IT-Reviews    

СОТРУДНИЧЕСТВО ОАО «ГНЦ НИИАР» С УНИВЕРСИТЕТАМИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНА «СРЕДНЯЯ ВОЛГА» В ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ

Бычков А.В. Святкин М.Н. Богатова Т.В. Рисованый В.Д. Клочков Е.П. Статья в формате PDF 498 KB

Проблема подготовки научно-педагогических кадров и специалистов в свете корпоративного инновационного развития атомной отрасли и подготовка резерва ключевая задача ГК «Росатом». В последние годы этой проблеме были посвящены совместная конференция ГК «Росатом» и Ядерного Общества России (сентябрь 2008 г., г. Москва, МИФИ) и Международная конференция специалистов атомщиков (г. Обнинск-2009, ЦИПК). Соответственно в НИИАР решению этой проблеме уделяется все возрастающее внимание.

В первые годы своего существования научные и производственные подразделения НИИАР формировались путем направления на работу молодых выпускников ВУЗов страны и путем перевода специалистов из родственных предприятий Минсредмаша, расположенных в Средней Азии, на Урале и в Сибири. В частности, в НИИАР работало и работает более 500 выпускников МИФИ, более 200 выпускников МЭИ и т.д. После образования Ульяновского Государственного университета и Димитровградского института технологии управления и дизайна (филиал УлГТУ) основное пополнение научных и производственных подразделений НИИАР молодыми специалистами выпало на долю этих учебных заведений, поскольку выпускники ведущих ВУЗов (МИФИ, МЭИ, УПИ и др.) предпочитали другие места для работы.

В данном сообщении обобщается опыт взаимодействия одного из ведущих институтов атомной отрасли с университетами Ульяновского региона и региона «Средняя Волга».

Анализ обеспеченности НИИАР кадрами высшей квалификации

На начало 2010 года кадровый состав специалистов высшей квалификации НИИАР состоял из 23 докторов наук и 111 кандидатов наук. Средний возраст докторов наук - 65 лет, кандидатов наук - 60 года.

На рис. 1, 2 представлено ожидаемое изменение количества докторов и кандидатов наук.

Ключевое кадровое звено, обеспечивающее необходимый научный уровень НИОКР позволяет поддерживать на требуемом уровне технологическую базу института и вести научные исследования. Как показывают наши оценки, требуется увеличить подготовку кандидатов наук ежегодно в два раза по сравнению со средним числом подготовленных специалистов высшей квалификации за период 1995-2009 гг.

 

Рис. 1. Ожидаемая динамика численности докторов наук

 

Рис. 2. Ожидаемая динамика численности кандидатов наук

Учитывая, что масштаб исследований и разработок в рамках новых ФЦП будет возрастать, минимально необходимая численность кадров высшей квалификации для поддержания существующей и создаваемой новой научно-технической базы института, должна быть не менее 140 150 человек. Для поддержания этого количества НИИАР потребуется до 2012 года дополнительно не менее 20-25 специалистов высшей квалификации, а до 2020 года суммарно, не менее 35 50. Ранее подготовка специалистов высшей квалификации по профильным направлениям деятельности института обеспечивалась силами заочной аспирантуры института и соискательства. В институте через заочную аспирантуру и соискательство защитили кандидатские диссертации 243 сотрудника, 39 сотрудников защитили докторские диссертации. Отметим также, что руководящий состав института и его подразделений прошел подготовку и переподготовку на отраслевых курсах или в профильных ЦИПК.

Было заключено соглашение с Ульяновским Госуниверситетом о направлении в его аспирантуру перспективных молодых специалистов НИИАР. Учитывая важность проблемы обеспечения НИИАР кадрами высшей квалификации как для области, так и для региона в целом, УлГУ выделил в своей аспирантуре целевые места для сотрудников НИИАР. На данный момент в аспирантуре УлГУ обучается 10 сотрудников НИИАР. На рис. 3 приведен график, показывающих количество предполагаемых защит по годам.

 

Рис. 3. Планируемое количество защит кандидатских диссертаций
сотрудниками ОАО «ГНЦ НИИАР», обучающихся в аспирантуре УлГУ

Сотрудничество с УлГУ (а затем и с УлГТУ) в области подготовки кадров высшей квалификации позволит решить проблему кадров высшей квалификации.

Потребности НИИАР в работниках с профессиональным образованием

Институту необходим приток молодых специалистов по профильным специальностям не менее 350 человек. На рис. 4 приведен график, отражающий прием и увольнение молодых работников с высшим профессиональным образованием.

В Димитровградском филиале Ульяновского государственного университета для НИИАР открыты следующие специальности: «Физика» (1999 г.); «Физика металлов» (2002 г.); «Радиационная безопасность человека и окружающей среды» (2003 г.); «Прикладная математика и информатика» (2006 г.).

