Российское музыкальное образование в пространстве гендерных исследований
«интеллектуальных хамелеонов» (термин Д.К.Кирнарской). Однако, модернизация и оптимизация существующей системы невозможна без изменений гендерной политики, так как, по мнению ученых-социологов Ф.Э.Шереги, В.Г.Харчева и В.В.Серикова, образование, формирующееся исключительно женской педагогикой, негативно отражается на личностных конструктах будущего поколения и на их профессиональной компетенции.
В настоящее время гендерная психология приобретает привлекательный имидж в отечественных работах (например, работы О.А.Верониной, И.С.Клециной). Однако социологический дискурс «гендер - музыкальное образование» отсутствует в пространстве интересов российских исследователей. Возможно, это связано с тем, что музыкальная педагогика не обладает статусом научной дисциплины в сфере прикладных исследований. Важность гендерных изучений в области музыкального образования очевидна: постановка проблемы, осознание реальной ситуации позволяет проектировать образовательную политику в сфере музыкальной культуры.
Историографический дискурс демонстрирует, что в начале XX века, преподавательский состав музыкальных образовательных учреждений страны был практически полностью мужским. Дело в том, что, начиная с разночинцевшестидесятников XIX века, все более популярной становилась идея всеобщего просвещения, которая позднее трансформировалось в образовательную государственную политику большевиков - «ликбез». После 1950-х годов ситуация резко изменилась в сторону феминизации контингента преподавателей и учащихся музыкальных ВУЗов. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло послевоенное изменение демографического положения в стране. Кроме того, необходимо вспомнить, что с 1946 года резко увеличились ассигнования на науку, которая подвергалась серьезным организационным перестройкам. В ведении Академии наук остались только фундаментальные исследования, все же прикладные тематики передавались создающимся повсеместно специальным институтам и лабораториям. Такая реорганизация была детерминирована политическим вектором государства, связанным с необходимостью продвижения страны по пути научно-технического прогресса и «гонки вооружения». В результате наиболее престижными стали физико-математические, технические факультеты, идеологически поддерживаемые государственной «философией» рационализма и технократства, где и обучалась большая часть мужского населения страны. В эпоху хрущевской «оттепели» этот вопрос превосходства гуманитарного или технического образования был сформулирован в так называемом споре "физиков и лириков".
Современные статистические данные показывают, что в настоящее время сфера музыкального образования является наиболее гендерноасимметричной сферой профессиональной деятельности. В диаграмме приведены гендерные соотношения преподавателей в музыкальных учреждениях сферы культуры Республики Карелия (данные Методического кабинета Министерства культуры РК за 2003 г.). Наблюдая динамику гендерных соотношений в системе координат «школа - училище - ВУЗ», можно указать, что наибольший процент женщин представлен на начальной ступени музыкального образования, а стабилизация гендерных соотношений осуществляется на высшей ступени профессионального образования.
Приведенные данные по Карелии, как одного из субъектов РФ, полностью соответствуют теории гендерной психологии, разрабатываемой российскими и зарубежными психологами, заявляющей, что в обществе женщины традиционно занимают должности, менее оплачиваемые и более низкие по статусу (Д.Исаев, В.Каган, D.Major, Sh.Bern). Шон Берн акцентирует фактор более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами, который предполагает контроль над ресурсами и стратегическое планирование учреждения. Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Руководящие должности в музыкальном образовании по-прежнему занимают мужчины, например, ректора в консерваториях России. Таким образом, гендерный параметр становится показателем для определения уровня социальной престижности той или иной профессии. Необходимо указать, что гендерные соотношения в сфере музыкального образования тождественны ситуации в общем образовании. Госкомстат констатирует следующие соотношения женщин и мужчин в образовании по России: в общеобразовательных школах - 82% и 18% (соответственно), в средних специальных учебных заведениях - 80% и 20%, а в ВУЗах - 40% и 60% (данные из: Женщины и мужчины России.М.2000).
