IT-Reviews    

ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Антонова И. В. Зубарев А.А. Статья в формате PDF 131 KB

В современных условиях деятельность российских вузов, как образовательных центров и центров фундаментальных и прикладных исследований, получает логическое продолжение, охватывая создание, освоение и распространение инноваций. Вузы, являющиеся потребителями и производителями знаний, становятся все более инновационно активными хозяйствующими субъектами. Прежде всего, это коснулось традиционных направлений, связанных с оказанием образовательных услуг (подготовкой и переподготовкой кадров, постоянным повышением их квалификации). Динамично развивается также оказание научно-инновационных услуг (консалтинг, инжиниринг, маркетинговых, информационных, научно-методических). В меньшей степени развита деятельность по созданию завершенных инновационных продуктов и полуфабрикатов, реализуемых на рынке.

Инновационная деятельность вузов - стратегическое направление формирования человеческого капитала, являющегося главным фактором инновационного производства. Носителями человеческого капитала должны стать и выпускники, и научно-педагогические работники вузов. Главной отличительной чертой человеческого капитала, в сравнении с рабочей силой, является интеллектуальная активность, творческая, креативная природа его жизнедеятельности.

Человеческий капитал является не только фактором производства и экономического роста, но и фактором потребления (в том числе и производительного), то есть фактором жизнедеятельности. Информационному обществу, основой которого является инновационное производство, соответствует новый способ жизнедеятельности - «прозьюмеризм», в котором нет «чистого производства» и «чистого потребления», а производственная деятельность становится формой удовлетворения творческих, духовных потребностей, разновидностью досуга. Субъект человеческого капитала выступает субъектом жизнедеятельности как единства и взаимодействия производства, потребления, хозяйствования. Интеграция способностей, потребностей (как личных, так и потребностей более высокого порядка - производственных), потребительной силы становится основой становления работников полноценными хозяйствующими субъектами.

В результате происходящей интеллектуализации жизнедеятельности носитель человеческого капитала проявляет себя как субъект интеллектуальной активности и в производстве, и в потреблении, и в непрерывном образовании на протяжении всей жизни, в постоянном овладении новыми научными знаниями. Движущим мотивом развития личности - носителя человеческого капитала становится осознание возможности самоутверждения через обладание и умение воспользоваться знаниями. Именно в стенах научно-образовательного учреждения специалисты обязательно должны получить условия для мотивации на это. Динамика уровня интеллектуальной активности работников, развитие их способности к накоплению, переработке и генерации знаний предопределяет степень, в которой информация-знание становится ресурсом инновационного производства. Информация-знание как ресурс производства обладает важным свойством - доступностью, но только для тех, кто подготовлен для работы с нею, мотивирован на это.

На формирование интеллектуальной активности должна быть нацелена деятельность вузов, и как образовательных центров, и как центров фундаментальных и прикладных исследований, и как инновационных центров. Студенты и специалисты, получающие переподготовку и повышение квалификации, должны сформировать мотивы и получить навыки инновационной деятельности в ходе аудиторных занятий, самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, организованной по новым программам, в творческом общении с инновационно активными преподавателями, совершенствующими методы своей работы, привносящими в лекции результаты своих научных исследований, привлекающими студентов к этим исследованиям. Во многих случаях этому может способствовать сама тематика курсовых и дипломных работ.

Интеграция преподавания и научных исследований способствует не только формированию студентов как носителей человеческого капитала, она существенна и для совершенствования в этом качестве самих преподавателей. Огромным резервом является преодоление характерного для российских вузов, особенно крупных технических университетов, «сужения» научно-инновационных мощностей по мере прохождения стадий научно-инновационного процесса: генерация идеи - проведение НИР - выработка инновационного предложения - разработка инновационного проекта - его осуществление. Пока большая часть научных идей остается невостребованной или недоведенной до практической реализации, то есть вузы в недостаточной степени реализуют себя в качестве инноваторов, «проводников» научно-технического прогресса. Основная деятельность инновационно активных сотрудников технических университетов уходит «в тень», к чему подталкивает современная организация оплаты научного труда вузовских работников. Подавляющая же масса преподавателей ищет так называемых «подработок», либо увеличивая количество занятий, либо вообще в сферах, не связанных с преподаванием, что не может не сказаться на стандартах и требованиях к научно-педагогической деятельности. Это противоречит идее Национальной доктрины образования в Российской Федерации о необходимости изменить систему расчета аудиторной нагрузки преподавателей в сторону ее значительного уменьшения с перенесением акцентов на разработку методических пособий, учебников, на внедрение новых методов обучение и оценки знаний студентов - то есть на повышение качества образования. Не только отдельные преподаватели, но и вузы в целом, в целях экономического выживания расширяют круг платных образовательных услуг, развивают формы «ускоренного обучения», включают в сферу своей деятельности направления, не связанные с научно-инновационной деятельностью или развитием творческих способностей преподавателей и обучающихся.

