IT-Reviews    

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ «БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА», ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15-ти ЛЕТ)

Чиженкова Р.А. Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии. Статья в формате PDF 274 KB

Настоящее время характеризуется осознанием значимости науки для конкретного индивида, общества в целом, цивилизации и ноосферы [10]. Однако пока не достигнуто четкого понимания приоритетной роли фундаментальной науки. Стремление к моментальному внедрению результатов научных открытий в повседневную практику может затормозить развитие фундаментальной науки [2, 4]. Поэтому в середине ХХ века возникла идея государственной поддержки науки [1].

В 1992 г. в России был создан соответствующий фонд - Российский Фонд Фундаментальных Исследований (РФФИ) для поддержки научных коллективов и отдельных ученых. В наших публикациях уже были рассмотрены общие библиометрические характеристики научных проектов, поддержанных РФФИ за 15-летний период (1993-2007 гг.) своей деятельности. В частности, было сделано библиометрическое описание материала по видам конкурсов, проводимых РФФИ в течение этого срока [5], и по разным областям знания [6, 7].

РФФИ проводило следующие виды конкурсов: (1) инициативные научные проекты; (2) издательские проекты; (3) гранты молодым ученым; (4) региональные проекты и (5) проекты совместного конкурса РФФИ и БРФФИ. Научные проекты касались следующих областей знания: (1) математика, информатика, механика; (2) физика и астрономия; (3) химия; (4) биология и медицинская наука; (5) науки о Земле; (6) науки о человеке и обществе; (7) информационные технологии и вычислительные системы; (8) фундаментальные основы инженерных наук. В течение указанного временнóго периода имели место некоторые изменения в этих названиях областей знания, что рассмотрено в предыдущей работе [6].

Настоящие исследования посвящены подробному рассмотрению поддержанных научных проектов в области знания «биология и медицинская наука». Необходимость такого направления работы проистекает из прогнозируемого повышения интереса именно к этому аспекту знания в XXI веке. Дополнительный акцент был сделан на анализе поддержки работ по нейрофизиологии в связи с большой значимостью данного научного направления в современном мире [3, 9, 10].

Основным источником сведений служили ежегодные Информационные бюллетени (ИБ) РФФИ. Статистическую значимость различия величин вычисляли на основе сравнение двух выборочных долей вариант. Все полученные сведения оригинальны и ранее не публиковались.

Суммарные количественные данные. Число поддержанных научных проектов РФФИ по всем видам конкурсов за рассматриваемый период составляло - 56911. Лидирующим видом конкурса по числу представляемых грантов являлись инициативные научные проекты - 78,03 % от общей суммы. Число поддержанных издательских проектов было относительно - 5,81 %. Следует отметить, что конкурс издательских проектов самостоятельно проводился в РФФИ с 1995 г. В 1993 и 1994 гг. издательские проекты были представлены совместно с инициативными. Поэтому нам пришлось сделать попытку выделить из общего перечня грантов в эти годы издательские проекты, что могло несколько сказаться на определении их числа.

Инициативные научные проекты в области знания «биология и медицинская наука». Среди инициативных проектов, поддержанных РФФИ, значительное число принадлежит грантам по биологии и медицинской науке (20,53 %), которое лишь немного уступает таковым по физике и астрономии (22,62 %), и превышает числа по остальным областям знания (U от 7.45 до 99.09). Табл. 1 приводит сведения относительно проектов по биологии и медицине.

Таблица 1

Динамика чисел поддержанных инициативных научных проектов по биологии и медицинской науке в течение 1993-2007 гг. (А) и динамика их доли в общей сумме грантов по всем областям знания (Б)

Годы

Число

А

Б

% от 9119

U

сравнения
с 6,67%

Общая сумма

 за год

% от суммы

за год

U

сравнения
с 20,53%

1993

425

4,66

5,21

2829

15,02

7,48

1994

490

5,37

3,78

2788

17,56

3,89

1995

512

5,61

3,04

2674

19,15

1,76

1996

908

9,96

8,04

4742

19,15

2,29

1997

506

5,55

3,24

2637

19,19

1,70

1998

645

7,07

1,01

2971

21,71

1,48

1999

711

7,80

2,63

3132

22,70

2,81

2000

594

6,51

0,47

2809

21,15

0,77

2001

729

7,99

3,38

3058

23,84

4,23

2002

732

8,03

3,44

3046

24,03

3,20

2003

566

6,21

1,35

2612

21,67

1,39

2004

553

6,06

1,76

2543

21,75

1,47

2005

627

6,88

0,47

2936

21,36

1,05

2006

555

6,09

1,83

3022

18,37

2,98

2007

566

6,21

1,35

2610

21,69

1,34

Сумма

9119

   

44409

   

Среднее значение

607,93

6,67

 

2960,60

20,53

 

Примечание: U > 1,96 соответствует p < 0,05: U > 2,58 соответствует p < 0,01.