 

Рис. 4. Количество принятых и уволенных молодых специалистов с высшим образованием

Было проведено 6 выпусков по специальности «Физика» и 3 выпуска по специальности «Физика металлов». Большинство выпускников данных специальностей трудоустроено в НИИАР.

29.06.2010 г. с участием Губернатора Ульяновской обл. подписано соглашение по вопросу кадрового обеспечения ядерно-инновационного кластера, в т.ч. путем создания обособленного подразделения НИЯУ МИФИ в Ульяновской области. В перспективе рассматривается создание образовательной системы, которая должна объединить три ступени образования: школу - техникум - вуз. Функционирование ядерно-инновационного кластера невозможно без подготовки профильных специалистов для НИИАР и других предприятий отрасли.

В Димитровградском филиале УлГУ была создана в 1997 г. кафедра «Физика», а в ДИТУД в 2001 г. - кафедра «Ядерные реакторы». В 2009 г. в НИИАР созданы базовые кафедры «Радиационные технологии» (совместно с УлГУ), «Ядерные энерготехнологии нового поколения» (совместно с УлГТУ).

В 2001-2009 гг. прошли первые выпуски специалистов, которые вошли в кадровый состав НИИАР, а некоторые устроились на работу на различные АЭС и предприятия отрасли.

Институт атомных реакторов предоставляет свою материально-техническую базу для прохождения студентами практик необходимого уровня. Более 40 ведущих специалистов и сотрудников НИИАР преподают в ДФ УлГУ и ДИТУД УлГТУ.

Студенты-отличники, занимающиеся по вышеназванным специальностям, получают от НИИАР именные стипендии.

Создание Научно-образовательных центров (НОЦ)

Отлаженный механизм взаимодействия Ульяновских университетов и их филиалов с НИИАР показывает, что создание НОЦ эффективный путь решения поставленных задач кадровой политики ведущих НИИ отрасли. При этом привлечение докторов и кандидатов наук из НИИАР к чтению лекций, проведению практических занятий, руководству дипломными работами показывает студентам и аспирантам перспективу своей карьеры после окончания учебного заведения, в том числе в дальнейшей их работе в НИИАР. Были созданы научно-образовательные центры с Ульяновским Государственным университетом (УлГУ), с Ульяновским Государственным техническим университетом (УлГТУ), с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), с Самарским Государственным университетом (СамГУ). Ведутся переговоры с Ульяновской Государственной сельскохозяйственной академией и ВУЗами республики Татарстан о создании НОЦ. В табл. 1 представлены некоторые данные о действующих НОЦ. Главными целями Соглашений являются совершенствование подготовки кадров и развитие совместных научных исследований по следующим направлениям:

  • техника радиационного эксперимента;
  • создание информационно-измерительных систем контроля и диагностики;
  • реакторное материаловедение;
  • управление качеством в обеспечение технической безопасности объектов;
  • фундаментальные свойства трансурановых элементов.

Таблица 1

Научно-образовательные центры 

Наименование НОЦ

Период работы

Общее число участников

Число
докторов и кандидатов наук

Число студентов и аспирантов

Методы и средства исследования свойств материалов и элементов активных зон ядерных реакторов в процессе облучения (с МИФИ)

2009-2012

35

18

10

Безопасное обращение с радиоактивными отходами (с УлГТУ)

2010-2012

50

15

31

Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук (Мероприятие 1.2 ФЦП с УлГУ)

2010-2012

10

4

3

Исследование свойств новых соединений америция и кюрия (с СамГУ)

2010-2011

18

3

5

Для достижения целей Соглашений Стороны намерены:

- осуществлять подготовку высококлассных молодых специалистов и научных кадров высшей квалификации для научно-исследовательских институтов и организаций Госкорпорации «Росатом» и академических центров РАН;

- проводить научно-исследовательские работы студентов и аспирантов, практику и дипломное проектирование студентов на экспериментальных установках и в лабораториях ОАО «ГНЦ НИИАР»;

- осуществлять корректировку существующих и разработку новых программ подготовки специалистов совместно с учеными и специалистами OAO «ГНЦ НИИАР»;

- развивать систему непрерывного образования (повышения квалификации) преподавателей и сотрудников УлГУ, УлГТУ, МИФИ, СамГУ и ОАО «ГНЦ НИИАР», а также организаций ГК «Росатом»;

- осуществлять совместную организацию научных конференций, семинаров, а также школ для студентов, аспирантов и сотрудников вышеназванных университетов.

