ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В современном мире огромное значение имеет возможность усвоения, распределения и отторжения поступающей информации [6]. Ее большое количество ухудшает способность современных студентов к ее принятию, переработке и сохранению в процессе учебной деятельности, что им необходимо для дальнейшей социальной адаптации [14]. Так же в последнее десятилетие сильно увеличилось количество студентов, страдающих разными формами психосоматических патологий. При нахождении организма в длительном информационном стрессе страдает способность перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Что опосредовано хроническим утомлением и нарушением таких функций внимания как концентрация, распределение и переключение. Помимо большой информационной нагрузки большое значение имеет уменьшение двигательной активности. Как следствие - ухудшается адаптация, и появляются различные психофизиологические дисфункции. По последним данным российских авторов ухудшение здоровья студенчества «...может быть следствием увеличения интенсивности образовательного процесса, ростом стрессовых ситуаций..., ухудшением экологической обстановки, снижением физической активности, нарушением адаптивных процессов» [8, Т. II, с. 141]. Исследуются особенности адаптивных реакций в зависимости от исходного состояния вегетативной нервной системы [8, Т. II, с. 134] и т.д. Важно отметить, что достаточно большой процент публикаций посвящен проблеме физической подготовки и спорту [8, Т. II, с. 129; с. 140 и др.] как средствам профилактики и реабилитации физических заболеваний.
Цель, задачи, методы и результаты первой части исследования
Первой целью исследовательской работы была оперативная проверка остаточных знаний студентов по непрофильной дисциплине «экономика» с помощью тестирования. В задачи входило: 1 - оперативное проведение контрольного тестирования после прочтения серии аудиторских лекций по непрофильному предмету «экономика»; 2 - оперативное проведение контрольного тестирования после прочтения серии аудиторских лекций по непрофильному предмету «экономика» с применением методики усиленного визуального воздействия; 3 - сравнение полученных результатов усвоения и воспроизведения знаний. В исследовании приняли участие студенты пятого курса, в количестве 62 человек, разного пола, средний возраст 25±3,7 лет. В исследовательской работе наряду с традиционной формой подачи учебного материала (аудиторские лекции) была применена методика усиленной визуализации подачи материала на фоне конкретизации и пошаговой упорядоченности, что выражалось в форме конкретного перечисления. На каждом экспериментальном занятии максимально был задействован зрительный анализатор. Задача будет облегчена, если преподаватели высшей школы будут пользоваться современными компьютерными технологиями [12]. Студентам было прочитано три лекции с частотой одна лекция в неделю. В начале четвертой лекции без предупреждения проводился анонимный тестовый опрос. Зачитывалось пять вопросов и два варианта ответа на каждый, времени для обдумывания не предполагалось.
По результатам первой серии (аудиторские лекции) студенты показали, что 37,62% знаний было
Табл. 1 Среднеарифметические значения (± стандартное отклонение) исследуемых параметров 24 добровольцев, занимающихся в группе Айкидо в начале и в конце серии тренировок
|
Реактивная тревожность (баллы) |
Индекс напряжения (баллы) |
Субъективное время (секунды) |
Концентрация внимания (секунды) |
Систолическое давление (мм рт. ст.) |
Диастоличе-ское давление (мм рт. ст.) |
Частота сердечных сокращений (удары в минуту) |
Первичное обследование |
52,7±1,2 |
58,0±1,5 |
39,3±2,5 |
3,7±0,2 |
125,1±1,4 |
73,0±1,4 |
76,0±1,6 |
Вторичное обследование |
*43,3±1,2 |
*35,1±1,5 |
*59,4±3,0 |
*2,7±0,8 |
°132,1±2,6 |
°77,0±1,8 |
°78,0±2,6 |
Примечания:
Первичное обследование - фоновое тестовое обследование до серии занятий Айкидо (за 30 минут до начала первого занятия); Вторичное обследование - фоновое обследование после 15 занятий Айкидо (за 30 минут до начала последнего занятия);
* - означает достоверное отличие величины вторичного обследования относительно первичного, p<0,05; ° - означает повышение исследуемых параметров вследствие занятий Айкидо, не выходящие за пределы нормы, показывающие запуск адаптационных механизмов, p<0,05.
