IT-Reviews    

ПОДХОД К СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рекомендуем: фильм Запрещенный прием (Россия) - пересказ сюжета, спойлеры
Источник:
Бочкарева Ю.Г. Смогунов В.В. Фунтиков В.А. Чижухин Г.Н. Статья в формате PDF 130 KB

Рассмотрим общую постановку вопроса системного анализа информационной безопасности АСОИ (автоматизированной системы обработки информации). Для такого анализа необходимо представить некоторую систему [1] информационной безопасности (СИБ), состоящую из компонентов, каждый из которых есть множество относительно однородных элементов, объединенных функциями для обеспечения выполнения общих целей функционирования СИБ. При этом понятие системы здесь не сводится к сумме компонентов, которые при объединении в систему выступают и, соответственно, воспринимаются как единое целое. Для СИБ имеют место следующие компоненты:

- стратегии (способы) защиты информации,

- стратегии (методы) прогнозирования нападения на рассматриваемый объект,

- механизмы принятия решения, использующие результаты обоих стратегий и представляющие собой политику безопасности (набор норм, правил и практических приемов, регулирующих управление и распределение ценной информации [2]).

Элементы СИБ -  условно неделимая, самостоятельно функционирующая часть системы и, например, для первой компоненты это будут (как показано ниже) четыре стратегии защиты. Все компоненты объединяются общей функциональной средой.

Функциональная среда СИБ есть характерная для нее совокупность законов, алгоритмов и параметров, по которым осуществляется взаимодействие (обмен, взаимоотношение) между компонентами системы, а также функционирование (стабильность или деградация) системы в целом.

И, наконец, структура СИБ подразумевает совокупность связей, по которым обеспечивается информационный обмен между компонентами системы, определяющий функционирование ее в целом и способы взаимодействия ее с внешней средой.

Рассмотрим, для примера, подробней компоненты и элементы СИБ, из которых они состоят. Например, организация защиты информации [3] в самом общем виде может быть сформулирована как задача поиска оптимального компромисса между потребностями в защите и необходимыми ресурсами для этих целей. Потребности обусловлены важностью и объемами защищаемой информации, условиями ее хранения, обработки и использования. Ресурсы могут быть ограничены заданным пределом либо определяются условием обязательного достижения требуемого уровня защиты. В первом случае защита организуется так, чтобы при выделенных ресурсах обеспечивался максимальный уровень защиты, а во втором - уровень защиты обеспечивает минимальное расходование ресурсов.

Нетрудно видеть, что сформулированные случаи есть не что иное, как прямая и обратная постановки оптимизационных задач. Они достаточно детально изучены с помощью методов современной теории систем, информатики и прикладной математики. Однако имеющиеся неопределенные ситуации, а также, прежде всего, в данном случае невозможность получения функциональных зависимостей между объемом затрачиваемых ресурсов и достигаемым уровнем защиты не позволяют строго решить эти задачи подобными известными методами. Поэтому в целях создания условий для ориентации в этих неопределенных ситуациях и вводится понятие стратегии защиты. Под ней понимается cистемный взгляд на сложившуюся ситуацию, который распространяется и на системный подход к принятию наиболее рационального решения в этой ситуации. Количество таких стратегий должно быть небольшим (чтобы просто было бы ориентироваться в самих стратегиях), но в то же время должно полно и достаточно адекватно отображать всю гамму потенциально возможных ситуаций.

В этом смысле хороший урок преподает природа, которая имеет всего четыре стратегии защиты: 1) оборонительная  или пассивная защита (надевание «брони»), например, черепаха - на себя или охранная территория - на окружающую среду;  2) наступательная или активная защита, выражающаяся в нападении и уничтожении нападающего (в том числе и с помощью вирусов); 3) пространственно-временная или защита с помощью изменения месторасположения в пространстве (например, бегство в пространстве от нападающего или перемещение в другую область адресного пространства ЗУ) или во времени (размножение - создание собственных копий); 4) содержательная  или  защита с помощью внесения изменений в содержание объекта защиты или окружающей его среды (хамелеон меняет свой цвет, а дымовая завеса на флоте изменяет  окружающую среду).

Все подобные стратегии защиты необходимо применять и в АСОИ. Однако защищающемуся объекту недостаточно владеть даже всеми четырьмя стратегиями защиты. Он должен уметь прогнозировать развитие событий. Поэтому вводится понятие абсолютной системы защиты [4], в которой  работает и стратегия прогнозирования, способная в любой момент спрогнозировать наступление угрожающего события за время, достаточное для приведения в действие любой из адекватных стратегий защиты. Любая защищающаяся СИБ (отдельно взятый человек, государство, банк и т.п.) должна на основе анализа информации о текущих событиях внутри и вне системы определить (идентифицировать) прогнозируемое событие и принять решение какую стратегию защиты реализовать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Д.М. Хомяков, П.М. Хомяков. Основы системного анализа. - М.: Изд-во механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996 - 108 с.
  2. А.А. Грушо, Е.Е. Тимонина. Теоретические основы защиты информации. - М.: Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1996 - 192 с.
  3. Г.Н. Чижухин. Основы защиты информации в вычислительных системах и сетях ЭВМ: Учеб. пособие.-.Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та , 2001.-164 с.
  4. С.П. Расторгуев. Абсолютная система защиты.// Системы безопасности связи и телекоммуникаций-№3, 1996,-с.86-88.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ ДВУХ ФИРМ НА ОДНОРОДНОМ РЫНКЕ

Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта. Приводится формулировка соответствующей задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающей динамику развития системы, которая может быть легко обобщена на случай произвольного количества конкурирующих предприятий. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...

