IT-Reviews    

ФОРМИРОВАНИЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

c78089d0 Источник:
Лебедев В.И. Статья в формате PDF 99 KB

Развитие науки и образования в Республике Тыва отнесено к приоритетному направлению деятельности государственных структур федерального, регионального и муниципального уровней.

В сфере высшего образования ведущую роль играет Тывинский государственный университет (ТывГУ), в котором подготовка специалистов высокой квалификации - бакалавров и магистров по 12 специальностям осуществляется в соответствии с требованиями Болонского соглашения.

В сфере научной деятельности на территории Республики Тыва функционируют три научно-исследовательских организации: Учреждение Российской академии наук Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН (ТувИКОПР СО РАН), Тувинский институт гуманитарных исследований Республики Тыва (ТИГИ РТ), Государственное научное учреждение Тувинский НИИ сельского хозяйства СО РАСХН (ГНУ ТНИИСХ СО РАСХН).

В условиях реализации «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» одним из возможных путей модернизации научно-образовательной сферы может быть создание Регионального научно-образовательного центра Республики Тыва (РНОЦ РТ), структурно объединяющего научно-исследовательские учреждения столицы с Тывинским государственным университетом и Государственными лицеями естественнонаучного профиля для одарённых детей. Создание такого Центра позволит проводить координированную политику, исключить дублирование и нерациональную трату сил и средств. При этом создание Центра не означает потерю юридической самостоятельности каждого из субъектов научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности. Структурное единство позволит оказывать значительно большее влияние на решение научно-инновационных, культурно-образовательных и социально-экономических проблем. Примером успешно функционирующего научно-образовательного центра может служить Новосибирский научный центр СО РАН, включающий Новосибирский Государственный Университет с Физико-математической школой и Колледжем информатики при НГУ, предприятия «пояса внедрения» научных разработок, наукоград «КОЛЬЦОВО».

На начальном этапе модернизации научно-образовательной сферы региона необходимо активизировать работу Совета по науке, технологиям и образованию при Председателе Правительства Республики. В компетенцию Совета, в первую очередь, должны входить рассмотрение и выбор региональных приоритетов в научно-прикладной и образовательной деятельности, а также экспертиза всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских производственно-технологических программ и проектов. Интенсификация научно-организационной деятельности Совета может стать базовым началом на пути интеграции науки и высшей школы республики.

Главной задачей высшей школы является подготовка специалистов высокой квалификации для системы школьного образования и предприятий народно- хозяйственного комплекса региона. В настоящее время эта подготовка осуществляется двумя способами: обучение в высших учебных заведениях г. Кызыла и в ведущих специализированных Институтах и Университетах России на целевых местах с государственным обеспечением и на платных условиях.

Основными недостатками обучения в местных вузах, в частности, в ТывГУ являются низкий качественный уровень подготовки профессорско-преподавательского состава и узкая номенклатура специальностей. Показатель замещения должностей профессора и доцента докторами и кандидатами наук в Тывинском госуниверситете не превышает 27%. Сохраняется преобладание гуманитариев над специалистами инженерного и естественно-технического профиля, а в результате - нехватка технологов, горняков, энергетиков, экономистов, менеджеров широкого профиля, геологов, экологов и лесоводов. Приходится констатировать, что даже в идеальном варианте Республика Тыва не в состоянии в обозримом будущем обеспечить подготовку необходимых специалистов, поэтому направление на учебу в престижные вузы России и зарубежных стран, будет по-прежнему играть заметную роль. Ещё в большей степени это относится к подготовке специалистов высшей квалификации через аспирантуру. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что уже принятая и реализуемая на современном этапе номенклатура выпускных специальностей, вне всякого сомнения, нуждается в рациональной оптимизации. Открытие новых специальностей с учетом реальной потребности региона в специалистах и возросших возможностей госуниверситета - соответствует насущным требованиям времени. В решении этой проблемы, как никакой другой, необходимо интегрирование Тывинского государственного университета и научных учреждений столицы - создание совместных профилирующих и выпускных кафедр, научно-исследовательских структурных подразделений. Это создаст благоприятные предпосылки для существенного усиления работы по планированию подготовки выпускников той или иной специальности с учетом реалий настоящего времени.

