АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
На V-й Международной конференции по образованию взрослых (Гамбург, 1997), был выдвинут тезис «Учение взрослых: ключ для XXI столетия». В развитых странах мира дополнительное образование идея-фикс сегодняшнего дня. США в систему Lifelong Education (образование через всю жизнь) ежегодно вкладывает около 250 млрд. долларов с числом вовлеченных около 20 млн. человек
Индивидуальная учебная нагрузка при повышении квалификации составляет в среднем около 200 час в год. По мнению американских методологов, образование обеспечивает до 40% темпов экономического роста и потому является основным компонентом инвестиций в развитие производства. В России, при существующем демографическом кризисе, образование взрослых является абсолютной необходимостью, поскольку только в нем заложен базис стабильности экономического роста в условиях постоянных перемен [2, 5].
Надо отдавать себе отчет, что обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. На додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, преподавателя, даже в репродуктивном варианте. Как известно здесь педагог сам определяет все параметры процесса обучения. В силу объективных причин обучающийся, студент, в данной модели не может активно влиять на организацию учебно-воспитательного процесса. Его основная роль - пассивное восприятие социального опыта, передаваемого преподавателями.
На этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Андрагогика - наука об обучении взрослых. Её главный постулат: обучающийся - ведущее звено в процессе образования. Взрослый человек активно стремится к самореализации, поскольку уже обладает жизненным и профессиональным опытом. И этот опыт объективно может быть использован в качестве важного источника, как личного дальнейшего обучения, так и окружающих [2].
Дипломированный специалист дополнительно обучается с вполне конкретной целью: сразу же применить полученные в процессе обучения новые знания, умения и навыки, и получить от их реализации определенную сиюминутную выгоду. В противном случае мотивация к обучению резко падает. Это проистекает по следующим причинам: учебная деятельность взрослого детерминирована конкретными временными, социально-бытовыми факторами, которые либо ограничивают процесс обучения, либо способствуют ему. Он уже, в принципе, определился в социуме, и ему нужно или изменить рамки своей прежней профессиональной принадлежности, или расширение границ профессиональной мобильности.
Андрагогический подход к обучению с учетом психофизиологических особенностей, профессиональных знаний, жизненного опыта и социальных характеристик обучаемого, с нашей точки зрения, должен включать ряд обязательных составляющих:
- формирование реальной проблемы, провоцирующей обучение и усовершенствование собственных знаний и умений;
- формирование реальной потребности в совместной работе по обмену опытом с себе равными;
- ориентация на решение конкретной жизненной и профессиональной проблемы;
- алгоритмизация готовности профессионала к обучению через всю жизнь с учетом анатомо- и психофизиологических особенностей и возможностей;
- критическая оценка студентом, выявленных положительных и отрицательных аспектов в программе предлагаемого процесса обучения, коррекция учебных программ и процесса их реализации, достигнутых результатов с позиции образовательных потребностей обучающегося.
В этом ключе, при организации обучения взрослых (на отделении «Сестринское дело», повышенный уровень обучения) мы в обязательном порядке проводим:
- предварительную психолого-андрагогическую диагностику обучающихся медицинских сестер;
- планирование процесса обучения, исходя из их психологических особенностей;
- создаем условия реализации процесса обучения, построенного на личных достижениях уже сформировавшегося профессионала.
Такая идеология обучения позволяет обеим сторонам (педагогу и студенту) более эффективно организовать процесс обучения, достичь более ощутимых результатов в изучении и развитии личности обучающегося, постоянно развивать и его, и свои профессиональные и человеческие свойства и качества.
В системе образования взрослых не отрицаются и традиционные лекции, семинары. Однако наиболее выигрышными, как показывает наш опыт, являются деловые игры и тренинги. Известно, что в памяти остается 10% услышанного, 50% увиденного при общении, и до 100% того, что человек выполнил сам. В деловой же игре как раз и происходит ускоренное овладение социально-профессиональными ролями, варьируются разные способы поведения личности в реальных ситуациях, создаются условия для свободного и внестатусного интертипного информационного обмена. Стимулируется мотивация к обучению, так как интертипный информационный метаболизм понуждает индивидуума к постоянному совершенствованию.
