IT-Reviews    

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК БИОИНДИКАЦИИ

Чукаева Н.В. Статья в формате PDF 495 KB

Сегодня антропогенные воздействия способны вызвать локальные изменения компонентов окружающей среды весьма быстро, поэтому для измерения, оценки и прогноза реакций биосферы на техногенную нагрузку разрабатываются методы экологического мониторинга - цель которого заключается в обеспечении экологической безопасности всех живых организмов, в том числе человека.

Под экологическим мониторингом понимают разнообразные системы наблюдений за изменением состояния окружающей среды в пространстве и времени, вызванные антропогенными причинами, и позволяющие оценивать и прогнозировать развитие этих изменений. Одним из видов экомониторинга является биологический мониторинг.

Трактовка понятия «биомониторинг» весьма широка: от наблюдения за самими живыми организмами под действием каких либо факторов, до контроля за состоянием факторов среды при помощи живых организмов. Но только понимание биомониторинга как наблюдения за биологическими объектами (наличием видов, их состоянием, появлением случайных интродуцентов и т.д.) и оценки качества окружающей среды с помощью биоиндикаторов (группы особей одного вида, по наличию/отсутствию, состоянию и поведению которой судят об изменениях в среде) - позволяет рассматривать методы биоиндикации как способ решения задач биологического мониторинга, в задачи которого входит: накопление, систематизация и анализ информации о количественном характере взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания; оценка «комфортности» условий среды обитания биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов); оценка состояния и функциональной целостности экосистем.

Биоиндикацию определяют как обнаружение и определение биологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакций живых организмов их популяций и сообществ (биоиндикаторов), в качестве которых используют растительные и животные объекты.

Оценка состояния окружающей среды методами биоиндикации имеет ряд преимуществ:

  • выявляют даже слабые воздействия фактора (аккумулятивный эффект);
  • отражают состояние среды в целом;
  • исключают необходимость дорогостоящих и трудоемких методов измерения параметров, характеризующих состояние среды;
  • фиксируют скорость происходящих изменений и тенденции развития среды; указывают локализацию различных загрязнителей и т.д.

Кроме того, биоиндикационные методики оценки состояния природной среды достаточно просты, и могут применяться в экологическом практикуме студентов и выполнятся ими самостоятельно, составляя основу их исследовательской деятельности.

Методики биоиндикации («Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера», «Флуктуирующая асимметрия древесных и травянистых форм растений как тест-система оценки качества среды», «Флуктуирующая асимметрия животных для оценки качества среды» и др.) применяются в период летних полевых практик студентами биологических специальностей нашего вуза на протяжении нескольких лет. Наблюдения показали, что использование подобных методик позволяет решить не только задачи оценивания состояния окружающей среды, но и ряд педагогических задач:

  • систематизация теоретических знаний по экологии и природопользованию;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы с биологическими объектами;
  • совершенствование организации самостоятельной исследовательской деятельности;
  • развитие навыков работы со статистическим материалом;
  • развитие наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи;
  • осознание сущности экологических категорий, так как в природных условиях они приобретают конкретное содержание;
  • формирование биоцентрическое мировоззрение.

Таким образом, использование методик биологической индикации в ходе полевых практик способствует формированию экологической культуры студентов.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С ТЯЖЕЛОЙ ТРАВМОЙ

Статья в формате PDF 283 KB...

09 12 2019 6:34:58

Пимнева Людмила Анатольевна

Статья в формате PDF 148 KB...

07 12 2019 9:56:48

РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ – ПУТЬ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Статья в формате PDF 213 KB...

05 12 2019 4:11:18

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья в формате PDF 110 KB...

30 11 2019 3:43:27

Арт-объект как специфичная художественная форма

Статья в формате PDF 314 KB...

26 11 2019 15:25:14

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

Статья в формате PDF 124 KB...

24 11 2019 2:48:23

«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Статья в формате PDF 344 KB...

15 11 2019 13:26:31

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

13 11 2019 3:18:43

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

Статья в формате PDF 96 KB...

05 11 2019 2:56:35

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

Статья в формате PDF 121 KB...

04 11 2019 23:57:43

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы)

В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...

02 11 2019 8:29:24

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

27 10 2019 8:34:42

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

26 10 2019 22:39:56

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных характеристик для девушек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу « Барьерный бег». ...

14 10 2019 14:40:55

ГИС ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА В СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья в формате PDF 99 KB...

12 10 2019 9:34:39

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

11 10 2019 3:49:28

ВИДЫ ПАРАДЕЙСТВИЙ В ЯЗЫКЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

В статье говорится о видах парадействий в языке и исследованиях невербальных элементов в языкознании. ...

08 10 2019 5:12:49

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 85 KB...

06 10 2019 13:39:42

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУШКИ ЗЕРНА

Статья в формате PDF 120 KB...

05 10 2019 21:19:22

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА СТИРКИ НА ОСНОВЕ ВЛИЯНИЯ ПАВ

Статья в формате PDF 106 KB...

02 10 2019 13:55:14

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья в формате PDF 267 KB...

09 09 2019 18:29:36

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

07 09 2019 4:49:59

Максимальная скорость окисления оксида азота

Статья в формате PDF 344 KB...

30 08 2019 8:54:45

БОДРОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

Статья в формате PDF 156 KB...

26 08 2019 6:48:26

Заживление суставного хряща при имплантации минерального компонента костного матрикса

В эксперименте на половозрелых крысах Wistar исследованы особенности регенерации суставного хряща коленного сустава после имплантации в зону повреждения гранулированного минерального компонента костного матрикса ( М К К М), полученного по оригинальной технологии. Установлено, что М К К М имеет упорядоченную высокопористую структуру, близкую к естественной архитектонике костного матрикса и химический состав, соответствующий минеральному составу кости. М К К М обладает выраженными хондро- и остеиндуктивными свойствами, обеспечивает пролонгированную активизацию репаративного процесса, ускоренное органотипическое ремоделирование и восстановление поврежденного суставного хряща. ...

21 08 2019 16:20:53

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Статья в формате PDF 115 KB...

19 08 2019 9:14:32

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члена-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...

10 08 2019 8:47:38

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. ...

29 07 2019 12:31:15

ГУСЕВА ЛЮБОВЬ АКИМОВНА

Статья в формате PDF 66 KB...

23 07 2019 10:15:39

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Статья в формате PDF 169 KB...

22 07 2019 2:29:49

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

17 07 2019 4:22:22

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!