ПЕРИФИТОННЫЕ ГЕТЕРОТРОФНЫЕ МИКРОБНЫЕ СООБЩЕСТВА ASCOPHYLLUM NODOSUM ЛИТОРАЛИ КОЛЬСКОГО ЗАЛИВА > Научные обзоры
IT-Reviews    

ПЕРИФИТОННЫЕ ГЕТЕРОТРОФНЫЕ МИКРОБНЫЕ СООБЩЕСТВА ASCOPHYLLUM NODOSUM ЛИТОРАЛИ КОЛЬСКОГО ЗАЛИВА

Источник:
Суменкова А.М. Луценко Е.С. Статья в формате PDF 293 KB

Целью работы было изучить активность водоросли Ascophyllum nodosum в зимний период по количественным показателям эпифитных бактерий. В соответствии с этим были поставлены и последовательно решены следующие задачи: определить общую численность микроорганизмов (ОМЧ) и их разнообразие на талломе водоросли методами глубинного и поверхностного посева; определить ОМЧ внутренних стенок газовых везикул методом смывов с внутренней поверхности воздушных пузырей; определить морфологическое разнообразие и количественное содержание микроорганизмов в воде литорали Кольского залива; провести сравнительный анализ количества свободноживущей и эпифитной микробиоты Ascophyllum nodosum литорали Кольского залива. Исследования проводили на станциях, расположенных в разных частях залива: район Абрам-мыса (1), бухта Белокаменка (2), район мыса Притыка (3). Пробы отбирали в марте с помощью стерильной посуды в светлое время суток в последнюю фазу отлива, транспортировали в лабораторию и в тот же день делали посевы. Учет численности бактерий по посеву проводили с помощью стандартных методик с применением плотных питательных сред. Для определения численности бактерий посев проб производили из второго разведения методами глубинного и поверхностного посева (Егоров, 1995). Поверхностный посев использовали для определения разнообразия микроорганизмов, глубинный посев - для определения ОМЧ.

Для инкубации посевов использовали два температурных режима (20 °С и 6 °С), т.к. в осенне-зимний период в водах литорали доминируют психрофильные бактерии, для которых оптимальными являются температуры около 5 °С, а в широком диапазоне температур к росту способны мезофильные микроорганизмы. Для определения ОМЧ внутренней поверхности воздушного пузыря использовали метод смывов с последующим высевом на РПА двумя вышеперечисленными методами. Полученные результаты по наружным микроорганизмам сравнивали с микроорганизмами морской воды, отобранной в тех же местах. Результаты исследований приведены в табл. 1 и 2.

1. Результаты микробиологических исследований водорослей Ascophyllum nodosum

Дата

Точка отбора

Температура культивирования

Таллом

Воздушный пузырь

ОМЧ,
КОЕ/10г

ОМЧ,
КОЕ/см2

03.02

Станция 2 - нижняя литораль

20 °С

4,6⋅102

0,3⋅102

03.02

Станция 2 - средняя литораль

20 °С

5,8⋅102

0,6⋅102

09.03

Станция 1

6 °С

120⋅102

3,0⋅102

15.03

Станция 3

6 °С

0,6⋅102

0

22.03

Станция 1

20 °С

88⋅102

0,1⋅102

2. Результаты микробиологических и гидрохимических исследований воды

Дата

Точка отбора

Соленость воды, ‰

Т° воды, °С

pH воды

ОМЧ в воде,
КОЕ/1 мл

Т° инкубации 20 °С

Т° инкубации 6 °С

03.02

Станция 2

26

-0,2

7,63

-

-

09.03

Станция 1

-

+2

-

26⋅102

-

15.03

Станция 3

11

+2,7

7,32

3,5⋅102

2,8⋅102

22.03

Станция 1

21

+1

7,83

16⋅102

-

Со станции 2 были отобраны две пробы - с нижней и средней литорали (рис. 1).

 

Рис. 1. Сравнение общей микробной численности таллома
в пробах, отобранных с нижней и средней литорали станции 2

По полученным результатам можно сказать, что на талломе со средней литорали в 1,2 раза больше микроорганизмов, чем с нижней (см. рис. 1). В связи с тем, что к моменту отбора проб нижняя литораль дольше находилась в воде, можно предположить, что водоросли средней литорали больше подверглись обсеменению микроорганизмами почвы и воздуха, в то время как водоросли нижней литорали позже открылись из воды, и на их талломах оказалось меньше микроорганизмов из окружающей среды. На рис. 2 видно, что на станции 1 численность психрофильных эпифитных микроорганизмов 120⋅102 КОЕ/мл, что почти в 1,5 раза превышает численность мезофильных микроорганизмов на этой же станции. В осенне-зимний период, с сентября по апрель в водах литорали доминируют психрофильные бактерии, для которых оптимальными являются температуры, составляющие около 5 °С (Перетрухина, 2006).

