IT-Reviews    

СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

c78089d0 Источник:
Труфанов Р.С. Ланцман Е.М. Статья в формате PDF 277 KB

Субъектом административного правонарушения в области дорожного движения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае совершения виновного противоправного деяния.

При осуществлении административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения вопрос о субъекте правонарушения имеет важное практическое значение, особенно в связи с изменениями, внесенными в некоторые статьи КоАП РФ (ст.ст. 12.8 и 12.26), согласно которым в качестве наказания за данные правонарушения предусмотрено только лишение права управления транспортными средствами.

Исследуя составы правонарушений в области дорожного движения, следует отметить, что только в 9 из 37 статей главы имеется конкретное указание на субъекта правонарушения - водителя. В диспозициях остальных статей употребляются формулировки различного содержания, также подразумевающие водителя как субъекта этих правонарушений (управление транспортным средством... превышение установленной скорости движения... нарушение правил движения через железнодорожные переезды... и др.).

Для правильного определения субъекта по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо обратиться к толкованию понятия «водитель» в различных источниках.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова содержит такое понятие: водитель - это тот, кто управляет самодвижущейся машиной[1].

В Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) понятие «водитель» раскрывается следующим образом: «Под водителем понимается всякое лицо, управляющее транспортным средством, автомобилем и т.д. (включая велосипеды) или ведущее по дорогам скот, стада, упряжных, вьючных или верховых животных»[2].

В п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», содержится аналогичное толкование: «водитель - это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению»[3].

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не содержится отдельного понятия «водитель», однако в ст. 2 употребляется термин «участник дорожного движения», которым является «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства»[4].

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что для установления признаков субъекта по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, а именно «водителя», достаточно признания факта управления транспортным средством вменяемым физическим лицом.

При этом важно отметить, что наличие у лица, управляющего транспортным средством, права на его управление, которое согласно ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» подтверждается соответствующим удостоверением после сдачи квалификационного экзамена, не является обязательным признаком понятия «водитель».

Общие признаки субъекта правонарушения не упоминаются в диспозициях норм КоАП РФ, так как присущи всем составам правонарушений: это должно быть вменяемое, достигшее 16-летнего возраста физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Дополнительные признаки субъекта конкретного правонарушения либо прямо названы (или описаны) в диспозиции соответствующей нормы, либо устанавливаются путем толкования. Иногда признаки специального субъекта указаны в особой норме. Например, понятие должностного лица дано в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.

По своему содержанию признаки специального субъекта очень разнообразны. Они могут касаться различных свойств личности. В КоАП РФ весьма много норм со специальным субъектом. Отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных конкретным составом правонарушения, исключает административную ответственность за это правонарушение даже при наличии общих признаков субъекта. В одних случаях это означает отсутствие состава правонарушения вообще, в других - ответственность может наступать по другим нормам[5].

Ряд действующих в настоящей редакции КоАП РФ статей по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (ч. 2 и ч. 4 ст. 12.2, ч. ч. 3, 4 - 6 ст. 12.5, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.24, ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27) предусматривает в виде наказания только лишение права управления, либо этот вид наказания является альтернативным наряду со штрафом.

Таким образом, по смыслу указанных статей (а особенно статей, где имеется возможность назначить наказание исключительно в виде лишения права управления транспортным средством) следует, что по данным правонарушениям субъектом выступает физическое лицо, обладающее правом управления транспортными средствами, т.е. специальный субъект. Однако, если следовать логике законодателя, лица, не имеющие такого права, не могут быть субъектом данных правонарушений. Но такая позиция противоречит основополагающим нормативным документам, дающим понятие «водитель».

В такой ситуации на практике закономерно встает вопрос о том, как же квалифицировать действия лиц, не имеющих права на управление транспортным средством (лицо до правонарушения не было обладателем такого права либо ранее лишено этого права) и совершивших, например, правонарушение, предусмотренное ст. 12.26 КоАП РФ? В сложившихся условиях для правоприменителей остается только один выход - прекращение дела в связи с отсутствием состава правонарушения, так как нет субъекта правонарушения.