Максимальное число поддержанных инициативных проектов по биологии и медицинской науке отмечалось в 1996 (табл. 1-А). Между прочим, данное явление сопровождалось также статистически значимым увеличением числа грантов в большинстве областей знания: «математика, информатика, механика», «физика, астрономия», «химия» и «науки о Земле» [6]. Причина данного факта заключается в благоприятной экономической ситуации для РФФИ в том году [5]. Несколько меньшее увеличение поддержанных инициативных проектов по биологии и медицинской науке было в 1999 г. и в 2001 и 2002 гг. В 1999 г. оно сочеталось с достоверным увеличением числа грантов по математике, информатике, механике, а в 2001-2002 гг. - по созданию и развитию информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов [6]. В эти годы также наблюдалось некоторое (статистически незначимое) повышение общего числа поддержанных проектов [5].

Доля поддержанных проектов по биологии и медицинской науке в общем числе грантов также претерпевала достоверные колебания (табл. 1-Б). Наибольшие значения она достигала в 1999, 2001 и 2002 гг., что можно объяснить повышением интереса к исследованиям в данной области знания. Следует отметить, что среди проектов по ведущим областям знания только проекты по биологии и медицинской науке не проявляли снижения числа грантов в последние годы [6].

По обоим описанным показателям наименее удачными годами для проектов в области знания «биология и медицинская наука» были в самом начале деятельности РФФИ, когда явное преимущество имели проекты по физике и астрономии [6].

Издательские проекты в области знания «биология и медицинская наука». Среди издательских проектов число грантов по биологии и медицинской науке (15,81 %) было меньше таковых по математике, информатике, механике (27,03%, U = 11,18) и по науке о Земле (18,83 %, U = 3,25). Материалы относительно издательских проектов по биологии и медицине представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика чисел поддержанных издательских научных проектов по биологии и медицинской науке в течение 1993-2007 гг. (А) и динамика их доли в общей сумме грантов по всем областям знания (Б)

Годы

Число

А

Б

% от

542

U

сравнения
с 6,67 %

Общая сумма

 за год

% от суммы

 за год

U

сравнения
с 16,38 %

1993

1

0,18

7,19

16

6,25

1,32

1994

38

7,01

0,21

68

55,88

6,98

1995

75

13,84

3,93

304

24,67

3,42

1996

37

6,83

0,09

273

13,55

1,27

1997

48

8,86

1,33

246

19,51

1,23

1998

64

11,81

2,93

323

19,81

1,51

1999

14

2,58

3,31

179

7,82

3,48

2000

30

5,54

0,79

224

13,39

1,22

2001

36

6,64

0,02

240

15,00

0,58

2002

30

5,54

0,79

265

11,32

2,32

2003

32

5,90

0,53

232

13,79

1,07

2004

31

5,72

0,66

214

14,49

0,75

2005

32

5,90

0,53

232

13,79

1,07

2006

44

8,12

0,91

237

18,57

0,85

2007

30

5,54

0,79

255

11,76

2,06

Сумма

542

   

3308

   

Среднее значение

36,13

6,67

 

220,53

16,38

 

Примечание: см. табл. 1.

Полученные сведения относительно динамики поддержанных издательских проектов по биологии и медицинской науке отличались от таковых по инициативным проектам. Во-первых, общее их число было достоверно меньше (U = 5,99). Во-вторых, их максимальное число приходилось на 1995 и 1998 гг. (табл. 2-А), что частично может быть обусловлено большим числом грантов у издательских проектов именно в эти годы (табл. 2-Б). Во-третьих, поддержанные проекты по биологии и медицинской науке в общем числе грантов лидировали в 1994 и 1995 гг. (табл. 2-Б).

Работы по нейрофизиологии. На основании названий поддержанных проектов были выделены нейрофизиологические работы. Число последних грантов среди инициативных проектов по биологии и медицинской науке оказалось достоверно выше, чем у соответствующих издательских проектов (9,47 % по сравнению с 3,32 %, U = 5,93). Из нейрофизиологических проектов были отмечены те, которые (1) имели отношение к изучению деятельности головного мозга, (2) спинного мозга, (3) нейронов, (4) были выполнены на нервной системе без четкого указания на перечисленные выше объекты, (5) были посвящены анализу биологического действия физических факторов. Последняя рубрика была необходима в силу значимости этих исследований в настоящее время [8]. При этом были объединены данные по влиянию магнитных и электромагнитных полей и ионизирующей радиации. Полученные результаты отражены в табл. 3.