Поскольку андрагогическая парадигма требует в обязательном порядке выявить физиологические и психологические особенности обучающихся, влияющие на особенности их познавательной и учебной деятельности, поэтому в своей работе в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси [1,5].
Она прошла проверку временем, активно используется в США, Франции, Израиле, адаптирована к российской действительности на контингентах Санкт-Петербургской военно-медицинской академии [3]. Смысл методики в определении и различении 16 психологических типов личности , определяемых по сочетаниям четырех факторов:
- E (Extravertion) & I (Intraversion) - экстраверсия-интроверсия;
- S (Sensation) & N (iNtuition) - здравомыслие-интуиция;
- T (Thinking) & F (Feeling) - логичность-чувствование;
- J (Judging) & P (Perceiving) - рассудительность-импульсивность.
Первая группа психологических типов (тип темперамента Дионисий); главная черта человека - стремление к свободе определяется сочетанием SP:
- ESFP - Тамада: общительность, оптимизм, теплота, юмор, щедрость, богатство языка; поддаются соблазнам; способности к бизнесу, торговле.
- ISFP - Художник: повышенная чувствительность, острота ощущения текущей минуты, неприятие всякого рода ограничений; сфера интересов - изобразительное искусство, музыка, танец.
- ESTP - Антрепренер: энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску.
- ISTP - Мастер: умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию.
Вторая группа психологических типов (тип темперамента Эпиметей); главная черта человека - чувство ответственности определяется сочетанием SJ:
- ESFJ - Торговец: открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью.
- SFJ - Хранитель традиций: спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель.
- ESTJ - Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жиз- ни - долг, план, порядок, иерархия.
- ISTJ - Опекун: человек слова, хороший семьянин; спокоен, надежен, логичен, малоэмоционален, тверд, основателен, внимателен к деталям.
Третья группа психологических типов (тип темперамента Аполлон); главная черта человека - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению определяется сочетанием NF:
- ENFJ - Педагог: общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.
- INFJ - Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.
- ENFP - Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.
- INFP - Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.
Четвертая группа психологических типов (тип темперамента Прометей); главная черта человека - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству определяется сочетанием NT:
- ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.
- INTJ - Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.
- ENTP - Изобретатель: новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.
- INTP - Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.
Интроверты, как правило, в своей массе пассивны, в основном уделяют внимание личным внутренним ощущениям и мыслям. У них познание осуществляется от абстрактного к конкретному, через глубокий анализ. Мы убедились, что для интровертов лучше в качестве учебного материала использовать печатные материалы, тексты, самостоятельную работу, индивидуальные занятия, экзамен предпочтительнее проводить в письменной форме. Для подавляющего же числа экстравертов наоборот необходимы выраженная наглядность обучения, групповой метод обучения, использование иллюстраций, таблиц, графиков, схем и т.д. Они любят попробовать все своими руками, «растворяться» в массе, участвовать в дискуссиях, им легче сдавать устный экзамен в конце обучения.
Один из основных постулатов андрагогики, кроме всего прочего, предопределяет очень осторожное использование критики участников процесса обучения, обеспечение свободы мнений, уважение плюрализма жизненных позиций. [2]. В нашей ситуации при организации учебного процесса в среде медсестер-профессионалов (со стажем работы от 5 до 35 лет), действительно, наиболее продуктивными являются принципы самостоятельности добывания знаний. Исходя из этого, на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся нами мы пробуем внедрить создание ими порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Эта форма обучения пока не относится к узаконенной в системе подготовки медперсонала со средним специальным образованием.
И в нашей системе профессионального образования её можно с полным основанием отнести к инновационным и личностно ориентированным. Строится она на выполнении комплексных заданий на реальном эмпирическом материале медсестры с непременным выходом результатов в практику лечебно-профилактической работы. Подтверждением правильности нашей педагогической стратегии и тактики является то, что работы наших взрослых студенток регулярно принимаются к опубликованию в периодических научных изданиях республиканского и международного уровней.
