IT-Reviews    

ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

c78089d0 Источник:
Антонова И. В. Зубарев А.А. Статья в формате PDF 131 KB

В современных условиях деятельность российских вузов, как образовательных центров и центров фундаментальных и прикладных исследований, получает логическое продолжение, охватывая создание, освоение и распространение инноваций. Вузы, являющиеся потребителями и производителями знаний, становятся все более инновационно активными хозяйствующими субъектами. Прежде всего, это коснулось традиционных направлений, связанных с оказанием образовательных услуг (подготовкой и переподготовкой кадров, постоянным повышением их квалификации). Динамично развивается также оказание научно-инновационных услуг (консалтинг, инжиниринг, маркетинговых, информационных, научно-методических). В меньшей степени развита деятельность по созданию завершенных инновационных продуктов и полуфабрикатов, реализуемых на рынке.

Инновационная деятельность вузов - стратегическое направление формирования человеческого капитала, являющегося главным фактором инновационного производства. Носителями человеческого капитала должны стать и выпускники, и научно-педагогические работники вузов. Главной отличительной чертой человеческого капитала, в сравнении с рабочей силой, является интеллектуальная активность, творческая, креативная природа его жизнедеятельности.

Человеческий капитал является не только фактором производства и экономического роста, но и фактором потребления (в том числе и производительного), то есть фактором жизнедеятельности. Информационному обществу, основой которого является инновационное производство, соответствует новый способ жизнедеятельности - «прозьюмеризм», в котором нет «чистого производства» и «чистого потребления», а производственная деятельность становится формой удовлетворения творческих, духовных потребностей, разновидностью досуга. Субъект человеческого капитала выступает субъектом жизнедеятельности как единства и взаимодействия производства, потребления, хозяйствования. Интеграция способностей, потребностей (как личных, так и потребностей более высокого порядка - производственных), потребительной силы становится основой становления работников полноценными хозяйствующими субъектами.

В результате происходящей интеллектуализации жизнедеятельности носитель человеческого капитала проявляет себя как субъект интеллектуальной активности и в производстве, и в потреблении, и в непрерывном образовании на протяжении всей жизни, в постоянном овладении новыми научными знаниями. Движущим мотивом развития личности - носителя человеческого капитала становится осознание возможности самоутверждения через обладание и умение воспользоваться знаниями. Именно в стенах научно-образовательного учреждения специалисты обязательно должны получить условия для мотивации на это. Динамика уровня интеллектуальной активности работников, развитие их способности к накоплению, переработке и генерации знаний предопределяет степень, в которой информация-знание становится ресурсом инновационного производства. Информация-знание как ресурс производства обладает важным свойством - доступностью, но только для тех, кто подготовлен для работы с нею, мотивирован на это.

На формирование интеллектуальной активности должна быть нацелена деятельность вузов, и как образовательных центров, и как центров фундаментальных и прикладных исследований, и как инновационных центров. Студенты и специалисты, получающие переподготовку и повышение квалификации, должны сформировать мотивы и получить навыки инновационной деятельности в ходе аудиторных занятий, самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, организованной по новым программам, в творческом общении с инновационно активными преподавателями, совершенствующими методы своей работы, привносящими в лекции результаты своих научных исследований, привлекающими студентов к этим исследованиям. Во многих случаях этому может способствовать сама тематика курсовых и дипломных работ.

