IT-Reviews    

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Рекомендуем: Как открутить болт-секретку на колесе авто без специального ключа
Источник:
Пестова Г.А. Статья в формате PDF 248 KB

В современном российском обществе осуществляются постоянные инновации во всех сферах жизни общества и общественных отношений. Это порождает проблему принятия качественных управленческих решений в соответствии с формирующейся социокультурной ситуацией, которая породила деструктивных социальных процессов и актуализировала потребность в научном осмыслении социальных аспектов управления. В данных условиях большое значение приобретает социология управления, в которой категориальный аппарат и методология классической и постклассической социологии объединяются с управленческими парадигмами.

В учебном пособии Г.А. Пестовой социология управления излагается как учебная дисциплина, соответствующая стандарту высщей школы, и как наука, в которой освещены взгляды классиков отечественной и зарубежной социологии, а также научные позиции современных отечественных социологов В.А. Афанасьева, В.Э. Бойкова, Т.И. Заславской, В.Н. Иванова, Н.И. Лапина, Б.З. Мильнера, А.В. Сурина, А.В. Тихонова, О.А. Уржи, В.А. Ядова и др. Данное учебное пособие представляет собой краткий курс лекций, читаемых автором студентам очной и заочной форм обучения Уральской академии государственной службы, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Пособие включает семь тем общетеоретического и общеметодологического характера. Автор сознательно исключает из учебного пособия материалы конкретно-социологических исследований, так как студенты, не имеющие социологического образования, не корректно воспроизводят результаты соцопросов, не обращают внимания на дату проведения опроса, генеральную и выборочную совокупность и т.п., а результаты многолетней давности иногда выдают за современность. Поэтому результаты социологических опросов, результаты мониторингов, динамика мнений респондентов излагаются на лекции с учетом специфики аудитории. На семинарских занятиях анализируются также результаты социологических исследований, проведенных студентами в рамках других дисциплин.

В первой теме «Социология управления как отрасль научного знания» традиционно анализируются объект, предмет, структура, функции, методология и методы социологии управления, а также ее взаимосвязь с другими науками об управлении. В данной теме обращается внимание на четыре блока проблем в управленческой практике, которые выделили специалисты Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН (рук. А.В. Тихонов). Это проблемы межличностных отношений, противопоставления формальных и неформальных структур, отсутствия критериев эффективности управленческих действий и бессистемность механизма управления, когда в качестве системы рассматривается лишь объект управления. Во второй теме «История развития отечественных и зарубежных социологических концепций управления» охарактеризованы классический, неклассический и неоклассический этапы, в рамках данных этапов рассмотрены научные школы - школа научного, административного и бюрократического управления, школы поведенческих наук и человеческих отношений, школа количественных методов, процессный, системный, ситуационный подходы к управлению и основные принципы синергетического подхода. В данной теме также кратко рассмотрены этапы развития российской социологии управления - дореволюционный, послереволюционный довоенный, послевоенный и постперестроечный этапы.

В теме «Социальное управление как предмет социологического анализа» управление рассматривается как властная форма закрепления социальных отношений людей, находящихся в иерархическом отношении друг к другу, т.е. различающихся своим статусом и ролевыми позициями в обществе. Обозначаются принципы выделения объекта и субъекта управления, что непросто при демократической форме управления, приводятся законы социального управления, сформулированные отечественными исследователями. В данной теме обращается внимание на методы и особенности управления на государственном, региональном, муниципальном уровнях и управление в организациях в условиях рыночных отношений. В теме «Внешняя и внутренняя среда управления» изложены основные принципы системного анализа внутренней и внешней среды управления, рассмотрено соотношение формальной и неформальной организаций, роль социального и контроля и санкций в сохранении стабильности формальной организации в условиях противодействия позитивным изменениям со стороны неформальной организации. В данной теме дана характеристика четырех моделей организации (классическая, неоклассическая, интситуциональная, системная) и оптимальные механизмы управления в каждой модели. В завершение темы изложена программа социологического исследования, в ней выделены структурные элементы и особое внимание уделено ошибкам при определении генеральной и выборочной совокупности в проведении социологических опросов, а также современным методам сбора информации, к числу которых относятся нарративы, мониторинг, он-лайн-опросы, в том числе Интернет-опросы.

В теме «Социальные институты управления» рассматривается взаимоотношение общества и власти, подходы к определению сущности власти и виды власти, дается определение и классификация социальных институтов и их динамика. Государство рассматривается как субъект и объект управления, называются причины дистанцирования управленческого аппарата и рядовых граждан, к числу этих причин относится и социально-экономическое неравенство регионов и субъектов федерации. Показана роль местного самоуправления в демократическом развитии России. В условиях процессов глобализации и модернизации мирового сообщества, кризисов переходного периода анализируются риски современного российского общества и основные принципы управления в риск-ситуациях.

В теме «Потребности, интересы и мотивация в социальном управлении» представлены классификации интересов А. Смолла, А. Маслоу и марксистская концепция, доминировавшая в отечественной социологии советского периода, принципы управления потребностями и интересами, говорится о влиянии социально-демографических факторов на вероятностные закономерности формирования потребностей, интересов, мотивов и ценностных ориентаций, которые необходимо учитывать в управленческой деятельности. Здесь же представлены четыре типа госслужащих в зависимости от сочетания мотивации и профессионализма, предложенные К.О. Магомедовым (РАГС). С позиций личностного и технологического подходов анализируются причины столкновения интересов в социальном управлении.

В заключительной теме «Социальные технологии управления» рассматривается становление социальной инженерии и социальных технологий управления в отечественной социологии, виды социальных технологий и роль заводской социологии в технологизации управления. Рассмотрены современные технологии управления на уровне государства, региона и муниципалитета, проанализированы сущность и методы манипулирования, а также причины их использования в управленческой деятельности.

Данное учебное пособие позволяет преподавателю и студентам во время лекций и семинарских занятий больше времени уделять анализу социальных аспектов конкретных управленческих действий на основе методологии анализа, изложенной в пособии. Как показывает преподавательская практика, самостоятельно студентам сложно объединить методологические принципы с конкретными фактами, связать теоретические положения с практическими примерами.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


КАЧЕЛИ ЛЕДНИКОВЫХ ПЕРИОДОВ

Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате пространственных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...

14 06 2021 7:23:53

РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ

Статья в формате PDF 314 KB...

09 06 2021 2:54:34

СТУК ИЗ ПРОШЛОГО

Статья в формате PDF 257 KB...

19 05 2021 20:52:14

РОЛЬ ОКИСЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА В ПАТОГЕНЕЗЕ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ

В миниобзоре приведены современные тренды изучения роли окислительного стресса в патогенезе хронической обструктивной болезни легких ( Х О Б Л). Показано, что развитие окислительного стресса происходит синхронно с дисбалансом в системе протеазы/антипротеазы и взаимосвязано с нарушением обмена железа. Приведены данные, демонстрирующие нарушение регуляции антиоксидантной защиты при Х О Б Л. Показана взаимосвязь между развитием окислительного стресса и воспалением. Обсуждается гипотеза о взаимосвязи окислительного стресса, хронического воспаления и старения в механизме патогенеза Х О Б Л. ...

17 05 2021 1:40:17

ОБРАЗЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ТУРИЗМЕ

Статья в формате PDF 109 KB...

03 05 2021 17:43:48

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!