ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Идея совершенствования общего образования была отражена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней записано: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования - готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. Отсюда - основным результатам образовательного учреждения (школы) должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор предметных и ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. То есть, в настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе.
Начальная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть как предметные, так и ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Речь в данном случае идет о развитии сформулированной еще в 60-е годы прошлого века идеи об общих учебных умениях, как фундаменте, на котором вырабатываются специальные умения. Данный фундамент закладывается прежде всего в начальной школе. Эта мысль отражена и в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (2004 год). В нем сказано: «Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». В соответствии со стандартами второго поколения 2008 общеучебные умения следует понимать как универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
Разные теоретики педагогической науки по-разному группировали общеучебные умения. Одна классификация предложена Татьянченко Д.В. и Воровщиковым В.Г. Они делят общеучебные умения на три группы:
- Учебно-управленческие. Под учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
- Учебно-информационные. Под учебно-информационными умениями подразумеваются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
- Учебно-логические. Учебно-логические умения - это общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Данная классификация общеучебных умений характеризует знаниевый подход к образованию.
Для начальной школы считалось целесообразным использовать такую классификацию общеучебных умений и навыков:
Учебно-организационные.
Учебно-интеллектуальные.
Учебно-информационные.
Учебно-коммуникативные.
Раскроем некоторые аспекты трактовки приведенных групп умений подробнее применительно к начальной школе.
Учебно-организационные умения.
Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьёзные успехи в овладении знаниями. Вот почему учебно-организационные умения должны закладываться на начальной стадии образования. К ним в частности относятся умения: организовать своё рабочее место, соблюдение единого орфографического режима, правила поведения в школе. Кроме того, к данным видам умений можно отнести:
Планирование (определение целей и средств их достижения).
Организация (создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов).
Контроль (сбор информации о процессе выполнения намеченных планов).
Регулирование (корректировка планов и процесса их реализации).
Анализ (изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов) и т.д.
Учебно-интеллектуальные.
Учебно-интеллектуальные - вторые по значимости общеучебные умения, необходимые для успешного овладения знаниями из различных областей наук. Эти умения формируются учителями в процессе учебного труда. Умение анализа и синтеза, наличие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, владение способами действий для определения и решения проблем, усвоение приёмов самоконтороля и т.д.
Учащиеся должны усвоить определённые способы учебной деятельности, которые становятся умениями и составляют понятие « умение учиться».
Если ребёнок получает неплохие отметки, это не говорит о том, что он умеет учиться. Неумение учиться необязательно приводит к неуспеваемости и поэтому не всегда обращает на себя внимание. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой очень тяжёлого труда. Такие ученики не привлекают внимание педагога и , будучи предоставленными самим себе, не приобретают рациональных учебных навыков .
Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения учениками учебного предмета. А процесс самостоятельной работы над материалом скрыт от учителя и протекает вне его наблюдения.
Обучение школьников умению учиться становится управляемым процессом. Появляется возможность заранее планировать, в каком классе, при изучении какого учебного материала, будет разъяснён тот или иной учебный приём, на каких последующих уроках умение применять его будет закрепляться и совершенствоваться. Возникает возможность разработки и реализации межпредметной программы формирования интеллектуальных приёмов. Да и сами ученики получают возможность более активно управлять своей учебной работой: так, усвоив несколько приёмов самоконтроля, они в каждом конкретном случае смогут правильно выбрать наиболее подходящий способ.
Учебно-информационные.
Исходя из информационного подхода в качестве основания для группировки учебно- информационных умений, необходимо выбрать ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе обучения являются тексты и реальные объекты. Тексты, в свою очередь, можно разделить на устные (вербальные) и письменные (документальные).
В связи с этим, можно выделить три группы учебно-информационных умений:
- умение работать с письменными текстами;
- умение работать с письменными текстами;
- умение работать с реальными объектами как источниками информации.
Учебно-коммуникативные.
