ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Источник:
В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода разрабатывается схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. При таком подходе образовательная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человеком, образовательная среда несет те духовнонравственные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид.
Подлинными источниками и движущей силой развития субъектности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение индивида к культуре, через преобразование своих поступков и деяний, мира, других людей и себя, идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественноисторический опыт, и индивидуальностью, преобразующий мир, может быть передано формулой: Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают [1; 2].
При субъектном системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители личности ее участников; «идеальная представительность» индивида в жизнедеятельности других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности, как субъекта деятельности. Формирующиеся в ходе развития способности и регуляторные психологические функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся субъектные качества.
Личность, как отмечал В.Э.Ильенков, возникает только тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект осуществлять деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - тем социокультурным пространством, в лоно которого он проникается к человеческой жизни, к человеческой деятельности [2]. «Именно всестороннее, гармоничное (а не уродливо однобокое) развитие каждого человека отмечает далее автор, и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, своё место в ней, своё дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [2. С.358]. При этом особо заметим, что психика человека, его личностные или субъектные качества и особенности закреплены в продуктах материальной и духовной культуры общества (социокультурного пространства), которые при определенных условиях усвоения становятся собственной психической деятельностью субъекта.
В одном из экспериментальных исследований Л.М.Попова [5], изучавшего механизмы саморазвития личности в аспекте интеллектуальнодеятельностного развития студентов в процессе профессионального становления, было установлено, что таким механизмом является последовательное прохождение четырех «зон ближайшего личностного и профессионального развития», с «взаимопереходами» внешнеи внутреннеплановых действий.
А.Н.Леонтьев, занимаясь изучением особенностей психического развития школьников, подростков и юношей, отмечал, что в младшем школьном возрасте ведущим мотивом является мотивация учебной деятельности, от динамики которой зависит усвоение детьми новых знаний и умений [4]. Характер меняющихся отношений подростков и старшеклассников (15-17 лет) к обучению отечественный психолог связывал со степенью развития их познавательных интересов, с изменением их направленности, глубины, общего уровня. Говоря об организации воспитательной работы со студентами, он сформулировал ряд положений, касавшихся механизмов развития субъектности личности. В частности, исследователь отмечал, что: человек личностью не рождается; качественные изменения личности наблюдаются как у подростков, так и за пределами школьного возраста - в период психической зрелости человека; переломные моменты в психическом развитии личности человека связаны, прежде всего, с существенными перестройками его мотивационносмысловой сферы, в которой накапливаются внутренние противоречия. Именно эти положения конкретизируют общее понимание процессов развития субъектности.
А.Н.Леонтьев отмечал, что удовлетворение предметно-вещественных потребностей и мотивов человека ведет к тому, что они низводятся лишь до уровня условий его жизни. «Поэтому личность, - писал А.Н.Леонтьев, - не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [3. С.226].
Таким образом, исходя из теоретического анализа научной литературы, можно считать, что источником развития субъектности личности студентов является деятельностное образовательное пространство вуза. Механизмами и условиями развития - внутренние противоречия; смещение потребностей личности на созидание; процесс интериоризации; психологические орудиямедиаторы, в качестве которых выступают взрослый человек, знак, символ, смысл, слово и др.;внутреннее единство человека и образовательного пространства; совместная деятельность и общение; включенность индивида в пространство межиндивидуальных связей, в котором взаимоотношения в группах людей трактуются как носители личности ее участников; социально обусловленная направленность быть личностью; последовательное прохождение зон ближайшего личностного развития с взаимопереходами внешнеи внутреннеплановых действий; развивающая деятельность, адекватно организованная понятию субъектности; самотворение человека своей личности; деятельностные и личностные (эмоциональные, интеллектуальные, волевые) способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В.Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. - С.462
- Ильенков, Э.В. Что такое личность? / Э.В.Ильенков // С чего начинается личность. Под общей ред. Р.И.Косолапова. - 2-е изд. - М: Политздат, 1983. - С. 319-358.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - С.304
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С.583
- Попов, Л.М. Психологический механизм и зоны развития субъекта / Л.М.Попов // Субъектный подход в инновационной подготовке педагога-психолога. Под ред. Ф.Г.Мухаметзяновой. - Казань: ЮЛАКС, 2006. - С. 21-33.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 241 KB...