В связи с этим представляется целесообразным неотложно внести изменения в ч. 4 ст. 12.2, ч.ч. 3, 4-6 ст. 12.5, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ, предусмотрев специально для лиц, не имеющих права управления транспортным средством и совершивших указанные правонарушения, наказание в виде штрафа.

Для правильной квалификации действий правонарушителей в области дорожного движения немаловажное значение имеет вопрос о том, с какого возраста может наступать ответственность за подобные правонарушения.

Если также следовать логике законодателя, полагающего, что по делам данной категории ответственности подлежит только специальный субъект, а именно лицо, обладающее правом управления транспортными средствами, тогда нужно вновь обращаться к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статья 25 этого Закона, регламентирующая условия получения права на управление транспортными средствами, указывает, что граждане РФ, достигшие установленного настоящей статьей возраста (17 лет) и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими 18-летнего возраста.

При этом право на управление транспортными средствами предоставляется:

- мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами - лицам, достигшим 16-летнего возраста;

- автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), - лицам, достигшим 18-летнего возраста;

- автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д»), - лицам, достигшим 20-летнего возраста;

- составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

- трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим 20-летнего возраста.

Исходя из этих положений и следуя сегодняшней позиции законодателя, привлечь лицо, нарушившее Правила дорожного движения, возможно не ранее 18-летнего возраста, т.е. с момента, когда оно может стать обладателем права на управление транспортным средством.

Однако в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ по общему правилу административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

А поскольку, как следует из приведенных выше нормативных актов, понятие «водитель» не требует обязательного наличия у лица права на управление транспортным средством, субъектом правонарушений в области дорожного движения может быть физическое вменяемое лицо, достигшее на момент правонарушения 16-летнего возраста. Данное положение также требует внесения изменений в санкции статей КоАП РФ, которые в настоящее время предусматривают только лишение права управления транспортными средствами (а наличие прав может быть у лица только с 18 лет).

Таким образом, существующие виды наказаний по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также изменения в ст. ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ привели к такой ситуации, что лица, совершающие самые тяжкие правонарушения данной категории, освобождены законодателем от ответственности, что не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения и вызывает трудности в правоприменительной практике.


[1]  Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 73.

[2]  Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 385.

[3]  О правилах дорожного движения: [постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

[4]  О безопасности дорожного движения: [федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

[5]  Москаленко С. С. О субъекте правонарушения по делам об административных  правонарушениях  в  области  дорожного  движения  //  Мировой  судья. 2006. № 12. С. 49.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ВЛИЯНИЕ РАДИАЦИИ НА ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ

Статья в формате PDF 257 KB...

19 01 2021 8:14:31

СОСТОЯНИЕ ЗВЕРОВОДСТВА В ЯКУТИИ

Обзор состояния кормления и причин падежа молодняка лисиц в  О О О « Покровское зверохозяйство» Республики Саха ( Якутия) в 2010 г. ...

09 01 2021 3:11:22

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Статья в формате PDF 182 KB...

04 01 2021 23:50:52

КОНВЕКЦИЯ СМЕСЕЙ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ

Получены уравнения конвекции и конвективной диффузии двухкомпонентных смесей в магнитном поле. Исследованы различные частные случаи. Решена задача о конвективном движении смеси вблизи вертикальной пластины, на поверхности которой происходит гетерогенная химическая реакция. Библиогр. 4 назв. ...

02 01 2021 13:51:17

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Статья в формате PDF 161 KB...

01 01 2021 23:51:15

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

29 12 2020 20:32:24

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

26 12 2020 23:52:46

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы)

В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...

23 12 2020 8:59:37

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

20 12 2020 19:52:53

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

18 12 2020 18:44:14

Экология и здоровье

Статья в формате PDF 119 KB...