Безусловно, разноплановая и, главное, - продуктивная подготовка взрослых профессионалов не может осуществляться без серьезной учебно-методической перестройки учебного процесса, направленной на разработку иных, в корне отличных от додипломного уровня образовательно-профессиональных программ, учебных планов, тестовых заданий для рубежного и итогового (экзаменационного) контроля знаний, пособий, как для слушателей, так и для преподавателей.
Андрагогический подход особенно к обучению медицинских работников требует и кардинального совершенствования материально- технической базы последипломного профессионального образования. Во-первых, это широкий набор современных и различных в зависимости от категории обучающихся типовых, прошедших сертификацию в соответствующих учебно-методических отделах (при министерствах и центрах переподготовки медицинских кадров) учебных пособий и руководств модульного типа по соответствующим разделам конкретных изучаемых дисциплин и смежным специальностям, чего, к сожалению, пока нет.
Во-вторых, - это компьютерная техника для организации и проведения учебного процесса,тестового контроля, особенно квалификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Он, кстати, обязан быть не местническим, но обязательно республиканского уровня. И осуществить это должно только с использованием современных информационных технологий, что отмечалось исследователями еще на заре сегодняшнего компьютерного «бума» [5]. Сегодня стало обыденной очевидностью, что без компьютерной техники последнего поколения не возможно развитие современной парадигмы последипломного профессионального образования (электронные версии учебно-производственных планов и WWW-страницы последипломных образовательных учреждений Минздравсоцразвития России) и внедрение (следующий этап) дистанционных форм обучения специалистов.
Кроме того, с нашей точки зрения, средние специальные учебные заведения (ССУЗы) должны в обязательном порядке располагать издательскими комплексами, позволяющими осуществлять оперативные малотиражные издания необходимой практикам текущей учебно-методической и справочной литературы, решений и постановления высших декретных органов власти и руководства отрасли.
Список литературы
- Жижин К.С. Экспресс-диагностика подсознания. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Змеев С.И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000.
- Овчинников Б.В. с соавт. Ваш психологический тип. - СПб., 1995.
- Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. - М., 1993.
- Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. - Gnoseology Books Ltd., 1984
- Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. - Chicago, 1980.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 207 KB...
21 01 2021 0:13:45
Статья в формате PDF 277 KB...
20 01 2021 21:14:12
Статья в формате PDF 110 KB...
19 01 2021 9:51:17
Статья в формате PDF 90 KB...
18 01 2021 2:54:11
Статья в формате PDF 146 KB...
16 01 2021 11:30:36
Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты происходит по инерции. Только в случае работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...
15 01 2021 19:35:48
Статья в формате PDF 104 KB...
14 01 2021 0:33:22
Статья в формате PDF 172 KB...
13 01 2021 20:54:29
Статья в формате PDF 128 KB...
12 01 2021 20:56:11
Статья в формате PDF 542 KB...
11 01 2021 15:42:50
Статья в формате PDF 108 KB...
10 01 2021 2:30:39
Статья в формате PDF 99 KB...
09 01 2021 20:41:29
Статья в формате PDF 141 KB...
08 01 2021 7:16:45
Статья в формате PDF 193 KB...
07 01 2021 18:54:51
В статье говорится о видах парадействий в языке и исследованиях невербальных элементов в языкознании. ...
06 01 2021 11:50:16
Статья в формате PDF 259 KB...
05 01 2021 21:52:29
Статья в формате PDF 90 KB...
04 01 2021 21:54:44
Статья в формате PDF 123 KB...
02 01 2021 16:42:23
Статья в формате PDF 206 KB...
01 01 2021 10:27:29
Статья в формате PDF 253 KB...
31 12 2020 2:33:44
1. Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2. Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3. Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...
30 12 2020 7:28:57
Статья в формате PDF 104 KB...