17 04 2021 21:49:14
Статья в формате PDF 286 KB...
15 04 2021 3:52:56
Статья в формате PDF 848 KB...
14 04 2021 18:53:46
Статья в формате PDF 106 KB...
13 04 2021 23:34:32
Статья в формате PDF 136 KB...
12 04 2021 13:53:49
Статья в формате PDF 257 KB...
11 04 2021 19:41:22
Статья в формате PDF 294 KB...
10 04 2021 15:30:23
Статья в формате PDF 102 KB...
09 04 2021 6:15:38
Статья в формате PDF 284 KB...
08 04 2021 21:31:50
Статья в формате PDF 106 KB...
07 04 2021 11:19:30
Статья в формате PDF 240 KB...
06 04 2021 0:50:46
Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...
05 04 2021 16:47:47
Статья в формате PDF 162 KB...
04 04 2021 20:20:25
Статья в формате PDF 284 KB...
03 04 2021 20:10:36
Статья в формате PDF 120 KB...
02 04 2021 12:35:37
Статья в формате PDF 206 KB...
01 04 2021 5:25:27
Статья в формате PDF 202 KB...
31 03 2021 7:16:24
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2021 22:35:16
В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...
29 03 2021 14:18:57
Статья в формате PDF 110 KB...
28 03 2021 15:10:45
Статья в формате PDF 112 KB...
27 03 2021 14:17:48
Статья в формате PDF 115 KB...
26 03 2021 6:59:19
Статья в формате PDF 172 KB...
25 03 2021 10:26:34
Статья в формате PDF 143 KB...
24 03 2021 23:39:32
Статья в формате PDF 102 KB...
22 03 2021 4:10:46
Статья в формате PDF 319 KB...
20 03 2021 7:50:27
Статья в формате PDF 121 KB...
19 03 2021 5:21:35
Статья в формате PDF 99 KB...
18 03 2021 5:22:38
Статья в формате PDF 114 KB...
16 03 2021 8:37:50
По мере прогрессирования В И Ч-инфекции наблюдается дисбаланс в выработке цитокинов, характеризующийся переключением Тh-1 ответа на Тh-2. Это, в свою очередь, приводит к прогрессированию иммуносупрессии и развитию оппортунистических инфекций. Определено, что IFN-γ, IL-2, IL-4, IL-10 и TGFβ могут обладать разнонаправленным действием в зависимости от локальных условий. Оценка иммунологических параметров может определять прогноз развития заболевания и коpрегировать интенсивность противовирусной терапии. ...
15 03 2021 11:29:27
Статья в формате PDF 542 KB...
13 03 2021 3:54:54
Статья в формате PDF 252 KB...
12 03 2021 11:44:41
Статья в формате PDF 245 KB...
11 03 2021 20:57:43
Статья в формате PDF 102 KB...
10 03 2021 10:34:51
Статья в формате PDF 121 KB...
09 03 2021 20:53:42
Статья в формате PDF 257 KB...
08 03 2021 0:13:13
Статья в формате PDF 122 KB...
07 03 2021 11:59:37
Статья в формате PDF 117 KB...
06 03 2021 8:51:25
Статья в формате PDF 131 KB...
05 03 2021 8:56:43
Статья в формате PDF 96 KB...
04 03 2021 22:19:49
Статья в формате PDF 349 KB...
03 03 2021 12:59:16
Статья в формате PDF 235 KB...
02 03 2021 20:19:12
Статья в формате PDF 170 KB...
01 03 2021 0:26:54
Статья в формате PDF 118 KB...
28 02 2021 1:43:22
Статья в формате PDF 105 KB...
27 02 2021 8:32:58
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...
26 02 2021 6:12:10
Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...
25 02 2021 16:48:48
Статья в формате PDF 133 KB...
23 02 2021 17:59:44
В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...
22 02 2021 11:45:24
Статья в формате PDF 98 KB...
21 02 2021 9:25:52
Статья в формате PDF 287 KB...