К учебно-коммуникативным относятся умение работать в группе, вести диалог, умение организовать данную работу, умение строить своё поведение в зависимости от создающихся условий. Сюда же можно отнести и умение аргументировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
Все вышеперечисленные трактовки общеучебных умений являются необходимым условием успешного обучения, и их формирование является задачей каждого педагога. В настоящее время такое понимание общеучебных умений не достаточно, они становятся составляющими ключевых компетенций.
Работа научных школ по изучению ключевых компетенций была завершена к 2010 году. В одном из итоговых текстов по этому поводу утверждается, что успешное участие в жизни, на работе, в окружающем обществе, в семье и других социальных сферах требует от индивида компетентности. Три широкие категории ключевых компетенций были выделены на основе специальной литературы междисциплинарного подхода. Этими категориями ключевых компетенций являлись: автономное действие, интерактивное использование инструментов и функционирование в социально неоднородных группах. Они образовали понятийную основу для описания и дальнейшей концептуализации выделенных ключевых компетенций. У каждой из выделенных компетенций есть свои особенности. «Автономное действие» сфокусировано на относительной самостоятельности и идентичности субъекта. «Интерактивное использование инструментов» касается взаимоотношения индивида с миром посредством физических и социокультурных инструментов (включая язык и традиционные академические дисциплины). Категория «функционировать в социально неоднородных группах» подчёркивает взаимодействие индивида с другим, отличным от него.
Британские учёные относят к ключевым компетенциям: коммуникативную компетентность, умение решать реальные задачи, умение сотрудничать, способность к самообучению. Существуют классификации общеучебных умений, созданные в 80 годах прошлого века в трудах Ю.К. Бабанского, Н.А. Лошкаревой и др.
Самообучение и самообразование невозможно без постоянного формирования умения учиться. Данное умение д.п.н. Лошкаревой Н.А. трактуется как «свободное владение знаниями о способах познавательной (самообучающей, взаимо обучающей) деятельности и самими способами». В «умение учиться» Лошкаревой Н.А. включаются, прежде всего, базисные общеучебные умения и навыки, наиболее значимые для познавательной деятельности, но легко и естественно переносимые в другие виды деятельности человека.
В объем понятия «базисные общеучебные умения, навыки» входят такие их виды как: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Раскроем их смысл в трактовке Лошкаревой Н.А.
Учебно-организационные умения и навыки состоят в овладении учеником:
- а) способами выполнения каждого компонента учебной деятельности (учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, учебно-личностная рефлексия: самоконтроль, самооценка, саморегуляция, самокоррекция); а также способами перехода от одного компонента или этапа учебной работы к другому;
- б) способами внешней организации, планирования своей учебной работы (культурой рабочего места, рациональным порядком занятий, режимом дня и др.);
- в) способами передачи знаний соученикам, умением нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, умением осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Учебно-информационные умения и навыки заключаются в овладении учеником способами самостоятельного приобретения знаний, новой дополнительной информации, а также способами смысловой переработки, запоминания информации, ее хранения.
Учебно-интеллектуальные умения, навыки состоят в овладении учеником способами выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения проблем, а также приемами логического (на основе формальной и диалектической логики) и гуманитарного мышления.
Учебно-коммуникативные умения и навыки состоят в овладении учеником способами построения устной и письменной речи в зависимости от целей и условий общения с другим человеком (учителем, сверстниками) в ходе учебной работы.
Таким образом, из описания приведенных взглядов ученых на проблему формирования компетенций, видно, что само понятие, выражаемое словосочетаниями «умения учиться», «способность к самостоятельному приобретению знаний» и т.п. имеет тенденцию к укрупнению своего объема и привнесению черт, способствующих усилению личностной ориентированности ЗУНов.
Словосочетание «личностно-ориентированное обучение» и тем более «личностно-ориентированное образование» содержат тавтологию. Образование, обучение всегда, изначально ориентированы в той или иной мере на развитие некоторых сторон личности. В традиционной парадигме образования это ориентирование в большей степени на когнитивные процессы, знаниевую составляющую образования личности. В этом смысле традиционное образование также является личностно-ориентированным, в котором личность понимается более узко, не целостно, как в гуманистической парадигме образования, в котором предусматривается создание условий для самореализации личности каждого образовывающегося, в том числе через самообучение и самообразование.