29 12 2020 8:15:19
Статья в формате PDF 129 KB...
26 12 2020 4:49:36
Статья в формате PDF 125 KB...
25 12 2020 9:40:18
Статья в формате PDF 100 KB...
24 12 2020 19:37:29
Статья в формате PDF 253 KB...
23 12 2020 6:35:10
Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...
22 12 2020 6:31:16
Статья в формате PDF 103 KB...
21 12 2020 9:33:30
Статья в формате PDF 108 KB...
19 12 2020 6:24:26
Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала В У За с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...
18 12 2020 8:44:15
Статья в формате PDF 117 KB...
16 12 2020 11:46:12
Статья в формате PDF 121 KB...
14 12 2020 3:23:15
Статья в формате PDF 107 KB...
13 12 2020 22:33:58
Статья в формате PDF 101 KB...
12 12 2020 7:12:28
Статья в формате PDF 140 KB...
11 12 2020 22:28:30
Статья в формате PDF 267 KB...
10 12 2020 21:49:39
Статья в формате PDF 100 KB...
09 12 2020 5:15:43
Статья в формате PDF 365 KB...
08 12 2020 20:22:48
Статья в формате PDF 104 KB...
07 12 2020 0:38:35
Статья в формате PDF 110 KB...
05 12 2020 17:12:29
Статья в формате PDF 142 KB...
04 12 2020 9:25:30
Статья в формате PDF 107 KB...
03 12 2020 8:24:18
Статья в формате PDF 116 KB...
02 12 2020 6:20:14
Статья в формате PDF 119 KB...
01 12 2020 3:54:16
Статья в формате PDF 267 KB...
30 11 2020 10:30:26
Статья в формате PDF 263 KB...
29 11 2020 3:55:57
Статья в формате PDF 114 KB...
27 11 2020 20:48:26
В работе приводится анализ мотивации выбора профессии педагога на основе изучения профессиональной ориентации в группе студентов факультета дополнительных профессий С Г П И. ...
26 11 2020 5:21:42
Статья в формате PDF 124 KB...
25 11 2020 11:12:46
Статья в формате PDF 145 KB...
24 11 2020 1:22:59
Статья в формате PDF 312 KB...
23 11 2020 18:29:35
Статья в формате PDF 113 KB...
21 11 2020 21:56:55
Статья в формате PDF 106 KB...
20 11 2020 4:14:26
Статья в формате PDF 147 KB...
19 11 2020 17:45:53
Статья в формате PDF 135 KB...
18 11 2020 13:58:44
Статья в формате PDF 251 KB...
17 11 2020 2:50:48
Статья в формате PDF 418 KB...
16 11 2020 10:44:17
Статья в формате PDF 163 KB...
15 11 2020 5:42:57
Статья в формате PDF 128 KB...
14 11 2020 17:42:42
Статья в формате PDF 111 KB...
13 11 2020 4:45:51
Статья в формате PDF 111 KB...
12 11 2020 3:36:44
Статья в формате PDF 147 KB...
11 11 2020 15:43:34
Статья в формате PDF 132 KB...
10 11 2020 16:53:29
Статья в формате PDF 97 KB...
09 11 2020 20:28:37
Статья в формате PDF 127 KB...
08 11 2020 13:14:29
Статья в формате PDF 231 KB...
07 11 2020 23:17:56
Статья в формате PDF 104 KB...
06 11 2020 1:16:48
Статья в формате PDF 109 KB...
04 11 2020 17:34:20
Статья в формате PDF 106 KB...
03 11 2020 10:54:35
Статья в формате PDF 111 KB...
02 11 2020 2:23:28
Статья в формате PDF 298 KB...
01 11 2020 21:38:46
Статья в формате PDF 115 KB...
31 10 2020 22:21:42
В статье на основании анализа серий срезов зародышей человека изучены особенности формирования артериального русла отделов головного мозга, определены возрастные критерии появления закладок как отделов головного мозга, так и основных сосудов и их ветвей в плане обоснования возможных вариантов строения артериальной сети головного мозга в онтогенезе. ...