Для преодоления этого дисбаланса идет поиск направлений институциональных и структурных преобразований в управлении научно-инновационной деятельностью вузов.

В настоящее время не подвергается сомнению необходимость искать решения на пути интеграции академической, прикладной и вузовской науки с производственными предприятиями. Четко определились и направления совершенствования управления инновационной деятельностью вузов: единое государственное регулирование в общем контексте государственной инновационной политики, нацеленной на формирование национальной НИС (научно-инновационной системы); усиление роли региональных инновационных комплексов; разработка собственной внутривузовской системы управления инновационной деятельностью.

Разработки инновационных моделей развития вузов коснулись и вопроса о роли кафедр в развитии инновационной деятельности. Порой предложения носят прямо противоположный характер. Одни авторы считают целесообразным полный отказ от кафедрального устройства и переход к укрупненным блок-схемам по направлениям научного и учебного процесса с созданием программ обучения и формированием «под них» профессорско-преподавательских коллективов или временных творческих коллективов. Другие авторы, наоборот, предлагают выделить в качестве ключевых подразделений крупных технических университетов инновационно-активные кафедры и лаборатории, предлагают критерии для придания кафедрам такого статуса и, что самое ценное, мероприятия по стимулированию роста числа инновационно-активных кафедр.

Эти предложения следует дополнить разработкой специальных программ для «общетеоретических» кафедр. С одной стороны, их будущее «застраховано» тем, что государственные образовательные стандарты предполагают серьезную общенаучную подготовку специалистов. С другой стороны, их работа находится под угрозой либо «растаскивания» специалистов по коллективам, созданным под отдельные программы, либо существования в качестве второсортных, не инновационно-активных, в случае применения к ним стандартных критериев оценки такой активности (в виде числа патентов, объемов выручки от реализации результатов НИД, стоимости экспортных контрактов, доли доходов от инновационной деятельности в общей сумме доходов кафедры и т.п).

В первом случае реальна угроза потери качества преподавания фундаментальных научных дисциплин, поскольку и сейчас выпускающие кафедры допускают попытки сокращения количества часов, «заземления» учебных программ по данным дисциплинам, применения поверхностно понятых критериев «практичности» к методическим разработкам, диктуют снижение требований к студентам в погоне за процентом успеваемости. В еще большей степени предлагаемое расчленение таких кафедр вредно для их научной деятельности как в качестве творческих коллективов, так и в качестве научной среды для работы отдельных исследователей.

Во втором случае необходима некоторая корректировка критериев инновационной активности таких кафедр с учетом специфики их научных направлений и учебных дисциплин, поскольку эффект их деятельности отсрочен и не всегда поддается экономической оценке. Хотя, безусловно, «доходные критерии» типа объема финансирования по грантам вполне применимы к таким кафедрам. Права была М. Тетчер, отмечавшая, что в конечном счете «наибольший полезный экономический эффект научного исследования всегда был обусловлен достижениями в области фундаментальных знаний, а не поиском конкретных применений». По объективным причинам деятельность общетеоретических кафедр носит скорее затратный, чем доходный характер. И это вполне подтверждается опытом зарубежных инновационно активных университетов, которые являются не только инвесторами в промышленные инновации, но и получателями помощи на проведение исследований и разработок, причем не только прикладного характера. Источником финансирования научных исследований (в том числе дополнительной оплаты труда) в ряде российских вузов становятся процентные отчисления за обучение студентов-«платников» по дисциплинам, закрепленными за данными кафедрами. В целом корректировка показателей их деятельности несложна, если достигнуто принципиальное понимание ее необходимости.

На наш взгляд, возможности общетеоретических кафедр могут быть востребованы при кооперации вузов с крупными фирмами в развитии внутрифирменного непрерывного образования. В этом направлении пока в России делаются первые шаги, но опыт зарубежных компаний подсказывает, что данный вид непрерывного образования развивается в формах, во-первых, дифференцированного и, во-вторых, мобильного образования. Первая форма исходит из различий работников по профессиям и по иерархическим рангам, по размерам групп обучающихся, по ритму работы, по удельному весу индивидуальных консультаций, по статусу консультантов-преподавателей. Вторая форма предполагает как выезды университетских специалистов «на места» для общения с обучаемыми, так и участие специалистов с производства в работе в университетских лабораториях (при условии их высокой оснащенности), в научных семинарах на кафедрах, в научно-практических конференциях.