Достаточно сложной для решения проблемой является недостаточная эффективность от использования финансовых средств, направляемых на оплату за обучение студентов из Тувы в высших учебных заведениях России и зарубежных стран. В действительности, оканчивают вузы не более половины студентов от числа поступивших на первый курс. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является совершенствование нормативно-правовой базы заключения прямых договоров с вузами России и конкретными студентами об обучении на первых двух курсах непосредственно в республике, используя образовательный потенциал госуниверситета с последующим, начиная с третьего курса, целевым обучением в престижном специализированном вузе. Можно надеяться на то, что подобный подход (там, где он возможен) приведет к резкому уменьшению отсева студентов и, соответственно, к значительной экономии финансовых ресурсов, а также наращиванию кадрового потенциала специалистов высокой и высшей квалификации.

Содержательная основа научной деятельности традиционно направлена на проведение фундаментальных (для получения новых знаний) и прикладных (ориентированных на конечный результат - внедрение) исследований. Точную грань между ними, а также между прикладной наукой и опытно-промышленным внедрением новейших технологий, провести крайне сложно, практически невозможно. Для успешного развития науки в республике необходима ее постоянная и целенаправленная морально-этическая и материально-финансовая поддержка на региональном уровне. Естественно, что в первую очередь это относится к решению прикладных задач, непосредственно влияющих на укрепление и развитие экономического потенциала республики. Следует отметить, что в последние годы осуществлялось финансирование ряда научных проектов путем формирования Государственного заказа Республики Тыва. Это весьма эффективный, учитывающий реалии сегодняшнего дня, организационно-управленческий подход, который необходимо и впредь всемерно поддерживать и совершенствовать для создания нормативно-правовой основы на законодательном и исполнительном уровнях власти. Нужно подчеркнуть, что если по проблеме выделения целевых ассигнований на проведение прикладных исследований определенное понимание первых руководителей министерств и ведомств республики имеется (к сожалению при отсутствии возможностей), то отношение большинства из них к необходимости финансового обеспечения проектов фундаментальных исследований как правило негативное. Это обусловлено в первую очередь тем, что результаты фундаментальных исследований не приносят сразу и не могут дать в ближайшей перспективе материальные выгоды, измеряемые денежной массой. Поэтому в условиях недостаточного финансирования проектов даже по приоритетным направлениям науки и технологий, в руководящих органах исполнительной и законодательной власти республики, а также у руководителей министерств и ведомств республики, как и у многих чиновников госаппарата России, сложилось мнение о недостаточной эффективности и даже бесполезности в рыночных условиях результатов фундаментальных исследований. Это весьма распространенное, на современном этапе реформирования научной сферы России, заблуждение в оценке роли фундаментальной науки, выполняющей в отличие от прикладной (или отраслевой) совершенно иные функции, многие из которых можно отнести к категории социальных. В их числе: подготовка специалистов-исследователей высшей квалификации; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, предопределяющее современный уровень необходимого качества подготовки специалистов; наличие групп экспертов, способных объективно и квалифицированно оценивать прикладные проекты; создание благоприятного имиджа Республики Тыва в России и за рубежом; и т.д. В связи с этим, наиболее правильным подходом было бы учреждение при Республиканском научно-инновационном центре, созданном под эгидой Правительства Республики Тыва, специального Фонда поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований. Денежные средства этого Фонда должны быть зафиксированы в бюджете Тувы отдельной строкой, а их распределение - производиться ежегодно на конкурсной основе по конкурсной системе грандов Председателя Правительства Республики Тыва. В качестве наилучшего образца может быть принята действующая система присуждения грандов Российским Фондом Фундаментальных Исследований (РФФИ) и Российским Гуманитарным Научным Фондом (РГНФ). Подобные Фонды финансовой поддержки научно-инновационной деятельности учёных действуют в ряде регионов Сибири - в Красноярском крае, Новосибирской, Томской, Иркутской и Омской областях, в республиках Саха-Якутия, Бурятия и Алтай.

Еще одно важное направление укрепления кадрового потенциала научной сферы - это поддержка сложившихся научных школ. Критерием существования школы может быть успешная защита нескольких (3-4) кандидатских диссертаций, выполненных молодыми учёными Тувы под руководством одного научного руководителя. Здесь возможным способом поддержки могло бы быть выделение персональных (на имя научного руководителя) Правительственных грандов на подготовку специалистов высшей квалификации.

