К ВОПРОСУ О «КОМПЕТЕНТНОСТИ» И «КОМПЕТЕНЦИИ» БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Создание нового типа системы образования предъявляет новые требования и к будущему учителю, к его подготовке. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе.
По мнению В.Д. Шадрикова [1], выпускник, освоивший образовательную программу, должен характеризоваться: компетенциями социально-личностными (относящимися к человеку как к индивиду, субъекту деятельности и личности; социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми; относящимися к умению учиться); компетенциями общепрофессиональными (информационными, связанными с получением и обработкой информации; расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата; эксплуатационными; управленческими, организационными; конструкторскими; проектировочными; экономическими, включающими поведение на рынке труда).
Эти компетенции должны формироваться как общие, для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.
Кроме того, выпускник должен обладать специальными компетенциями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций [1].
Однако следует отметить, что теория компетенций (в иной транскрипции - компетентности, компетентностей) в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей разных стран. Проанализируем понятие компетентности с точки зрения современной философской, психолого-педагогической и методической наук.
Словарь иностранных слов [2] раскрывает понятие «компетентный»: лат. competens - соответствующий, способный; англ. competence - способность (компетентность); франц. competent -
компетентный, правомочный. В большом энциклопедическом словаре [3] «компетентность» трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо», в толковом словаре С.И.Ожегова [4] «компетентность - знание, осведомлённость, авторитетность». В научно-методической литературе принято различать категории «компетентность» и «компетенция». Определения компетентности во многом сходны и частично дублируют друг друга, в то время как для компетенции нет единого толкования. Понятие «компетенция» в русских словарях трактуется как «круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом; знания и опыт в той или иной области» [3, 4], в толковом словаре по управлению [5] компетенция - это «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён». О.Е.Ломакина [6] определяет компетенцию как «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чём-либо».
Таким образом, компетенция обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как компетентность - семантически первичная категория и представляет совокупность, систему, некий «багаж» знаний человека.
Отсюда «компетентный» в своем деле человек (от лат. competents -соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный» [7].
Фактически ни в философском, ни в психологическом, ни в педагогическом полных и кратких словарях толкования терминов «компетентность» и «компетенция» не обнаружено. Это свидетельствует о том, что компетентность специалиста в исследовании проблем в современном психолого-педагогическом контексте приобретает актуальность с сравнительно недавнего времени. Исключением является педагогический словарь для студентов Г.М. Коджаспировой 2001 года издания [8], в котором наряду с термином «общекультурная компетентность» определяется термин «компетентность профессиональная» - «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».
«Категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу» (Б.С. Гершунский, [9]). Профессиональная компетентность в известной степени определяет качество деятельности педагога.
В трактовке некоторых авторов понятие «компетентность педагога» коррелирует с понятием «готовность к профессиональной деятельности» (Н.В. Кузьмина, А.И. Панарин, В.А. Сластенин), а «компетенции» - с понятием «компоненты готовности». В нашем исследовании, связанном с подготовкой будущих учителей математики, мы придерживаемся данной трактовки понятий «компетентность» и «компетенция».
На сегодняшний день критерием качества подготовки выпускников педвузов выступает их профессиональная компетентность, которую мы понимаем как готовность к самореализации, к развитию личности, как готовность воспринимать и расширять гамму своих профессиональных знаний и умений и применять их для достижения психолого-педагогических целей обучения и повышения производительности педагогического труда. Поэтому создание системы профессиональной подготовки учителя математики является одной из основных проблем компетентностного подхода. Все это накладывает особые требования к подготовке педагогических кадров.
Список литературы
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 9.
- Словарь иностранных слов. - 19-е изд. - М.: Рус. яз., 1990. - 624 с.
- Большой энциклопедический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. Фонд «Правовая культура». - М., 1994. - 528 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.О. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт рус. языка. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1998. - 944 с.
- Толковый словарь по управлению. - М.: Аланск, 1994. - 252 с.
- Ломакина О.Е. Профессиональная компетентность учителя: теория и практика: учебно-метод. пособие. - Волгоград: Перемена, 2000. - 152 с.
