IT-Reviews    

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА (КАЗАНСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФОВ: РУБЕЖ XX-XXI СТОЛЕТИЙ)

Солодухо Н.М. Статья в формате PDF 321 KB

Доклад к 15 - летнему Юбилею
Российской Академии Естествознания

Пятнадцатилетний юбилей Российской Академии Естествознания позволяет охватить мысленным взором период конца XX - начала XXI столетий и подвести определенные итоги научно-философской деятельности в одном из важных культурных центров современной России - городе Казани. Об ученых Казани, таких как Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Е.К. Завойский, М.С. Альтшуллер, А.Е. Арбузов, В.А. Энгельгардт, А.Д. Адо и др., давно известно в России и за рубежом. Известны также и имена современных ученых Казани, представленные в Интернетном энциклопедическом словаре РАЕ «Ученые России». Сейчас же мы будем говорить о деятельности современных философов Казани, занимающихся философскими проблемами науки.

В 1996 году в Казани была создана и начала плодотворно функционировать секция «Фундаментальные проблемы философии и современная наука» Головного совета по философии Министерства образования Российской Федерации. По решению философского совета председателем указанной казанской секции был выбран заведующий кафедрой философии Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева доктор философских наук профессор Н.М. Солодухо. Данная секция Головного совета МО РФ была призвана послужить связующим узлом для существовавших в Казани направлений и школ на базе ряда вузов города и, прежде всего, Казанского государственного университета (КГУ), Казанского государственного технического университета (КАИ) и Казанского государственного технологического университета (КХТИ). К другим вузам, где раньше так или иначе занимались разработкой философских и методологических проблем науки и техники, следует отнести Казанский государственный педагогический университет, Казанский государственный архитектурно-строительный университет и Казанский государственный аграрный университет.

Из числа философов, сыгравших в Казани важную роль в становлении и развитии проблем философии науки, прежде всего, следует назвать докторов философских наук, профессоров, заведующих кафедрами философии казанских вузов: И.И. Мочалова (вопросы диалектики и анализ научно-философской деятельности В.И. Вернадского), В.Н. Комарова (философские проблемы геологической науки и естествознания в целом) и И.И. Гришкина (логико-гносеологический анализ концепта «информация» и общенаучное знание).

Последние пятнадцать лет философские проблемы науки в Казани разрабатывали главным образом В.И. Курашов, М.Р. Нугаев, Н.М. Солодухо. Наряду с этим следует отметить философскую деятельность:

- декана философского факультета КГУ, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии М.Д. Щелкунова (КГУ), ранее исследовавшего проблемы общенаучного знания, а последнее время разрабатывающего философские вопросы образования;

- доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии А.В. Киносьяна (КГАСУ), автора монографии по философским вопросам ТО, в последние годы издавшего учебное пособие по философии науки и занимающегося творчеством философско-религиозных деятелей, живших в Казани;

- кандидата философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии К.Х. Хайруллина (ТГГПУ), известного своей монографией «Философия космизма» (Казань, 2003);

- доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой теоретических основ коммуникации Э.А. Тайсиной (КГЭУ), разрабатывающей теорию субъктивно-материалистической гносеологии;

- доктора философских наук, профессора кафедры физической географии Э.М. Хакимова (ТГГПУ), развивающего общенаучную теорию иерархических - неиерархических структур;

- доктора философских наук, профессора Г.П. Меньчикова (ИЭУП), исследующего философские проблемы психики человека и вопросы теории предмета философии;

- доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии Л.А. Бессоновой (ТИСБИ), автора учебного пособия по истории и философии науки и работ по философской антропологии.

Более подробно скажем о трех современных казанских лидерах в области философии науки.

Курашов Владимир Игнатьевич (1.12.51 г.р.), доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского государственного технологического университета. Им проведено историко-методологическое исследование взаимодействий физики, химии, биологии, геологии; взаимодействий наук в области эволюционной теории, экологии и техники. Сформулированы концепции «гносеодинамики», «внутринаучных идеологий», «общей эсхатологии»; разработана классификация естественнонаучных методов на основании концепции «первичного взаимодействия». Курашовым В.И. также проведен анализ взаимосвязей и сфер функционирования принципов редукции, целостности и сформулированного им принципа контрредукции. В.И. Курашов - автор монографий и учебных пособий по философии науки и др.

