IT-Reviews    

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО КОНКУРСА «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ»

c78089d0
Шестернева Н.Н. Статья в формате PDF 236 KB

С 2005 года Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет проводит совместные педагогические исследования в области диагностики и поощрения развития исследовательского потенциала учащихся в учреждениях дополнительного и профессионального образования. С 2009 года проект получил поддержку Министерства образования и науки РФ и приобрел статус госбюджетной темы №3.1.2/6023. В 2009-2010 годах к активной работе над проектом были привлечены студенты и молодые ученые Санкт-Петербурга, благодаря чему удалось сформировать особое «рабочее поле» проекта, объединив усилия ученых разных поколений. Это позволило, помимо решения основных научных задач, поставленных перед проектом, уделить внимание развитию дискуссии между абитуриентами, студентами, школьниками и педагогами об оптимальных параметрах образовательного процесса в школе и вузе. Решая задачи «постановки проблемы» на первом году работы, по результатам анкетирования и интервью педагогов удалось выявить наиболее важные аспекты проблемы формирования научного потенциала учащихся. Если сформулировать кратко, то были сделаны следующие выводы:

- В настоящее время отсутствуют единые методики по развитию исследовательского потенциала учащихся в дошкольном и школьном образовании. В современной системе образования нет единой выстроенной технологии по формированию аналитических навыков, что подтверждает актуальность данного исследования.

- Общеобразовательные школы признают важность исследовательских навыков, но не имеют возможности их формировать из-за жестких требований ЕГЭ, учреждения дополнительного образования имеют больше возможностей по формированию исследовательских навыков, но не имеют методических инструментов; существующее высшее образование не обеспечивает освоение выпускниками необходимых в исследовательских компетенций (постановка целей, самоорганизация и употребление полученных знаний в деятельности и в контексте ситуации)

- Одним из важнейших следствий вышеуказанных проблем является дезориентированность учащихся в современном образовательном процессе, некоторая инфантильность и - как результат - безразличие и немотивированность учащихся.

Однако анкетирование проводилось среди ограниченного круга лиц и никак не включало в себя мнение учащихся, «потребителей» образовательного продукта. Поэтому в 2010 году была поставлена задача расширения круга участников обсуждения проекта. Для этого в течение 2010 года авторским коллективом проекта были организованы мероприятия, позволяющие максимально широко популяризировать тему исследования и привлечь к ее реализации максимально более широкий круг заинтересованных лиц.

Основой организованных дискуссий стал молодежный всероссийский конкурс «Высшее образование сегодня: взгляд молодых», в котором приняли участие свыше 100 работ, посвященных проблемам образовательного процесса в школе и вузе. Конкурсные работы выполнялись в трех номинациях, соответствующих возрасту и образовательному уровню участников: «Будущее - это мы» номинация для школьников от 10 до 16 лет, «Научите нас - мы хотим знать» номинация для студентов в возрасте от 17 до 23 лет и номинация «Первый шаг» для тех, кто делает первые шаги в профессии (до 28 лет). Для упрощения процесса регистрации и подачи работ, а также для принципиального расширения аудитории конкурса был создан электронный ресурс www.young-mind.ru, с помощью которого информация о материалах всего проекта и в частности о молодежном конкурсе стала доступной для широкого круга лиц в России и за ее пределами.

В конкурсных работах, которые представляли собой сочинение/доклад/статью о проблемах школьного и профессионального образования небольшого объема (3-7 страниц печатного текста) участники должны были рассказать о проблемах, с которыми они сталкиваются в процессе обучения, о своих надеждах, связанных с получением профессионального образования, о тех преобразованиях, которые они хотели бы реализовать в своих учебных заведениях. Показательно, что самой активной группой участников стали школьники (более 75 % всех конкурсных работ), выпускники (20 % работ) и студенты (5 %) оказались менее заинтересованными в проблематике дискуссии. Более 75 % всех работ были посвящены обсуждению организационных и «технологических» аспектов образовательного процесса (продолжительности учебной недели, количеству домашних заданий, количеству предметов, наличию электронных средств типа мультимедиа и проч.). Из этой группы выделяется около 15 % работ, в которых описывались перспективные преобразования («чтобы в школе можно было бегать», «здание школы должно быть многоэтажным и с большими окнами» и «в коридорах должны быть автоматы по продаже булочек и шоколада») школьного или институтского здания. Можно сделать вывод о том, что образовательное учреждение воспринимается многими учащимися как неотъемлемая часть жизненного пространства, образовательная функция скорее вторична. Только 18 % работ так или иначе обсуждали проблемы образовательного процесса или параметры для формирования нового обучающего пространства. Хотя изначально, в задании Конкурса была сформулирована просьба описать учебное заведение своей мечты, рассказать о том, какое образование хотелось бы получить и чем оно должно отличаться от уже получаемого.