- Словарь современного русского литературного языка. - Т. 13. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 1704 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 176 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированнях образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 114 KB...
23 01 2021 17:47:48
Статья в формате PDF 299 KB...
22 01 2021 2:21:59
Статья в формате PDF 252 KB...
21 01 2021 19:50:50
Статья в формате PDF 119 KB...
20 01 2021 23:21:17
Статья в формате PDF 287 KB...
19 01 2021 3:51:39
Статья в формате PDF 267 KB...
18 01 2021 1:18:33
Статья в формате PDF 126 KB...
17 01 2021 13:55:18
Статья в формате PDF 117 KB...
16 01 2021 23:32:36
Статья в формате PDF 244 KB...
14 01 2021 21:21:17
Статья в формате PDF 239 KB...
13 01 2021 21:24:53
Статья в формате PDF 142 KB...
12 01 2021 8:15:53
Статья в формате PDF 115 KB...
10 01 2021 17:44:57
В эксперименте в сравнительном плане, изучено влияние радиационного облучения, ртутной интоксикации и гипотиреоза на систему иммунитета, на активность ферментов обмена пуриновых нуклеотидов: 5’-нуклеотидазы, А М Ф-дезаминазы и аденозиндезаминазы, на активность ферментов антиоксидантной системы: супероксиддисмутазы ( С О Д), глутатионпероксидазы ( Г П О), глутатионредуктазы в ткани печени, почек и в сыворотке крови. Установлены значительные сходства в механизме клеточных и метаболических эффектов радиации, гипотиреоза, ртутной интоксикации. Независимо от ткани и воздействующего на организм фактора (радиация, гипотиреоз, ртутная интоксикация) имеет место однотипные изменения активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы и глутатионредуктазы, что свидетельствует о том, что указанные воздействия являются стрессорными. Изменения в иммунной системе, обнаруженные при ионизирующем излучении, практически однотипны изменениям иммунитета при гипотиреозе. При ртутной интоксикации в отличие от гипотиреоза и радиации имеет место снижение уровня В-лимфоцитов, что в какой-то мере объясняется особенностями эффектов ртутной интоксикации на систему иммунитета и ферменты метаболизма пуриновых нуклеотидов. В определенной степени эти различия можно объяснить разной степенью становления защитных механизмов и степенью целостности регуляторной функции адрено-тиреоидной системы. ...
09 01 2021 12:14:49
Статья в формате PDF 125 KB...
08 01 2021 1:32:46
Статья в формате PDF 137 KB...
07 01 2021 0:25:37
Статья в формате PDF 224 KB...
06 01 2021 15:56:37
Статья в формате PDF 113 KB...
05 01 2021 21:18:10
Статья в формате PDF 261 KB...
03 01 2021 21:52:12
Статья в формате PDF 254 KB...
02 01 2021 21:36:52
Статья в формате PDF 129 KB...
01 01 2021 7:29:51
Статья в формате PDF 89 KB...
31 12 2020 18:24:16
Статья в формате PDF 117 KB...
30 12 2020 2:26:40
Статья в формате PDF 112 KB...
29 12 2020 23:45:19
Статья в формате PDF 116 KB...
28 12 2020 16:50:13
Статья в формате PDF 257 KB...
27 12 2020 21:12:58
Статья в формате PDF 133 KB...
25 12 2020 7:31:23
Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстракции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) Предуралья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской практике. ...
24 12 2020 18:14:48
Статья в формате PDF 118 KB...
23 12 2020 13:17:28
Статья в формате PDF 146 KB...
22 12 2020 9:36:35
Статья в формате PDF 261 KB...
20 12 2020 2:36:21
Статья в формате PDF 132 KB...
19 12 2020 2:41:34
В настоящей статье представлена многокритериальная математическая модель организации личностно-ориентированного обучения учащихся. Построена экстремальная модель на языке теории гиперграфов. ...
18 12 2020 5:51:20
Статья в формате PDF 141 KB...
