ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Известно, что образовательный процесс современной школы постоянно требует повышения своей эффективности. Особенно это касается уроков русского языка, так как школа должна, во-первых, подготовить всех, без исключения, учащихся к успешной сдаче единого государственного экзамена, а во-вторых, выпускник, переступающий порог школы, должен хорошо владеть родным языком, соблюдать нормы как устной, так и письменной речи.
Одним из путей решения задач, поставленных перед учителем русского языка, является гармоничное сочетание обучения и развития. Помогает в этом образовательная развивающая технология «ИнтеллекТ», используемая в НОУ «Ломоносовская школа». Учителю не надо менять программы и пересматривать методику, и ребята принимают задания, предлагаемые лабораторией «ИнтеллекТ», не как учебный труд, а как фрагмент важного нестандартного компонента урока.
Технология «ИнтеллекТ» позволяет сохранить всё лучшее, что было наработано традиционной школой, оставляет возможность учителю работать по выбранной государственной программе и учебнику, но при этом способствует наиболее успешному усвоению материала, делает школьную жизнь ребёнка насыщенной и интересной, помогает формированию необходимых умений и навыков, развивает личность каждого.
Представленное пособие позволяет использовать один из методов реализации личностно-ориентированного подхода - разноуровневые упражнения.
Такие задания позволяют успешному ученику выйти за рамки школьной программы, выполняя задания повышенной сложности, а ученик с трудностями в обучении не чувствует себя беспомощным, так как способен овладеть минимумом посильных знаний, и самое главное - он тоже успешен. Кроме того, развивающие задания представляют собой не просто набор слов, с чем редко сталкиваются школьники и абитуриенты при проверке качества знаний, - это связные тексты, насыщенные той или иной грамматической единицей и соответствующие всем стилистическим и эстетическим нормам.
Глубокое осмысление процесса развития через предмет русского языка привело нас к мысли, что на определённом этапе обучения ребёнка есть более и менее востребованные качества и навыки. Поэтому мы работаем над развитием только определённых качеств.
Класс |
Развиваемые качества и навыки |
5 класс |
Избирательность внимания Устойчивость внимания Долговременная память Воображение |
6 класс |
Переключаемость внимания во время письма Переключаемость внимания во время слушания Долговременная память |
7 класс |
Системность мышления Скорость извлечения информации из памяти Структурность мышления |
8 класс |
Переключаемость внимания Системность мышления в рамках одной темы Скорость извлечения информации из памяти Кратковременная память |
Наиболее востребованным на уроках русского языка в средней школе оказалось качество внимание в различных его проявлениях: избирательность, переключаемость, устойчивость. От его уровня зависит во многом качество усвоения материала.
Программа по русскому языку рассчитана не только на изучение определённого набора орфограмм, но и на отработку механического узнавания объекта по каким-либо грамматическим признакам, без чего невозможно развитие качественной орфографической зоркости. Чтобы хорошо овладеть приёмом осмысленного грамотного письма, необходимо обладать таким качеством, как избирательность внимания - способность выбрать из множества объектов (на уроке русского языка орфограмм, пунктограмм) группу однородных, сходных по какому-либо грамматическому признаку. Этот навык - залог грамотного механического письма, залог успеха при выполнении тестовых заданий, на которые школьников ориентирует ЕГЭ.
Упражнения, направленные на развитие избирательности внимания, помогают учителю сразу выявить причину отставания ученика, его неуспешности по предмету. (Например, если ребёнок не определяет склонение или падеж имени существительного, то вряд ли он осознанно будет проверять правописание падежных окончаний). Поэтому перед изучением темы «Правописание безударных личных окончаний имён существительных» следует провести упражнение, направленное на узнавание, то есть на избирательность внимания.
Чем же это задание отличается от обучающего, привычного как учителю, так и ученику?
Во-первых, установка на время, за которое должно быть выполнено задание, обязательна. Без этого условия задание перестаёт быть развивающим. Конечно же, указано идеальное время, то, к которому должны стремиться учащиеся. И совсем не страшно, если ребята, выполняя первые задания, не укладываются в отведённый им временной промежуток. Выполнив 4-5 подобных заданий, они будут всё ближе и ближе к цели.
Второй отличительный признак - три уровня сложности.
Третья важная составляющая задания - насыщенность небольшого по объёму текста грамматической единицей (уровень А - 14 слов на орфограмму, уровень В - 19 слов, уровень С - 26 слов).