Правовой базой предлагаемых решений в сфере науки является Закон «О науке и технической политике Республики Тыва», принятый Верховным Хуралом по инициативе Правительства Республики Тыва.

Сохранение и развитие научно-образовательного потенциала в условиях реформирования научной сферы и модернизации системы вузовского образования - необходимый компонент целенаправленного развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса региона. Поскольку укрепление межрегиональных и международных научных и научно-образовательных связей должно осуществляться в соответствии «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», то задачи, стоящие перед наукой и образованием в Туве, чрезвычайно многообразны и сложны. Для их оптимального решения необходимо:

- реализовать в полном объёме «Соглашение между Республикой Тыва и Сибирским отделением Российской академии наук по вопросам развития академической науки в регионе» от 27 апреля 2003 г.;

- содействовать осуществлению целевой государственной поддержки фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения природных ресурсов региона;

- повысить роль конкурсной среды в выборе перспективных и приоритетных направлений исследований;

- содействовать развитию научно-инновационной инфраструктуры региона;

- обеспечить сохранение ведущих научных коллективов республики;

- повысить эффективность использования уникального научно-исследовательского и лабораторно-экспериментального оборудования, установок и стендов научных учреждений;

- содействовать вовлечению в хозяйственный оборот прикладных результатов научной и научно-технической деятельности;

- оптимизировать организационную структуру научно-образовательного комплекса республики;

- обеспечить системную интеграцию науки и высшего образования, содействовать созданию и поддержке деятельности интегрированных научно-образовательных структур (Республиканского научно-образовательного центра, совместных кафедр и научно-исследовательских лабораторий);

- повысить эффективность воспроизводства кадрового потенциала науки и образования через аспирантуру и систему повышения квалификации;

- расширить возможности профессиональной самореализации талантливой молодёжи в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках;

- обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации для инновационной сферы;

- совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере функционирования государственного университета и научных организаций.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Право и долг в самосознании русского народа

Статья в формате PDF 113 KB...

15 01 2021 21:23:47

СИСТЕМНАЯ МЕДИЦИНА В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПРАКТИКЕ

Статья в формате PDF 144 KB...

14 01 2021 8:29:39

УЧЕНИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 89 KB...

09 01 2021 3:20:52

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

04 01 2021 14:15:23

УРАВНЕНИЯ ДЛЯ КООРДИНАЦИОННОГО ЧИСЛА В НЕУПОРЯДОЧЕНЫХ СИСТЕМАХ

Приводится вывод уравнений для расчета координационного числа в неупорядоченных конденсированных системах: в зернистых материалах, в композитах с твердой монодисперсной фазой, в жидких металлах и при критическом состоянии вещества. В выводах этих уравнений используется основной их топологический параметр – средняя плотность упаковки структурных элементов дискретности. Знание координационного числа элементов дискретности неупорядоченных систем необходимо для определения многих их свойств: физических, механических, реологических и др., совокупность которых вытекает из их топологических состояний: твердого, псевдотвердого, жидкого, псевдожидкого и критического. ...

02 01 2021 5:26:23

ВИНОКУРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 285 KB...

31 12 2020 8:12:22

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ г. КРАСНОЯРСКА

Статья в формате PDF 109 KB...

30 12 2020 1:59:35

ЭМОТИВНЫЙ КОНЦЕПТ «ОБИДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье на основе материала « Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охарактеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...

28 12 2020 7:33:22

Селицкий Александр Яковлевич

Статья в формате PDF 70 KB...

24 12 2020 8:10:33

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ

Статья в формате PDF 237 KB...

15 12 2020 14:27:56

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья в формате PDF 101 KB...

06 12 2020 5:43:39

ОПЫТ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Статья в формате PDF 91 KB...

27 11 2020 13:37:16

КАПСУЛИРОВАНИЕ МНОГОВЫВОДНЫХ BGA МИКРОСХЕМ

Статья в формате PDF 135 KB...

26 11 2020 19:49:47

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

25 11 2020 4:20:23

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Статья в формате PDF 96 KB...

21 11 2020 20:14:41

О РЕДКИХ ВИДАХ ЛИШАЙНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проведена инвентаризация лихенофлоры Республики Татарстан ( Р Т). Показана роль особо охраняемых природных территорий в сохранении флористического разнообразия. Дан спектр семейств редких видов во флоре обследованной территории и анализ состава географических элементов. Рассмотрено распределение редких видов по основным типам местообитаний. Даются некоторые сведения о редких и исчезающих лишайниках для включения в Красную книгу Р Т. ...