усвоено. Во второй серии по результатам тестов было усвоено и воспроизведено 72,94% знаний. Экспериментальная работа показала, что методика визуализации подачи учебного материала для студентов творческих специализаций себя полностью оправдывает и является достаточно эффективной. Процент усвоения знаний у студентов непрофильной дисциплины достаточно высок, тем более что внимание на нем не было сконцентрировано, как на профильных дисциплинах. Предложенная методика преподавания не требует особого дорогостоящего оборудования и временных затрат. Она базируется на общеизвестных знаниях механизмов восприятия. Для поступления в головной мозг, усвоения, переработки и сохранения поступившей через слуховой анализатор информации нужно больше времени и усилий, так как путь ее восприятия намного сложнее и длинней, чем при поступлении информации через зрительный анализатор [7, 9] .
Цель, задачи, методы и результаты второй части исследования
Второй целью данной работы было определение влияния тренингов Айкидо на психофизиологическое состояние студентов очной формы обучения.
В задачи входило: 1 - провести первичное фоновое обследование испытуемых; 2 - исследовать изменения в состоянии испытуемых вследствие проведения тренингов Айкидо; 3 - проанализировать динамику первичного и повторного обследований; 4 - дать практические рекомендации на основе полученных в данной работе результатов. Испытуемыми были 24 добровольца, занимающиеся в группе Айкидо (18 мужчин, 6 женщин, средний возраст 20,5±2,2 лет). Обследование проводилось в начале первой и последней тренировки (всего15 тренировок).
Всем испытуемым предлагались психофизиологические тесты:
- индекс напряжения. В исследовании применялся опросник НПН «Признаки нервно-психическогонапряжения» (90 баллов - резко выраженное НПН, 30 баллов - отсутствие НПН)[5];
- тест Спилбергера-Ханина «Реактивная тревожность» (РТ). Величина РТ до 30 баллов соответствует низкому уровню, 31-45 баллов -умеренному, более 45 - высокому [13];
- индивидуальное восприятие субъективного времени по сравнению с метрическим (ИМ). Лица, хорошо адаптирующиеся к физическим и эмоциональным нагрузкам, имеют отклонения ±3-5 секунд [10,11];
- степень концентрации внимания (КВ). Фиксировалось среднее время двух действий (сложения и вычитания чисел, например, 72 и 47),затраченное на получение правильного результата [3];
- стандартными способами измерялись артериальное систолическое и диастолическое давление, частота сердечных сокращений.
Была применена статистическая обработка полученных данных с использованием средних значений, стандартного отклонения и t-критерия Стьюдента.
В результате исследовательской работы при фоновом тестировании (см. табл. 1) по методу Спилбергера-Ханина у испытуемых была выявлена высокая степень «РТ» 52,7±1,2 баллов. Индекс напряжения (НПН) был 58,0±1,5 баллов. Индивидуальное время (ИМ) волонтеров существенно отличалось от метрического (39,3±2,5 субъективной секунды). Время арифметического счета двузначных чисел (КВ) до тренировки было 3,7±0,3 секунд. Со стороны кар-диореспираторной системы отмечались цифры артериального систолического давления 125,1±1,4 мм ртутного столба, диастолического давления 73,0±1,4 мм ртутного столба, частота сердечных сокращений составляла 76,0±1,6 ударов в минуту. В состоянии расслабления и покоя до начала тренировки регистрируется напряжение регуляторных психофизиологических механизмов, что показывает фоновое напряжение адаптационных возможностей здоровых
молодых жителей современного мегаполиса, и подтверждает ранее опубликованные данные [4]. После проведения серии тренировок (см. табл. 1) достоверно (p<0,05) фиксируются приближение исследуемых психофизиологических функций к норме. Средний показатель степени тревожности (РТ) составляет уже 43,3±1,2 баллов. Индекс напряжения (НПН) -35,1±1,5 баллов. Индивидуальное время (ИМ) испытуемых приближается к метрическому - 59,4±3,0 субъективной секунды. Время арифметического счета (КВ) становится 2,7±0,8 секунд. Цифры артериального систолического давления - 132,1±2,6 мм ртутного столба, диастолического давления - 77,0±1,8 мм ртутного столба, частота сердечных сокращений - 78,0±2,6 ударов в минуту. Важно отметить после достаточно интенсивной физической нагрузки небольшое повышение цифр артериального давления и частоты сердечных сокращений, которые не выходят за границы нормы. Это говорит о запуске адаптивных процессов. Понижение тревожности и напряжения вследствие занятий Айкидо, вероятно, связано с повышением уровня самооценки и удовлетворением от физических тренировок, когда происходит гармонизация психологических и физических факторов. Улучшение внимания и концентрации может быть связано со специфичностью восточных практик, когда необходимо полное сосредоточение на определенном движении во время выполнения приема[1]. Тренировка начинается с общей разминки, на которой разогреваются мышцы и суставы. «Перекаты» в разные стороны, являющиеся элементами страховки, приводят в порядок позвоночник, стимулируют биологически активные точки. Различные приёмы повышают гибкость суставов. В зале для тренировок снижается количество сенсорных раздражителей. Разминка проходит в молчании, движения ритмичны. По полученным в нашем исследовании данным реактивная тревожность вследствие тренировок Айкидо понижается на 18%, индекс напряжения - на 40%. Перед тренировкой ученики стараются дышать глубоко и равномерно, что содействует дальнейшему ритмическому функционированию лёгких во время самой тренировки, когда резко возрастает потребность организма в кислороде. В коре головного мозга усиливается а-ритм, формируется вегетативный баланс, происходит оптимизация работы кардиоре-спираторной, мышечной и других систем организма человека [1]. По данным наших клинических исследований в результате спортивных тренировок усиливается иммунитет, происходят изменения в составе периферической крови, указывающие на синхронизацию в работе центральных регулирующих отделов головного мозга [2].