12 05 2021 1:10:11

ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИБИОТИКОТЕРАПИИ САЛЬМОНЕЛЛЕЗОВ У ДЕТЕЙ

В работе проводились исследования 129 больных в возрасте от 1 месяца до 14 лет. У 68 (52,7 %) детей был диагностирован сальмонеллез еnteritidis, а у 61 (47,3 %) – сальмонеллез typhimurium. В ходе исследования проведена оценка клинической эффективности антибиотикотерапии с определением чувствительности к антимикробным препаратам. Выявлено, устойчивость клафорана к действию большинства бета-лактамаз, определена его клиническая эффективность в терапии тяжелых форм сальмонеллеза еnteritidis. Подтверждена не высокая эффективность монотерапии ципрофлоксацином. Рекомендована коррекция лечения путем использования комбинации препаратов – ципрофлоксацин + меронем. ...

10 05 2021 19:25:33

КЛИНИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПРИ ЦИРРОЗАХ ПЕЧЕНИ

Статья посвящена современным проблемам гепатоэетерологии, в частности геморрагическому синдрому при заболеваниях печени. Основное место уделено алкогольным поражением печени. В статье присутствуют материалы посвященные изучению системы гемостаза, являющиеся сложной и актуальной проблемой в настоящее время. ...

08 05 2021 21:33:14

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Статья в формате PDF 328 KB...

06 05 2021 18:47:43

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АГРОСТЕПЕЙ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ДОЛИНЫ СРЕДНЕЙ ЛЕНЫ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЯКУТИЯ)

Анализ опыта по восстановлению методом агростепей растительности на нарушенных кормовых угодьях долины средней Лены показал, что метод при соблюдении экологических условий и видового состава участков обеспечивает восстановление растительности, проявляющееся в повышении проективного покрытия и доминировании в травостое целинных видов. Соответствие экологических условий и видового состава травостоя при подборе участков обеспечивает восстановление растительности нарушенных участков до 70–75 % и доминирование в травостое целинных видов до 60–65 % в условиях нормального и сильного засоления. ...

04 05 2021 22:24:50

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ

Статья в формате PDF 130 KB...

01 05 2021 22:33:48

СТРУКТУРА ВИРУСНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛОР-ОРГАНОВ

Статья в формате PDF 277 KB...

24 04 2021 8:25:17

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ГИПЕРГРАФАХ

В настоящей статье представлена многокритериальная математическая модель организации личностно-ориентированного обучения учащихся. Построена экстремальная модель на языке теории гиперграфов. ...

23 04 2021 3:28:48

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ

Статья в формате PDF 111 KB...

20 04 2021 19:50:38

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ НООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 110 KB...

19 04 2021 5:44:52

МИГРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ЧЕРЕЗ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Статья в формате PDF 110 KB...

13 04 2021 7:47:47

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 85 KB...

11 04 2021 20:45:14

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

01 04 2021 1:50:19

МОЛОЧНЫЙ КОКТЕЙЛЬ «ДИАБЕТИЧЕСКИЙ»

Статья в формате PDF 244 KB...

27 03 2021 23:18:51

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При неблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

19 03 2021 18:22:27

СУБЪЕКТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

17 03 2021 14:47:34

О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РОССИИ

Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...

15 03 2021 6:40:30

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

13 03 2021 20:41:56

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ

Статья в формате PDF 262 KB...

10 03 2021 15:47:24

Экология и здоровье

Статья в формате PDF 119 KB...

08 03 2021 19:35:17

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ

Статья в формате PDF 392 KB...

21 02 2021 11:39:36

ПОВЫШЕНИЕ КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Статья в формате PDF 261 KB...

20 02 2021 16:18:28

ЗЕЛЕНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья в формате PDF 302 KB...

19 02 2021 18:46:33

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Статья в формате PDF 657 KB...

10 02 2021 4:58:39

К ВОПРОСУ ОБ АНОМАЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ ТАЛОЙ ВОДЫ (ЧАСТЬ 1)

Статья в формате PDF 128 KB...

06 02 2021 15:53:19

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА

Статья в формате PDF 257 KB...

02 02 2021 16:40:58

АВЕРЬЯНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Статья в формате PDF 82 KB...

29 01 2021 22:52:33

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

Статья в формате PDF 305 KB...

18 01 2021 22:26:46

БИОФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОНООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

15 01 2021 17:23:55

К ТЕОРИИ ВИНТОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ СИЛ

Статья в формате PDF 376 KB...

14 01 2021 19:16:41

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ

После 30  дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %. ...

09 01 2021 1:51:42

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

03 01 2021 12:20:55

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

31 12 2020 11:17:50

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...

17 12 2020 2:50:34

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

16 12 2020 23:51:54

Селицкий Александр Яковлевич

Статья в формате PDF 70 KB...

15 12 2020 19:37:47

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!