IT-Reviews    

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИИ ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Вараксин В.Н. Статья в формате PDF 188 KB

Надо признать то, что XXI век принёс в Россию условия, о которых она забыла. Вся педагогика и теория воспитания, начиная с революции 1917 года, была направлена на борьбу с классовостью общества, на утверждение и установление всеобщего равенства и братства. Перемены, пришедшие в Россию в 90-е годы XX столетия, существенно затронули воспитательный процесс. Появились элитные учебные заведения для богатых, христианские, исламские и другие конфессиональные школы. Образовательный процесс, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, в таких школах ещё придерживается общих учебных планов, однако наряду с этими рекомендациями в них активно внедряются альтернативные учебные планы. Воспитательная среда в таких школах становится неподконтрольной рекомендациям, поскольку у государства нет чётко сформулированного социального заказа на подготовку выпускника общеобразовательного среднего учебного заведения, который смог бы прийти на смену старшему поколению и свободно адаптироваться в новой социальной среде. Современный выпускник также не готов к адаптации в любой социальной среде.

Актуальность проблемы воспитания в условии посткоммунистического развития российского общества на сегодняшний день, наверное, ни у кого не вызывает сомнения.

Например, современная система российского образования не способна «конкурировать» с электронными средствами массовой информации. Они стали мощным двигателем индустрии развлечений, дающих легкие знания, которые готовыми штампами внедряются в ещё неокрепшее сознание.

Одно радует, что у средств массовой информации, как у современного института воспитания, есть существенный недостаток. Они не обладают обратной связью, поэтому ребенок не всегда может правильно понять и оценить происходящее во внешней среде с тем, чтобы выбрать наиболее позитивные приёмы и применить их для индивидуального развития. Отрывочные информационные данные не имеют логики и последовательности, а у детей логическое мышление находится в стадии развития, поэтому отрывочные сведения развивают у него, так называемое «клиповое мышление», то есть не даёт основных навыков и умений, с которыми молодой человек мог бы достойно начать самостоятельную жизнь. Современный выпускник, надо это признать, не готов к самостоятельной жизни.

Бессистемное внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий привело к тому, что старшеклассники не готовы анализировать учебный материал. Они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно и поэтому не могут осилить произведения классической литературы, так как они её просто не читают, а просмотренная с помощью компьютера она остаётся в памяти в виде отрывочных картинок. Принцип природосообразности, которым должны руководствуются воспитатели, предусматривает, прежде всего, привлечение факторов естественного, природного развития ребёнка. Поэтому использование компьютеров в младших классах должно носить чисто прагматический характер - это инструмент, который впоследствии станет помощником во всех делах, но не игрушка на все случаи жизни.

Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (А.П. Венгер, Г.Л. Билич, Л.В. Назарова, И.А. Ермилова, С.В. Попов и др.), дают возможность предположения о вредном влиянии компьютерных игр на здоровье детей и подростков. Под воздействием разрозненной информации и использования различных компьютерных игр у школьников формируется особый тип мышления.

Один из современных педагогов-новаторов, Е.А. Ямбург, рассматривая ценностный взгляд на качество образования, затрагивает ценностные основания его, поскольку в таком проявлении общество неизбежно вступает на поле культурно-исторической педагогики, которая в таком случае должна нести всю полноту ответственности за целостность и ценностность образования, выполняя синтезирующую и смыслообразующую функции [4].

Мы хотим, чтобы нам на смену пришла думающая, творчески активная смена и страдаем от того, что её нет. Сейчас нужно консолидировать усилия не только учёных, но и практиков, планировать работу образования необходимо с учётом изменений социальных условий. Не надо лукавить, что ничего не изменилось. Общество разделилось на богатых и бедных, не надо говорить, что наше общество бесклассовое это не так. Лучшим действием в такой ситуации нужно определиться, что мы строим и что хотим получить. Да это трудно, а кто может возразить, что перемены могут идти только в положительном направлении?

К. Маркс писал в конце XIX - «Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [1].

Предыдущий двадцатый век дал человечеству не только компьютер и мобильный телефон, ИНТЕРНЕТ и полёты в космос, человечество своей деятельностью ещё раз подтвердило насколько оно зависимо от природы. По последним данным учёных-экологов человечество на 30 % потребляет природных веществ больше, чем природа может их восстановить и это ещё раз говорит о том, что мы все потребители, а не производители. Развитие и воспитание человека в современных условиях должно выходить за пределы его ближайшего окружения, с целью осознания глобальных проблем человечества, нужно так выстроить воспитательный процесс, чтобы человек мог ощущать чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Наши дети ничего не знают о том, как в степной части России появились лесополосы, почему они разбивают степь на квадраты, почему в этих лесополосах растут плодовые деревья и кустарники? А ведь в сороковые и пятидесятые годы двадцатого столетия это было государственной программой, тысячи молодых людей занимались преобразованием природы, т.е. восполняли то, что было погублено в период второй мировой войны. За это время было высажено около 2 млн. гектаров лесозащитных полос, общая протяженность которых превышала 5000 км. Воспитательный процесс тогда был направлен на формирование своей сопричастности природе и ответственности за её развитие.