Отметим, что основным способом усвоения ЗУНов (единственно значимой и в целом достаточно полно реализуемой цели традиционного образования), в течение прошлого необозримого времени его развития, являлось запоминание учебного материала. В то же время в научной дидактике всегда отмечалось, что качественные знания и умения должны обладать рядом признаков - правильностью, гибкостью, прочностью, точностью, полнотой, действенностью др. Именно действенность и является основным признаком «знаниевой» компетентности.
Общепризнанным считается понимание ключевых компетентностей как универсальных надпрофессиональных, надпредметных знаний и умений. Их исследованием занимались В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.В. Сериков. А.В. Хуторской и др. Все классификации компетентностей опираются на предложенные Советом Европы (политические и социальные, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с владением речью, с возрастанием информатизации общества, со способностью учиться на протяжении жизни). Переход к компетентностному подходу в образовании, особенно в профессиональном образовании граждан, обозначает усиление требования прагматичности, четкой функциональности и ответственности государства в образовательной политике.
В то же время поскольку, личность формируется в деятельности, а деятельность развивает личность от привычного зуновского, в стандартах начального образования второго поколения намечен переход не столько к компетентностному, сколько переход к компетентностно-деятельностному подходу.
Компетентность младших школьников, по нашему мнению - это готовность, способность ученика успешно применять полученные ЗУНы в нестандартных ситуациях. В свою очередь нестандартными мы считаем ситуации, отсутствовавшие в опыте учащегося, но для решения которых он обладает необходимыми знаниями и способами действия. Нестандартные ситуации могут быть как обучающими, так и диагностическими.
Достижение цели достижения различных компетенций в стандартах начального образования второго поколения представлено в предметных, метапредметных и личностных результатах; в УУД (Универсальных учебных действиях): регулятивных, учебно-познавательных, коммуникатитвных, информационных; в предметных и ключевых компетенциях, к которым относятся:
- а) ценностно-смысловая;
- б) коммуникативная;
- в) общекультурная;
- г) учебно-познавательная (когнитивная);
- д) социально-трудовая;
- е) информационная;
- ё) личностного самоусовершенствования.
Данная классификация значительно расширяет границы и глубину образованности как черты личности младшего школьника. Это позволяет считать планируемые результаты в ФГОС личностно гуманитарно-ориентированными и компетентностно-деятельностными.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
В статье авторы показали изменение плоидности и площади ядер слизистой оболочки желудка при фоновых, предраковых заболеваниях и раке желудка различного гистологического строения с помощью компьютерного анализатора изображения. При дисплазии тяжелой степени площадь и плоидность ядра составили 213,7±3,42 мкм² и 10,2±0,2с соответственно. При высокодифференцированной аденокарциноме эти показатели достигают 375,0±17,0 мкм² и 16,2±2,7с. Авторы предположили, что полученные данные могут быть использованы для более объективной оценки патологических процессов в слизистой желудка и дифференциальнодиагностических вопросов между дисплазиями и раком желудка. ...
26 01 2021 4:29:43
Статья в формате PDF 138 KB...
24 01 2021 23:49:52
Статья в формате PDF 110 KB...
23 01 2021 22:25:24
Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...
22 01 2021 2:53:11
Статья в формате PDF 109 KB...
21 01 2021 12:45:39
В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...
20 01 2021 18:13:50
Статья в формате PDF 286 KB...
18 01 2021 1:59:11
Статья в формате PDF 104 KB...
17 01 2021 19:57:43
Статья в формате PDF 115 KB...
16 01 2021 1:42:14
Статья в формате PDF 250 KB...
15 01 2021 3:35:31
Статья в формате PDF 117 KB...
14 01 2021 23:17:21
Статья в формате PDF 112 KB...