Осмысленный выбор будущей профессии происходит при поступлении в ВУЗ и гендерная ситуация, складывающаяся в студенческой среде, определяет педагогические стратегии будущего. По информации газеты «Музыкальное обозрение», приведенной в № 2 за 2003 г., 70% заканчивающих российские музыкальные ВУЗы- женщины. Эти данные свидетельствуют, что российское музыкальное образование во всех стратах является женской сферой деятельности.
Отечественная деонтология обозначает, что в современном обществе приоритетная функция преподавателя заключается в отборе, представлении и интерпретации культурных феноменов (К.Левитан). Следовательно, личностные константы преподавателя будут ключевыми при создании информационной базы учебного процесса и формировании мировоззрения ученика. В музыкальном образовании, основанном на индивидуальном подходе, этот параметр еще более усиливается и оказывает наиболее значительно воздействие. Психологи утверждают, что личностные различия между учителями становятся фактором, превращающимся в одну из детерминант межиндивидуальной вариантности среди учеников (G.Cheong, A.Murray). Гендерное однообразие обучения, сформировавшееся в настоящее время в музыкальном образовании, не оснащает учеников разнообразными жизненными стратегиями для аккомодации в других гендерных обстоятельствах.
Через личность преподавателя к ученикам транслируются не только индивидуальные поведенческие стратегии и паттерны, стиль реагирования на различные ситуации, но и осуществляется гендерное конструирование (doing gender) и гендерная социализация учащихся. Учитывая, что в музыкальном образовании основная часть преподавателей - это женщины, то в процессе социализации и у девочек, и у мальчиков будут поддерживаться основные женские стереотипы социума. Кроме того, специфика музыкального образования связана с познанием учащимися индивидуально-личностных переживаний художника, эмоциональными сопереживаниями, саморефлексией, художественно-коммуникативными умениями, высокой активностью воображения и образным мышлением (Г.М.Цыпин), то есть с теми качествами, которые традиционно относятся к «женской» роли. Таким образом, сама профессия накладывает на оба пола учащихсямузыкантов «фемининский» конструкт, включающий в качестве основных компонентов правополушарное мышление, пассивность, концентрацию на чувствах, эмоциональность, эмпатию, конформность, подверженность влиянию и жизненное позиционирование, ориентированное на других. С другой стороны, музыкальное образование выходит за рамки только чувственного познания и требует участия интеллектуальных способностей (то есть взаимодействия с левополушарным типом мышления). Профессор Российской академии музыки им.Гнесиных, доктор искусствоведения Д.К.Кирнарская утверждает, что раннее музыкальное образование детей способствует развитию у них хорошей словесной и многоканальной памяти, математического типа мышления, пространственных способностей, навыков стрессо-устойчивости, речевых умений, отвечающих за обучаемость различным языкам, мобильности, то есть тех качеств, которые в теории социальных ролей, приписываются мужским стереотипам. Все это позволяет предположить, что дети, обучающиеся музыке, формируются гендерно амбивалентными личностями: мужчины приобретают женские личностные компоненты, а женщины - мужские.
Имея в силу профессиональных особенностей ряд психологических и социальных отличий, учащиеся, выбравшие музыкальную культуру (а значит потенциально и музыкальную педагогику) в качестве профессии образуют субкультурную общность. В спектре общей стратификации современного общества данная субкультура занимает положение маргинала (по материалам исследований автора статьи; И.Проскурина). В качестве причин сложившейся ситуации можно обозначить элитарность профессионального образования, вид деятельности, связанный с творчеством, а так же, возможно, аудиальную модальность, связанную с профессиональной деятельностью и регулирующую восприятие и переработку поступающей информации через слуховые каналы, в отличие от современного визуального общества.
