АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НАРОДОВ МИРА > Научные обзоры
IT-Reviews    

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ НАРОДОВ МИРА

Источник:
Городецкая С.В. Статья в формате PDF 112 KB

В орнаментальном искусстве народов мира широко используются образы, отражающие духовный мир человека, его мировоззрение, общечеловеческие понятия об устройстве мира, родном доме, домашнем очаге, о символах силы и красоты своего народа и т.д. Архетипические образы сложились с момента появления Homo sapience (человека разумного) и устойчиво продолжают использоваться в орнаментальном искусстве. История возникновения архетипических образов уходит глубоко к эпохам палеолита и неолита. До нас дошли изображения в виде схематических рисунков - человеческих фигур, птиц, зверей и частей их фигуры, а так же абстрактные очертания - кресты, розетки, волнистые и ломаные линии, спирали, лабиринты и многое другое. Значение этих изображений оказалось давно забытым, но они продолжали по традиции применяться в народном орнаментальном искусстве вплоть до 19 века.

Сам термин «архетипы» появился благодаря известному швейцарскому психологу, психиатру, психоаналитику и культурологу Карлу Густаву Юнгу. Изучая психологические процессы подсознания человека, в основном исследуя сны и сновидения, Юнг приходит к выводу, что структура коллективного бессознательного включает в себя образы, предельной степени общности (архетипы). Они являются результатом суммарного опыта сотен поколений людей и служат организующими элементами всех психических процессов. «Как растение порождает соцветия, так психика порождает символы. Любой сон подтверждает это». (К.Г.Юнг «Человек и его символы»). В орнаментальном искусстве народов мира архетипами обозначают универсальные художественные образы, характерные для искусства различных цивилизаций.

В орнаментальном искусстве народов мира на протяжении тысячелетий сложилась устойчивая система архетипических образов, понятная для людей разных национальностей и религиозных воззрений, живущих практически в любой точке земного шара. Значение архетипических образов огромно. Наделенная символическим смыслом, а иногда и магическим значением, она играла огромную роль в жизни древних людей, которые верили в могущество и силу этих изображений. Именно поэтому в орнаментальном искусстве архетипы играют в первую очередь роль оберегов, надежной защиты от всего негативного в окружающем мире.

Многие исследователи смогли раскрыть смысл архетипических образов, но многие образы древнейших цивилизаций еще хранят свои тайны.

Можно назвать несколько замечательных исследователей древней символики - Б.Рыбаков, С.Иванов, А.И.Никифоров, А.А.Бобринский, Г.С.Маслова, М.С.Некрасова, Т.Я.Шпикалова и многие другие.

Одним из интереснейших ученых, оставивший нам свой двадцатилетний труд изучения символики образов в мифологии, был Ариэль Голан. Автор проводит фундаментальное исследование основных архетипических образов, дает сравнительный анализ семантики образов на протяжении развития культуры народов мира.

Доктор философских наук В.Н.Демин отстаивает и развивает концепцию Полярной прародины человечества - Гипербореи, где центральное место занимают архетипические образы и их связь с традициями и обрядами народов Севера.

Попытаемся рассмотреть некоторые варианты основных архетипических образов, наиболее часто встречающиеся в орнаментальном искусстве народов мира. Все они теснейшим образом связаны между собой и представляют целостную картину единства Человека и Вселенной.

Представление о Вселенной, ее непосредственной связи с Космосом раскрывается нам через такие архетипические образы, как:

Космическое яйцо. Звездное небо окружает Землю, как скорлупа окружает содержимое яйца, поэтому оно олицетворяет источник жизни и Вселенной.

Трехчастное устройство Мира неотделимо от образа Древа Жизни. Древо Жизни (или Космическое древо) как центральный стержень держит три части света: небесную твердь, землю и подземный мир. Именно Древо Жизни имеет значение прошлого, настоящего и будущего, а также символизирует развитие всего человечества. В мировой художественной культуре Древо Жизни представлено широко и разнообразно, т.к. это любые элементы растительного орнамента (цветок, бутон, дерево, ветка и т.д.).

Солнечная система, Небо, Космос (небо является одним из синонимов Космоса) - это мир, в котором центральное место занимает Солнце как источник тепла, света, жизни. С образом Солнца связаны солярные знаки: круг (или космическое колесо, т.к. звездное небо вращается подобно колесу. Круг является символом женского божества неба), крест (считается общемировым символом «горящего» Солнца), свастика (энергетический источник Солнца, а также восход и закат Солнца) и др. Солнечная колесница (или Солнечная ладья) переносит Солнечное божество из одного мира в другой, совершая вечные круговороты в Макро- и Микрокосмосе. Этимологически это вращение закрепилось в понятии «коловорот» или «солнцеворот».

