IT-Reviews    

ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Сиванова С.С.Хмелёв Е.В.Губанова С.Б.Орлов Статья в формате PDF 102 KB

К концу ХХ века традиционная дифференциация научного знания, характерная для развития естественных наук, подготовила почву для их интеграции. Этому также способствовало появление общих проблем, изучением которых занимались различные науки. Дифференциация и интеграция наук находятся в органическом единстве, поскольку постоянно возникающие общие проблемы может решить только комплекс взаимосвязанных наук. Синтезом знаний об окружающем мире человечество обязано выдающемуся русскому учёному геохимику В.И. Вернадскому. Он по праву признан лидером естествознания ХХ века. Его труды - блестящий наглядный пример целенаправленного движения от дифференциации научного знания к интеграции.

Взаимопроникновение интеграции и дифференциации в науке составляет объективную основу дидактического принципа целостного отражения научного знания в содержании образования и развития интеграции естественнонаучных знаний в обучении. Более того есть области естественных наук, которые необходимо изучать каждому человеку, особенно сейчас, когда мы, живя в одном доме под названием Земля, должны беречь его, приумножать его богатства, а не растрачивать их.

Анализ авторских программ по различным учебным предметам общеобразовательных учреждений с сожалением заставляет констатировать, что в разных учебных предметах нередко параллельно изучаются родственные или порой одни и те же темы. В условиях существования острой проблемы тотального превышения предельно допустимых норм учебной нагрузки учащихся теоретическая разработка научных основ интеграции естественнонаучных знаний продолжает оставаться социально значимой задачей. В программе как основном документе организации учебного процесса должны предусматриваться основные направления связи данного предмета с другими, предполагающие целенаправленное и систематическое использование в рамках преподаваемого предмета знаний, полученных учащимися при изучении смежных дисциплин.

Наряду с учебными программами немаловажная роль в интеграции естественнонаучных знаний принадлежит учебно-методическим комплектам, в том числе учебникам и методическим пособиям. К сожалению, интегративные основы содержания образования недостаточно освещаются в учебной литературе, и это справедливо признаётся всеми учителями.

Интеграция естественнонаучных знаний - это процесс, ведущий к состоянию сближения, связанности отдельных разделов учебных предметов в целое при одновременном объективном углублении дифференцированной системы обучения. Особую актуальность данное положение приобретает в условиях модернизации общего образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года главную задачу российской образовательной политики видит в ". . . обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства"[ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2002., № 2. С.7]. При решении этой задачи, "опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования" [там же, с.12]. Отечественное образование всегда выгодно отличалось весомостью естественнонаучного блока, формирующего культуру учащегося и не подверженного забвению во времени. И тем удивительнее, что в проекте "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" (2002 г.) среди приводимого набора обязательных общеобразовательных курсов отсутствуют все учебные предметы естественнонаучного блока (биология, физика, химия). Вместо них предлагается интегрированный курс естествознания.Принятие такого документа недопустимо, ибо его негативные последствия очевидны.

Важность интегративного подхода к обучению ни у кого не вызывает сомнения, ибо он диктуется потребностью общества и культуры, всего человечества. Что же препятствует внедрению интегрированных курсов в учебный процесс и окончательному решению этой проблемы? Отсутствуют доступные для учащихся, учителей и в целом общеобразовательных учреждений учебники по интегрированным курсам, учебные программы и учебно-методические комплекты обеспечения этих курсов; не подготовлены к этой работе и учителя.

В целом в системе российского образования накоплен богатый опыт интегративного подхода к обучению, эффективность которого известна. Более того принцип интеграции знаний сегодня в общем образовании уже выступает как один из принципов инновационной педагогической деятельности, обеспечивающий единое образовательное пространство, в которое интегрированы образовательные области, объединяющие учебные предметы. В единстве методологических, конструктивных и формирующих функций интеграция знаний обнаруживает себя в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений, закладывая основы построения содержания и организации процесса обучения с позиции принципов системности, комплексности и преемственности в обучении.

Наибольшее распространение в отечественном образовании получили следующие виды интеграции:

  • объектная - совмещение в одном курсе разных дисциплинарных образов одного объекта (вода, воздух, Земля, Человек и др.);
  • понятийная - объединение курсов, раскрывающих содержание общенаучных понятий (энергия, движение, вещество, информация и др.);
  • теоретическая (концептуальная) - отражение научных концепций (квантовая теория в физике, химии, биологии; эволюционная теория в биологии, химии, астрономии);
  • проблемная - знакомство с междисциплинарными проблемами (охрана окружающей среды).

Методологической основой интеграции естественнонаучного знания служит взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, описываемых законами сохранения, законом периодичности, молекулярно-кинетическая теорией, теорией строения атома, квантовой теорией. Знание этих законов и теорий помогает учащимся познать сущность процессов и явлений, с которыми они знакомятся на уроках физики, химии, биологии, рассмотреть их во взаимосвязи и взаимозависимости, оценить пути их возможного практического использования, перенести знания в новые ситуации. Таким образом, овеществляется одна из основных образовательных функций интеграции естественнонаучных знаний: в сознании обучаемого закрепляются представления о единстве и целостности окружающего мира, что способствует всестороннему развитию личности.

Наиболее полно потребности, интересы, возможности, опыт личности реализуются при интеграции знаний вокруг проблем, общих для нескольких учебных дисциплин.