13 01 2021 16:45:33
По комплексу признаков оценили трансформированные урбанизацией лесные фитоценозы, и населяющие их сообщества мелких млекопитающих в лесопарково-парковой зоне крупного промышленного центра. Выявили, что хотя и наблюдаются общие закономерности в группировке фито- и зооценозов в зависимости от уровня и характера урбаногенного воздействия, но между ними нет полного соответствия. Специфика сообществ мелких млекопитающих определяется не только эдафо-растительными условиями. Ведущим параметром в трансформации сообществ является рекреация и сопровождающие ее факторы. ...
12 01 2021 5:31:18
Статья в формате PDF 253 KB...
11 01 2021 10:47:49
Статья в формате PDF 284 KB...
10 01 2021 11:51:49
Статья в формате PDF 138 KB...
09 01 2021 8:46:30
Статья в формате PDF 119 KB...
08 01 2021 5:57:27
Статья в формате PDF 255 KB...
07 01 2021 16:31:16
Статья в формате PDF 105 KB...
06 01 2021 1:47:46
Статья в формате PDF 259 KB...
05 01 2021 22:54:57
Статья в формате PDF 122 KB...
04 01 2021 21:34:25
Статья в формате PDF 315 KB...
03 01 2021 1:46:42
Статья в формате PDF 123 KB...
02 01 2021 16:34:33
Статья в формате PDF 269 KB...
01 01 2021 20:39:16
Статья в формате PDF 261 KB...
31 12 2020 2:45:19
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...
30 12 2020 1:52:54
Статья в формате PDF 97 KB...
29 12 2020 22:24:59
Статья в формате PDF 126 KB...
28 12 2020 1:52:20
Статья в формате PDF 121 KB...
27 12 2020 17:16:16
Статья в формате PDF 113 KB...
26 12 2020 22:58:19
Статья в формате PDF 142 KB...
25 12 2020 20:47:57
Статья в формате PDF 102 KB...
24 12 2020 8:29:12
Статья в формате PDF 117 KB...
23 12 2020 7:57:11
Статья в формате PDF 124 KB...
19 12 2020 2:29:46
Статья в формате PDF 141 KB...
16 12 2020 8:52:33
Статья в формате PDF 100 KB...
15 12 2020 5:31:47
Статья в формате PDF 124 KB...
14 12 2020 20:29:32
Статья в формате PDF 86 KB...
13 12 2020 6:34:20
Статья в формате PDF 284 KB...
11 12 2020 2:23:18
Обследовано 19 здоровых людей и 33 пациента с описторхозом и холелитиазом. Проведена сравнительная оценка некоторых показателей холестеринового, пигментного, белкового обмена в пузырной и печеночной порции желчи у обследованных пациентов до и после терапии бильтрицидом и урсосаном. Выявлено, что у пациентов с описторхозом и холелитиазом в эффективные сроки после монотерапии бильтрицидом отмечается значимое превышение концентрации непрямого билирубина, холестерина и белка в пузырной желчи по сравнению со здоровыми людьми, что свидетельствует о сохранении остаточных явлений при значительном улучшении пигментного обмена и снижении литогенных свойств желчи. Включение в схему подготовки и проведения антигельминтной терапии урсосана позволяет достигнуть наибольшего гиполитогенного состояния пузырной порции желчи в эффективные сроки после терапии бильтрицидом. ...
07 12 2020 0:44:24
Статья в формате PDF 112 KB...
06 12 2020 14:46:19
Статья в формате PDF 144 KB...
05 12 2020 20:12:27
Современный этап развития мирового и отечественного языкознания характеризуется антропоцентрической направленностью лингвистических исследований. Антропоцентризм является одним из фундаментальных свойств человеческого языка, так как взаимосвязь и взаимообусловленность языка и человека очевидна и не может вызывать никаких сомнений. « Идею антропоцентричности языка в настоящее время можно считать общепризнанной: для многих языковых построений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета» [1, 5]. Антропоцентрический подход в изучении языка или антропоцентрическая парадигма предполагает анализ человека в языке и языка в человеке. В. А. Маслова пишет, что «…антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается конституирующий характеристикой человека, его важнейшей составляющей. Человеческий интеллект, как и сам человек, немыслим вне языка и языковой способности как способности к порождению и восприятию речи. Если бы язык не вторгался во все мыслительные процессы, если бы он не был способен создавать новые ментальные пространства, то человек не вышел бы за рамки непосредственно наблюдаемого. Текст, создаваемый человеком, отражает движении человеческой мысли, строит возможные миры, запечатлевая в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью средств языка» [1, 8]. ...