17 12 2020 11:41:25
Статья в формате PDF 137 KB...
16 12 2020 18:59:31
Статья в формате PDF 314 KB...
13 12 2020 20:44:11
Статья в формате PDF 273 KB...
11 12 2020 17:41:16
Статья в формате PDF 104 KB...
09 12 2020 23:49:40
Статья в формате PDF 101 KB...
08 12 2020 6:29:58
Статья в формате PDF 117 KB...
07 12 2020 23:13:57
Статья в формате PDF 355 KB...
06 12 2020 2:20:49
Статья в формате PDF 119 KB...
05 12 2020 23:15:18
Статья в формате PDF 115 KB...
04 12 2020 7:32:46
Статья в формате PDF 117 KB...
03 12 2020 5:40:53
Статья в формате PDF 253 KB...
02 12 2020 7:13:14
Статья в формате PDF 199 KB...
01 12 2020 4:39:30
Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты происходит по инерции. Только в случае работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...
30 11 2020 21:42:33
В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...
29 11 2020 22:45:43
Статья в формате PDF 152 KB...
28 11 2020 14:15:54
Статья в формате PDF 126 KB...
27 11 2020 1:49:15
Статья в формате PDF 111 KB...
26 11 2020 5:38:55
Статья в формате PDF 109 KB...
25 11 2020 14:36:24
Статья в формате PDF 303 KB...
24 11 2020 20:38:16
Статья в формате PDF 292 KB...
23 11 2020 18:51:48
Статья в формате PDF 104 KB...
21 11 2020 4:27:35
Статья в формате PDF 98 KB...
20 11 2020 19:37:12
Статья в формате PDF 1235 KB...
19 11 2020 19:31:31
Статья в формате PDF 131 KB...
18 11 2020 17:30:18
Статья в формате PDF 109 KB...
17 11 2020 14:35:13
Статья в формате PDF 141 KB...
16 11 2020 20:23:48
Статья в формате PDF 115 KB...
15 11 2020 23:36:24
Статья в формате PDF 134 KB...
14 11 2020 14:11:11
Статья в формате PDF 117 KB...
12 11 2020 23:39:51
Статья в формате PDF 136 KB...
11 11 2020 2:36:55
Статья в формате PDF 169 KB...
10 11 2020 15:53:58
Статья в формате PDF 112 KB...
09 11 2020 12:21:17
Статья в формате PDF 279 KB...
08 11 2020 17:24:22
Статья в формате PDF 103 KB...
07 11 2020 20:43:39
Статья в формате PDF 118 KB...
06 11 2020 21:32:24
В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...
05 11 2020 10:59:59
Статья в формате PDF 187 KB...
04 11 2020 9:43:42
Статья в формате PDF 99 KB...
03 11 2020 1:28:13
Статья в формате PDF 119 KB...
01 11 2020 4:15:36
Статья в формате PDF 116 KB...
31 10 2020 10:57:14
Статья в формате PDF 111 KB...
30 10 2020 14:24:15
Статья в формате PDF 134 KB...
29 10 2020 23:29:23
Статья в формате PDF 125 KB...
28 10 2020 11:33:10
Статья в формате PDF 321 KB...
26 10 2020 0:10:40
Статья в формате PDF 275 KB...
25 10 2020 12:10:40
У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...
23 10 2020 6:13:37
Статья в формате PDF 127 KB...
22 10 2020 23:44:55
Статья в формате PDF 262 KB...
21 10 2020 17:33:21
Статья в формате PDF 111 KB...
20 10 2020 16:46:31
Статья в формате PDF 256 KB...
19 10 2020 23:45:43
Статья в формате PDF 132 KB...
17 10 2020 20:42:17
Статья в формате PDF 130 KB...
16 10 2020 18:59:30
Статья в формате PDF 223 KB...
15 10 2020 7:50:45
Статья в формате PDF 266 KB...
14 10 2020 16:47:18
Статья в формате PDF 136 KB...
13 10 2020 7:55:33
Статья в формате PDF 100 KB...
11 10 2020 3:31:48
Статья в формате PDF 100 KB...
