IT-Reviews    

ГОРМОНАЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ЛАПАРОСКОПИЧЕСКУЮ ХОЛЕЦИСТЭКТОМИЮ

Рекомендуем: фильм Запрещенный прием (Россия) - пересказ сюжета, спойлеры
Источник:
Чикова Е.Д. Цветовская Г.А. Патрушев А.Ю. Ткачева О.И. Статья в формате PDF 245 KB

Внедрение эндоскопических вмешательств во всех областях хирургии диктует необходимость разработки способов оценки уровня реакций компенсации и повреждения на хирургическую агрессию.

Цель работы - оценить особенности гормонального статуса пациентов на различных этапах лапароскопического оперативного вмешательства.

Материал и методы. Обследовано 34 человека с калькулезным холециститом, перенесших хирургическое лапароскопическое вмешательство (28 женщин и 6 мужчин). Средний возраст больных составил 47,2 ± 14,2 года. Индукция наркоза производилась пропофолом, тиопенталом, основной этап анестезии осуществлялся с использованием фентанила, севорана, тракриума, цефтриаксона.

Всем больным забиралась кровь последовательно в пяти временных точках (таблица). В качестве маркеров активации стресс-реализующей гормональной системы выбраны сывороточные концентрации гормона коры надпочечников кортизола и гормонов щитовидной железы тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3). Уровень гормонов определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа (ELISA) на автоматическом анализаторе «AxSym» («Abbott», США).

Статистическую обработку материала проводили с помощью программы Statistica 6.0.

Результаты исследования и их обсуждение. При холецистэктомии в условиях лапороскопического вмешательства отмечалось постепенное повышение содержания кортизола в крови, начиная с этапа интубации трахеи. Значимое увеличение концентрации кортизола имело место после выполнения основного этапа операции и в раннем послеоперационном периоде (см. таблицу).

Динамика содержания гормонов на этапах лапороскопической холецистэктомии

Этап

операции

Показатель

До операции

После

интубации трахеи

После наложения

карбо-перитонеума

После основного

этапа операции

После операции

1-ые сутки

ТТГ (мМЕ/Л), М ± m

1,5

0,49

1,5

0,35

1,9**

0,49

3,15 **

0.77

4,2 **

1,66

Т3 (нМоль/л), М ± m

1,9 ± 0,08

1,77 ± 0,14

1,71 ± 0,06**

1,6 ± 0,09**

1,65 ± 0,11**

Т4 (нМоль/л), М ± m

89,2 ± 5,7

98,1 ± 4,9

105,7 ± 4,7**

116,8 ± 3,8**(++)

123,4 ± 3,8** (++)(# #)

Кортизол (нМоль/л), М ± m

532,3 ± 70,3

623 ± 67,0

576,1 ± 63,6

899 ± 66,2**(++)(# #)

1010,3 ± 60,8**(++)(# #)

Примечания:

** различия достоверны с этапом 1 р < 0,01;

++ различия достоверны с этапом 2 р < 0,01;

## различия достоверны с этапом 3 р < 0,01.

По мнению ряда авторов [4] уровень кортизола не зависит от степени эмоционального стресса и вида применяемого анестезиологического пособия при малоинвазивных операциях. Однако нет оснований полностью исключить роль психоэмоционального напряжения, предшествующего операции и действие фармакологических средств, применяемых для премедикации и наркоза.

По нашему мнению умеренное увеличение кортизола после основного этапа операции и в раннем послеоперационном периоде отражает компенсаторный уровень реакции организма на ляпороскопическое вмешательство.