04 12 2020 15:50:17
Статья в формате PDF 111 KB...
03 12 2020 10:32:23
Статья в формате PDF 117 KB...
02 12 2020 5:31:35
Статья в формате PDF 108 KB...
30 11 2020 18:43:27
Статья в формате PDF 232 KB...
29 11 2020 18:39:26
Статья в формате PDF 142 KB...
28 11 2020 23:59:40
Статья в формате PDF 172 KB...
27 11 2020 11:22:20
Статья в формате PDF 127 KB...
25 11 2020 23:46:44
Статья в формате PDF 116 KB...
24 11 2020 13:20:49
Статья в формате PDF 293 KB...
23 11 2020 14:12:43
Статья в формате PDF 119 KB...
22 11 2020 20:58:36
Статья в формате PDF 132 KB...
21 11 2020 21:26:27
Статья в формате PDF 136 KB...
20 11 2020 7:33:39
Статья в формате PDF 106 KB...
19 11 2020 17:16:41
Статья в формате PDF 259 KB...
18 11 2020 13:28:37
Статья в формате PDF 221 KB...
16 11 2020 19:51:47
Статья в формате PDF 263 KB...
15 11 2020 12:46:36
Статья в формате PDF 118 KB...
14 11 2020 5:52:41
Статья в формате PDF 262 KB...
13 11 2020 13:19:26
Статья в формате PDF 118 KB...
12 11 2020 15:56:31
Статья в формате PDF 278 KB...
11 11 2020 15:21:30
Статья в формате PDF 115 KB...
10 11 2020 9:23:17
Статья в формате PDF 137 KB...
09 11 2020 23:51:55
Статья в формате PDF 121 KB...
08 11 2020 22:42:35
Статья в формате PDF 108 KB...
07 11 2020 18:58:36
Статья в формате PDF 113 KB...
06 11 2020 9:59:13
Статья в формате PDF 103 KB...
05 11 2020 2:12:34
В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...
04 11 2020 22:55:31
Статья в формате PDF 103 KB...
03 11 2020 2:24:55
Статья в формате PDF 118 KB...
01 11 2020 21:27:45
В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...
31 10 2020 11:42:43
Статья в формате PDF 120 KB...
29 10 2020 1:32:13
Статья в формате PDF 337 KB...
28 10 2020 18:18:27
Статья в формате PDF 314 KB...
27 10 2020 13:11:58
Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...
25 10 2020 3:57:49
Статья в формате PDF 90 KB...
24 10 2020 23:15:40
Статья в формате PDF 110 KB...
22 10 2020 9:38:23
Статья в формате PDF 493 KB...
21 10 2020 23:34:11
Показана возможность использования электрохимически активированной воды (в виде анолита и католита) для повышения урожайности зерновых и овощных (картофеля) культур и улучшения фитосанитарной ситуации с помощью модуля активации оросительной воды. Наиболее энтомоцидным действием в отношении пшеничного трипса обладал анолит с окислительно-восстановительным потенциалом +600 и +900 м В. Католит с О В П – 700 м В способствовал увеличению всхожести до 96%. Хороший результат в борьбе против колорадского жука давала предпосевная обработка клубней картофеля вначале анолитом, а потом католитом. Заселенность кустов колорадским жуком и проволочником снизилась на 37–83%. Наиболее эффективно в плане оптимизации фитосанитарного состояния посевов сочетание предпосевной обработки семян с последующим опрыскиванием стеблестоя католитом или анолитом. ...