Нугаев Ринат Магдиевич (30.05.53 г.р.), доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук казанского филиала Российского университета кооперации (РУК). Развивая идеи отечественных естествоиспытателей и философов (М.И. Подгорецкий и Я.А. Смородинский, В.С. Степин), Р.М. Нугаев разработал концепцию смены фундаментальных научных теорий, основанную на конкретном современном физическом и историко-научном материале. Суть концепции: в процессе смены фундаментальных научных теорий главную роль играют внутренние логические противоречия между разными теориями. Известные фундаментальные теории сменяют друг друга в результате столкновения с такими аномалиями, за которыми «стояли» другие фундаментальные теории, противоречащие исходным. Эти аномалии могли быть устранены за счет построения глобальной теории, содержащей встретившиеся теории в снятом виде. Р.М. Нугаев - автор монографии «Реконструкция процессов смены фундаментальных научных теорий», учебного пособия по истории и философии науки и др.

Солодухо Натан Моисеевич (18.03.52 г.р.), доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского государственного технического университета (КАИ). За последние пятнадцать лет им решены следующие научно-философские проблемы.

1. Построил гомогенно-гетерогенную картину мира, разработал общую теорию неоднородности, развил выдвинутый им общенаучный гомогенно-гетерогенный познавательный подход в монографиях: «Гомогенно-гетерогенный подход в структуре гомогетерогеники» (Казань: КГТУ-КАИ, 2006), «Общая теория неоднородности и синергетика об организации систем / Составитель, соавтор и ответ. ред. Н.М. Солодухо» (Казань: КГТУ-КАИ,2006) и др.

2. Предложил ситуационную картину мира и разработал общенаучный ситуационный подход к познанию действительности в «Манифесте ситуационного движения» (The center for situational research in field-being (CSRFB) //The International Institute for Field-Being (IIFB). - Fairfield, USA, 2003, p. 42-45) и монографиях: «Ситуационные исследования. Вып. 1: Ситуационный подход / Составитель, соавтор и ответ. ред. Н.М. Солодухо» (Казань: КГТУ-КАИ, 2005), «Ситуационные исследования. Вып. 2: Типология ситуаций /Составитель, соавтор и ответ. ред. Н.М. Солодухо» (Казань:КГТУ-КАИ,2006) и др.

3. Разработал теорию, представляющую мир как единство бытия-небытия, сформулировал принципы и законы философии небытия, обосновал проблему соотношения бытия-небытия как исходную философскую проблему в статьях Solodukho N.M. Starting Philosophic Problem // XX-th World Congress of Philosophy: Abstracts of Invited and Contributed Papers. Boston, USA,1998,C.187; http://www.bu.edu/wcp/Papers/Onto/OntoSolo.htm, 1998; Protagorean_com Metaphysics http://www.protagorean.com/metaphysics.html - 2001; «Бытие и небытие как предельные основания мира» (ВФ, 2001, №6) и в монографиях «Философия небытия» (Казань: КГТУ-КАИ, 2002), «Проблема соотношения бытия - небытия /Составитель, соавтор и ответ. ред. Н.М. Солодухо» (Казань: КГТУ-КАИ, 2004), учебных пособиях «Онтология: основные понятия» (Казань: КГТУ-КАИ, 1997), «Систематический курс философии: Квинтэссенция» (Казань: КГТУ-КАИ, 2002) и др.

4. Предложил общенаучную концепцию «Всеобщей экологии» и развил теоретические положения этой концепции в работах «Методические советы к спецкурсу «Основы всеобщей экологии» (Казань: КГПУ, 2005), в монографиях: «Актуальные вопросы всеобщей экологии /Составитель, соавтор и ответ. ред. Н.М. Солодухо» (Казань: КГТУ-КАИ, 2007), «Экологическое сознание и экологический архетип» (в соавт. с А.Х. Гимазетдиновой) (Казань: КГТУ-КАИ, 2008) и др.

Все это способствовало в первом десятилетии XX века созданию на кафедре философии КГТУ-КАИ научной школы «Фундаментальная философия и общенаучная методология» (Н.М. Солодухо), которая была официально зарегистрирована научным советом Российской Академии Естествознания (сертификат № 0062, 2008 г.).

