IT-Reviews    

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Царева С.Е. Статья в формате PDF 173 KB

Подготовка учителя начальных классов в России, как известно, в целом и, в частности к обучению учащихся математике осуществляется в педагогических колледжах и педагогических вузах по Государственным образовательным стандартам 2005 года для высшего образования и 2002 года для среднего педагогического образования как по программам специалитета, так и по программам бакалавриата. С 2011 года предполагается переход на стандарты третьего поколения - на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Одна из важных и нерешенных проблем подготовки будущего учителя к обучению детей математике - это проблема обеспечения готовности будущего учителя к согласованию математической грамотности такого обучения с возрастными возможностями детей, с их субъектным опытом - опытом дошкольного и внешкольного познания мира. Без такого согласования истинное содержание математического знания, выраженное как в грамотном математическом тексте, так и безграмотном, будет недоступно детям.

В традиции российского педагогического образования осуществлять рассматриваемую подготовку через курса - «Математика» и Методика преподавания математики» (или в педагогическом колледже «Теоретические основы начального курса математики» и «Методика преподавания математики». Названные дисциплины могут быть представлены отдельными курсами, а могут быть интегрированы в один или два курса. Именно объединение названных курсов, интеграция математической и методической подготовки студентов могут служить одним из важнейших средств решения названной выше проблемы.

Курс математики начальной школы является вводным интегрированным курсом, формирующим общие представления учащихся о математике, об особенностях математического знания и математического языка. Его содержание, педагогические, методические позиции учителя определяют в целом отношение учащихся к математике. Одна из основных задач этого курса - обеспечить понимание учащимися математических понятий, действий, правил, символов как способов обозначения, хранения и передачи собственного и чужого опыта и знания, как средств, которые наряду с естественным языком и языками других областей знания делают более эффективным общение и познание мира. Математика должна выступить перед детьми как инструментов познания, дополняющих и расширяющих возможности познания мира, себя в мире.

Для обеспечения соответствующей готовности студентов будущих учителей начальных классов математические знания студента должны быть поняты и освоены с позиций методологических знаний о сущности математики и математических методов и способов познания, под углом зрения психологических особенностей становления и развития у младших школьников математических представлений, математических средств познания мира и математических способов действий, с позиций современных эффективных педагогических парадигм. Выполнение этого требования по отношению к любому, изучаемому студентами математическому вопросу, выводит нас на проблему представления этого вопроса в обучении математике, т.е. на вопросы методики обучения, на проектирование путей реализации целей и задач изучения математики в начальной школе. Поддержку этой позиции мы находим в работах великого математика Анри Пуанкаре (1854-1912). Вот одно из многих таких соображений А. Пуанкаре об обучении математике: «Что разумеют под хорошим определением? Для философа или для ученого это есть определение, которое приложимо ко всем определяемым предметам и только к ним; такое определение удовлетворяет правилам логики. Но при преподавании дело обстоит иначе. Здесь хорошим определением будет то, которое понято учениками. ... определения, наиболее понятные для одних людей, не будут совпадать с определениями, которые подходят для других» [2, С. 455, 457-458]. Изучение вопросов методики обучения математике не будет эффективным, если при этом не обращаться к содержанию изучаемого. Необходимость такого обращения также подчеркивал А. Пуанкаре: «Размышлять о том, каким образом внедрить новые математические понятия в девственный ум ребенка, - значит, в то же время размышлять о том, каким образом эти понятия были приобретены нашими предками; значит, следовательно, размышлять об их истинном происхождении, а это, по существу, значит размышлять об истинной их природе» [2, c. 370.]. Такое размышление осуществимо лишь при возможности обратиться к содержанию понятий, способам выражения в языке, отношениям и способам действий с соответствующими математическими объектами, т. е. при возможности непосредственного обращения к математике, что в интегрированном курсе сделать легче.

В интегрированном курсе методические подходы легко конструируются и обосновываются как с позиций психологии и педагогики, так и с позиций сущности математического знания, логики содержательных связей между математическими понятиями, что особенно важно для учителя начальной школы. В изолированных курсах математики и методики создать условия для этого труднее. Одна из причин этой трудности - временнáя разорванность рассмотрения соответствующих вопросов. Ее нельзя полностью устранить, даже если в учебных планах эти курсы будут идти параллельно и их будет вести один преподаватель.