Роль интегрирующих факторов могут выполнять отдельные учебные предметы. Например, математика - эффективный интегрирующий фактор, потому что она является метаязыком науки. Безусловный интерес представляют перспективы интегрирования знаний на предметной основе химии. Это реально, так как химия - это наука о веществах, а человек живёт и реализует себя в материальном, вещественном мире. Любая сфера деятельности человека так или иначе связана с веществами и их превращениями: от приготовления пищи и изготовления одежды до книгопечатания и художественного творчества.

Значение интеграции естественнонаучных знаний в том, что она способна обеспечить:

  • возникновение нового уровня мышления - глобального, интегрированного, а не замкнутого;
  • открытость образовательных систем;
  • вариативность и диверсификацию содержания образования;
  • создание оптимальных условий для развития гуманной, высоконравственной личности в процессе образования.



c78089d0

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

К ЕДИНСТВУ НАУКИ ЧЕРЕЗ ВСЕ-ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Статья в формате PDF 93 KB...

12 01 2020 13:48:23

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 226 KB...

08 01 2020 12:42:37

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

06 01 2020 10:51:42

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 294 KB...

04 01 2020 0:28:44

НАДЕЖДА И РЕАЛЬНОСТЬ ОНКОИММУНОЛОГИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

31 12 2019 4:31:59

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ ДНК В ЯДРАХ КЛЕТОК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ОТ ГИСТОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ ДО НЕОПЛАСТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

В статье авторы показали изменение плоидности и площади ядер слизистой оболочки желудка при фоновых, предраковых заболеваниях и раке желудка различного гистологического строения с помощью компьютерного анализатора изображения. При дисплазии тяжелой степени площадь и плоидность ядра составили 213,7±3,42 мкм² и 10,2±0,2с соответственно. При высокодифференцированной аденокарциноме эти показатели достигают 375,0±17,0 мкм² и 16,2±2,7с. Авторы предположили, что полученные данные могут быть использованы для более объективной оценки патологических процессов в слизистой желудка и дифференциальнодиагностических вопросов между дисплазиями и раком желудка. ...

26 12 2019 10:43:31

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ

На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...

22 12 2019 1:56:20

КАЧЕЛИ ЛЕДНИКОВЫХ ПЕРИОДОВ

Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате пространственных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...

18 12 2019 20:40:39

Максимальная скорость окисления оксида азота

Статья в формате PDF 344 KB...

14 12 2019 0:35:53

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Статья в формате PDF 98 KB...

13 12 2019 22:15:19

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 297 KB...

11 12 2019 5:50:50

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 83 KB...

05 12 2019 6:53:50

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ЧИСЛЕННОСТЬ НАБЛЮДЕНИЙ

Статья в формате PDF 390 KB...

30 11 2019 22:52:39

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕ-ПРОМЫСЛОВЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ОСВОЕНИИ ЧАЯНДИНСКОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО УЧАСТКА (ЗАПАДНАЯ ЯКУТИЯ)

В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...

21 11 2019 17:49:12

«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Статья в формате PDF 344 KB...

12 11 2019 7:18:25

СТУК ИЗ ПРОШЛОГО

Статья в формате PDF 257 KB...

03 11 2019 14:30:58

ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСТОНИЯ У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Статья в формате PDF 125 KB...

02 11 2019 17:38:44

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУШКИ ЗЕРНА

Статья в формате PDF 120 KB...

30 10 2019 1:55:46

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 248 KB...

29 10 2019 9:15:36

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КОРОВ И ТЕЛОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРИОТЕРАПИИ И ОЗОНОИРОВАННЫМИ ГОМЕОПАТИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ

Бесплодие является одним из главным заболеванием коров. По причине непригодности к воспроизводству из стад выбывает более половины животных. По этой причине сельскохозяйственные предприятия терпят существенные убытки. В настоящее время в производстве требуются современные методы лечения, которые отличались бы высокой эффективностью, широким спектром действия, низкозатратностью. Авторы считают, что такой инновационной технологией является лечение нарушения воспроизводительной системы коров и телок с использованием метода криотерапии и озонированными гомеопатическими препаратами. ...

26 10 2019 13:33:25

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

25 10 2019 9:53:34

БИОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ СУРКОВ В КУЗБАССЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

18 10 2019 13:26:58

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

15 10 2019 1:45:36

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Статья в формате PDF 115 KB...

11 10 2019 4:29:15

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И КАЧЕСТВО КУРОРТА

Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный транспорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового транспорта в городе Сочи и тот ущерб, который транспорт наносит экологии сочинского региона. ...

10 10 2019 21:43:17

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

Статья в формате PDF 100 KB...

08 10 2019 1:12:53

ПРОКОПЕНКО ПЁТР ГЕОРГИЕВИЧ

Статья в формате PDF 318 KB...

01 10 2019 17:32:30

ГИС ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА В СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья в формате PDF 99 KB...

30 09 2019 6:46:38

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

Статья в формате PDF 102 KB...

24 09 2019 13:36:52

ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН В ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРАХ

Статья в формате PDF 121 KB...

23 09 2019 0:30:42

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

Статья в формате PDF 111 KB...

22 09 2019 9:58:50

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

Статья в формате PDF 152 KB...

21 09 2019 0:21:16

ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТА

Статья в формате PDF 116 KB...

20 09 2019 1:16:29

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

Статья в формате PDF 126 KB...

16 09 2019 16:59:10

РАСЧЕТ И КОМПЕНСАЦИЯ МАГНИТНОЙ ДЕВИАЦИИ

Статья в формате PDF 157 KB...

10 09 2019 5:33:37

Изомерия и гомеостаз популяций

Статья в формате PDF 102 KB...

07 09 2019 20:54:24

СТРУЙНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ

Статья в формате PDF 125 KB...

03 09 2019 14:58:30

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!