Далее, когда у школьников уже вырабатываются определённые навыки, упражнение усложняется, оно теперь становится трёхступенчатым: состоит из трёх отдельных заданий, которые необходимо выполнить за определённый промежуток времени. Причём задания эти касаются трёх совершенно разных тем, но непременно следующих друг за другом по порядку в календарно-тематическом планировании. Такой подход позволяет повторить давно изученный материал, закрепить уже пройденный и начать отработку изучаемого на данном уроке материала. На первое место здесь выдвигается вовсе не обучающая цель (к примеру, разбор слова по составу), а развивающая - развитие способности проявлять избирательность внимания - умение избирать грамматический объект в потоке однородных. Разноуровневый подход заложен уже в формулировке задания.
Уровень А: По ходу чтения текста найдите и разберите по составу слова, морфемный состав которых состоит из корня, суффикса и окончания - всё просто и прозрачно.
Уровень В: По ходу чтения текста найдите и подчеркните слова, морфемный состав которых соответствует морфемному составу слова «снежинка» - сначала надо выполнить морфемный разбор и понять, слова с каким морфемным составом надо подчёркивать.
Уровень С: По ходу чтения текста найдите слова, морфемный состав которых состоит из: 1) главной морфемы слова, в которой заключено его лексическое значение; 2) из морфемы, которая служит для образования новых слов (она есть в слове «снежинка»); 3) из морфемы, которая служит для образования новых форм слова. В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько слов вы нашли в строке - ещё сложнее задание, но к этим ребятам высокий уровень доверия со стороны учителя. Они это ценят и стараются его не потерять, а остальные просто стремятся к этому.
Чтобы увидеть систему работы, понять суть развивающей технологии «Интеллект», необходимо знакомиться не с отдельными заданиями, а со сборниками упражнений, представляющими собою систему заданий, расположенных в строгой последовательности согласно календарно-тематическому планированию.
Так, задания, направленные на развитие мышления, способствуют более глубокому осмыслению материала, учат анализировать и обобщать изучаемый материал, строить логические цепочки, устанавливать взаимосвязи между лингвистическими явлениями, готовят ребят к элементарной исследовательской работе.
Задания, направленные на развитие внимания и памяти, помогают быстро и эффективно сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, совершенствуют практическую грамотность.
Особое значение имеют задания по тезаурусу (толкование всех понятий, сопровождаемое образами и эмоциями): они помогают систематизировать и обобщить изученный по теме материал, формируют способность свободно оперировать терминологией, что является показателем прочных знаний по теории русского языка. А учителю такие упражнения дают возможность проверить глубину и качество усвоения той или иной темы, объективно оценить знания и построить работу так, чтобы в короткий срок пробелы в знаниях учащихся были ликвидированы.
Итак, обобщая информацию, представленную в данной статье, хочется акцентировать внимание на том, что гармоничное сочетание обучения и развития даёт колоссальный результат: развитие интеллектуальных способностей школьников способствует значительному повышению качества знаний по предмету, снижает уровень утомляемости учащихся, даёт возможность не потерять слабо успевающего ученика и вывести на более высокий уровень, за рамки школьной программы, ученика способного, делает школьную жизнь ребёнка насыщенной и интересной.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 107 KB...
13 12 2019 1:38:26
Статья в формате PDF 103 KB...
12 12 2019 20:34:36
Статья в формате PDF 306 KB...
11 12 2019 9:30:33
Статья в формате PDF 244 KB...
10 12 2019 21:11:13
Статья в формате PDF 110 KB...
09 12 2019 11:11:28
Статья в формате PDF 192 KB...
08 12 2019 14:57:24
Статья в формате PDF 125 KB...
07 12 2019 0:38:43
Статья в формате PDF 111 KB...
04 12 2019 4:18:12
Статья в формате PDF 196 KB...
03 12 2019 2:55:14
Статья в формате PDF 120 KB...
02 12 2019 17:58:40
Статья в формате PDF 108 KB...
30 11 2019 15:15:32
Статья в формате PDF 123 KB...
28 11 2019 17:37:27
Статья в формате PDF 128 KB...
27 11 2019 1:20:51
Статья в формате PDF 323 KB...
26 11 2019 17:15:58
Статья в формате PDF 129 KB...
25 11 2019 3:55:55
Статья в формате PDF 252 KB...
24 11 2019 10:34:14
Статья в формате PDF 104 KB...
23 11 2019 22:23:33
Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера- Шубникова. ...
22 11 2019 7:53:53
Статья в формате PDF 120 KB...
21 11 2019 7:25:16
Статья в формате PDF 125 KB...