20 02 2021 15:39:30
Статья в формате PDF 256 KB...
19 02 2021 20:35:19
Статья в формате PDF 142 KB...
18 02 2021 16:18:35
Статья в формате PDF 265 KB...
14 02 2021 0:56:31
Статья в формате PDF 117 KB...
13 02 2021 20:51:47
Статья в формате PDF 269 KB...
12 02 2021 4:37:20
В настоящей работе рассматриваются сложные иерархические системы «хищник -жертва - продуцент». В основу исследования таких систем положены достаточно хорошо известные экспериментальные данные, собранные компанией « Гудзонов залив» за более чем столетний период. На нижнем уровне сложной иерархической системы исследуется влияние солнечного потока на скорость роста продуцентов (деревьев, кустарников и т.д.). Показана возможность стохастических колебаний в многоуровневой системе. Подтверждена ранее высказанная гипотеза о возможности колебаний в системе «жертва -продуцент». Математическая модель описывает широкий спектр процессов и явлений, которые характерны для сложных экологических систем. ...
11 02 2021 3:17:41
Статья в формате PDF 130 KB...
10 02 2021 20:57:45
Статья в формате PDF 108 KB...
09 02 2021 18:33:54
Статья в формате PDF 355 KB...
08 02 2021 15:36:20
В эксперименте в сравнительном плане, изучено влияние радиационного облучения, ртутной интоксикации и гипотиреоза на систему иммунитета, на активность ферментов обмена пуриновых нуклеотидов: 5’-нуклеотидазы, А М Ф-дезаминазы и аденозиндезаминазы, на активность ферментов антиоксидантной системы: супероксиддисмутазы ( С О Д), глутатионпероксидазы ( Г П О), глутатионредуктазы в ткани печени, почек и в сыворотке крови. Установлены значительные сходства в механизме клеточных и метаболических эффектов радиации, гипотиреоза, ртутной интоксикации. Независимо от ткани и воздействующего на организм фактора (радиация, гипотиреоз, ртутная интоксикация) имеет место однотипные изменения активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы и глутатионредуктазы, что свидетельствует о том, что указанные воздействия являются стрессорными. Изменения в иммунной системе, обнаруженные при ионизирующем излучении, практически однотипны изменениям иммунитета при гипотиреозе. При ртутной интоксикации в отличие от гипотиреоза и радиации имеет место снижение уровня В-лимфоцитов, что в какой-то мере объясняется особенностями эффектов ртутной интоксикации на систему иммунитета и ферменты метаболизма пуриновых нуклеотидов. В определенной степени эти различия можно объяснить разной степенью становления защитных механизмов и степенью целостности регуляторной функции адрено-тиреоидной системы. ...
07 02 2021 8:31:47
Статья в формате PDF 135 KB...
06 02 2021 10:54:21
Статья в формате PDF 113 KB...
04 02 2021 5:27:42
Статья в формате PDF 98 KB...
03 02 2021 11:16:40
Статья в формате PDF 89 KB...
02 02 2021 7:40:24
Статья в формате PDF 203 KB...
31 01 2021 14:39:23
Статья в формате PDF 127 KB...
30 01 2021 1:47:45
Статья в формате PDF 241 KB...
28 01 2021 7:41:11
Статья в формате PDF 320 KB...
27 01 2021 23:18:16
Статья в формате PDF 129 KB...
26 01 2021 5:38:38
Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...
25 01 2021 10:17:42
Статья в формате PDF 116 KB...
24 01 2021 8:31:38
Статья в формате PDF 111 KB...
23 01 2021 9:55:12
Статья в формате PDF 294 KB...
22 01 2021 13:11:41
Статья в формате PDF 112 KB...
20 01 2021 2:32:13
Статья в формате PDF 94 KB...
19 01 2021 15:49:48
Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...
18 01 2021 16:33:58
Статья в формате PDF 223 KB...
17 01 2021 20:37:19
Статья в формате PDF 117 KB...
16 01 2021 22:38:46
Статья в формате PDF 140 KB...
15 01 2021 22:25:20
Статья в формате PDF 124 KB...