Интеграция преподавания и научных исследований способствует не только формированию студентов как носителей человеческого капитала, она существенна и для совершенствования в этом качестве самих преподавателей. Огромным резервом является преодоление характерного для российских вузов, особенно крупных технических университетов, «сужения» научно-инновационных мощностей по мере прохождения стадий научно-инновационного процесса: генерация идеи - проведение НИР - выработка инновационного предложения - разработка инновационного проекта - его осуществление. Пока большая часть научных идей остается невостребованной или недоведенной до практической реализации, то есть вузы в недостаточной степени реализуют себя в качестве инноваторов, «проводников» научно-технического прогресса. Основная деятельность инновационно активных сотрудников технических университетов уходит «в тень», к чему подталкивает современная организация оплаты научного труда вузовских работников. Подавляющая же масса преподавателей ищет так называемых «подработок», либо увеличивая количество занятий, либо вообще в сферах, не связанных с преподаванием, что не может не сказаться на стандартах и требованиях к научно-педагогической деятельности. Это противоречит идее Национальной доктрины образования в Российской Федерации о необходимости изменить систему расчета аудиторной нагрузки преподавателей в сторону ее значительного уменьшения с перенесением акцентов на разработку методических пособий, учебников, на внедрение новых методов обучение и оценки знаний студентов - то есть на повышение качества образования. Не только отдельные преподаватели, но и вузы в целом, в целях экономического выживания расширяют круг платных образовательных услуг, развивают формы «ускоренного обучения», включают в сферу своей деятельности направления, не связанные с научно-инновационной деятельностью или развитием творческих способностей преподавателей и обучающихся.

Для преодоления этого дисбаланса идет поиск направлений институциональных и структурных преобразований в управлении научно-инновационной деятельностью вузов.

В настоящее время не подвергается сомнению необходимость искать решения на пути интеграции академической, прикладной и вузовской науки с производственными предприятиями. Четко определились и направления совершенствования управления инновационной деятельностью вузов: единое государственное регулирование в общем контексте государственной инновационной политики, нацеленной на формирование национальной НИС (научно-инновационной системы); усиление роли региональных инновационных комплексов; разработка собственной внутривузовской системы управления инновационной деятельностью.

Разработки инновационных моделей развития вузов коснулись и вопроса о роли кафедр в развитии инновационной деятельности. Порой предложения носят прямо противоположный характер. Одни авторы считают целесообразным полный отказ от кафедрального устройства и переход к укрупненным блок-схемам по направлениям научного и учебного процесса с созданием программ обучения и формированием «под них» профессорско-преподавательских коллективов или временных творческих коллективов. Другие авторы, наоборот, предлагают выделить в качестве ключевых подразделений крупных технических университетов инновационно-активные кафедры и лаборатории, предлагают критерии для придания кафедрам такого статуса и, что самое ценное, мероприятия по стимулированию роста числа инновационно-активных кафедр.

Эти предложения следует дополнить разработкой специальных программ для «общетеоретических» кафедр. С одной стороны, их будущее «застраховано» тем, что государственные образовательные стандарты предполагают серьезную общенаучную подготовку специалистов. С другой стороны, их работа находится под угрозой либо «растаскивания» специалистов по коллективам, созданным под отдельные программы, либо существования в качестве второсортных, не инновационно-активных, в случае применения к ним стандартных критериев оценки такой активности (в виде числа патентов, объемов выручки от реализации результатов НИД, стоимости экспортных контрактов, доли доходов от инновационной деятельности в общей сумме доходов кафедры и т.п).

В первом случае реальна угроза потери качества преподавания фундаментальных научных дисциплин, поскольку и сейчас выпускающие кафедры допускают попытки сокращения количества часов, «заземления» учебных программ по данным дисциплинам, применения поверхностно понятых критериев «практичности» к методическим разработкам, диктуют снижение требований к студентам в погоне за процентом успеваемости. В еще большей степени предлагаемое расчленение таких кафедр вредно для их научной деятельности как в качестве творческих коллективов, так и в качестве научной среды для работы отдельных исследователей.

Во втором случае необходима некоторая корректировка критериев инновационной активности таких кафедр с учетом специфики их научных направлений и учебных дисциплин, поскольку эффект их деятельности отсрочен и не всегда поддается экономической оценке. Хотя, безусловно, «доходные критерии» типа объема финансирования по грантам вполне применимы к таким кафедрам. Права была М. Тетчер, отмечавшая, что в конечном счете «наибольший полезный экономический эффект научного исследования всегда был обусловлен достижениями в области фундаментальных знаний, а не поиском конкретных применений». По объективным причинам деятельность общетеоретических кафедр носит скорее затратный, чем доходный характер. И это вполне подтверждается опытом зарубежных инновационно активных университетов, которые являются не только инвесторами в промышленные инновации, но и получателями помощи на проведение исследований и разработок, причем не только прикладного характера. Источником финансирования научных исследований (в том числе дополнительной оплаты труда) в ряде российских вузов становятся процентные отчисления за обучение студентов-«платников» по дисциплинам, закрепленными за данными кафедрами. В целом корректировка показателей их деятельности несложна, если достигнуто принципиальное понимание ее необходимости.