Опыт 2009-2010 гг. свидетельствует, что создание НОЦ положительно повлияло на общую обстановку в решении проблемы подготовки кадров. В 2009 г. - в первом полугодии 2010 г. сотрудниками НОЦ защищено 2 докторские и 3 кандидатские диссертации, подготовлено 10 докладов на Международные конференции, в которых участвовало 8 сотрудников НОЦ. Из числа сотрудников НОЦ 10 студентов и аспирантов приняли участие в работе 4-х отраслевых и региональных молодежных семинарах и конференциях, где были отмечены различными дипломами.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

Статья в формате PDF 205 KB...

22 01 2020 14:20:46

АУДИТ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

21 01 2020 22:36:35

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 137 KB...

20 01 2020 21:43:48

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЛИЗИ

Статья в формате PDF 108 KB...

18 01 2020 6:20:49

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 226 KB...

06 01 2020 18:37:21

САЛЬМОНЕЛЛЕЗ

Статья в формате PDF 102 KB...

01 01 2020 20:12:15

БИЗНЕС-ПЛАН: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

17 12 2019 3:56:27

ГАЗИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОПЛИВ И БИОМАСС

В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...

10 12 2019 1:44:31

ЗАКОН ВЕКОВОГО СМЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТ

Статья в формате PDF 127 KB...

08 12 2019 19:35:34

МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ

Статья в формате PDF 259 KB...

02 12 2019 6:52:56

АНОМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЭПИТЕРМАЛЬНОГО ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНОГО ОРУДЕНЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

Приведены аномальные структуры геохимических полей ( А С Г П) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях А С Г П, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон А С Г П c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...

01 12 2019 14:30:40

ШЕРСТНЕВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 125 KB...

22 11 2019 20:26:40

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

21 11 2019 16:46:27

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ

Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены половые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у девушек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...

16 11 2019 20:22:31

УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Статья в формате PDF 124 KB...

15 11 2019 11:39:12

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

13 11 2019 19:43:41

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Статья в формате PDF 657 KB...

12 11 2019 16:36:24

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ

Статья в формате PDF 139 KB...

10 11 2019 16:24:13

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ ГУСЕВ

Статья в формате PDF 426 KB...

05 11 2019 15:31:35

Синтопия пищевода у 8-недельного предплода человека

Статья в формате PDF 103 KB...

04 11 2019 8:12:12

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

01 11 2019 18:56:45

COMPUTERIZED FORECASTING MYOCARDIAL INFARCTION AND INSULT

Статья в формате PDF 119 KB...

28 10 2019 18:33:33

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Территориальные различия электоральных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электоральной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электоральное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...

27 10 2019 9:46:45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...

11 10 2019 22:41:58

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала В У За с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...

29 09 2019 14:57:11

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 151 KB...

26 09 2019 23:22:33

ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ И ТЕОРИИ ПОЛЯ

В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей  и  электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...

25 09 2019 6:31:49

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ

Статья в формате PDF 129 KB...

24 09 2019 15:50:47

Признаки конкурентоспособности инженера

Статья в формате PDF 264 KB...

23 09 2019 16:21:37

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА

В рамках данной статьи была построена математическая модель старения в форме онтогенетического компромисса процессов канцерогенеза и оксидативного стресса. Старение присуще всем объектам живой и неживой природы. Накопление повреждений в результате оксидативногостресса приводит к зависимому от возраста повреждению тканей, канцерогенезу и, наконец, к старению. С одной стороны, действие активных форм кислорода приводит к повреждению клеток, и, как следствие, к раку. С другой стороны, активные формы кислорода являются средством борьбы с опухолевыми клетками. Компромисс состоит в поддержании уровня свободных радикалов, эффективно подавляющего опухолевые клетки, и в то же время не сильно наносящего вред организму. На основе математической разработана имитационная компьютерная модель старения с возможностью изменений параметров интенсивностей появления опухолевых клеток, размножения, негативного воздействия свободных радикалов, ответа иммунитета. Проведен эксперимент по выявлению максимальной средней продолжительности жизни в зависимости от параметра гомеостатической характеристики. ...

19 09 2019 6:15:30

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 311 KB...

18 09 2019 7:47:28

ЦИФРОВОЙ МОДЕМ ДЛЯ СЕТИ ISDN

Статья в формате PDF 297 KB...

14 09 2019 3:27:19

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

13 09 2019 14:12:14

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

10 09 2019 6:30:54

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ

После 30  дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %. ...

07 09 2019 22:42:59

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: ПОКАЗАТЕЛЬ ПЛОЩАДИ КОНТАКТА ЭПИТЕЛИЙ-СТРОМА

Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте. ...

03 09 2019 3:27:31

СТОЛЯРОВ СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 225 KB...

02 09 2019 3:58:10

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ

Статья в формате PDF 164 KB...

31 08 2019 13:41:15

ГИС ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА В СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья в формате PDF 99 KB...

29 08 2019 21:54:47

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!