IT-Reviews    

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

Лазарева Л.В. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. Статья в формате PDF 157 KB координациидвигательнойкоррекцияcorrectionmotor coordination Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности  действия  рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительнодвигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц [1].

Даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении различных форм ручной деятельности ребенка. Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции Упражнения для кисти и пальцев позволяют корригировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать  более  сохранную  функцию для коррекции нарушений другой, то при наличии речевого дефекта у ребенка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание. Коррекция звукопроизношения происходит значительно медленнее, если этот аспект работы выпадает из поля зрения логопеда.

Коррекционную работу по преодолению недостаточности мелкой моторики у детей с патологией зрения необходимо начинать с массажа рук.

Массаж кисти.

Производится поглаживание плоскостное, щипцеобразное, по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до средней трети предплечья, затем массируется отдельно каждый палец по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям.

Растирание по боковой и ладонной поверхности каждого пальца и кисти круговое, прямолинейное, штрихование, пиление, гребнеобразное.

Разминание  щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение.

Вибрация пунктирование, поколачивание, встряхивание, пассивные и активные движения.

Массаж предплечья

Производится поглаживание плоскостное,  гребнеобразное, щипцеобразное, глажение.

Растирание прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование.

Разминание продольное, поперечное, надавливание, сдвигание, растяжение.

Вибрация поколачивание, встряхивание, непрерывистая стабильная и лабильная [2].

Параллельно с применением вышеописанных приемов начинается обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Использовались следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Учитывая, что у детей этого  возраста  преобладает  конкретно-образное мышление содержание и ритм стихотворных текстов максимально приближен к характеру самого движения.

Использовались три комплекса упражнений самомассажа:

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  2. Самомассаж ладоней.
  3. Самомассаж пальцев рук.

Параллельно с самомассажем проводится гимнастика в течении 3-5 минут в начале занятия либо в его середине в форме физкультминутки.

• Начинается она с разминки пальцев рук сжимания в кулак и разжимания пальцев. Движения производятся одновременно двумя руками под счет «Раздва». Для этого упражнения можно использовать различные предметы: резиновые игрушки, резиновый конструктор, резинки разной степени упругости которыми можно соединить 2-3 и более пальцев на одной руке, либо одноименные пальцы обеих рук, проблемные пальцы обеих рук.

Можно предложить детям игровые упражнения с использованием массажеров и мячей маленького размера [3].

Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей.

Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Перекатывание ребристых карандашей с удержанием сначала между ладонями, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами, между пальцами одной руки.

Катаем горошины между большим и указательным пальцами, придавливаем поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Перекатываем грецкие орехи сначала двумя ладонями, затем пальцами одной руки.

Сначала дети выполняли движения молча, по показу, с помощью, затем, по мере формирования правильного звукопроизношения стимулируем проговаривание вместе с логопедом доступных детям слов, как правило, тех, что завершают стихотворную строку. Затем дети при выполнении упражнений уже произносят некоторые несложные тексты вместе со взрослым, а в последующем - самостоятельно.

Эти упражнения усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию четкости, плавности и ритма движений.

• Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук: Погладим котенка», «Веселые маляры», Курочка пьет воду», «Качаем лодочку», Гусь гогочет», «Качели»,  «Карусели», Кисточка», «Веер», «Солнышко», «Ветер качает  деревья»,  «Цветок»,  «Бабочка», Птички», «Веселый оркестр», «Яблоня с яблоками»,  «Ветер  качает  яблоню», «Яблочки греются на солнышке». Рисуем руками в воздухе(сначала кистью, а, затем, только пальцем).

• Упражнения на различение пластики и ритма ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других видов действия рук: «Угадай, кто это», «Пожми крепко руку», «Погладь нежно голову куклы, друга, взрослого», «Рука ласковая, рука строгая», «Рука сильная, рука слабая», «Рука требовательная, берущая», Рука дающая», «Рука здоровается», «Рука прощается», «Мы обнимаемся», «Руки успокаивающие»,  «Руки  баюкающие», «Руки помогающие».

Далее даются задания на удержание позы кисти руки: «Зайчик», «Собака», «Кошка», «Зайка», «Лошадка», «Кольцо», «Гусь», «Оса», «Жук», «Коза», «Птенчики в гнезде», «Домик», «Филин», «Очки»,  «Волк»,  «Лиса»,  «Флажок», «Крокодил»,  «Лодка»,  «Крестики», «Коготочки», «Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли»,  «Елка»,  «Скворечник», «Корзинка».

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Следим за правильностью позы кисти. Можно помогать детям принять необходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Постепенно задания усложняются, приступаем к работе двумя руками одновременно.

Упражнения на удержание позы могут проводится на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, то есть дети работают по подражанию, затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция [4].

• Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания и автоматизацию действий. Предлагаются следующие задания: «Пальчики поздоровались», «Колечки», «Воздушные щелчки», «Пальчикмальчик», «Здравствуй солнце золотое», «Зайчик  кольцо», «Ладонь  кулак», «Кошки  мышки», «Зайка  козочка», «Оса жук»... Упражнения могут выполняться  в симметричном (правая рука «кулак», левая рука «кулак») и асимметричном (правая рука «кулак», левая рука «ладонь») режимах.