20 11 2019 4:20:51
Статья в формате PDF 113 KB...
19 11 2019 18:57:35
Статья в формате PDF 807 KB...
18 11 2019 1:19:24
Статья в формате PDF 109 KB...
17 11 2019 4:50:14
Статья в формате PDF 142 KB...
16 11 2019 8:55:14
Статья в формате PDF 94 KB...
14 11 2019 0:43:37
Статья в формате PDF 138 KB...
13 11 2019 3:52:37
Статья в формате PDF 112 KB...
12 11 2019 0:35:51
Статья в формате PDF 99 KB...
10 11 2019 0:11:10
Статья в формате PDF 97 KB...
09 11 2019 16:38:14
Статья в формате PDF 98 KB...
08 11 2019 3:37:50
Статья в формате PDF 254 KB...
06 11 2019 3:10:39
Статья в формате PDF 164 KB...
05 11 2019 18:51:34
Статья в формате PDF 110 KB...
03 11 2019 8:17:20
Статья в формате PDF 117 KB...
01 11 2019 23:32:12
Статья в формате PDF 119 KB...
31 10 2019 4:32:43
Статья в формате PDF 94 KB...
30 10 2019 5:26:16
Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается С О В А-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...
29 10 2019 13:16:55
Статья в формате PDF 258 KB...
28 10 2019 14:51:18
Статья в формате PDF 255 KB...
26 10 2019 12:27:59
Статья в формате PDF 298 KB...
25 10 2019 11:37:57
Статья в формате PDF 99 KB...
23 10 2019 18:23:17
Статья в формате PDF 232 KB...
22 10 2019 16:18:34
Статья в формате PDF 121 KB...
21 10 2019 16:32:37
Статья в формате PDF 105 KB...
20 10 2019 16:40:53
Статья в формате PDF 299 KB...
19 10 2019 8:13:31
Статья в формате PDF 100 KB...
17 10 2019 2:44:21
Статья в формате PDF 119 KB...
16 10 2019 9:56:33
Статья в формате PDF 102 KB...
14 10 2019 16:40:24
Статья в формате PDF 163 KB...
13 10 2019 20:15:45
Статья в формате PDF 256 KB...
12 10 2019 23:10:38
Статья в формате PDF 123 KB...
11 10 2019 20:14:58
Статья в формате PDF 97 KB...
10 10 2019 7:55:41
Статья в формате PDF 245 KB...
08 10 2019 17:26:54
Статья в формате PDF 114 KB...
07 10 2019 6:47:15
Статья в формате PDF 122 KB...
05 10 2019 5:32:15
Статья в формате PDF 146 KB...
04 10 2019 15:54:30
Статья в формате PDF 130 KB...
03 10 2019 4:34:29
Статья в формате PDF 314 KB...
02 10 2019 14:54:16
Статья в формате PDF 109 KB...
01 10 2019 7:32:29
Статья в формате PDF 126 KB...
30 09 2019 16:37:17
Статья в формате PDF 286 KB...
29 09 2019 11:31:35
Статья в формате PDF 269 KB...
27 09 2019 20:18:25
Статья в формате PDF 214 KB...
26 09 2019 22:15:53
Статья в формате PDF 128 KB...
24 09 2019 9:56:36
Статья в формате PDF 114 KB...
23 09 2019 21:48:25
Статья в формате PDF 195 KB...
22 09 2019 5:15:11
Статья в формате PDF 118 KB...
21 09 2019 8:32:30
Статья в формате PDF 196 KB...
20 09 2019 8:38:57
В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на смертность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение смертности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...
19 09 2019 9:26:35
Статья в формате PDF 119 KB...
18 09 2019 15:47:52
Статья в формате PDF 208 KB...
16 09 2019 21:59:57
В костном мозге больных гематологическими заболеваниями выявлено значительное количество эритроклазических кластеров, характеризующихся экзоцитарным лизисом входящих в них эритроцитов кластерообразующими миелокариоцитами разных видов, включая эритрокариоциты. Содержание эритроклазических кластеров с происходящим в них экзоцитарным лизисом эритроцитов варьировало от 21% от всех эритроклазических кластеров в костном мозге больных апластической анемией до 81% в костном мозге больных в активной фазе острого лимфобластного лейкоза, что свидетельствует об интенсивности лизиса в них эритроцитов. С наибольшей интенсивностью лизис эритроцитов происходил в костном мозге больных в активную фазу острого лимфобластного лейкоза и больных хроническим миелолейкозом. При этом в момент исследования подвергались деструкции в эритроклазических кластеров десятки тысяч эритроцитов в мкл костного мозга. Эти данные подтверждают представление о костном мозге как органе гемолиза. ...