Таблица 3

Количественный анализ поддержанных научных проектов
по нейрофизиологии в течение 1993-2007 гг.

Отделы нейрофизиологии

Инициативные проекты

Издательские проекты

Число

% от общей

 суммы

U

сравнения
с 20 %

Число

% от общей

 суммы

U

сравнения
с 20 %

Головной мозг

444

51,39

13,97

11

61,11

2,64

Спинной мозг

13

1,51

14,20

-

0

2,78

Нейроны

240

27,78

3,82

2

11,11

0,74

Нервная система

42

4,86

10,00

-

0

2,78

Действие физ.факторов

125

14,47

3,06

5

27,78

0,55

Сумма

864

100

 

18

100

 

Среднее значение

172,82

20,00

 

3,60

20,00

 

Примечание: см. табл. 1.

Из представленного материала следует, что среди поддержанных инициативных проектов по разным направлениям нейрофизиологии лидируют работы, касающиеся деятельности головного мозга. Второе место принадлежит исследованиям на нейронном уровне. Третью позицию занимают те, в которых рассматривается биологическое действие физических факторов. Среди издательских проектов также доминируют работы относительно деятельности головного мозга. Но второе место обнаруживается у работ по биологическому действию физических факторов. Работ на нейронном уровне чрезвычайно мало.

Заключение. РФФИ был создан в 90-е годы для государственной поддержки фундаментальной науки. Организовано 5 видов конкурсов при несомненном приоритете конкурсов инициативных (т.е. исследовательских) и издательских проектов. Оказана финансовая помощь проектов по основным областям знания (8 рубрик). Одну из лидирующих позиций занимает «биология и медицинская наука». Наиболее оптимальный период поддержки работ по биологии и медицине в конкурсе инициативных проектов был в середине временнóго срока деятельности РФФИ, в конкурсе издательских проектов он приходился на его начальную часть.

Нейрофизиологическим проектам принадлежит существенная доля в общем числе грантов по биологии и медицинской науке. При этом доминируют работы по изучению деятельности мозга. Исследованиям на нейронном уровне принадлежит довольно скромное место, по-видимому, из-за их сложности и, на первый взгляд, низкой последующей прагматичности. Исследования биологического действия физических факторов имеют еще менее значимые величины. Но именно последним направлениям принадлежит будущий прогресс [8].

Список литературы

  1. Коннов В.И. Самоуправление на «передовой»: становление национального научного фонда США // Вестник РФФИ. - 2007. - №4(54). - С. 10-15.
  2. Обама: Наука нужна как никогда раньше / Троицкий вариант. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htth://trv-science.ru/2009/05/26/.
  3. Чиженкова Р.А. Структурно-функциональная организация сенсомоторной коры. - М.: Наука, 1986. - 249 с.
  4. Чиженкова Р.А. Наука в современном мире // Актуальные проблемы социальной философии / ред. Э.В. Гирусова. - М., 1998. - С. 111-112.
  5. Чиженкова Р.А. Библиометричский анализ научных проектов, поддержанных Российским Российским Фондом Фундаментальных Исследований (итог 15 лет) // Фундаментальные исследования. - 2010. - №1. - С. 100-106.
  6. Чиженкова Р.А. Библиометричский анализ инициативных научных проектов по разным областям знания, поддержанных Российским Российским Фондом Фундаментальных Исследований (итог 15 лет) // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - №3. - С. 130-136.
  7. Чиженкова Р.А. Библиометричский анализ издательских проектов по разным областям знания, поддержанных Российским Российским Фондом Фундаментальных Исследований (итог 15 лет) // Успехи современного естествознания. - 2011. - №1. - С. 46-51.
  8. Chizhenkova R.A. Bibliometrical review of neurophysioligical investigation of action of non-ionized radiation in second half of the XXth century // Biophysics. - 2005. - Vol. 50. - Supplement. - №1. - P. 163-172.
  9. Stearns S.C. Evolutionary perspectives on heals and medicine / Nesse R.M., Govindaraju D.R., Ellison P.T. // PNAS. - 2010. - Vol. 107. - Suppl. №1. - P. 1691.
  10. The Flight from Science and Reason / Eds.: Gross P.R., Levitt N., Lewis M.W. - New York: The New York Academy of Sciences, 1996.



c78089d0

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

Статья в формате PDF 122 KB...

19 01 2020 12:44:50

НОВЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВЫХ ГРЫЖ

Статья в формате PDF 114 KB...