В условиях культурной стратификации государство всегда располагает субкультуры на некой ценностной шкале и поддерживает субкультуры, близкие к политической парадигме данного периода. Историографический экскурс продемонстрировал, что в тот момент, когда музыкальная субкультура тесно коррелировала с культурной политикой государства, в музыкальном образовании наблюдалось гендерное равновесие, и более того перевес мужчин-педагогов. Гендерная норма успешности, утверждающая, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе, обуславливает его выбор наиболее модной профессии (J.Doule). Когда музыкальное образование перестало соотноситься с приоритетными интересами государства, произошел гендерный перевес в сторону «феминизации» профессии.
Современная культурная политика осуществляется популистским способом: государство без крайней необходимости не вмешивается в процессы культурной деятельности и стимулирует процесс самофинансирования. Заседание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, прошедшее 6 февраля 2003 года в Москве, не рассматривало проблемы музыкального образования, что подтверждает периферийность и отдаленность музыкальной «женской» субкультуры от ядра государственной политики в условиях мужского общества. Процесс активной информатизации российского общества будет способствовать дальнейшей дестабилизации гендерной ситуации в музыкальном образовании. В тоже время Комиссией по вопросам женщин в РФ от 22 января 2003 г. было предложено содействовать расширению научно-исследовательских работ по гендерной тематике и подготовке научных кадров по данному направлению. Это означает, что в условиях современного российского общества с жесткими гендерными стереотипами становится возможным осуществление гендерных исследований, гендерного мониторинга музыкального образования и разработка практических мер по реализации гендерного равновесия в музыкальном образовании.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 110 KB...
22 01 2021 16:54:28
Статья в формате PDF 90 KB...
21 01 2021 15:42:57
Статья в формате PDF 121 KB...
20 01 2021 18:43:18
Статья в формате PDF 106 KB...
19 01 2021 17:16:51
Статья в формате PDF 166 KB...
18 01 2021 2:33:33
Статья в формате PDF 153 KB...
17 01 2021 22:48:32
Статья в формате PDF 251 KB...
16 01 2021 20:24:57
Статья в формате PDF 94 KB...
15 01 2021 6:18:29
Статья в формате PDF 140 KB...
14 01 2021 12:55:33
В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...
12 01 2021 1:35:12
Статья в формате PDF 327 KB...
11 01 2021 4:39:50
Статья в формате PDF 101 KB...
10 01 2021 11:23:11
Статья в формате PDF 106 KB...
09 01 2021 15:30:19
Статья в формате PDF 256 KB...
07 01 2021 15:59:52
Статья в формате PDF 218 KB...
05 01 2021 12:38:30
Статья в формате PDF 167 KB...
04 01 2021 4:52:27
Статья в формате PDF 355 KB...
03 01 2021 11:56:11
Статья в формате PDF 130 KB...
02 01 2021 21:21:33
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены половые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у девушек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
01 01 2021 9:29:50
Статья в формате PDF 323 KB...
31 12 2020 22:39:42
Статья в формате PDF 287 KB...
30 12 2020 16:29:59
Статья в формате PDF 122 KB...
28 12 2020 19:57:15
Статья в формате PDF 119 KB...
27 12 2020 20:36:48
Статья в формате PDF 127 KB...
26 12 2020 4:36:40
Статья в формате PDF 133 KB...
25 12 2020 3:15:40
Статья в формате PDF 130 KB...
24 12 2020 10:46:22
Статья в формате PDF 105 KB...
23 12 2020 15:46:55
Статья в формате PDF 139 KB...
22 12 2020 17:56:12
Статья в формате PDF 92 KB...
21 12 2020 9:10:19
Статья в формате PDF 119 KB...
20 12 2020 21:11:25
Статья в формате PDF 121 KB...
19 12 2020 14:46:47
Статья в формате PDF 108 KB...
18 12 2020 23:29:37
Статья в формате PDF 107 KB...
17 12 2020 21:12:14
Статья в формате PDF 103 KB...
16 12 2020 11:13:26
Статья в формате PDF 138 KB...
15 12 2020 4:47:20
Статья в формате PDF 338 KB...
14 12 2020 1:28:53
С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...
