IT-Reviews    

О СТРОЕНИИ И ТОПОГРАФИИ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У НОВОРОЖДЕННЫХ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Рекомендуем: Как открутить болт-секретку на колесе авто без специального ключа
Источник:
Петренко В.М. Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. Статья в формате PDF 956 KB лимфатический узелкрыса

Крыса часто используется для проведения экспериментальных работ с целью выяснить возможные последствия воздействия разных факторов внешней среды на организм человека. Но для достоверной интерпретации на его организм данных, полученных в опыте на животных, необходимо знать точные видовые особенности их строения. Недавно в свет вышла работа на важную для нашей страны тему [6], ее автор сообщил данные о строении и топографии краниальных брыжеечных лимфоузлов (КБЛУ) у новорожденных белой крысы, которые «в доступной литературе отсутствуют» (с. 32). Прочитав статью, я убедился в актуальности затронутой проблемы.

Материал и методы исследования

Я проанализировал данные [6], полученные только в условиях нормы, и сопоставил их с собственными данными [5] и сведениями литературы, включая источники, цитируемые в работе [6].

Результаты исследования и их обсуждение

Обращает на себя внимание ограниченный объем выборки в контрольной группе (всего 4 крысы, число потомства автор точно не указал, предположительно - 20). А между тем автор недвусмысленно претендует на новизну полученных данных, поскольку проф. И.М. Иосифов [3] различал центральные и периферические КБЛУ, причем у зрелой серой крысы, а академик Я.А. Рахимов [7] описал якобы только КБЛУ центральной группы. Надо однако уточнить: Я.А. Рахимов отмечал, что обнаружил у всех изученных им зрелых белых крыс несколько сравнительно крупных центральных КБЛУ разной формы и размеров. Т.е. другие КБЛУ могли быть или не быть. В конце концов главным предметом исследования Я.А. Рахимова был грудной проток крысы. Да и вообще, насколько новы данные П.В. Пугача о топографии КБЛУ? Взгляните на рис. 12 / № 15 (с. 173) в монографии Я.А. Рахимова [7] или на рис. 348Б/ № 13 (с. 182) в книге А. Ромера и Т. Парсонса [8]: цепочка КБЛУ вдоль одноименной артерии протягивается до илеоцекального угла. П.В. Пугач [6] пространно и нечетко описывает (с. 33) разделение КБЛУ на 3 топографические группы без их названия, хотя проще было сообщить о принятой для человека (Международная анатомическая терминология, 1998) классификации верхних брыжеечных ЛУ, в т.ч. - юкстакишечные (у крысы отсутствуют), верхние центральные, подвздошно-ободочные, пред- и заслепокишечные (описаны у П.В. Пугача как 1-я, 2-я и 3-я топографические группы). Не обсуждается, какая группа КБЛУ П.В.Пугача соответствует группе КБЛУ И.И. Иосифова (может быть 3-я ?). Коль скоро П.В. Пугач сообщает о новых данных, то следовало бы аргументировать их:

1) инъецировать цепочку КБЛУ, например, синей массой Герота и привести ее фотографию в статье;

2) если П.В. Пугач не владеет этой рутинной методикой исследования, то тогда можно было бы ограничиться (а лучше как дополнение) микрофотографиями КБЛУ всех групп на срезах, в т.ч. на малом (топография) и большом (строение) увеличении.

Никаких фотографий или просто описания использования инъекции и серийных гистологических срезов для изучения топографии КБЛУ в статье [6] я не обнаружил. По этой же причине только слова автора служат доказательством тому, что КБЛУ имеют ту или иную форму, причем П.В. Пугач не сообщает, с какой частой КБЛУ в целом и в каждой группе, в частности, имеют такие формы.