На наш взгляд, возможности общетеоретических кафедр могут быть востребованы при кооперации вузов с крупными фирмами в развитии внутрифирменного непрерывного образования. В этом направлении пока в России делаются первые шаги, но опыт зарубежных компаний подсказывает, что данный вид непрерывного образования развивается в формах, во-первых, дифференцированного и, во-вторых, мобильного образования. Первая форма исходит из различий работников по профессиям и по иерархическим рангам, по размерам групп обучающихся, по ритму работы, по удельному весу индивидуальных консультаций, по статусу консультантов-преподавателей. Вторая форма предполагает как выезды университетских специалистов «на места» для общения с обучаемыми, так и участие специалистов с производства в работе в университетских лабораториях (при условии их высокой оснащенности), в научных семинарах на кафедрах, в научно-практических конференциях.

Работа представлена на научную конференцию «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ», г.Умаг, Хорватия, 3-10 июля 2004.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГЕЛЕНДЖИКСКОЙ БУХТЫ

Статья в формате PDF 103 KB...

27 11 2020 5:24:42

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

Статья в формате PDF 151 KB...

19 11 2020 4:38:44

ХАРАКТЕРНЫЕ ОБЛАСТИ ПОДВИЖНОЙ ПЛОСКОСТИ

Статья в формате PDF 944 KB...

18 11 2020 21:11:47

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 118 KB...

16 11 2020 15:22:44

ПИЩЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ДАУРСКОЙ ПИЩУХИ (OCHOTONA DAURICA)

Статья в формате PDF 140 KB...

14 11 2020 9:26:10

КАЩЕНКО МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 319 KB...

05 11 2020 9:26:27

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

01 11 2020 6:48:55

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

30 10 2020 15:40:51

К ВОПРОСУ О ДЕФЛЯЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭРОЗИИ ГУМУСА

Статья в формате PDF 109 KB...

24 10 2020 19:15:21

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА

Статья в формате PDF 175 KB...

22 10 2020 21:24:11

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Статья в формате PDF 300 KB...

21 10 2020 20:23:45

РОЛЬ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАПРАВЛЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕДИКАМЕНТОВ

Выбрать оптимальный метод введения больных в период реабилитации после черепно-мозговой травмы. Материалы и методы: За 2011 год в Новокуйбышевской центральной городской больницы пролечено 960 пострадавших с черепно-мозговой травмой, из них 780 пострадавших с сотрясением головного мозга. Все пациенты с сотрясением головного мозга, первых семь дней находились на стационарном лечении в условиях травматологического отделения. Под наблюдением врачей нейрохирурга, травматолога, невролога и окулиста, проводилась дегидратационная и симптоматическая терапия. После первой недели стационарного лечения данных пациентов разделили на три равных группы по 260 человек и в дальнейшем их вели по- разному. Результаты: Удовлетворительные результаты лечения получены в первой группе у 252 пациентов (97%), у второй группы 243 пациентов(93%), а в третьей 156 пациентов (60%). Один день дневного стационара в травматологическом отделение в Новокуйбышевской центральной городской больницы Н Ц Г Б стоит 360 рублей, а один день дневного стационара, стоит 190 рублей. Таким образом стоимость лечения пациентов первой группы = (7 + 7)·360 = 5040 рублей, стоимость лечения пациентов второй группы = 7·360 + 7·190 = 2520 + 1330 = 3850 рублей, стоимость лечения пациентов третьей группы = 7·360 = 2520 рублей. Из данных расчетов видно, что пациенты третьей группы, требует меньше расходов, но к сожалению, у них намного хуже результаты лечения. Результаты лечения пациентов первой и второй группы практически одинаковы, а стоимость пациентов второй группы намного меньше. ...