13 12 2020 22:33:23
Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...
12 12 2020 21:27:25
Статья в формате PDF 121 KB...
11 12 2020 7:53:18
Статья в формате PDF 129 KB...
10 12 2020 11:37:26
Статья в формате PDF 124 KB...
09 12 2020 17:39:33
Статья в формате PDF 132 KB...
07 12 2020 14:46:31
Статья в формате PDF 154 KB...
06 12 2020 22:39:12
Статья в формате PDF 294 KB...
05 12 2020 2:39:53
Статья в формате PDF 121 KB...
03 12 2020 10:20:49
Статья в формате PDF 196 KB...
02 12 2020 22:26:22
Статья в формате PDF 106 KB...
01 12 2020 22:28:32
Статья в формате PDF 115 KB...
30 11 2020 4:46:19
Статья в формате PDF 112 KB...
29 11 2020 4:37:54
Статья в формате PDF 97 KB...
28 11 2020 22:18:57
Статья в формате PDF 320 KB...
27 11 2020 8:10:25
Статья в формате PDF 308 KB...
26 11 2020 21:28:25
Статья в формате PDF 110 KB...
25 11 2020 22:40:36
Под наблюдением автора было 262 больных острым холециститом. Обсуждаются вопросы адаптации больных к условиям операционного и послеоперационного периодов, которая зависит от окислительно-восстановительных процессов, обусловленных функционированием ферментативных систем, гипоксии тканей, снижения приспособительных реакций, особенно выраженных у лиц старше 50 лет. В контрольной группе (178) больных уже при поступлении в клинику намечалась тенденция к снижению Р О2 в подкожно-жировой основе, а в момент операции оно было выраженным и устойчивым, которое держалось в течение 6 дней. Так же на всем протяжении послеоперационного периода у больных наблюдалось уменьшение кислородной емкости крови, концентрации SH-групп в плазме крови, только к моменту выписки эти показатели приближались к норме. Концентрация молочной и пировиноградной кислот крови тоже было повышенным. В исследуемой группе (84) больных, которые получали в комплексном лечении во время операции и послеоперационном периоде ганглиоблокаторы и гепарин, напряжение кислорода во время операции повышалось на 68%, повышение сохранялось 2-3 дня, а к концу 5 дня р О2 было в пределах нормы. Намечалась тенденция увеличения кислородной емкости крови и SH-групп в плазме. Не смотря на то, что при поступлении лактат и пируват были выше контроля, уже в первый день после операции эти показатели были ниже контрольных. Автор делает вывод о том, что применение в комплексном лечении ганглиоблокаторов и гепарина, позволяло улучшать кислородный баланс крови и ткани и, улучшать окислительновосстановительные процессы, адаптацию организма больного к стрессовым условиям, что способствовало снижению процента послеоперационных осложнений и летальности. ...
24 11 2020 5:55:26
Статья в формате PDF 204 KB...
23 11 2020 13:42:28
Статья в формате PDF 123 KB...
22 11 2020 7:21:30
Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов. ...
21 11 2020 0:45:16
Статья в формате PDF 139 KB...
20 11 2020 11:52:22
Целью исследования является оценка возможности ранней дифференциальной диагностики доброкачественных и злокачественных опухолей опорно-двигательной системы с помощью инфракрасной спектроскопии плазмы крови. При этом бралась венозная кровь из локтевой вены у контрольной группы пациентов с заранее установленным диагнозом существующими методами, после чего выделялась плазма. Исследуемая плазма крови помещалась в жидкостную кювету. Спустя 1,5-2 часа исследуемая кювета помещалась в И К– Фурье- спектрометр. Снимался спектр пропускания плазма крови. Вычислялся коэффициент пропускания по данным снятых спектров. Затем рассчитывались коэффициенты объемного поглощения. В процессе экспериментов нами был вычислен статистически значимый уровень β = 700 см–1, ниже которого находились значения, соответствующие доброкачественным опухолям, выше- злокачественным опухолям. ...
