Особенности реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП) > Научные обзоры
IT-Reviews    

Особенности реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП)

Источник:
Блюм Е.Э. Блюм Н.Э. Антонов А.Р. Ефремов А.В. Статья в формате PDF 119 KB

Проблема реабилитации больных с ДЦП остается актуальной и в XXI веке, несмотря на многочисленные клинические и фундаментальные разработки в этой сфере. Построение нормальной программы реабилитации дефектов моторного развития у детей, страдающих ДЦП, при условии сохранной психики и отсутствии прямых противопоказаний к физическим нагрузкам со стороны систем жизнеобеспечения, начинается с оценки величины общего дефицита локомоторного развития (ОДЛР). Термин «сохранная психика» в данном случае означает способность ребенка адекватно реагировать на терапевтические воздействия в процессе реабилитации, так как говорить о полноценности психическом развитии в условиях общей задержки онтогенетического развития, на наш взгляд, некорректно.

Настоящая работа посвящена методологии расчета величины ОДЛР. Данный показатель является интегральным и вычисляется для каждого конкретного клинического случая.

Анализ величины дефицита локомоторного развития имеет принципиальное значение как на этапе реабилитационной сортировки, так и на этапе практической реализации этой программы.

Определение величины общего дефицита локомоторного развития (ОДЛР) требует понимания ряда принципиальных моментов:

  • в течение календарного дня минимальное время, используемое ребенком собственно на локомоторное развитие (МВ), составляет 10 часов из 24-х. Оставшиеся 14 часов это сон, отправление естественных потребностей, уход за ребенком и т.д.

Эти 10 часов составляют часть периода бодрствования и, в свою очередь, делятся на чистое время локомоторной активности и время отдыха. При этом степень локомоторной активности ребенка регулируется и определяется его собственными мотивациями. Процесс реабилитации возможен только при наличии в арсенале врача методов императивной акселерации локомоторной активности ребенка, а не использование его собственных мотиваций к проявлению данной активности [6,7,8,9].

  • Умножив число прожитых ребенком календарных дней на минимальное время (МВ), необходимое ребенку ежедневно для обеспечения стабильности процесса нормального онтогенетического развития - 10 часов, мы получим расчетную величину «Х» - минимальный объем локомоторной нагрузки для полноценного развития ребенка на момент проведения анализа. Величина «Х» используется при расчете величины общего дефицита локомоторного развития (ОДЛР).
  • Для проведения последующего анализа длительность прохождения (ДФ) той или иной фазы онтогенеза необходимо выразить в локомоторных часах, для этого длительность фазы в днях умножается на величину МВ. Величина ДФ будет использоваться при исчислении общего дефицита локомоторного развития (ОДЛР).
  • Для осуществления расчетов нами принято, что в течение одного календарного дня жизни ребенок набирает по минимуму 10 часов локомоторного развития. Таким образом, в первый год жизни, последовательно пройдя все фазы онтогенеза, соответствующих данному периоду жизни, он нарабатывает 3650 локомоторных часов.
  • Прохождение и качественное завершение каждой фазы онтогенетического развития требует наработки соответствующего количества локомоторных часов.

К примеру, фаза удержания головы начинается от момента рождения и заканчивается в три месяца. Это означает, что ребенок будет способен уверенно удерживать голову при наработке 900 локомоторных часов (900 = 30 дней х 3 месяца х 10 часов локомоторной активности).

Завершение данной фазы является началом следующей, во время которой ребенок, опираясь на прямые вытянутые руки, отрывает от поверхности голову и грудь и, в конечном итоге, вырабатывает способность длительно удерживаться в данном положении. По продолжительности эта фаза занимает 1,5 месяца, и на ее завершение требуется наработка 450-ти локомоторных часов (450 = 45 * 10).

Следующая фаза включает переворот на спину, подтягивание ног поочередно через стороны к животу, а также захлестывание голени на бедро в положении «лежа на животе». По продолжительности фаза занимает один месяц, то есть требует наработки 300 часов.

Далее, ребенок осваивает перевороты в обе стороны - с живота на спину и со спины на живот, а также, упираясь прямыми руками в пол, отрывает туловище и встает на четвереньки, раскачивается, перенося вес с рук на ноги, из этого положения садиться на ягодицы и пытается ползти.