Основоположники марксизма в воспитании видели три вещи. Во-первых - умственное воспитание. Во-вторых - физическое воспитание, такое, какое даётся в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих - техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно даёт ребёнку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств» [2].

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную - у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно - потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе.

Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения - верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит [3].

Воспитание в условии посткоммунистического развития российского общества, сопровождается следующими составляющими: не только не исчезли, но и широко распространились авторитарные и диктаторские режимы на постсоветском пространстве; войны и гражданские волнения стали обычным явлением; возникли новые формы религиозного фундаментализма, национализма, сепаратизма.

Состояние, дезинтеграции приводит к потере ориентиров у людей, их мировоззрение - система взглядов на мир, жизненные позиции, идеалы, убеждения - перестают быть целостными, едиными [5].

Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей, подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Мы уже говорили о потребительском отношении, которое на наш взгляд переросло в проблему разрыва поколений. Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество безнормно, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной [5].

Сейчас Россия обладает минимумом рабочих, рабочим быть не модно, заводы в большей степени стоят, нет крестьян - появились фермеры, и то непонятно, на кого они работают. В основном вся страна продаёт, посредничает, ворует, стоит у церквей и просит милостыню, можно ещё привести ряд «новых» так называемых профессий. У нас сейчас все если не юристы, то экономисты, если не банкиры, то страховые агенты, а остальные в промежутках между теми и теми. Мы перестали замечать, что потребительское отношение к окружающему миру и друг к другу искажает у нас чувство времени. Всё это приводит к разрушению межличностных связей у людей разных поколений, а самое страшное, что такие разрушительные процессы происходят в молодёжной среде. Такое разрушение молодёжной среды грозит разрушению всего общества. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип - не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем.

Список литературы

  1. Маркс К. Капитал. Т.1. Интернет ресурсы: http://www.genstab.ru
  2. Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. // О коммунистической общественной формации. Кн. 1, Т. 2. С.171. М.: 1988. - 558 с.
  3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432с
  4. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2004.
  5. Калинина О.В., Бекарев А.М. Проблема аномии современного российского общества. - Йошкар-Ола, 2004.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ

Статья в формате PDF 139 KB...

17 02 2020 1:45:45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Статья в формате PDF 269 KB...

16 02 2020 21:45:51

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Статья в формате PDF 252 KB...

15 02 2020 2:28:33

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГРОХОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИНАМИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

В статье даны практические рекомендации для проектирования вибратора грохота, который по технологическим соображениям был переведён в режим работы с повышенной частотой вращения и уменьшенной амплитудой. Разработана динамическая схема грохота и предложен алгоритм решения дифференциального уравнения. Короб грохота рассматривался как одномассная система с элементами переменной жесткости опор короба, что позволило определить требуемую возмущающую силу вибратора и величину статического момента массы дебалансов при заданных кинематических параметрах. На основе полученных результатов разработана рациональная конструкция дебалансов. ...

03 02 2020 3:54:23

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Статья в формате PDF 169 KB...

31 01 2020 22:45:10

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА

Статья в формате PDF 175 KB...

29 01 2020 12:19:42

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ГНОЙНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ

Статья в формате PDF 115 KB...

20 01 2020 18:30:17

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. КУРС ЛЕКЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 117 KB...