Усложнение задания достигается также за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма [5].

• Важное место в работе по развитию тонкой моторики у детей с патологией зрения, занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-двигательной и слухо-зрительнодвигательной координации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой, плавной, «кинетической» мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу, шагание пальцами (по заданию указательный и средний, средний и  безымянный...), отбивание ритма пальцами (двумя, тремя,... имитируя игру на пианино).

Эти задания выполняются при совместном действии взрослого и ребенка, по показу, по слуховому восприятию (с использованием экрана). Эмоциональная стимуляция  и  смысловая  организация этих действий осуществляется с помощью речевых команд.

• Дальнейшее развитие целенаправленности в организации движений и действий происходит при воспроизведении движений., цель которых-выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. Начинаются такие задания с простейших инструкций: «Я хлопну 1 раз - ты поднимешь 1 руку, я хлопну 2 раза - ты поднимешь 2 руки» [6].

Затем предлагаются задания, предусматривающие более сложный выбор:

«Я стукну в бубен 1 раз - ты поднимешь левую руку, я стукну в бубен 2 раза - ты поднимешь правую руку».

В этой работе может использоваться и материал описанных выше упражнений:

«Я  стукну один раз  - ты сделаешь «зайчика», я стукну два раза - ты сделаешь «колечко» и т.д.

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волкова Л.С. Особенности логопедической работы при нарушении зрения: М.: изд-во Логопедия, 1995.
  2. Васичкин В.И. Справочник по массажу.  Санкт Петербург:  изд-во  Медицина, 1991.
  3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи// Дефектология.1998.-№2.-С.18.
  4. Плаксина Л.И. Программа развития в специальном детском саду. - М., 1998.
  5. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999 .
  6. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу: изд во АРКТИ, 1999.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

РАЗБИЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО 3D ПРОСТРАНСТВА НА МОДУЛЯРНЫЕ ЯЧЕЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЫРОЖДЕННЫХ МОДУЛЯРНЫХ СТРУКТУР

Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...

08 10 2019 6:15:51

ИТЕРАЦИОННЫЙ МОДУЛЯРНЫЙ ДИЗАЙН ДВУМЕРНЫХ НАНОСТРУКТУР

В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном пространстве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...

07 10 2019 8:59:51

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 226 KB...

02 10 2019 18:14:29

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ

Статья в формате PDF 262 KB...

26 09 2019 7:59:58

МАГНИТНЫЕ ПОДРЕШЕТКИ, ИНДУЦИРОВАННЫЕ КАТИОННЫМИ ВАКАНСИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕРРИМАГНИТНОГО ПИРРОТИНА)

На основе анализа s-d обменного взаимодействия в структурах типа NiAs с частично вакантными катионными позициями, моделировались различного рода зависимости результирующей намагниченности от температуры нестехиометрических ферримагнетиков. На основе исследований пирротина методами Я Г Р и Р Ф А доказано, что двухподрешеточный ферримагнетик, содержащий в структуре катионные вакансии, должен рассматриваться, при определенном типе распределения вакансий, как ферримагнетик с четырьмя магнитными подрешетками. В данном случае, дополнительные магнитные подрешетки можно рассматривать как подрешетки, индуцированные характером распределения катионных вакансий в структуре. Квантово-механические расчеты в рамках модели молекулярного поля температурных изменений намагниченности отдельно для каждой из подрешеток, а также анализ результирующей термокривой намагниченности, объясняют ряд экспериментально полученных кривых зависимости намагниченности от температуры нестехиометрического пирротина с различной плотностью вакансий в структуре. ...

16 09 2019 13:37:48

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

Статья в формате PDF 298 KB...

07 09 2019 1:15:26

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. ...

02 09 2019 6:12:53

Бозаджиев Владимир Лукьянович

Статья в формате PDF 144 KB...

19 08 2019 11:32:24

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ

Статья в формате PDF 253 KB...

10 08 2019 14:13:22

МИКОПЕЙЗАЖ КОЖИ РАБОЧИХ МУКОМОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья в формате PDF 108 KB...

08 08 2019 4:20:43

НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ РЕСУРСАМ

Статья в формате PDF 146 KB...

05 08 2019 14:10:35

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 151 KB...

01 08 2019 6:46:33

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

Статья в формате PDF 97 KB...

30 07 2019 17:31:50

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

25 07 2019 18:15:44

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам. ...

20 07 2019 19:13:56

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ

Статья в формате PDF 133 KB...

19 07 2019 8:45:24

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОКОКРЕМНИСТЫХ ДОБАВОК НА КАЧЕСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...

15 07 2019 14:36:30

ОСОБЕННОСТИ ГУМУСООБРАЗОВАНИЯ В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ТУВЫ

Статья в формате PDF 232 KB...

02 07 2019 19:39:57

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕРХПРОВОДНИКОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Статья в формате PDF 267 KB...

30 06 2019 1:12:50

ПОВЫШЕНИЕ КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Статья в формате PDF 261 KB...

20 06 2019 12:49:51

ОЧИСТКА ВОДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНОАКТИВАЦИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

01 06 2019 21:16:30

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!