Актуальными аспектами при занятиях Айкидо являются навыки защиты от нападения. Особенно важно быстро среагировать на внезапное нападение, когда тело и мысли живут в обычном бытовом режиме. По результатам нашей работы концентрация и внимание испытуемых вследствие занятий увеличились на 24,5%. Для сохранения здоровья подрастающего поколения необходимо создание при ВУЗах спортивных бесплатных секций разных направлений. Как пример, можно взять направление оздоровительного Айкидо (школа «Икинокору-кан»), где акцент делается на коррекцию психофизического состояния здоровья и эта методика достаточно эффективна для снятия острого стрессорного или постстрессорного воздействия.
Выводы
- В современном обществе при современном информационном буме и привычных стрессах необходимы инновации в способах подачи нужной информации в образовательной сфере для создания и воспитания не только образованного, но и здорового будущего поколения.
- Полученные данные во второй части исследования могут быть использованы для обоснования необходимости внедрения оздоровительных реабилитационно-адаптивных восточных практик, что может являться частью широкой программы социально-гигиенических мероприятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК
- Бартош М., Вудман Р. Айкидо - исцеляющее искусство // Боевое искусство планеты, 1993. - № 8-10. - С.64-66.
- Булгаков А.Б., Булгакова О.С. и др. Актуальность реабилитационно-адаптивных спортивных практик в сохранении психофизиологического здоровья нации // Журнал «Научных публикаций аспирантов и докторантов», 2008. - №4. - С. 172-174.
- Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. - Минск: Высшая школа, 1990. - 120с
- Желтиков В.А., Желтиков А.А. Экологические условия и психоэмоциональная неустойчивость молодежи // Экология человека, 2005.- №8. - С.27-31
- Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер. - 2005. - 411с.
- Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал,
2004.- Т.25. - №2 .- С.75-85. - Леутин В.П., Николаева Е.И. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга // Психология образования в поликультурном пространстве, 2007. - Т.2. - №3-4. - С. 12-22.
- Материалы VI Сибирского физиологического съезда. - 2008. - Т. I-II.
- Николаева Е.И., Морозова А.Н. Особенности адаптации к школьному обучению детей с разными профилями сенсомоторной асимметрии // Учебные записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. Академика И.П. Павлова, 2007. - Т.XIV. - №4. - С.44-52.
- Петров Г.А., Макарова И.И. Отчет биологического времени как условие адаптации человека //Экология человека, 2005. - №8. - С.16-23.
- Смирнов А.Г. Оценка субъективной секунды при помощи теста «Индивидуальная минута» //Журнал высшей нервной деятельности, 1992. - Вып.5.-С.1035-1038.
- Смирнова Т.Л. Образовательные инновации в подготовке квалифицированных специалистов России //Фундаментальные исследования, 2008. - №10.- С.48-50.
- Ханин ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Л.: ЛНИИФК. -1976. - 19с.
- Чефранова Ж.ю., Макотрова Т.А. и др. Нейрофизиологические особенности старшеклассников с высоким уровнем исследовательской культуры //
Успехи современного естествознания, 2008. - №11.- С.84-86.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 276 KB...
06 03 2021 4:24:22
Статья в формате PDF 115 KB...
04 03 2021 23:15:41
Статья в формате PDF 119 KB...
03 03 2021 1:18:18
Статья в формате PDF 192 KB...
02 03 2021 0:30:20
Статья в формате PDF 232 KB...
01 03 2021 0:42:27
Статья в формате PDF 111 KB...
28 02 2021 0:14:56
Статья в формате PDF 115 KB...
27 02 2021 7:37:54
Статья в формате PDF 109 KB...