Работа представлена на научную конференцию «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ», г.Умаг, Хорватия, 3-10 июля 2004.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Статья в формате PDF 182 KB...

06 11 2019 5:43:33

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. ...

03 11 2019 22:48:56

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...

02 11 2019 19:28:15

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

31 10 2019 14:58:55

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 83 KB...

29 10 2019 15:15:29

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 224 KB...

27 10 2019 12:46:42

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

18 10 2019 1:14:17

АКТИВНОСТЬ ФОСФОЛИПАЗЫ А2 И СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ В ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ У БЕРЕМЕННЫХ С ГЕРПЕС-ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

В работе изучено состояние процессов перекисного окисления липидов и содержание фосфолипазы А2 в периферической крови беременных III триместра с обострением герпес-вирусной инфекции в зависимости от титра антител IgG к вирусу простого герпеса 1 типа. Установлено, что обострение герпес-вирусной инфекции в период гестации способствует активации процессов перекисного окисления липидов, регистрируемого по содержанию Т Б К-активных продуктов (малонового диальдегида), повышению содержания фосфолипазы А2, наиболее выраженное при титре антител IgG к В П Г-1 1:12800 и является причиной деструктивных процессов в составе липидов эритроцитов. ...

09 10 2019 4:37:18

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

05 10 2019 5:26:10

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ

Статья в формате PDF 392 KB...

04 10 2019 4:51:31

Перспективы использования электрофизических методов при освоении месторождений минерального сырья

На основе анализа литературных источников показана необходимость создания эффективных методов переработки руд цветных металлов. Описано отрицательное воздействие горнообогатительного производства на окружающую среду. Рассмотрены проблемы освоения месторождений сырья и предложены пути их решения. Приведена схема рационального освоения минеральных ресурсов рудного месторождения с применением разрядноимпульсных методов. Обоснована возможность использования разрядноимпульсных воздействий в обогатительных процессах, что позволит повысить полноту извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. Выделены ограничения применения импульсных методов. Установлено, что разрядноимпульсные методы интенсифицируют избирательное раскрытие минеральных ассоциаций во всем диапазоне исходных классов крупности. Эти методы эффективны в комбинированных схемах переработки труднообогатимых руд сложного состава. Применение комбинированных схем позволит сократить на 10–15 % время измельчения до выхода контрольного класса. ...

02 10 2019 11:12:37

ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Статья в формате PDF 312 KB...

24 09 2019 14:41:17

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА ИЗ ЦЕЛОГО ЗЕРНА

Разработан способ производства хлеба из целого зерна. Снижение микробиологической обсеменненности зерна осуществляется с помощью природных консервантов, которые можно вносить на стадии замачивания зерна или приготовления теста. Для повышения качества хлеба, сокращения продолжительности замачивания зерна, повышения степени его дисперсности при получении теста целесообразно использовать цитолитические ферментные препараты. ...

14 09 2019 19:31:23

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Статья в формате PDF 180 KB...

13 09 2019 22:19:28

МИНИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМА ТЕЛА В ОДНОРОДНОМ ПОЛЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ

Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты  происходит по инерции. Только в случае  работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...

11 09 2019 20:36:13

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 311 KB...

05 09 2019 17:50:48

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДОЙ КАРЕЛЬСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...

01 09 2019 6:43:56

Никитюк Надежда Федоровна

Статья в формате PDF 68 KB...

28 08 2019 13:23:15

ПОЛИТРАВМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Статья в формате PDF 244 KB...

25 08 2019 3:23:38

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ НООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 110 KB...

18 08 2019 15:48:33

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

14 08 2019 7:46:33

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХРОМОВОГО ДУБЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 132 KB...

13 08 2019 8:57:11

ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ С БЕЗВОДИЛЬНЫМ САТЕЛЛИТОМ

Статья в формате PDF 326 KB...

11 08 2019 13:50:16

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 297 KB...

24 07 2019 14:35:29

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...

21 07 2019 18:23:20

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

12 07 2019 12:18:50

ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЕДИНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ"

В работе выявлены специфические особенности непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в едином педагогическом пространстве « Школа – Колледж – В У З », позволяющие с иной точки зрения подходить к отдельным аспектам модернизации непрерывного образования. ...

11 07 2019 18:27:57

Изомерия и гомеостаз популяций

Статья в формате PDF 102 KB...

09 07 2019 6:39:25

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ»

Статья в формате PDF 251 KB...

07 07 2019 13:52:53

КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ

Статья в формате PDF 339 KB...

25 06 2019 11:59:46

ТЕОРИЯ ДОУ

Статья в формате PDF 424 KB...

22 06 2019 13:19:50

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Статья в формате PDF 124 KB...

18 06 2019 7:55:27

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!