19 01 2020 3:52:56

СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОКИСЛИТЕЛЬНОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У БОЛЬНЫХ ОСТРЫМ ХОЛЕЦИСТИТОМ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Под наблюдением автора было 262 больных острым холециститом. Обсуждаются вопросы адаптации больных к условиям операционного и послеоперационного периодов, которая зависит от окислительно-восстановительных процессов, обусловленных функционированием ферментативных систем, гипоксии тканей, снижения приспособительных реакций, особенно выраженных у лиц старше 50 лет. В контрольной группе (178) больных уже при поступлении в клинику намечалась тенденция к снижению Р О2 в подкожно-жировой основе, а в момент операции оно было выраженным и устойчивым, которое держалось в течение 6 дней. Так же на всем протяжении послеоперационного периода у больных наблюдалось уменьшение кислородной емкости крови, концентрации SH-групп в плазме крови, только к моменту выписки эти показатели приближались к норме. Концентрация молочной и пировиноградной кислот крови тоже было повышенным. В исследуемой группе (84) больных, которые получали в комплексном лечении во время операции и послеоперационном периоде ганглиоблокаторы и гепарин, напряжение кислорода во время операции повышалось на 68%, повышение сохранялось 2-3 дня, а к концу 5 дня р О2 было в пределах нормы. Намечалась тенденция увеличения кислородной емкости крови и SH-групп в плазме. Не смотря на то, что при поступлении лактат и пируват были выше контроля, уже в первый день после операции эти показатели были ниже контрольных. Автор делает вывод о том, что применение в комплексном лечении ганглиоблокаторов и гепарина, позволяло улучшать кислородный баланс крови и ткани и, улучшать окислительновосстановительные процессы, адаптацию организма больного к стрессовым условиям, что способствовало снижению процента послеоперационных осложнений и летальности. ...

07 01 2020 0:44:26

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 226 KB...

04 01 2020 9:58:34

ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА MATHСAD ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИКЕ

Статья в формате PDF 120 KB...

28 12 2019 22:32:17

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ. КВАЗИРЕЧЕВОЙ ДИАЛОГ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание. ...

27 12 2019 3:33:55

ОСОБЕННОСТИ МИКРОФИЛЬМИРОВАНИЯ УГАСАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ

В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...

24 12 2019 0:16:21

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ

В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смазочно-охлаждающей жидкости ( С О Ж) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ ( П А В) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...

17 12 2019 12:50:13

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

11 12 2019 21:51:40

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ СОСТАВ ВОДЫ

Статья в формате PDF 343 KB...

09 12 2019 14:23:54

ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ В Г. РЯЗАНИ

Статья в формате PDF 269 KB...

07 12 2019 11:15:28

АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ВРАЧА

Статья в формате PDF 94 KB...

06 12 2019 6:44:40

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 116 KB...

24 11 2019 19:33:59

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КОРОВ И ТЕЛОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРИОТЕРАПИИ И ОЗОНОИРОВАННЫМИ ГОМЕОПАТИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ

Бесплодие является одним из главным заболеванием коров. По причине непригодности к воспроизводству из стад выбывает более половины животных. По этой причине сельскохозяйственные предприятия терпят существенные убытки. В настоящее время в производстве требуются современные методы лечения, которые отличались бы высокой эффективностью, широким спектром действия, низкозатратностью. Авторы считают, что такой инновационной технологией является лечение нарушения воспроизводительной системы коров и телок с использованием метода криотерапии и озонированными гомеопатическими препаратами. ...

22 11 2019 23:41:36

БОЛЕЗНИ ПЕРВИЧНОГО ИММУНОДЕФИЦИТА У ВЗРОСЛЫХ

Статья в формате PDF 98 KB...

18 11 2019 19:46:38

Туманова Анна Леоновна

Статья в формате PDF 78 KB...

14 11 2019 23:10:19

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

Статья в формате PDF 302 KB...

01 11 2019 6:12:43

О ПРИНЦИПЕ РАБОТЫ ЛЮСТРЫ ЧИЖЕВСКОГО

Статья в формате PDF 141 KB...

25 10 2019 12:49:18

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 112 KB...

20 10 2019 3:14:45

ХАШАЕВ ЗАУР ХАДЖИ-МУРАДОВИЧ

Статья в формате PDF 113 KB...

14 10 2019 22:30:46

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У МОРСКОЙ СВИНКИ

Двенадцатиперстная кишка у морской свинки имеет полукольцевидную форму и четыре части (луковица, краниальная, нисходящая и каудальная), в отличие от человека и белой крысы, очень сильно вытянута и согнута с образованием двух V-образных петель. ...

09 10 2019 5:33:35

ОПТИМИЗАЦИЯ UTRA АЛГОРИТМА МЯГКОГО ХЭНДОВЕРА СЕТИ WCDMA

Статья в формате PDF 221 KB...

01 10 2019 16:51:52

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

30 09 2019 11:55:40

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья в формате PDF 310 KB...

23 09 2019 18:53:53

СЕЗОННЫЕ ФАКТОРЫ В РОЖДЕНИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Обсуждается сезонность рождения больных шизофренией. Исследовав 2017 случаев заболевания, авторы отмечают сезонность и гендерные различия в рождении больных шизофренией. Высказывается предположение, что одной из причин сезонных колебаний рождаемости больных, у мужчин, может быть патогенное действие вирусной инфекции на головной мозг плода во втором триместре беременности. ...

22 09 2019 18:45:49

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!