По строению КБЛУ у новорожденных крысы П.В. Пугач (с. 32-33) разделил на незрелые (однородная паренхима), более зрелые (разделение паренхимы на корковое и мозговое вещество) и сформированные (?! - четкое разделение всех структурных компонентов узлов, в т.ч. первичные лимфоидные узелки - ПЛУ, без указания их числа). Для определения степени дифференцировки паренхимы КБЛУ П.В. Пугач учитывал показатели ее клеточного состава в соответствии с этапностью развития КБЛУ [9]. Правда, сведения о клеточном составе КБЛУ я в статье [6] не нашел, если не считать редкие общие фразы о повышении или преобладании тех или иных клеток. В разделе статьи «Обсуждение полученных данных» сообщается: «В популяции всех КБЛУ у новорожденных крыс можно выделить 3 типа узлов, находящихся на разных этапах дифференцировки» (с. 35). ПЛУ обнаружены в лентовидных и бобовидных КБЛУ, характерных для их 2-й топографической группы, расположенной в конце краниальной брыжеечной артерии (с. 33). Очень странно, ведь «отмечался отчетливый краниокаудальный градиент уменьшения как количества, так и площади среза КБЛУ» (с. 33). Причину таких «ножниц» в развитии КБЛУ П.В.Пугач не обсуждает.

Так или иначе, П.В. Пугач пишет, что КБЛУ у новорожденных белой крысы имеют очень вариабельное строение, состояние их паренхимы колеблется от однородной структуры до присутствия в корковом веществе ПЛУ. При этом для оценки состояния паренхимы КБЛУ П.В. Пугач использовал данные из работы Т.Н. Савицкой [9]. Но она-то, а также Е.В. Морозова [4], как и их общий с П.В.Пугачом научный руководитель, проф. М.А. Долгова [2] считали, что ПЛУ появляются в КБЛУ только на второй неделе жизни белой крысы. Для оценки формы КБЛУ П.В. Пугач использовал рекомендации из книги [1]. Но в этой же книге (с. 175-176) написано, что академик М.Р. Сапин с соавторами (1978) исследовал КБЛУ на разных этапах постнатального онтогенеза крысы и обнаружил слабое развитие коркового и мозгового вещества даже у 14-суточных крыс, когда начинается развитие большого количества крупных узелков и разрастание лимфоидной ткани в межузелковой зоне. Возникает вопрос: как столь известные ученые и их ученики не заметили ПЛУ в КБЛУ у новорожденных крысы? Или ученик проф. М.А. Долговой попросту не знает элементарных вещей и не читал работу даже своего учителя? Я занимался развитием ЛУ у плодов человека на этапах написания и кандидатской, и докторской диссертации, а позднее изучал их развитие у плодов белой крысы [5] и после ее рождения. Исходя из собственного опыта могу предположить, что П.В. Пугач либо использовал «некондиционный» материал (внутриутробное инфицирование, например), либо неверно идентифицировал ПЛУ. КБЛУ даже зрелой крысы отличаются тонкими трабекулами. Когда в КБЛУ ее плодов и новорожденных начинается дифференциация трабекул, то они при окраске гематоксилином и эозином выглядят как слабые просветления или разрежения паренхимы. Между ними (или между первыми промежуточными синусами, врастающими в корковое вещество) обнаруживаются неразреженные участки паренхимы ЛУ. Их можно принять за ПЛУ. Чтобы избежать подобной ошибки (сомнения), используют серебрение на ретикулярные волокна (и П.В. Пугач его якобы использовал!). Они формируют кольцевидное сгущение вокруг ПЛУ [2]. У новорожденных крысы (1-е сут жизни) корковое вещество даже поясничных ЛУ довольно однородно, тем более КБЛУ, где определяется почти однородная сеть ретикулярных волокон и едва намечаются мозговые синусы (рис. 1-3).

Рис. 1. Белая крыса, новорожденный
(1-е сут жизни), сагиттальный срез: 1, 2 - краевой синус и капсула поясничных лимфоузлов; 3 - поясничный ствол;
4 - поясничная мышца. Азур-II-эозин.
Ув.: об. 20, ок. 10

Рис. 2. Центральный краниальный брыжеечный лимфоузел новорожденной белой крысы
(1-е сут жизни), срединный продольный срез: 1 - капсула; 2 - краевой синус; 3 - корковое вещество; 4 - мозговые синусы. Гематоксилин и эозин. Ув.: об. 40, ок. 10

Рис. 3. Центральный краниальный брыжеечный лимфоузел новорожденной белой крысы
(1-е сут жизни), срединный продольный срез: 1 - капсула; 2 - краевой синус; 3 - корковое вещество; 4 - мозговое вещество. Серебрение по Футу. Ув.: об. 40, ок. 15

Заключение

Представленные в статье [6] материалы явно недостаточны, приведенные данные противоречивы и недостоверны для сделанных автором выводов, которые совершенно не обоснованы в части топографии КБЛУ, идут в разрез с существующими представлениями о развитии КБЛУ у белой крысы [1, 2, 4, 5, 9] и в этой части также не аргументированы. Я считаю, что КБЛУ у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой.