Основными направлениями деятельности этой научной школы являются:

- «Соотношение бытия - небытия как исходная философская проблема»;

- «Ситуационные исследования: онтология, гносеология и методология»;

- «Общенаучная концепция всеобщей экологии»;

- «Гомогенно-гетерогенный общенаучный познавательный подход».

В рамках этой школы под руководством Н.М. Солодухо в течение десяти лет были подготовлены и защищены следующие докторские и кандидатские диссертационные работы:

- Нуруллин Р.А. «Небытие как виртуальное основание бытия». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания, Самара, 2006.

- Хусаинов З.А. «Концептуальные основы формирования экологической культуры школьников: этнопедагогический аспект». Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, Ижевск, 2006.

- Халитов Т.Н. ««Бытие-в-мире» как интегративная категория западноевропейской метафизики XX века». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания, Казань, 1999.

- Алмаев Г.Н. «Экологические аспекты религиозного сознания», Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11 - социальная философия, Казань, 2000.

- Денисова А.Б. «Бытие музыкального образа: онтолого-гносеологический анализ». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.01 -
онтология и теория познания, Самара, 2000 (науч. рук. совм. с проф. В.Д. Евстратовым).

- Павлов В.П. «Философские основания менеджмента: деятельностный подход». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11 -
социальная философия, Казань, 2004.

- Гимазетдинова А.Х. «Экологические аспекты общественного сознания и коллективного бессознательного». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11 - социальная философия, Казань, 2005.

- Сабирзянов A.M. «Проблема социальной и личностной ситуации в экологической философии». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11 - социальная философия, Казань, 2008.

По темам указанной научной школы на базе КГТУ-КАИ опубликовано 12 монографий и 10 учебных и учебно-методических пособий и подготовлены к печати еще две монографии.

К наиболее значимым для философии и науки оригинальным идеям, концепциям и теориям, разработанным в рамках научной школы Н.М. Солодухо, относятся следующие.

1. Постановка и обоснование проблемы соотношения бытия и небытия как исходной философской проблемы; введение представлений о парадигмах «философии бытия» и «философии небытия» в истории философии; представление небытия как «онтологической неопределенности» и создание системы аргументации субстанциальности небытия; разработка теории «философии небытия» с формулировкой ее аксиоматики, законов, принципов и следствий.

2. Выделение интегративно-общенаучной области исследования «гомогетерогеники» и ее структуризация; разработка «общенаучного гомогенно-гетерогенного познавательного подхода»; создание «общей теории неоднородности» с системой принципов и положений; выделение синергетического аспекта гомогетерогеники.

3. Описание системы принципов для форм и средств из области интегративно-общенаучного знания: введение эпистемологического принципа относительности понятийного центра в пространстве понятий; описание эффекта расщепления понятийного уровня на «тонкую» и «сверхтонкую» структуру и др.

4. Исследование ситуационного подхода как междисциплинарного средства познания; введение представлений о «ситуационности бытия» и «ситуационной картине мира» - понимание «мира как ситуации ситуаций»; написание «Манифеста ситуационного движения».

5. Разработка общенаучной концепции «Всеобщей экологии», объединяющей традиционные и нетрадиционные экологические зна-
ния - природную экологию, социальную экологию, экологию человека, экологию культуры и экологию духа; развитие экологической философии в соответствии со структурой философского знания и разработка на этих принципах учебной программы курса «Экологической философии»; выдвижение идеи существования «экологического архетипа», предшествующего экологическому сознанию.

Разработка методологии ситуационного подхода как общенаучного средства познания, предпринятая впервые, привела к созданию в 2004 году на базе кафедры философии
КГТУ-КАИ научно-философского «Центра ситуационных исследований» (директор Н.М. Со-
лодухо), объединившего деятельность философов и представителей естественных, технических и социально-гуманитарных наук в данном направлении. Были проведены Всероссийские конференции и изданы коллективные книги серии «Ситуационные исследования».