15 09 2019 11:22:25
Статья в формате PDF 395 KB...
14 09 2019 10:23:19
Статья в формате PDF 116 KB...
13 09 2019 1:37:50
Статья в формате PDF 107 KB...
12 09 2019 19:18:36
Статья в формате PDF 277 KB...
10 09 2019 11:38:27
Статья в формате PDF 124 KB...
09 09 2019 9:37:51
Статья в формате PDF 283 KB...
07 09 2019 11:12:37
Статья в формате PDF 131 KB...
05 09 2019 13:25:40
Статья в формате PDF 144 KB...
03 09 2019 18:26:17
Статья в формате PDF 246 KB...
02 09 2019 17:22:37
Статья в формате PDF 266 KB...
01 09 2019 8:23:42
Статья в формате PDF 122 KB...
31 08 2019 7:52:55
Статья в формате PDF 107 KB...
30 08 2019 10:47:12
Статья в формате PDF 130 KB...
29 08 2019 20:45:31
Статья в формате PDF 120 KB...
28 08 2019 21:51:50
По мере прогрессирования В И Ч-инфекции наблюдается дисбаланс в выработке цитокинов, характеризующийся переключением Тh-1 ответа на Тh-2. Это, в свою очередь, приводит к прогрессированию иммуносупрессии и развитию оппортунистических инфекций. Определено, что IFN-γ, IL-2, IL-4, IL-10 и TGFβ могут обладать разнонаправленным действием в зависимости от локальных условий. Оценка иммунологических параметров может определять прогноз развития заболевания и коpрегировать интенсивность противовирусной терапии. ...
27 08 2019 9:18:35
В статье освещаются морфофункциональные особенности структуры стенки тонкой кишки в зависимости от характера вскармливания в экспериментальных условиях. Представлены собственные результаты исследования по вопросу о электронно-микроскопическом строении слоев стенки тонкой кишки при смешанном и искусственном вскармливании в эксперименте. ...
25 08 2019 8:46:28
Статья в формате PDF 293 KB...
24 08 2019 21:21:58
Статья в формате PDF 103 KB...
23 08 2019 7:11:20
Статья в формате PDF 173 KB...
22 08 2019 18:11:30
В работе изучен мозговой кровоток и его взаимосвязь с нарушением гемореологии у больных хроническими гнойными заболеваниями придаточных пазух носа в остром периоде черепно-мозговой травмы. ...
21 08 2019 8:35:58
Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...
19 08 2019 20:23:46
Статья в формате PDF 262 KB...
18 08 2019 12:53:18
Статья в формате PDF 244 KB...
17 08 2019 7:20:49
Статья в формате PDF 101 KB...
16 08 2019 22:24:49
Статья в формате PDF 214 KB...
13 08 2019 9:40:22
Статья в формате PDF 130 KB...
12 08 2019 11:52:29
Статья в формате PDF 120 KB...
11 08 2019 20:52:38
Статья в формате PDF 285 KB...
07 08 2019 8:13:20
Статья в формате PDF 141 KB...
06 08 2019 7:35:28
Статья в формате PDF 303 KB...
05 08 2019 2:33:49
Статья в формате PDF 224 KB...
04 08 2019 1:30:14
Статья в формате PDF 250 KB...
03 08 2019 6:58:19
Статья в формате PDF 117 KB...
01 08 2019 21:51:48
Статья в формате PDF 285 KB...
31 07 2019 14:31:42
В статье излагается позиция автора о необходимости максимально ответственно относиться к своему здоровью, исходя из объективных предпосылок нашего времени. ...
30 07 2019 4:32:55
Статья в формате PDF 114 KB...
29 07 2019 13:39:17
Статья в формате PDF 361 KB...
28 07 2019 22:52:27
Статья в формате PDF 162 KB...
27 07 2019 16:30:51
Статья в формате PDF 125 KB...
25 07 2019 15:12:36
Статья в формате PDF 102 KB...
24 07 2019 9:36:21
Статья в формате PDF 269 KB...
23 07 2019 3:15:38
Статья в формате PDF 181 KB...
22 07 2019 15:13:14
Статья в формате PDF 162 KB...
21 07 2019 8:48:24
Статья в формате PDF 349 KB...
20 07 2019 7:57:22
Статья в формате PDF 86 KB...
19 07 2019 17:54:10
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::