17 11 2020 22:23:39
Статья в формате PDF 205 KB...
16 11 2020 8:56:59
Статья в формате PDF 133 KB...
15 11 2020 21:31:38
Статья в формате PDF 102 KB...
14 11 2020 22:10:18
Статья в формате PDF 317 KB...
13 11 2020 13:54:10
Для определения возможности использования кристаллографического метода в оценке нарушений сперматогенеза при действии химических факторов были изучены кристаллограммы лизата сперматозоидов крыс после введения Н Д М Г в дозах 5, 25, 40 и 70 мг/кг. Экспериментальные исследования проводились на белых крысах-самцах. Анализ тезиограмм показал превалирование нарушений с увеличением введенной дозы Н Д М Г, начальные нарушения выявляются на ранних сроках, во всех диапазонах доз Н Д М Г. Максимальные нарушения прослеживаются при острой интоксикации в дозе 70 мг/кг и сроке 24 часа, о чем свидетельствует увеличение центров кристаллизации, формированием грубых монокристаллов и поликристаллов. Изменения кристаллоографической картины в тезиограммах лизата спермы крыс свидетельствуют о метаболических изменениях в сперматозоидах, развивающихся в ответ на действие Н Д М Г, что позволяет рекомендовать кристаллографические методы для оценки действия репродуктивных токсикантов и они могут служить индикаторами функционального состояния организма. ...
12 11 2020 19:40:49
Статья в формате PDF 250 KB...
11 11 2020 21:20:24
Статья в формате PDF 101 KB...
10 11 2020 12:32:48
Статья в формате PDF 276 KB...
09 11 2020 8:29:44
Статья в формате PDF 276 KB...
08 11 2020 9:24:32
Статья в формате PDF 102 KB...
07 11 2020 15:24:16
Статья в формате PDF 123 KB...
06 11 2020 8:23:36
Статья в формате PDF 138 KB...
05 11 2020 6:22:10
Статья в формате PDF 87 KB...
04 11 2020 7:31:11
Статья в формате PDF 115 KB...
03 11 2020 6:17:50
Статья в формате PDF 308 KB...
02 11 2020 9:52:27
Статья в формате PDF 109 KB...
01 11 2020 2:35:24
Статья в формате PDF 139 KB...
31 10 2020 7:13:23
Статья в формате PDF 103 KB...
30 10 2020 1:41:49
Статья в формате PDF 109 KB...
29 10 2020 14:53:41
Статья в формате PDF 246 KB...
28 10 2020 9:19:16
Статья в формате PDF 115 KB...
27 10 2020 16:45:15
В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члена-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...
25 10 2020 20:23:14
Статья в формате PDF 107 KB...
24 10 2020 1:11:25
Статья в формате PDF 142 KB...
23 10 2020 8:59:25
Статья в формате PDF 117 KB...
22 10 2020 10:41:29
Статья в формате PDF 130 KB...
21 10 2020 3:51:33
Статья в формате PDF 102 KB...
20 10 2020 19:42:50
Статья в формате PDF 121 KB...
19 10 2020 4:59:29
Статья в формате PDF 123 KB...
18 10 2020 18:33:38
Статья в формате PDF 124 KB...
17 10 2020 22:28:35
Статья в формате PDF 133 KB...
16 10 2020 4:50:25
Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...
15 10 2020 10:46:50
Статья в формате PDF 835 KB...
14 10 2020 4:18:25
Статья в формате PDF 261 KB...
11 10 2020 18:16:44
Статья в формате PDF 128 KB...
10 10 2020 9:55:18
Статья в формате PDF 342 KB...
09 10 2020 21:37:13
Статья в формате PDF 114 KB...
08 10 2020 4:21:50
Статья в формате PDF 118 KB...
07 10 2020 17:35:48
Статья в формате PDF 105 KB...
06 10 2020 23:27:38
Статья в формате PDF 118 KB...
05 10 2020 14:54:26
Статья в формате PDF 396 KB...