26 02 2021 16:55:57
Статья в формате PDF 357 KB...
25 02 2021 11:29:19
Статья в формате PDF 110 KB...
24 02 2021 17:47:37
Статья в формате PDF 133 KB...
21 02 2021 19:23:41
Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...
20 02 2021 14:49:54
Статья в формате PDF 131 KB...
19 02 2021 21:52:22
Статья в формате PDF 259 KB...
18 02 2021 15:33:28
Статья в формате PDF 321 KB...
17 02 2021 19:59:15
Статья в формате PDF 140 KB...
16 02 2021 0:45:20
Статья в формате PDF 100 KB...
15 02 2021 9:25:58
Статья в формате PDF 292 KB...
14 02 2021 3:39:22
Статья в формате PDF 355 KB...
13 02 2021 14:44:16
Статья в формате PDF 124 KB...
12 02 2021 8:15:22
Статья в формате PDF 188 KB...
11 02 2021 0:44:45
Статья в формате PDF 264 KB...
10 02 2021 5:10:25
Статья в формате PDF 147 KB...
09 02 2021 3:28:23
Статья в формате PDF 112 KB...
08 02 2021 9:18:33
Статья в формате PDF 117 KB...
07 02 2021 19:21:49
Статья в формате PDF 119 KB...
05 02 2021 14:35:30
Статья в формате PDF 311 KB...
04 02 2021 6:52:30
Статья в формате PDF 121 KB...
03 02 2021 19:51:11
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
02 02 2021 9:41:13
Статья в формате PDF 123 KB...
01 02 2021 9:29:30
Статья в формате PDF 114 KB...
30 01 2021 13:48:46
Статья в формате PDF 90 KB...
29 01 2021 18:55:16
Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера- Шубникова. ...
28 01 2021 2:50:11
Исследовано распространение нелинейных поверхностных гравитационных электрокапиллярных волн на поверхности жидкого проводника. Библиогр. 6 назв. ...
27 01 2021 11:52:17
Статья в формате PDF 147 KB...
26 01 2021 22:59:11
Статья в формате PDF 106 KB...
25 01 2021 21:57:52
Статья в формате PDF 97 KB...
24 01 2021 7:39:52
Статья в формате PDF 132 KB...
23 01 2021 5:22:46
Статья в формате PDF 127 KB...
22 01 2021 15:18:48
Статья в формате PDF 91 KB...
21 01 2021 17:10:20
Статья в формате PDF 125 KB...
20 01 2021 5:49:32
Статья в формате PDF 95 KB...
19 01 2021 13:25:44
Статья в формате PDF 107 KB...
18 01 2021 9:50:41
Статья в формате PDF 151 KB...
17 01 2021 17:48:14
Статья в формате PDF 294 KB...
16 01 2021 15:17:14
Статья в формате PDF 156 KB...
15 01 2021 6:37:17
Статья в формате PDF 117 KB...
14 01 2021 18:31:15
Статья в формате PDF 111 KB...
13 01 2021 7:41:40
Статья в формате PDF 115 KB...
12 01 2021 0:24:53
Статья в формате PDF 112 KB...
11 01 2021 8:56:52
Статья в формате PDF 122 KB...
10 01 2021 2:59:50
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая характеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...
09 01 2021 13:20:32
Статья в формате PDF 121 KB...
08 01 2021 19:24:20
Статья в формате PDF 200 KB...
07 01 2021 17:47:19
Статья в формате PDF 313 KB...
06 01 2021 10:53:38
Статья в формате PDF 253 KB...
05 01 2021 22:34:31
Статья в формате PDF 300 KB...
04 01 2021 11:29:29
Статья в формате PDF 99 KB...
03 01 2021 4:30:50
Статья в формате PDF 253 KB...
02 01 2021 17:28:35
Статья в формате PDF 227 KB...
01 01 2021 18:43:44
Статья в формате PDF 131 KB...
31 12 2020 22:45:24
Статья в формате PDF 108 KB...
30 12 2020 13:14:40
Статья в формате PDF 278 KB...
29 12 2020 12:45:11
Статья в формате PDF 110 KB...
28 12 2020 23:17:37
Статья в формате PDF 85 KB...
27 12 2020 14:49:35
Статья в формате PDF 130 KB...
26 12 2020 22:23:43
Статья в формате PDF 114 KB...
25 12 2020 9:52:52
Статья в формате PDF 266 KB...
24 12 2020 8:11:38
Статья в формате PDF 85 KB...
23 12 2020 23:51:46
Статья в формате PDF 104 KB...
22 12 2020 12:47:42
Статья в формате PDF 108 KB...