10 12 2020 10:15:18

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

Статья в формате PDF 215 KB...

08 12 2020 10:40:16

ЧЕМ УДИВЛЯЕТ НАС ВОДА

Статья в формате PDF 284 KB...

05 12 2020 22:43:32

ЭМОТИВНЫЙ КОНЦЕПТ «ОБИДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье на основе материала « Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охарактеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...

04 12 2020 20:21:57

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

28 11 2020 21:45:50

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ г. КРАСНОЯРСКА

Статья в формате PDF 109 KB...

26 11 2020 18:34:53

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

23 11 2020 21:36:18

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

20 11 2020 19:19:35

Влияние фонового квч излучения на биологические объекты и циркадные ритмы больных гипертонической болезнью

Ф Р И-терапия ( С Е М-терапия) основана на использовании материалов с управляемой энергетической структурой (CEM – Controlled Energy Material). Излучателем сверхслабых излучений К В Ч-диапазона при интенсивности 10–16–10–20  Вт/см2 является диод Ганна. Представлена оценка влияния фонового миллиметрового излучения на стафилококки, на нативную кровь, а также на вегетативный статус пациента гипертонической болезнью в сравнительном аспекте по графикам циркадных ритмов пульса при приеме: препаратов, не влияющих на ритм сердца; структурированной воды, активированной посредством аппарата «Cem-Tech»; полной дозы препарата лодоза; воды, содержащей информацию о порошкообразном лодозе. Рассмотренная индивидуальная динамика параметров ритмограммы, вычисленных на основе регистрации 500 межпульсовых интервалов, оценивалась с вычислением показателей уровня статистической значимости различий. Показано, что прием препарата Лодоз и воды содержащей информацию о препарате Лодоз сопровождается сходными изменениями, как частоты пульса, так и внутренней структуры информационного паттерна HRV. Динамика параметров ритма сердца свидетельствует о мобилизации холинергических механизмов регулирования. ...

19 11 2020 9:59:38

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...

04 11 2020 15:16:15

АНДРЕЕВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА

Статья в формате PDF 84 KB...

31 10 2020 11:57:27

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ АКТИВАЦИИ ВОДЫ

Статья в формате PDF 91 KB...

26 10 2020 8:22:38

МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ

Статья в формате PDF 218 KB...

25 10 2020 7:27:53

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

Статья в формате PDF 301 KB...

22 10 2020 8:13:35

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 127 KB...

16 10 2020 12:44:11

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

Статья в формате PDF 302 KB...

07 10 2020 10:57:52

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

02 10 2020 10:32:15

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

Статья в формате PDF 452 KB...

28 09 2020 12:45:45

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ «БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА», ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15-ти ЛЕТ)

Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии. ...

26 09 2020 14:36:43

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья в формате PDF 102 KB...

25 09 2020 13:34:18

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА

Статья в формате PDF 91 KB...

16 09 2020 16:32:12

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья в формате PDF 101 KB...

15 09 2020 16:58:20

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

Статья в формате PDF 205 KB...

10 09 2020 0:51:18

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1,3-ДЕГИДРОАДАМАНТАНА С ДИМЕТИЛТРИСУЛЬФИДОМ

В статье рассмотрены реакции 1,3-дегидроадамантана, относящегося к напряженным мостиковым [3.3.1]пропелланам, с диметилтрисульфидом. Установлено, что при взаимодействии образуются 1,3-бис(метилтио)адамантан, 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантан и 1,3-бис(метилдитио)адамантан в соотношении 1:4,5:1. Структуры полученных соединений подтверждены методами хромато-масс-спектометрии и Я М Р1 Н-спектроскопии. Выход целевого 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантана составляет 50 %. Было предположено, что реакция протекает по радикальному механизму. Приведено описание эксперимента. ...

06 09 2020 12:55:37

ОБРАЗЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ТУРИЗМЕ

Статья в формате PDF 109 KB...

31 08 2020 4:44:40

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!