04 10 2020 15:16:43
Статья в формате PDF 245 KB...
03 10 2020 21:37:59
Статья в формате PDF 150 KB...
02 10 2020 0:36:25
Статья в формате PDF 107 KB...
01 10 2020 4:57:34
Статья в формате PDF 137 KB...
30 09 2020 23:22:19
Статья в формате PDF 134 KB...
29 09 2020 8:49:52
Статья в формате PDF 391 KB...
27 09 2020 1:57:44
Статья в формате PDF 364 KB...
26 09 2020 12:33:38
Статья в формате PDF 90 KB...
24 09 2020 9:27:56
Статья в формате PDF 77 KB...
22 09 2020 6:22:12
Статья в формате PDF 106 KB...
21 09 2020 7:53:26
Статья в формате PDF 112 KB...
20 09 2020 22:32:47
Статья в формате PDF 130 KB...
18 09 2020 9:16:11
Среди населения Ширванской зоны Азербайджана проведены медико-генетические исследования по выявлению нарушений Ц Н С и органов чувств, установлены типы наследования патологий. Среди 119 больных с 14 наследственными и врожденными заболеваниями 71,43 % приходится на моногенные патологии с аутосомно-рецессивным типом наследования, что объясняется кровнородственными браками среди родителей пробандов. ...
17 09 2020 16:52:35
Статья в формате PDF 729 KB...
16 09 2020 21:17:13
Статья в формате PDF 102 KB...
15 09 2020 10:23:53
Статья в формате PDF 109 KB...
13 09 2020 0:51:13
В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда ( Э П К Р), создаваемого установкой « Экран», и некогерентных световых импульсов ( Н С И), создаваемых установкой « Стимул» [1, 2], на семена овощных культур, с целью повышения урожайности. По результатам исследования выявлено, что все использованные в эксперименте режимы высокоинтенсивного физического воздействия на семена овощных культур оказывают стимулирующий биологический эффект при оценке урожайности. Определено, что наиболее эффективными режимами Э П К Р для повышения урожайности овощных культур являются режимы с напряженностью электрического поля 3,5 к В/см и 5 к В/см. Выявлено, что наиболее эффективными режимами Н С И для повышения урожайности овощных культур является режим с запасенной суммарной электрической энергией импульсного источника энерго-питания 80 к Дж. Показано, что при воздействии на посадочный материал картофеля Н С И с запасенной суммарной электрической энергией 40 к Дж наблюдается стимулирование роста, развития, повышение всхожести и сокращение вегетационного периода картофеля. Кроме того, данное физическое воздействие вызывает повышение качества урожая картофеля, т.к. вес и количество крупных и средних клубней в опытной группе значительно больше, чем в контрольной. ...
12 09 2020 20:20:40
Статья в формате PDF 90 KB...
11 09 2020 20:46:37
Статья в формате PDF 104 KB...
10 09 2020 9:24:47
Статья в формате PDF 255 KB...
09 09 2020 1:16:55
Статья в формате PDF 142 KB...
08 09 2020 20:13:57
Статья в формате PDF 283 KB...
06 09 2020 0:38:19
Статья в формате PDF 100 KB...
05 09 2020 8:37:15
Статья в формате PDF 113 KB...
04 09 2020 19:53:21
Статья в формате PDF 101 KB...
03 09 2020 11:54:41
Статья в формате PDF 117 KB...
02 09 2020 19:39:56
Статья в формате PDF 113 KB...
01 09 2020 4:27:42
Статья в формате PDF 109 KB...
31 08 2020 20:26:40
Статья в формате PDF 245 KB...
30 08 2020 11:51:33
Статья в формате PDF 125 KB...
29 08 2020 2:49:43
Статья в формате PDF 116 KB...
28 08 2020 20:10:29
Статья в формате PDF 196 KB...
27 08 2020 7:57:21
Статья в формате PDF 120 KB...
26 08 2020 16:20:48
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::