29 10 2020 3:34:17
Статья в формате PDF 552 KB...
28 10 2020 11:15:31
Статья в формате PDF 105 KB...
27 10 2020 19:14:52
Статья в формате PDF 126 KB...
26 10 2020 5:38:29
Статья в формате PDF 138 KB...
24 10 2020 7:56:17
Статья в формате PDF 268 KB...
23 10 2020 20:19:22
Статья в формате PDF 118 KB...
20 10 2020 20:20:51
Статья в формате PDF 162 KB...
19 10 2020 14:16:35
Статья в формате PDF 111 KB...
18 10 2020 11:14:21
Статья в формате PDF 118 KB...
17 10 2020 19:14:54
Статья в формате PDF 276 KB...
16 10 2020 1:46:57
Статья в формате PDF 297 KB...
14 10 2020 17:17:22
Статья в формате PDF 101 KB...
12 10 2020 7:20:23
Статья в формате PDF 86 KB...
11 10 2020 7:24:14
Статья в формате PDF 96 KB...
10 10 2020 15:19:46
Статья в формате PDF 123 KB...
09 10 2020 0:24:39
Статья в формате PDF 111 KB...
08 10 2020 19:24:48
Статья в формате PDF 126 KB...
06 10 2020 22:17:40
Статья в формате PDF 114 KB...
05 10 2020 7:22:26
Статья в формате PDF 124 KB...
04 10 2020 19:22:58
риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...
03 10 2020 12:59:23
В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...
01 10 2020 1:16:13
Статья в формате PDF 115 KB...
30 09 2020 7:59:13
Статья в формате PDF 150 KB...
29 09 2020 19:47:29
Статья в формате PDF 120 KB...
28 09 2020 13:57:27
Статья в формате PDF 112 KB...
26 09 2020 0:44:12
Статья в формате PDF 103 KB...
25 09 2020 9:34:12
Статья в формате PDF 146 KB...
24 09 2020 3:45:51
Статья в формате PDF 119 KB...
23 09 2020 20:14:29
Статья в формате PDF 269 KB...
22 09 2020 22:37:19
Статья в формате PDF 240 KB...
21 09 2020 0:36:58
Статья в формате PDF 258 KB...
20 09 2020 23:25:27
Статья в формате PDF 165 KB...
18 09 2020 11:49:15
Статья в формате PDF 106 KB...
17 09 2020 14:25:27
Статья в формате PDF 106 KB...
15 09 2020 1:28:31
Статья в формате PDF 108 KB...
13 09 2020 15:12:17
Статья в формате PDF 130 KB...
12 09 2020 2:29:16
Статья в формате PDF 104 KB...
11 09 2020 3:38:48
Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...
10 09 2020 5:57:23
Статья в формате PDF 110 KB...
09 09 2020 1:22:41
Статья в формате PDF 127 KB...
08 09 2020 3:12:35
Статья в формате PDF 90 KB...
07 09 2020 18:30:43
В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогенитальным хламидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогенитальным хламидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных хламидиозом. ...
06 09 2020 20:55:30
Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина ( К Н) и гибберелловой кислоты ( Г К) и совместно с витаминами никотиновой кислотой ( Н К) и пантотеновой кислотой ( П К) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стебля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...
05 09 2020 17:49:59
Статья в формате PDF 114 KB...
04 09 2020 3:20:34
Статья в формате PDF 286 KB...
03 09 2020 15:25:23
Статья в формате PDF 199 KB...
02 09 2020 1:23:53
Статья в формате PDF 226 KB...
01 09 2020 18:47:56
Статья в формате PDF 116 KB...
31 08 2020 15:52:44
Статья в формате PDF 110 KB...
30 08 2020 5:33:32
Статья в формате PDF 113 KB...
29 08 2020 8:50:55
Статья в формате PDF 337 KB...
27 08 2020 7:26:52
Статья в формате PDF 113 KB...
25 08 2020 8:29:17
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::