Б Л). Показано, что развитие окислительного стресса происходит синхронно с дисбалансом в системе протеазы/антипротеазы и взаимосвязано с нарушением обмена железа. Приведены данные, демонстрирующие нарушение регуляции антиоксидантной защиты при Х О Б Л. Показана взаимосвязь между развитием окислительного стресса и воспалением. Обсуждается гипотеза о взаимосвязи окислительного стресса, хронического воспаления и старения в механизме патогенеза Х О Б Л. ...

22 12 2019 14:51:38

Анализ взаимодействия техносферы и окружающей среды

Статья в формате PDF 114 KB...

21 12 2019 18:59:58

СОБСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА

Статья в формате PDF 112 KB...

22 11 2019 13:47:13

АУДИТ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

21 11 2019 16:21:59

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

19 11 2019 18:14:44

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОНАГРУЗКАМИ

Статья в формате PDF 122 KB...

08 11 2019 13:59:16

САЛЬМОНЕЛЛЕЗ

Статья в формате PDF 102 KB...

05 11 2019 11:44:22

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!