10 10 2020 16:45:57
Статья в формате PDF 189 KB...
09 10 2020 2:58:30
Статья в формате PDF 128 KB...
08 10 2020 2:54:24
Статья в формате PDF 85 KB...
06 10 2020 13:32:55
Статья в формате PDF 94 KB...
05 10 2020 19:13:19
Статья в формате PDF 100 KB...
04 10 2020 5:17:22
Статья в формате PDF 100 KB...
03 10 2020 5:32:16
Статья в формате PDF 105 KB...
02 10 2020 22:24:23
Статья в формате PDF 103 KB...
01 10 2020 14:25:27
Статья в формате PDF 168 KB...
30 09 2020 13:19:33
Статья в формате PDF 89 KB...
29 09 2020 19:53:12
Статья в формате PDF 101 KB...
28 09 2020 22:37:45
В статье рассмотрены реакции 1,3-дегидроадамантана, относящегося к напряженным мостиковым [3.3.1]пропелланам, с диметилтрисульфидом. Установлено, что при взаимодействии образуются 1,3-бис(метилтио)адамантан, 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантан и 1,3-бис(метилдитио)адамантан в соотношении 1:4,5:1. Структуры полученных соединений подтверждены методами хромато-масс-спектометрии и Я М Р1 Н-спектроскопии. Выход целевого 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантана составляет 50 %. Было предположено, что реакция протекает по радикальному механизму. Приведено описание эксперимента. ...
27 09 2020 3:59:18
Статья в формате PDF 296 KB...
26 09 2020 13:58:51
Статья в формате PDF 249 KB...
25 09 2020 14:16:33
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая характеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...
24 09 2020 11:59:55
Статья в формате PDF 119 KB...
23 09 2020 22:27:45
Статья в формате PDF 127 KB...
22 09 2020 15:53:58
Статья в формате PDF 106 KB...
21 09 2020 7:11:28
Статья в формате PDF 303 KB...
20 09 2020 6:42:29
Статья в формате PDF 111 KB...
19 09 2020 15:49:47
Статья в формате PDF 150 KB...
18 09 2020 15:17:40
Статья в формате PDF 121 KB...
17 09 2020 20:50:17
Статья в формате PDF 302 KB...
16 09 2020 20:13:36
Статья в формате PDF 99 KB...
15 09 2020 4:58:25
Статья в формате PDF 105 KB...
14 09 2020 15:23:27
Статья в формате PDF 141 KB...
13 09 2020 2:28:46
Статья в формате PDF 114 KB...
12 09 2020 6:26:52
Статья в формате PDF 173 KB...
11 09 2020 20:17:14
Статья в формате PDF 204 KB...
10 09 2020 12:20:14
Статья в формате PDF 105 KB...
09 09 2020 6:56:24
Статья в формате PDF 106 KB...
08 09 2020 14:59:42
Статья в формате PDF 106 KB...
07 09 2020 22:13:43
Статья в формате PDF 136 KB...
06 09 2020 13:22:59
Статья в формате PDF 109 KB...
05 09 2020 2:17:14
Объект исследования – ива белая, которая распространена практически по всей территории Европейской части России. За рубежом препараты и Б А Д из различных видов ивы активно применяются при заболеваниях суставов. В соответствии с Руководством по доклиническому изучению новых фармакологических веществ ( Р. У. Хабриев, 2005) оценивали эффективность анальгетического действия и токсичность отваров коры и однолетних побегов ивы белой на мышах. Отвары коры и побегов ивы относятся к классу малоопасные соединения и проявляют выраженную анальгетическую активность, сопоставимую с препаратом сравнения анальгином (метамизол). ...
04 09 2020 17:55:13
Статья в формате PDF 352 KB...
03 09 2020 16:23:38
Статья в формате PDF 104 KB...
01 09 2020 12:16:52
Статья в формате PDF 109 KB...
31 08 2020 6:27:26
Статья в формате PDF 113 KB...
30 08 2020 10:25:28
Статья в формате PDF 282 KB...
29 08 2020 5:55:41
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::