20 11 2020 0:38:39

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОКОКРЕМНИСТЫХ ДОБАВОК НА КАЧЕСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...

19 11 2020 19:40:23

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ

Наши исследования показали, что эффективность профилактики кариеса зубов значительно снижается на фоне вторичных иммунодефицитных состояний ( И Д С), вызванных ортодонтическим аппаратурным лечением. Предлагаемый метод профилактики позволил купировать иммунодефицитное состояние, возникающее на этапах ортодонтического лечения, и повысить эффективность профилактики кариеса зубов. ...

18 11 2020 11:12:42

Упрочнение методом наплавки легирующими металлами

Статья в формате PDF 259 KB...

16 11 2020 14:18:15

МЕЛКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ В ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ УРБАНИЗАЦИЕЙ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ

По комплексу признаков оценили трансформированные урбанизацией лесные фитоценозы, и населяющие их сообщества мелких млекопитающих в лесопарково-парковой зоне крупного промышленного центра. Выявили, что хотя и наблюдаются общие закономерности в группировке фито- и зооценозов в зависимости от уровня и характера урбаногенного воздействия, но между ними нет полного соответствия. Специфика сообществ мелких млекопитающих определяется не только эдафо-растительными условиями. Ведущим параметром в трансформации сообществ является рекреация и сопровождающие ее факторы. ...

15 11 2020 5:42:13

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 225 KB...

05 11 2020 6:10:41

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ

Статья в формате PDF 133 KB...

03 11 2020 13:53:45

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА ИЗ ЦЕЛОГО ЗЕРНА

Разработан способ производства хлеба из целого зерна. Снижение микробиологической обсеменненности зерна осуществляется с помощью природных консервантов, которые можно вносить на стадии замачивания зерна или приготовления теста. Для повышения качества хлеба, сокращения продолжительности замачивания зерна, повышения степени его дисперсности при получении теста целесообразно использовать цитолитические ферментные препараты. ...

01 11 2020 14:53:30

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

Статья в формате PDF 152 KB...

22 10 2020 19:54:59

ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ В Г. РЯЗАНИ

Статья в формате PDF 269 KB...

19 10 2020 3:10:40

О ПАМЯТНИКЕ ПРИРОДЫ «КАРАКАНСКИЙ ХРЕБЕТ» В КУЗБАССЕ

Статья в формате PDF 116 KB...

12 10 2020 19:21:57

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

Статья в формате PDF 205 KB...

11 10 2020 7:30:17

АНАЛЬГЕТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ОТВАРОВ КОРЫ И ОДНОЛЕТНИХ ПОБЕГОВ ИВЫ БЕЛОЙ

Объект исследования – ива белая, которая распространена практически по всей территории Европейской части России. За рубежом препараты и Б А Д из различных видов ивы активно применяются при заболеваниях суставов. В соответствии с Руководством по доклиническому изучению новых фармакологических веществ ( Р. У. Хабриев, 2005) оценивали эффективность анальгетического действия и токсичность отваров коры и однолетних побегов ивы белой на мышах. Отвары коры и побегов ивы относятся к классу малоопасные соединения и проявляют выраженную анальгетическую активность, сопоставимую с препаратом сравнения анальгином (метамизол). ...

10 10 2020 2:58:51

ВЛИЯНИЕ РАДИАЦИИ НА ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ

Статья в формате PDF 257 KB...

09 10 2020 7:56:53

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья в формате PDF 123 KB...

07 10 2020 20:29:31

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Статья в формате PDF 657 KB...

06 10 2020 14:14:53

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

28 09 2020 15:12:10

ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 261 KB...

25 09 2020 3:17:26

ПОВЫШЕНИЕ КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Статья в формате PDF 261 KB...

21 09 2020 4:36:48

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 108 KB...

19 09 2020 22:47:29

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Статья в формате PDF 241 KB...

14 09 2020 15:14:58

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 249 KB...

12 09 2020 15:44:17

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕРАПИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА

Статья в формате PDF 106 KB...

08 09 2020 19:18:10

ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Статья в формате PDF 265 KB...

01 09 2020 14:41:13

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

Статья в формате PDF 124 KB...

22 08 2020 9:36:27

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!