20 12 2020 0:29:13
Статья в формате PDF 253 KB...
19 12 2020 1:16:19
Статья в формате PDF 252 KB...
18 12 2020 20:21:30
Статья в формате PDF 128 KB...
17 12 2020 23:46:58
Статья в формате PDF 140 KB...
16 12 2020 18:58:24
Статья в формате PDF 99 KB...
15 12 2020 21:11:44
Статья в формате PDF 191 KB...
14 12 2020 3:35:50
Статья в формате PDF 136 KB...
13 12 2020 10:40:48
Статья в формате PDF 119 KB...
12 12 2020 7:43:10
Статья в формате PDF 269 KB...
11 12 2020 14:49:31
Статья в формате PDF 257 KB...
10 12 2020 11:39:54
Статья в формате PDF 102 KB...
09 12 2020 9:39:13
Статья в формате PDF 127 KB...
08 12 2020 17:21:58
Статья в формате PDF 185 KB...
06 12 2020 7:47:30
Статья в формате PDF 127 KB...
04 12 2020 12:58:24
Статья в формате PDF 114 KB...
03 12 2020 14:38:47
Статья в формате PDF 112 KB...
02 12 2020 4:55:40
Статья в формате PDF 103 KB...
01 12 2020 23:27:49
Статья в формате PDF 109 KB...
30 11 2020 3:56:24
Статья в формате PDF 254 KB...
29 11 2020 6:58:33
Статья в формате PDF 112 KB...
28 11 2020 6:16:33
Статья в формате PDF 295 KB...
27 11 2020 21:15:58
Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается С О В А-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...
26 11 2020 9:22:21
Статья в формате PDF 122 KB...
25 11 2020 20:26:36
Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов. ...
23 11 2020 14:37:51
Статья в формате PDF 134 KB...
22 11 2020 20:40:14
Статья в формате PDF 110 KB...
20 11 2020 6:12:41
Статья в формате PDF 110 KB...
19 11 2020 15:58:40
Статья в формате PDF 90 KB...
18 11 2020 14:36:33
Статья в формате PDF 106 KB...
17 11 2020 1:40:56
Статья в формате PDF 115 KB...
16 11 2020 23:51:23
Статья в формате PDF 131 KB...
14 11 2020 6:18:33
Статья в формате PDF 106 KB...
13 11 2020 18:54:31
Статья в формате PDF 255 KB...
12 11 2020 3:51:49
Статья в формате PDF 103 KB...
11 11 2020 16:37:14
Статья в формате PDF 110 KB...
10 11 2020 4:19:48
Статья в формате PDF 113 KB...
09 11 2020 10:16:54
Статья в формате PDF 102 KB...
08 11 2020 13:59:34
Статья в формате PDF 121 KB...
07 11 2020 9:16:33
Статья в формате PDF 115 KB...
06 11 2020 1:41:30
Статья в формате PDF 106 KB...
05 11 2020 18:45:17
Статья в формате PDF 217 KB...
04 11 2020 21:50:28
Статья в формате PDF 105 KB...
03 11 2020 18:55:54
Статья в формате PDF 134 KB...
01 11 2020 23:29:20
Статья в формате PDF 124 KB...
31 10 2020 3:10:21
Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...
30 10 2020 6:51:57
Статья в формате PDF 103 KB...
29 10 2020 4:30:33
Статья в формате PDF 112 KB...
28 10 2020 6:21:10
Статья в формате PDF 111 KB...
27 10 2020 12:51:15
Статья в формате PDF 245 KB...
26 10 2020 11:12:40
Статья в формате PDF 112 KB...
25 10 2020 1:58:11
Статья в формате PDF 321 KB...
23 10 2020 21:49:10
Статья в формате PDF 129 KB...
22 10 2020 10:59:52
Статья в формате PDF 249 KB...
21 10 2020 23:17:23
Статья в формате PDF 118 KB...
20 10 2020 14:36:48
Статья в формате PDF 242 KB...
19 10 2020 14:17:36
Статья в формате PDF 143 KB...
18 10 2020 17:43:47
Статья в формате PDF 120 KB...
17 10 2020 1:57:18
Статья в формате PDF 114 KB...
15 10 2020 17:33:28
Статья в формате PDF 111 KB...
13 10 2020 9:47:43
Статья в формате PDF 102 KB...
11 10 2020 7:14:11
Статья в формате PDF 257 KB...
10 10 2020 6:17:13
Статья в формате PDF 205 KB...
09 10 2020 5:20:55
Статья в формате PDF 183 KB...
08 10 2020 8:30:24
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::