15 10 2020 12:37:15

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

12 10 2020 21:24:46

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Статья в формате PDF 309 KB...

07 10 2020 10:55:52

РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ – ПУТЬ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Статья в формате PDF 213 KB...

04 10 2020 15:47:42

Упрочнение методом наплавки легирующими металлами

Статья в формате PDF 259 KB...

02 10 2020 7:27:41

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

30 09 2020 19:58:58

О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА

Статья в формате PDF 161 KB...

29 09 2020 19:50:25

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ФАРФОРА

Статья в формате PDF 113 KB...

23 09 2020 8:43:17

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ

В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. ...

22 09 2020 1:17:18

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В ОАО «АЛМАЗЫ АНАБАРА»

Статья в формате PDF 244 KB...

20 09 2020 15:12:58

АНАЛИЗ СТРУКТУР КРИСТАЛЛОВ ЗАМОРОЖЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ В 3D-ФОРМАТЕ

В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...

19 09 2020 21:56:50

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Исследованы вопросы влияния давления, относительной влажности и температуры атмосферы на давление воздуха в шине 175/70R13 легкового автомобиля В А З на основании данных Г У « В Н И И Г М И- М Ц Д» по постам (станциям) о температуре воздуха, относительной влажности и атмосферном давлении на уровне станции по природно – климатическим поясам России. Вопросы влияния климатических характеристик на давление в автомобильных шинах рассмотрены для летнего периода, который является наиболее нагруженным в году периодом в плане эксплуатации автомобиля. Исследования выполнены методом случайной выборки с использованием данных срочных наблюдений по постам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Изменения давления в шине в течение рабочей смены значительно влияют на управляемость, надежность и экономическую эффективность эксплуатации автотранспорта. ...

17 09 2020 22:19:15

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...

16 09 2020 5:36:50

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

Статья в формате PDF 100 KB...

14 09 2020 4:44:45

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 132 KB...

13 09 2020 20:26:49

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье исследованы некоторые проблемы опережающего антикризисного управления предприятием. ...

01 09 2020 7:24:15

ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ

Статья в формате PDF 137 KB...

29 08 2020 11:43:24

СИНТЕЗ САМАРИЙ-ХРОМАЛЮМИНИЕВОГО ГРАНАТА

Статья в формате PDF 273 KB...

28 08 2020 6:48:55

ГИГАНТСКИЙ БЕЗОАР ЖЕЛУДКА

Статья в формате PDF 104 KB...

21 08 2020 15:48:56

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

Статья в формате PDF 96 KB...

18 08 2020 7:20:35

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТЕРЕОХРОНОДИНАМИКИ

Статья в формате PDF 161 KB...

09 08 2020 1:34:57

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК

Применение хитинсодержащих препаратов оказывает положительное влияние на мясную продуктивность бычков, а превосходство по характеристикам химического состава и энергетической ценности мякоти имеют бычки, получавшие сукцинат хитозана. ...

05 08 2020 2:11:28

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

Статья в формате PDF 114 KB...

02 08 2020 12:32:24

БОДРОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

Статья в формате PDF 156 KB...

30 07 2020 2:57:22

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Статья в формате PDF 328 KB...

28 07 2020 1:22:39

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕФИНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СЕЛЕЗЕНКИ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ И У ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая характеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...

24 07 2020 13:29:27

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы)

В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...

22 07 2020 12:31:13

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

18 07 2020 14:21:55

АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА СУХИХ ЭКСТРАКТОВ ИЗ СЫРЬЯ ВИДОВ РОДА VERONICA L.

Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстракции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) Предуралья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской практике. ...

07 07 2020 9:15:15

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 104 KB...

05 07 2020 23:25:40

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Статья в формате PDF 279 KB...

03 07 2020 1:19:45

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!