Список литературы

  1. Энциклопедия «Философы России Х1Х - ХХ столетий: Биографии, идеи, труды». - М.: Акад. Проект, 2002.
  2. Энциклопедический словарь «Ученые России». - М.: «Академия Естествознания», 2007.
  3. Биобиблиографический словарь «Казанский университет (1804-2004): Энциклопедия». Т. 2 и Т. 3. - Казань: Изд-во КГУ, 2004.
  4. Словарь «Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева - КАИ» / Под ред. Г.Л. Дегтярева. - Казань: Изд-во КГУ, 2007 и др.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Организация системы адаптации человека в онтогенезе

Статья в формате PDF 104 KB...

01 04 2020 13:55:51

РОЛЬ БОБОБЫХ КУЛЬТУР В БИОЛОГИЗАЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Статья в формате PDF 243 KB...

31 03 2020 16:43:56

Статистические закономерности хронологии космонавтики

В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...

27 03 2020 20:19:34

БИОФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОНООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

11 03 2020 4:19:33

КАЩЕНКО МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 319 KB...

09 03 2020 0:58:57

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

27 02 2020 1:22:19

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

24 02 2020 5:39:14

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

Статья в формате PDF 298 KB...

14 02 2020 18:58:50

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Территориальные различия электоральных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электоральной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электоральное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...

09 02 2020 9:43:54

ОЦЕНКА ГИДРОХИМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...

08 02 2020 9:29:52

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ НООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 110 KB...

01 02 2020 2:52:44

НАРУШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ СРЕДИ ПОПУЛЯЦИИ ШИРВАНСКОЙ ЗОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

Среди населения Ширванской зоны Азербайджана проведены медико-генетические исследования по выявлению нарушений Ц Н С и органов чувств, установлены типы наследования патологий. Среди 119 больных с 14 наследственными и врожденными заболеваниями 71,43 % приходится на моногенные патологии с аутосомно-рецессивным типом наследования, что объясняется кровнородственными браками среди родителей пробандов. ...

28 01 2020 9:27:24

ХАРАКТЕРНЫЕ ОБЛАСТИ ПОДВИЖНОЙ ПЛОСКОСТИ

Статья в формате PDF 944 KB...

25 01 2020 5:41:44

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской практике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...

23 01 2020 10:38:48

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ

Статья в формате PDF 262 KB...

18 01 2020 6:13:11

ВИНОКУРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 285 KB...

17 01 2020 18:26:33

КОМПЕТЕНТНОСТИ – РЕЗУЛЬТАТИВНО-ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в практической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...

15 01 2020 18:38:11

НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ РЕСУРСАМ

Статья в формате PDF 146 KB...

10 01 2020 20:21:26

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...

02 01 2020 13:18:50

БОДРОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

Статья в формате PDF 156 KB...

31 12 2019 9:35:17

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОКОКРЕМНИСТЫХ ДОБАВОК НА КАЧЕСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...

29 12 2019 19:27:41

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Статья в формате PDF 269 KB...

28 12 2019 22:40:24

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЙ ПРИБОРА МАЭС

Существующие методы атомной эмиссионной спектроскопии для исследования состава металлов и сплавов используются во всех отраслях машиностроения. По мнению авторов, современные методы уже не обеспечивают необходимых точностей измерений. В данной работе авторами проведены исследования влияния внешних факторов на точность измерений прибора атомно-эмиссионной спектроскопии. ...

25 12 2019 7:49:19

ВЛИЯНИЕ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня смертности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...

23 12 2019 4:22:58

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КРОВИ

Статья в формате PDF 113 KB...

22 12 2019 6:40:35

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

Статья в формате PDF 126 KB...

09 12 2019 1:12:27

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

07 12 2019 13:28:10

СЛЕПАЯ КИШКА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 253 KB...

06 12 2019 6:47:57

Изомерия и гомеостаз популяций

Статья в формате PDF 102 KB...

30 11 2019 6:49:43

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

25 11 2019 4:36:36

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 85 KB...

18 11 2019 21:32:55

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались характером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, И М Т, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-месячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 практически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном характере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией характера питания. ...

10 11 2019 19:17:32

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ВИДЫ ФАКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ

Статья в формате PDF 215 KB...

09 11 2019 20:48:54

ЧИБИСОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 309 KB...

08 11 2019 13:15:25

Туманова Анна Леоновна

Статья в формате PDF 78 KB...

06 11 2019 22:34:32

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Статья в формате PDF 328 KB...

05 11 2019 7:23:43

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!