14 01 2021 19:12:45
Статья в формате PDF 142 KB...
13 01 2021 8:14:12
Статья в формате PDF 222 KB...
12 01 2021 20:20:41
Статья в формате PDF 323 KB...
09 01 2021 16:23:13
Статья в формате PDF 114 KB...
07 01 2021 18:31:15
Статья в формате PDF 97 KB...
06 01 2021 4:39:59
Статья в формате PDF 107 KB...
05 01 2021 21:52:39
Статья в формате PDF 110 KB...
04 01 2021 13:10:50
Статья в формате PDF 104 KB...
03 01 2021 21:12:26
Статья в формате PDF 115 KB...
02 01 2021 3:19:19
Статья в формате PDF 150 KB...
01 01 2021 5:19:13
Статья в формате PDF 132 KB...
31 12 2020 17:11:35
Исследовано распространение нелинейных поверхностных гравитационных электрокапиллярных волн на поверхности жидкого проводника. Библиогр. 6 назв. ...
30 12 2020 14:26:54
Статья в формате PDF 315 KB...
29 12 2020 5:48:44
Статья в формате PDF 119 KB...
28 12 2020 0:26:17
Статья в формате PDF 292 KB...
26 12 2020 0:38:49
Статья в формате PDF 100 KB...
25 12 2020 18:21:10
Статья в формате PDF 99 KB...
24 12 2020 0:23:42
Статья в формате PDF 255 KB...
23 12 2020 2:15:22
Статья в формате PDF 115 KB...
22 12 2020 6:32:44
Статья в формате PDF 121 KB...
21 12 2020 13:48:11
Статья в формате PDF 136 KB...
20 12 2020 11:47:55
Статья в формате PDF 137 KB...
19 12 2020 19:35:45
Статья в формате PDF 135 KB...
17 12 2020 8:15:26
Статья в формате PDF 114 KB...
16 12 2020 19:49:49
Статья в формате PDF 119 KB...
15 12 2020 8:47:43
В настоящее время одной из наиболее обсуждаемых является тема воздействия интеллигенции на общественно-экономическую жизнь. Интеллигенция, являясь наиболее образованной группой общества, является монополистом в области на духовного и интеллектуального производства. По мере ускорения научно-технического прогресса данная тенденция усиливается. ...
14 12 2020 19:40:40
Статья в формате PDF 248 KB...
12 12 2020 19:48:11
Статья в формате PDF 129 KB...
11 12 2020 20:14:20
Статья в формате PDF 396 KB...
10 12 2020 20:39:10
Статья в формате PDF 104 KB...
09 12 2020 2:36:42
Статья в формате PDF 141 KB...
08 12 2020 16:51:57
Статья в формате PDF 262 KB...
07 12 2020 19:43:20
Статья в формате PDF 312 KB...
06 12 2020 9:25:43
Статья в формате PDF 107 KB...
04 12 2020 23:30:51
Статья в формате PDF 266 KB...
03 12 2020 12:27:33
Статья в формате PDF 218 KB...
02 12 2020 11:11:36
Статья в формате PDF 115 KB...
01 12 2020 18:46:11
Статья в формате PDF 130 KB...
30 11 2020 21:26:36
Статья в формате PDF 100 KB...
29 11 2020 19:54:25
Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...
28 11 2020 17:23:22
Статья в формате PDF 122 KB...
27 11 2020 18:12:39
Статья в формате PDF 142 KB...
26 11 2020 6:19:25
Статья в формате PDF 254 KB...
25 11 2020 3:55:40
Статья в формате PDF 120 KB...
24 11 2020 7:59:40
Статья в формате PDF 127 KB...
23 11 2020 10:23:29
Статья в формате PDF 122 KB...
22 11 2020 8:41:59
В статье описывается математическая модель, связывающая уровень психической реакции с личностными характеристиками человека и с силой информационного воздействия на него. Исследуются условия устойчивости модели методами теории автоматического управления. ...
21 11 2020 15:24:29
Статья в формате PDF 101 KB...
20 11 2020 2:42:17
Статья в формате PDF 258 KB...
19 11 2020 17:51:39
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::