При изучении концентрации ТТГ в сыворотке крови пациентов на различных этапах лапароскопической холецистэктомии было выявлено достоверное повышение содержания гормона, начиная с этапа наложения карбоперитонеума. Содержание тиреоидных гормонов у пациентов с калькулезным холециститом в дооперационном периоде не отличалось от значений, характерных для здоровых людей. Обнаруженные нами изменения содержания гормонов щитовидной железы в ходе операции противоречат результатам исследований других авторов, свидетельствующих о снижении общего Т4 в ответ на операционный стресс, в то время как свободный Т4 чаще всего остается неизменным и изменяется лишь при тяжелой травме [1]. Полученные в нашем исследовании данные об оппозитном характере изменений содержания Т3 и Т4 можно объяснить увеличением секреторной функции щитовидной железы и одновременной активацией метаболизма соответствующих гормонов в периферических тканях, закономерно сопровождающих интенсификацию метаболических процессов, лежащих в основе адаптивных реакций на стрессовое воздействие. На основании сопоставления приведенных литературных и собственных данных можно предположить, что уменьшение содержания Т4 (как связанного, так и свободного) за счет угнетения синтетической функции щитовидной железы происходит лишь в ответ на выраженную хирургическую агрессию [2, 3], тогда как при использовании малоинвазивных методов, содержание тиреоидных гормонов в крови увеличивается. Это, вероятно, имеет важное адаптивное значение, поскольку Т3 и Т4 являются медиаторами стресс-реализующей системы организма и усиливают его резистентность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Заключение. Лапароскопические холецистэктомии сопровождаются прогрессивным увеличением концентраций кортизола (начиная с основного этапа операции), ТТГ и Т4 (с момента наложения карбоперитонеума) и снижением концентрации Т3, что свидетельствует об активации стресс-реализующих систем организма. Степень нарастания уровня гормонов
в 1,5-2 раза может расцениваться как стресс-норма и отражать компенсаторную реакцию в ответ на хирургический стресс в условиях эндоскопического доступа.

Список литературы

  1. Тимошин А.Д., Шестаков А.Л., Юрасов А.В. Малоинвазивные вмешательства в абдоминальной хирургии. - М.: Триада-Х, 2003. - 216 с.
  2. Цветовская Г.А., Короткова М.П., Князькова Л.Г., Науменко С.Е. Прогнозирование тяжести течения послеоперационного периода у больных пороками сердца: Методические рекомендации. - Новосибирск, 1993. - 11 с.
  3. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы патохимии. - СПб.: Ю ЭЛБИ, 2000. - 688 с.
  4. Crozier T.A., Sydow M., Siewert J.R., Braun U. Postoperative pulmonary complication rate and long-term changes in respiratory function following esophagectomy with esophagogastrostomy // Acta Anaesthesiol. Scand. - 1992. - Vol. 36(1). - P. 10-15.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


НПВС В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ РОЖИ

Статья в формате PDF 121 KB...

19 06 2021 3:57:43

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Стратегия социально-экономического развития Р Ф поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...

18 06 2021 22:22:25

ПРИБОР “ZEPPER” ПРОТИВ ПАРАЗИТОФАУНЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 134 KB...

30 05 2021 3:21:50

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья в формате PDF 267 KB...

29 05 2021 14:31:36

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК

Применение хитинсодержащих препаратов оказывает положительное влияние на мясную продуктивность бычков, а превосходство по характеристикам химического состава и энергетической ценности мякоти имеют бычки, получавшие сукцинат хитозана. ...

27 05 2021 5:45:58

ДЕРМАЛЬНЫЕ ФИБРОБЛАСТЫ И СТАРЕНИЕ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 145 KB...

18 05 2021 6:49:22

ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ (учебник)

Статья в формате PDF 107 KB...

17 05 2021 4:26:27

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК САМОУПРАВЛЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Проводился анализ изменений биоэлектрической активности головного мозга и сверхмедленной активности в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах в процессе адаптивного биоуправления с биологической обратной связью по параметрам церебральной гемодинамики и медитации. Осуществлялась регистрация сверхмедленной активности нервной и сердечно-сосудистой систем и локализация биоэлектрической активности нервной системы. Выявлено вовлечение различных мозговых структур в реализацию поведенческих стратегий в группах обучившихся различным видам самоуправления, что говорит о различии механизмов достижения конечного результата. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении кардиореспираторной синхронизации в изменение биоэлектрической активности только при релаксации с помощью адаптивного биоуправления. Осуществлена проверка резонансной гипотезы релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах. ...

15 05 2021 12:20:20

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕРАПИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА

Статья в формате PDF 106 KB...

14 05 2021 16:44:50

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОКОКРЕМНИСТЫХ ДОБАВОК НА КАЧЕСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...

09 05 2021 8:18:17

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 297 KB...

04 05 2021 13:28:38

Сведенцов Евгений Павлович

Статья в формате PDF 294 KB...

01 05 2021 12:12:40

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!