К концу данной фазы ребенок может самостоятельно сидеть на горизонтальной поверхности, вытянув прямые ноги без упора под спину и посторонней поддержки. Это становится возможным при условии наработки 900 локомоторных часов (900 = 3 х 30 х 10). Следовательно, в возрасте 6-и месяцев ребенок будет способен самостоятельно сидеть, если его суммарная локомоторная активность на этот момент составит 1800 локомоторных часов (1800 = 6 х 30 х 10).

Эта цифра может быть меньше на 10 -30 %, в таком случае ребенок будет сидеть не столь уверенно, а отставание в развитии будет заметно только для квалифицированного специалиста.

Если же суммарный дефицит локомоторного развития имеется в каждой из предшествующих фаз и превышает 30%, о правильном сидении не может быть и речи. Более того, должен быть наложен строжайший запрет на принудительную вертикализацию - ребенок к этому просто не готов, структуры опорнодвигательного аппарата не сформированы и не адаптированы к гравитационной нагрузке в положении «сидя». Именно поэтому в подобной ситуации родителям или персоналу строжайше запрещается усаживать «не сидячего» ребенка на руки, в подушки и тем более пытаться его поставить.

Таким образом, расчет величины общего дефицита локомоторного развития (ОДЛР) начинается с анализа качества и степени завершенности прохождения фаз онтогенетического развития данным ребенком. Выясняется, до какого момента ребенок развивался нормально и правильно, насколько завершена последняя нормально пройденная онтогенетическая фаза и рассчитывается суммарное количество локомоторных часов наработанных ребенком в процессе прохождения этих фаз.

Мы называем этот показатель время нормального развития (ВНР).

Величина общего дефицита локомоторного развития (ОДЛР) определяется путем вычитания из общего календарного возраста ребенка (КВ), выраженного в локомоторных часах , времени нормального развития (ВНР).

ОДЛР = КВ ВНР

Пример: ребенку 1 год, его календарный возраст составляет соответственно 3650 часов. Однако ребенок не опирается правильно на вытянутые руки и не отрывает грудь от пола.

Даже если ребенок обладает помимо этого еще и другими двигательными навыками, рассматривать эти навыки как полноценные нельзя. Это приобретенные в процессе извращенного онтогенетического развития патологические стереотипы и паттерны, которые в процессе реабилитации предстоит сначала депривировать, а затем стереть. Это необходимое условие, так как сформировать нормальный двигательный стереотип на имеющемся извращенном, патологическом или напрямую трансформировать его в нормальный невозможно! В этом и состоит главная ошибка многих научных и практических школ, специализирующихся на лечении ДЦП.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

23 07 2021 15:11:19

ДАШКЕВИЧ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 64 KB...

22 07 2021 22:31:58

ГУСЕВА ЛЮБОВЬ АКИМОВНА

Статья в формате PDF 66 KB...

20 07 2021 6:11:49

ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНАЯ РЕФЛЮКСНАЯ БОЛЕЗНЬ И ПИЩЕВОД БАРРЕТТА: КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Цель исследования - изучение особенностей клеточного звена иммунитета и содержания цитокинов в сыворотке крови у пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью и пищеводом Барретта. Обследованы 70 пациентов с эрозивной формой гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и 42 пациента с пищеводом Барретта. Применены клинические, эндоскопические, морфологические, иммунологические методы исследования. Выявлены различия в показателях клеточного звена иммунитета и содержания в сыворотке крови интерлейкина-4, интерлейкина-8, интерлейкина-10, фактора некроза опухолей-, интерферона- у больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью в динамике лечения и у пациентов с пищеводом Барретта. ...

18 07 2021 15:26:14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...

16 07 2021 9:39:37

«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Статья в формате PDF 344 KB...

15 07 2021 13:13:26

Организация системы адаптации человека в онтогенезе

Статья в формате PDF 104 KB...

12 07 2021 12:28:43

РОЛЬ ВОДЫ В ОСНОВНЫХ СТРУКТУРАХ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

Статья в формате PDF 950 KB...

05 07 2021 18:16:13

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 129 KB...

04 07 2021 6:49:51

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Статья в формате PDF 241 KB...

28 06 2021 14:25:27

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

Статья в формате PDF 124 KB...

26 06 2021 11:36:29

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА

Статья в формате PDF 257 KB...

21 06 2021 8:18:27

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Статья в формате PDF 124 KB...

18 06 2021 1:38:28

ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Статья в формате PDF 118 KB...

16 06 2021 14:56:17

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

14 06 2021 22:55:49

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Статья в формате PDF 279 KB...

09 06 2021 12:44:44

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!