Отдельно хотелось бы упомянуть о 4 % работах, которые были написаны в номинации «Будущее - это мы», то есть школьниками, но были посвящены обсуждению современной науки как явления и как вида деятельности. Эти конкурсные работы не могут быть прочитаны без эмоций, в них встречаются противоречащие друг другу яркие высказывания и мнения типа: «каждый день по телевизору показывают как из-за ученых погибает очень много людей в мире» или «кроме тостера и кофеварки в принципе ничего больше полезного ученые не придумали ...ученые - это такие бородатые люди в белых халатах». Подобные мнения, высказанные 12-13-летними подростками демонстрируют их полную дезориентацию в современном наукоемком мире. Молодые люди не представляют ни что такое современная наука, ни какое место она занимает в ежедневной жизни каждого человека. Хотя они сознательно выбрали именно этот ракурс для своей конкурсной работы, что все же позволяет говорить об их интересе к заявленной теме.

Таким образом, благодаря качественному расширению аудитории, в рамках работы над проектом «Формирование научно-исследовательского потенциала учащихся в образовательных учреждениях разного уровня» авторскому коллективу удалось заглянуть «по другую сторону» образовательного процесса и сделать ряд выводов о роли образования в жизни молодых людей. Несомненно, аудитория Конкурса заинтересована в обсуждении проблем высшего образования, но из-за отсутствия практики таких дискуссий не всегда готова обсуждать действительно проблемные факторы, подменяя их рассуждением на бытовые темы и вопросы организационного характера. Проведение таких открытых дискуссионных мероприятий дает пищу не только для ученых и педагогов, но и для самих участников - заставляя их защищать свои мнения, высказывать свою точку зрения и формулировать собственную гражданскую позицию.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

Статья в формате PDF 379 KB...

30 06 2020 11:50:13

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 151 KB...

28 06 2020 11:32:23

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

Статья в формате PDF 122 KB...

25 06 2020 23:36:53

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕНОСА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЯДА – ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ РАСТВОРОВ ХЛОРОВОДОРОДА В Н-СПИРТАХ

Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328 К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным. ...

22 06 2020 19:53:16

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С УКУШЕННЫМИ РАНАМИ

Статья в формате PDF 121 KB...

15 06 2020 6:56:24

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Исследованы вопросы влияния давления, относительной влажности и температуры атмосферы на давление воздуха в шине 175/70R13 легкового автомобиля В А З на основании данных Г У « В Н И И Г М И- М Ц Д» по постам (станциям) о температуре воздуха, относительной влажности и атмосферном давлении на уровне станции по природно – климатическим поясам России. Вопросы влияния климатических характеристик на давление в автомобильных шинах рассмотрены для летнего периода, который является наиболее нагруженным в году периодом в плане эксплуатации автомобиля. Исследования выполнены методом случайной выборки с использованием данных срочных наблюдений по постам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Изменения давления в шине в течение рабочей смены значительно влияют на управляемость, надежность и экономическую эффективность эксплуатации автотранспорта. ...

14 06 2020 4:48:12

К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ

Статья в формате PDF 262 KB...

15 05 2020 9:30:45

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 116 KB...

10 05 2020 17:17:15

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ГИПЕРГРАФАХ

В настоящей статье представлена многокритериальная математическая модель организации личностно-ориентированного обучения учащихся. Построена экстремальная модель на языке теории гиперграфов. ...

03 05 2020 16:33:15

КЛИМАТ И РЕКРЕАЦИЯ

Статья в формате PDF 253 KB...

01 05 2020 10:33:36

МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ

Статья в формате PDF 141 KB...

24 04 2020 23:53:41

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

18 04 2020 12:24:48

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР

Статья в формате PDF 310 KB...

15 04 2020 20:14:34

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

12 04 2020 1:52:57

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье исследованы некоторые проблемы опережающего антикризисного управления предприятием. ...

11 04 2020 19:27:52

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

09 04 2020 6:49:15

НАДЕЖДА И РЕАЛЬНОСТЬ ОНКОИММУНОЛОГИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

08 04 2020 12:10:30

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КРОВИ

Статья в формате PDF 113 KB...

06 04 2020 20:20:34

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ

Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...

01 04 2020 5:51:12

ГИСТОТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИСАХАРИДОВ И ЛИПИДОВ В ТКАНЯХ TRICHОCEPHALUS TRICHIURUS И TR.MURIS ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТРИХОЦЕФАЛЕЗА НЕКОТОРЫМИ АНТИГЕЛЬМИНТИКАМИ

В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила. ...

31 03 2020 22:26:57

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья в формате PDF 101 KB...

21 03 2020 19:15:45

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ.

Статья в формате PDF 294 KB...

15 03 2020 16:32:53

СЛЕНГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья в формате PDF 293 KB...

13 03 2020 17:22:30

Развитие стекловидного тела глаза человека

Статья в формате PDF 111 KB...

11 03 2020 11:31:17

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья в формате PDF 168 KB...

09 03 2020 18:20:39

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

05 03 2020 12:42:34

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья в формате PDF 145 KB...

04 03 2020 15:22:52

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЯДЕРНОМ ТЭК РОССИИ

Статья в формате PDF 108 KB...

01 03 2020 20:39:38

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

Статья в формате PDF 161 KB...

24 02 2020 1:38:36

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

Статья в формате PDF 126 KB...

22 02 2020 3:34:53

КОМПЕТЕНТНОСТИ – РЕЗУЛЬТАТИВНО-ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в практической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...

20 02 2020 15:56:43

ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Статья в формате PDF 321 KB...

18 02 2020 22:47:20

ЕГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Статья в формате PDF 99 KB...

14 02 2020 10:39:33

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!