Изучение математики в интегрированном курсе идет более осмысленно, мотивированно. Любой вопрос математики обязательно проецируется на психологические особенности студентов и учащихся начальной школы, на педагогические, методические проблемы, вопросы и положения, а методический вопрос - на математические. Математика помогает освоению методики, а методика - освоению математики. У преподавателя появляются возможности строить изучение в соответствии с особенностями обучающихся: студентов и учащихся начальной школы.

Это не означает, что интегрированный курс лишен трудностей. Такие трудности есть. Основная из них - необходимость любое математическое понятие и утверждение пропускать через призму причин происхождения, вариантов выражения в языке, через призму детского сознания. Великий математик ХХ века Г. Вейль [1] утверждал, что наибольших успехов в математике можно достичь при условии чередования работы внутри математики и работы «над математикой», в сфере философского осмысления природы математического знания. Он считал, что работая только внутри, мы неизбежно потеряем ориентиры направления движения и уже не будем знать, зачем и куда мы движемся в математических действиях, понятиях, утверждениях. Если же мы будем находиться только в слое «над математикой», то в конце концов потеряем предмет разговора и наши суждения будут суждениями ни о чем. Эти трудности могут быть у преподавателей, которые имеют большой «стаж» изолированного ведения объединенных нами учебных дисциплин. Первое время трудности есть у части студентов, школьный опыт которых сформировал у них взгляд на математику как на некоторый свод формальных однозначных правил и утверждений, выработал репродуктивный тип учебной деятельности, тогда как при изучении интегрированного курса в большей мере, чем при изучении раздельном, требуется деятельность продуктивная.

Список литературы

  1. Вейль Г. Математическое мышление. М., 1989.
  2. Пуанкаре А. О науке. Пер. с фр. /Под ред. Л.С. Понтрягина. М., 1990.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Кристаллографические методы исследования сперматозоидов крыс при воздействии несимметричного диметилгидразина (НДМГ)

Для определения возможности использования кристаллографического метода в оценке нарушений сперматогенеза при действии химических факторов были изучены кристаллограммы лизата сперматозоидов крыс после введения Н Д М Г в дозах 5, 25, 40 и 70 мг/кг. Экспериментальные исследования проводились на белых крысах-самцах. Анализ тезиограмм показал превалирование нарушений с увеличением введенной дозы Н Д М Г, начальные нарушения выявляются на ранних сроках, во всех диапазонах доз Н Д М Г. Максимальные нарушения прослеживаются при острой интоксикации в дозе 70 мг/кг и сроке 24 часа, о чем свидетельствует увеличение центров кристаллизации, формированием грубых монокристаллов и поликристаллов. Изменения кристаллоографической картины в тезиограммах лизата спермы крыс свидетельствуют о метаболических изменениях в сперматозоидах, развивающихся в ответ на действие Н Д М Г, что позволяет рекомендовать кристаллографические методы для оценки действия репродуктивных токсикантов и они могут служить индикаторами функционального состояния организма. ...

16 10 2019 0:46:30

Заживление суставного хряща при имплантации минерального компонента костного матрикса

В эксперименте на половозрелых крысах Wistar исследованы особенности регенерации суставного хряща коленного сустава после имплантации в зону повреждения гранулированного минерального компонента костного матрикса ( М К К М), полученного по оригинальной технологии. Установлено, что М К К М имеет упорядоченную высокопористую структуру, близкую к естественной архитектонике костного матрикса и химический состав, соответствующий минеральному составу кости. М К К М обладает выраженными хондро- и остеиндуктивными свойствами, обеспечивает пролонгированную активизацию репаративного процесса, ускоренное органотипическое ремоделирование и восстановление поврежденного суставного хряща. ...

12 10 2019 6:15:47

ЗАКОН ВЕКОВОГО СМЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТ

Статья в формате PDF 127 KB...

09 10 2019 22:14:36

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Статья в формате PDF 119 KB...

06 10 2019 12:26:51

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Статья в формате PDF 343 KB...

05 10 2019 14:21:13

ИНТЕГРАЦИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗОНИАЗИДА В ХИМИОТЕРАПИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ

Предложен метод межреберного внутримышечного введения препаратов с непосредственным ультразвуковым «метод глубокого фонофореза», или лазерным воздействием «метод глубокого фотофореза» на место инъекции по рентгенологической проекции воспалительной зоны, и изучены механизмы их лечебного действия у больных деструктивным туберкулезом легких с выраженным пневмофиброзом и патологией органов пищеварения. Создание в очаге туберкулезного поражения повышенной концентрации изониазида повышает эффективность химиотерапии туберкулеза легких в условиях выраженного пневмофиброза изученными методами на 18%. ...