15 01 2020 19:58:59

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

04 01 2020 0:34:38

КОМПОНЕНТЫ ГЕМОСТАЗА И ВЛИЯНИЕ АНТИБИОТИКОВ

Статья в формате PDF 91 KB...

02 01 2020 9:24:16

ЧИБИСОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 309 KB...

31 12 2019 16:51:28

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

Статья в формате PDF 124 KB...

27 12 2019 13:36:27

Кристаллографические методы исследования сперматозоидов крыс при воздействии несимметричного диметилгидразина (НДМГ)

Для определения возможности использования кристаллографического метода в оценке нарушений сперматогенеза при действии химических факторов были изучены кристаллограммы лизата сперматозоидов крыс после введения Н Д М Г в дозах 5, 25, 40 и 70 мг/кг. Экспериментальные исследования проводились на белых крысах-самцах. Анализ тезиограмм показал превалирование нарушений с увеличением введенной дозы Н Д М Г, начальные нарушения выявляются на ранних сроках, во всех диапазонах доз Н Д М Г. Максимальные нарушения прослеживаются при острой интоксикации в дозе 70 мг/кг и сроке 24 часа, о чем свидетельствует увеличение центров кристаллизации, формированием грубых монокристаллов и поликристаллов. Изменения кристаллоографической картины в тезиограммах лизата спермы крыс свидетельствуют о метаболических изменениях в сперматозоидах, развивающихся в ответ на действие Н Д М Г, что позволяет рекомендовать кристаллографические методы для оценки действия репродуктивных токсикантов и они могут служить индикаторами функционального состояния организма. ...

23 12 2019 15:14:44

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ

Статья в формате PDF 111 KB...

20 12 2019 13:14:12

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА

Статья в формате PDF 91 KB...

19 12 2019 12:26:46

АНТИЦИПАТИВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ

Статья в формате PDF 342 KB...

08 12 2019 5:43:13

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМАЛИЗОВАННОМ ВИДЕ

Представлена система управления в формализованном виде, что облегчает анализ свойств системы, позволяет намечать пути ее совершенствования. ...

24 11 2019 17:48:14

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались характером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, И М Т, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-месячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 практически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном характере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией характера питания. ...

18 11 2019 10:55:19

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПУСТЫНИВАНИЯ В РАВНИННОМ ДАГЕСТАНЕ

Статья в формате PDF 117 KB...

05 11 2019 3:10:42

ОБРАЗЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ТУРИЗМЕ

Статья в формате PDF 109 KB...

04 11 2019 8:35:19

ПОДВОДНЫЕ ГОРОДА

Статья в формате PDF 763 KB...

02 11 2019 13:36:14

РОЛЬ БОБОБЫХ КУЛЬТУР В БИОЛОГИЗАЦИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Статья в формате PDF 243 KB...

30 10 2019 19:21:55

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ

Статья в формате PDF 130 KB...

29 10 2019 8:17:56

ПИЩЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ДАУРСКОЙ ПИЩУХИ (OCHOTONA DAURICA)

Статья в формате PDF 140 KB...

25 10 2019 2:16:42

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ВИДЫ ФАКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ

Статья в формате PDF 215 KB...

24 10 2019 5:44:45

КАЩЕНКО МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 319 KB...

18 10 2019 13:22:53

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА МОДИФИЦИРОВАННОЙ ГЕРТ-СЕТИ

Статья в формате PDF 130 KB...

12 10 2019 12:27:59

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ ГУСЕВ

Статья в формате PDF 426 KB...

10 10 2019 1:21:58

ЦИФРОВОЙ МОДЕМ ДЛЯ СЕТИ ISDN

Статья в формате PDF 297 KB...

05 10 2019 17:51:57

ГЕНОФОНД АБОРИГЕННЫХ ЖИВОТНЫХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Статья в формате PDF 123 KB...

29 09 2019 14:15:26

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

22 09 2019 23:21:37

К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ

Статья в формате PDF 262 KB...

21 09 2019 20:31:39

К ВОПРОСУ О ДЕФЛЯЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭРОЗИИ ГУМУСА

Статья в формате PDF 109 KB...

19 09 2019 8:10:57

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Статья в формате PDF 279 KB...

18 09 2019 3:35:21

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Статья в формате PDF 241 KB...

11 09 2019 6:22:59

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

31 08 2019 1:16:48

АНАЛИЗ ФАРМАКОТОКСИЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭТАЦИЗИНА И ДИМЕФОСФОНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на смертность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение смертности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...

27 08 2019 23:30:27

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!