Список литературы

  1. Функциональная анатомия лимфатического узла / Ю.И. Бородин, М.Р. Сапин, Л.Е. Этинген [и др.]. - Новосибирск: изд-во «Наука» СО РАМН, 1992. - 257 с.
  2. Долгова М.А. Строение вилочковой железы и лимфатических узлов материнского и развивающегося организмов в условиях нормальной жизнедеятельности / Органы иммунной системы материнского и развивающегося организмов в норме и эксперименте. - Л.: Изд-во ЛПМИ, 1989. - С. 5-17.
  3. Иосифов И.М. Лимфатическая система серой крысы. - Ереван: Тр. Ереванск. зооветер. ин-та, 1944. - Вып. 8. - С. 227-255.
  4. Морозова Е.В. Морфологические особенности вилочковой железы и лимфатических узлов крыс в условиях пренатального воздействия индометацина: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1990. - 17 с.
  5. Петренко В.М. Эволюция и онтогенез лимфатической системы. - 2-е изд. - СПб: Изд-во ДЕАН, 2003. - 336 с.
  6. Пугач П.В. Строение брыжеечных лимфатических узлов новорожденных крыс в норме и после пренатального воздействия этанола // Морфология. - 2011. - Т. 138, № 6. - С. 32-36.
  7. Рахимов Я.А. Грудной проток млекопитающих. - Душанбе: Изд-во «Ирфон», 1968. - 216 с.
  8. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных / пер. с англ.яз. - М.: Изд-во «Мир», 1992. - Т. 2. - 406 с.
  9. Савицкая Т.Н. Строение трахеобронхиальных и брыжеечных лимфатических узлов в антенатальном и постнатальном периодах онтогенеза (анатомо-экспериментальное исследование): автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Ярославль. - 1985. - 17 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Стратегия социально-экономического развития Р Ф поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...

13 06 2021 22:25:43

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 293 KB...

12 06 2021 16:10:17

Упрочнение методом наплавки легирующими металлами

Статья в формате PDF 259 KB...

11 06 2021 13:49:29

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ

Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается С О В А-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...

07 06 2021 7:16:31

Продажа товаров в кредит

Статья в формате PDF 113 KB...

26 05 2021 14:29:49

ПОВЫШЕНИЕ КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Статья в формате PDF 261 KB...

25 05 2021 23:13:18

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

20 05 2021 2:57:42

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья в формате PDF 110 KB...

17 05 2021 18:32:52

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ В ТРАВЕ ОВСА ПОСЕВНОГО

Изучен химический состав травы овса посевного. Качественными реакциями обнаружены аминокислоты, крахмал и флавоноиды. Разработана методика спекторофотометрического определения суммы аминокислот по реакции с нингидрином. Установлено, что в траве овса содержится до 1% аминокислот в пересчете на кислоту глютаминовую. ...

15 05 2021 2:27:49

Изомерия и гомеостаз популяций

Статья в формате PDF 102 KB...

12 05 2021 12:22:10

О РЕДКИХ ВИДАХ ЛИШАЙНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проведена инвентаризация лихенофлоры Республики Татарстан ( Р Т). Показана роль особо охраняемых природных территорий в сохранении флористического разнообразия. Дан спектр семейств редких видов во флоре обследованной территории и анализ состава географических элементов. Рассмотрено распределение редких видов по основным типам местообитаний. Даются некоторые сведения о редких и исчезающих лишайниках для включения в Красную книгу Р Т. ...

09 05 2021 5:38:19

Репродуктивное здоровье подростков

Статья в формате PDF 127 KB...

07 05 2021 17:27:54

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 137 KB...

06 05 2021 10:18:48

Максимальная скорость окисления оксида азота

Статья в формате PDF 344 KB...

04 05 2021 12:36:46

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДОЙ КАРЕЛЬСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...

02 05 2021 4:35:29

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОСНОВА ПРОГРЕССА 21 ВЕКА

Статья в формате PDF 120 KB...

30 04 2021 13:50:33

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!