03 10 2019 9:25:51

ПРОГНОЗ ВВП РОССИИ ЗА 2007 ГОД С УЧЕТОМ ДАННЫХ LENTA.RU

Статья в формате PDF 91 KB...

02 10 2019 18:18:43

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. КУРС ЛЕКЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 117 KB...

27 09 2019 19:27:58

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Статья в формате PDF 104 KB...

24 09 2019 20:27:18

ВИДЫ ПАРАДЕЙСТВИЙ В ЯЗЫКЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

В статье говорится о видах парадействий в языке и исследованиях невербальных элементов в языкознании. ...

19 09 2019 0:29:22

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам. ...

17 09 2019 2:14:28

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ

Статья в формате PDF 83 KB...

09 09 2019 23:40:20

СПОСОБ ПЛАЗМЕННОЙ СВАРКИ НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ

Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...

06 09 2019 8:58:17

СУБТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ КАВКАЗА

Статья в формате PDF 121 KB...

03 09 2019 6:38:32

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСТИННЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Статья в формате PDF 104 KB...

02 09 2019 10:20:29

СТУПЕНЧАТЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГРАФАХ

Статья в формате PDF 127 KB...

01 09 2019 3:25:13

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 224 KB...

30 08 2019 5:23:24

Правовые аспекты эвтаназии

Статья в формате PDF 102 KB...

24 08 2019 9:16:44

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИМОРФИЗМА ИНТЕРЛЕЙКИНА – 8 – 251 ТА СРЕДИ ЖЕНЩИН АЗЕРБАЙДЖАНА БОЛЬНЫМИ ЭНДОМЕТРИОЗОМ

Впервые было изучено интерлейкина – 8 – 251 Т А среди женщин Азербайджана больными эндометриозом. 50 практически здоровых и 70 женщин больных эндомертиозом находились под нашем наблюдением. Исследование показали что, генетический полиморизм интерлейкина – 8 А/ Т 251 играет роль в потогенезе эндометриоза. ...

20 08 2019 11:56:58

ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Статья в формате PDF 312 KB...

19 08 2019 16:10:16

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ

Статья в формате PDF 111 KB...

15 08 2019 1:53:13

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ

В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. ...

14 08 2019 10:59:18

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГЕЛЕНДЖИКСКОЙ БУХТЫ

Статья в формате PDF 103 KB...

04 08 2019 11:45:37

РОЛЬ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ПАТОГЕНЕЗЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

В результате проведенного исследования установлено, что одними из ведущих патогенетических факторов течения половых инфекций являются нарушения в деятельности иммунной системы. В процессе исследования выявлены изменения в клеточном иммунитете, свидетельствующие о наличии супрессии Т - клеточного звена и наличии диссиммуноглобулинемии. Выявлено, что наиболее выраженные изменения в системе клеточного и гуморального иммунитета обнаружены у больных с хроническим течением инфекционного процесса. ...

29 07 2019 7:34:12

Клонирование М-сегмента вируса ГЛПС в вектор рGEM-T EASY

Статья в формате PDF 105 KB...

26 07 2019 12:10:16

СУЩНОСТЬ КРИЗИСНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

Статья в формате PDF 295 KB...

25 07 2019 20:15:37

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ

Статья в формате PDF 130 KB...

24 07 2019 0:29:40

СОРТИМЕНТНО-СТОИМОСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА

Способ глазомерного учета выхода сортиментов из деревьев лесного древостоя широко применялся в дореволюционное время под названием коммерческая таксация. Исходя из биотехнического принципа в лесной экономике показана возможность выполнения коммерческой таксации древостоя моделированием стоимостных и возрастных распределений лесных деревьев по текущим рыночным ценам на круглые лесоматериалы. ...

20 07 2019 13:56:57

ЗНАЧЕНИЕ СЪЕЗДОВ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ КРАЯ

В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...

19 07 2019 23:47:15

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

Статья в формате PDF 151 KB...

15 07 2019 1:54:14

ДИАЛЕКТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПЕРСОНАЛА БАНКА

Статья в формате PDF 117 KB...

12 07 2019 20:10:59

РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ – ПУТЬ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Статья в формате PDF 213 KB...

09 07 2019 6:26:10

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

Статья в формате PDF 152 KB...

07 07 2019 12:53:40

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 225 KB...

04 07 2019 6:32:22

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 85 KB...

01 07 2019 18:44:16

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА

Статья в формате PDF 763 KB...

28 06 2019 12:34:11

ГИС ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА В СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья в формате PDF 99 KB...

26 05 2019 0:58:17

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!