 

Рис. 2. Количественное отношение мезофильных
и психрофильных микроорганизмов на талломе
Ascophyllum nodosum со станции 1

Численность психрофильных бактерий увеличивается с 0,6⋅10² КОЕ/мл на станции 3 до 120⋅10² КОЕ/10 г на станции 1. Вода на станции 1 имеет большую соленость, чем на станции 3, а психрофильная микрофлора состоит преимущественно из морских форм микроорганизмов, следовательно, можно предположить, что экосистема станции 1 более стабильна, чем станция 3, и загрязнения незначительно влияют на нее. На станции 1 мезофильной микрофлоры было в 19 раз больше, чем на станции 2. Экосистема станции 1 подвержена большему антропогенному загрязнению, чем станция 2, потому что в группу мезофильных бактерий входит большинство микроорганизмов почвы, сточных вод и других сбросов, а станция 2 находится вдали от промышленных центров и населенных пунктов и несет минимум нагрузки. Полученные результаты по наружным микроорганизмам сравнивали с микроорганизмами морской воды, отобранной в тех же местах. В воде психрофильных бактерий в 4,5 раза больше, чем на поверхности таллома. Однако мезофильных бактерий на талломе со станции 1 больше в 5,5 раз, чем в воде. Похожие результаты были получены в работе Перетрухиной И.В., и они означают, что на поверхности талломов макрофитов практически в течение всего года присутствует мезофильная популяция микроорганизмов, в отличие от вод литорали, где большую часть зимнего сезона доминируют психрофильные бактерии (Перетрухина, 2006). Количество и разнообразие эпифитных бактерий в первую очередь зависят от здоровья и активности макрофита, на котором они живут. Большие численности бактерий на талломах водоросли говорят об уменьшении интенсивности жизнедеятельности последней, и, следовательно, уменьшении защиты от сапрофитных бактерий. В жизненном цикле водоросли есть определенные периоды, когда она выделяет особые вещества - антибиотики и фитонциды - для очищения своего тела от бактерий. Также у молодых водорослей наблюдается такая же реакция (Лебедь, 1992).

Следующей частью работы было исследование морфологического разнообразия микроорганизмов таллома Ascophyllum nodosum и воды. С выросших на поверхности плотной питательной среды, колоний брали мазки и проводили окраску по Граму и проводили микроскопирование. Разнообразие бактериальных форм на талломе Ascophyllum nodosum на всех станциях меньше, чем разнообразие в окружающей их воде, что, возможно указывает на постоянство и устойчивость эпифитной микрофлоры водоросли Ascophyllum nodosum. При исследовании внутренней поверхности воздушных пузырей было обнаружено небольшое количество бактерий, которые, вероятно, попали туда из внешней среды при повреждениях. На талломах водоросли на станции 1 количество бактерий больше, чем на талломе со станции 3, следовательно, на станции 1 водоросли были менее активны и возможно, более взрослые, а на станции 3 водоросли, вероятно, более защищены от бактериального обсеменения выделениями фитонцидов или наступлением жизненного периода, когда водоросль очищает свое тело от бактерий.

Список литературы

  1. Руководство к практическим занятиям по микробиологии: учеб. пособие / под ред. Н.С. Егорова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 1995.- 224 с. : ил.
  2. Лебедь А.А., Цымбал И.М. О сезонной динамике микрофлоры макрофитов Севастопольских бухт // Экология моря. - 1992 - Вып. 40. - С. 39-43.
  3. Перетрухина И.В. Гетеротрофный бактериопланктон литорали Кольского залива и его роль в процессах естественного очищения вод от углеводородов. - Мурманск: МГТУ, 2006. - 24 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. « Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной практике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...

23 07 2021 1:49:19

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ

Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...

22 07 2021 17:35:33

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

Статья в формате PDF 161 KB...

20 07 2021 14:36:52

ПОВЫШЕНИЕ КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Статья в формате PDF 261 KB...

16 07 2021 10:23:15

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА

Статья в формате PDF 84 KB...

08 07 2021 17:43:40

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

Статья в формате PDF 205 KB...

05 07 2021 19:50:34

ЭТИКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Статья в формате PDF 211 KB...

04 07 2021 5:30:50

ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 261 KB...

28 06 2021 7:39:43

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ ДВУХ ФИРМ НА ОДНОРОДНОМ РЫНКЕ

Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта. Приводится формулировка соответствующей задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающей динамику развития системы, которая может быть легко обобщена на случай произвольного количества конкурирующих предприятий. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...

24 06 2021 19:15:42

К ВОПРОСУ ОБ АНОМАЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ ТАЛОЙ ВОДЫ (ЧАСТЬ 1)

Статья в формате PDF 128 KB...

23 06 2021 17:35:32

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 118 KB...

20 06 2021 15:28:54

О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ

Статья в формате PDF 122 KB...

08 06 2021 11:54:27

ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ В Г. РЯЗАНИ

Статья в формате PDF 269 KB...

07 06 2021 18:18:50

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!