Средняя часть Вселенной - это Земля. Среди геометрических знаков Земли важно выделить треугольник, квадрат, ромб (символ мужского божества земли), они имели магическое значение для людей древних цивилизаций. Земля, жизнь на ней связана с образами Дома, домашнего Очага, земледелием, трудовой деятельностью, обрядами и традициями. Поэтому архетипические образы здесь в первую очередь связаны с Человеком, окружающий мир которого полон миром животных и птиц, мифологических существ и т.д. Земля, дающая жизнь и развитие всего живого на ней, ассоциировалась с архетипическим образом Матери-Земли (который тесно связан с образом Богородицы). Поклонение Великой богине уходит также своими корнями в доисторические времена, в ту пору, когда женщина была и прародительницей и вершительницей судеб рода. «Все рождает земля, и все берет она опять» - считали эллинские мыслители.

В древней мифологии разных народов змей - устойчивый образ представителя земли, земной толщи, в недрах которой находится воображаемый подземный мир - преисподняя. Змей считался владыкой огня и хранителем кладов. Бог преисподней не только наводил страх на человека, но истолковывался как покровитель учения, знания, ремесел и наук.

Зооморфный орнамент включает в себя как реальные образы (птица, конь, олень, бык и др.), так и мифологические, пришедшие к нам из легенд и мифов народов мира (птицы Сирин, кентавр, единорог, дракон, русалии, грифон и др.). Обожествление птиц и животных, обращение их в культ неизбежно означало и наделение их космическими функциями. Так, например, во многих странах бык олицетворял Лунное Божество. Аналогичную смысловую нагрузку несет египетский образ-символ Небесной коровы.

Из глубин веков дошли до наших дней архетипические образы и орнаментальные мотивы в виде украшений декоративно-прикладного искусства, декора жилища и внутреннего убранства дома и т.п. Так, русская северная изба, народный костюм, расписная прялка отражают миропонимание человека, его веру и надежды на продолжение рода.

Изучение архетипических образов в орнаментальном искусстве народов мира имеет огромное значение. Культурное наследие прошлого, знания, накопленные сотнями предшествующих поколений, - будят воображение, снова и снова открывают перед нами тайны зашифрованных образов мировых цивилизаций и дают нам духовную силу.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


СИСТЕМНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ЭФФЕКТ ЭНЕРГИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ЭМП) НА ГИДРАТАЦИЮ, МЕТАБОЛИЗМ ТКАНЕЙ, СОСТОЯНИЕ СТРЕССА ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

С помощью комплекса ядерно-физических методов, Я М Р-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного Э М П, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...

22 07 2021 0:49:12

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Статья в формате PDF 657 KB...

20 07 2021 17:38:26

ФИТОСАНИТАРНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЗЕРНОВЫХ И ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИ АКТИВИРОВАННОЙ ВОДЫ

Показана возможность использования электрохимически активированной воды (в виде анолита и католита) для повышения урожайности зерновых и овощных (картофеля) культур и улучшения фитосанитарной ситуации с помощью модуля активации оросительной воды. Наиболее энтомоцидным действием в отношении пшеничного трипса обладал анолит с окислительно-восстановительным потенциалом +600 и +900 м В. Католит с О В П – 700 м В способствовал увеличению всхожести до 96%. Хороший результат в борьбе против колорадского жука давала предпосевная обработка клубней картофеля вначале анолитом, а потом католитом. Заселенность кустов колорадским жуком и проволочником снизилась на 37–83%. Наиболее эффективно в плане оптимизации фитосанитарного состояния посевов сочетание предпосевной обработки семян с последующим опрыскиванием стеблестоя католитом или анолитом. ...

10 07 2021 18:22:16

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И КАЧЕСТВО КУРОРТА

Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный транспорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового транспорта в городе Сочи и тот ущерб, который транспорт наносит экологии сочинского региона. ...

03 07 2021 22:21:57

КОГНИТИВНЫЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ ЭПИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Современный этап развития мирового и отечественного языкознания характеризуется антропоцентрической направленностью лингвистических исследований. Антропоцентризм является одним из фундаментальных свойств человеческого языка, так как взаимосвязь и взаимообусловленность языка и человека очевидна и не может вызывать никаких сомнений. « Идею антропоцентричности языка в настоящее время можно считать общепризнанной: для многих языковых построений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета» [1, 5]. Антропоцентрический подход в изучении языка или антропоцентрическая парадигма предполагает анализ человека в языке и языка в человеке. В. А.  Маслова пишет, что «…антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается конституирующий характеристикой человека, его важнейшей составляющей. Человеческий интеллект, как и сам человек, немыслим вне языка и языковой способности как способности к порождению и восприятию речи. Если бы язык не вторгался во все мыслительные процессы, если бы он не был способен создавать новые ментальные пространства, то человек не вышел бы за рамки непосредственно наблюдаемого. Текст, создаваемый человеком, отражает движении человеческой мысли, строит возможные миры, запечатлевая в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью средств языка» [1, 8]. ...

14 06 2021 14:10:44

ЦИФРОВОЙ МОДЕМ ДЛЯ СЕТИ ISDN

Статья в формате PDF 297 KB...

09 06 2021 6:38:12

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ

Статья в формате PDF 110 KB...

06 06 2021 21:36:52

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

Статья в формате PDF 111 KB...

05 06 2021 0:49:50

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!