18 10 2020 18:14:19
Статья в формате PDF 120 KB...
17 10 2020 16:49:29
В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей и электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...
16 10 2020 8:18:59
Статья в формате PDF 114 KB...
15 10 2020 9:24:41
Статья в формате PDF 289 KB...
14 10 2020 13:22:11
Статья в формате PDF 364 KB...
12 10 2020 17:49:14
Статья в формате PDF 114 KB...
11 10 2020 6:51:15
Статья в формате PDF 94 KB...
10 10 2020 18:23:35
Статья в формате PDF 119 KB...
09 10 2020 8:47:39
Статья в формате PDF 126 KB...
08 10 2020 21:51:36
Статья в формате PDF 241 KB...
05 10 2020 1:39:49
риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...
04 10 2020 16:32:21
Статья в формате PDF 106 KB...
03 10 2020 21:52:29
Статья в формате PDF 162 KB...
01 10 2020 22:52:59
Статья в формате PDF 116 KB...
29 09 2020 6:48:19
Статья в формате PDF 93 KB...
27 09 2020 22:53:23
Статья в формате PDF 729 KB...
26 09 2020 10:17:34
Статья в формате PDF 115 KB...
25 09 2020 18:45:53
Статья в формате PDF 133 KB...
24 09 2020 20:46:55
Статья в формате PDF 103 KB...
23 09 2020 17:30:26
Статья в формате PDF 109 KB...
22 09 2020 13:39:32
Статья в формате PDF 123 KB...
21 09 2020 4:53:23
Проведено исследование ведущих показателей метаболизма порфиринов и железа в сопоставлении с функциональным состоянием печени у 100 больных с гемохроматозом ( Г Х), в динамике. Дана объективная оценка их роли в своевременной и правильной постановке вторичной печеночной порфирии на ранних этапах развития патологического процесса. Порфириновый обмен при наследственном гемохроматозе ( Н Г Х) характеризуется глубоко нарушенными и нестабильными показателями, затрагивающими все этапы синтеза гема гемоглобина (Hb). У больных с Н Г Х и с сопутствующими поздней кожной порфирией ( П К П) и инфекционными вирусными гепатитами В и С, независимо от типа мутации гена HFE ( С289Y или H63D) изменения в обмене железа коррелируют с нарушенным синтезом аминолевулиновой кислоты ( А Л К) и порфобилиногена ( П Б Г). У больных диагностическую ценность в определении функционального состояния печени наряду с трансаминазами представляет исследование экскреции копропорфирина ( К П) с мочой. Выявленные изменения в порфириновом обмене при гомозиготной форме Н Г Х носят постоянный, часто необратимый характер, ухудшая прогноз заболевания. ...
20 09 2020 19:48:25
Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...
19 09 2020 23:16:19
Статья в формате PDF 129 KB...
18 09 2020 4:42:12
Статья в формате PDF 120 KB...
17 09 2020 2:12:18
Статья в формате PDF 120 KB...
15 09 2020 22:40:41
Статья в формате PDF 121 KB...
14 09 2020 12:21:54
Статья в формате PDF 135 KB...
13 09 2020 23:43:10
Статья в формате PDF 282 KB...
12 09 2020 23:26:55
Статья в формате PDF 121 KB...
11 09 2020 3:12:31
Статья в формате PDF 169 KB...
08 09 2020 18:29:15
Статья в формате PDF 228 KB...
07 09 2020 17:28:21
Статья в формате PDF 141 KB...
06 09 2020 15:52:15
Статья в формате PDF 109 KB...
05 09 2020 17:15:30
Статья в формате PDF 115 KB...
04 09 2020 12:17:28
Статья в формате PDF 227 KB...
03 09 2020 4:50:21
Статья в формате PDF 127 KB...
02 09 2020 21:53:32
Статья в формате PDF 244 KB...
01 09 2020 13:15:21
Статья в формате PDF 294 KB...
31 08 2020 8:32:27
Статья в формате PDF 129 KB...
30 08 2020 4:14:49
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::