IT-Reviews    

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

c78089d0 Источник:
Жижин К.С. Оганесьян Т.В. Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. Статья в формате PDF 276 KB

На V-й Международной конференции по образованию взрослых (Гамбург, 1997), был выдвинут тезис «Учение взрослых: ключ для XXI столетия». В развитых странах мира дополнительное образование идея-фикс сегодняшнего дня. США в систему Lifelong Education (образование через всю жизнь) ежегодно вкладывает около 250 млрд. долларов с числом вовлеченных около 20 млн. человек

Индивидуальная учебная нагрузка при повышении квалификации составляет в среднем около 200 час в год. По мнению американских методологов, образование обеспечивает до 40% темпов экономического роста и потому является основным компонентом инвестиций в развитие производства. В России, при существующем демографическом кризисе, образование взрослых является абсолютной необходимостью, поскольку только в нем заложен базис стабильности экономического роста в условиях постоянных перемен [2, 5].

Надо отдавать себе отчет, что обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. На додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, преподавателя, даже в репродуктивном варианте. Как известно здесь педагог сам определяет все параметры процесса обучения. В силу объективных причин обучающийся, студент, в данной модели не может активно влиять на организацию учебно-воспитательного процесса. Его основная роль - пассивное восприятие социального опыта, передаваемого преподавателями.

На этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Андрагогика - наука об обучении взрослых. Её главный постулат: обучающийся - ведущее звено в процессе образования. Взрослый человек активно стремится к самореализации, поскольку уже обладает жизненным и профессиональным опытом. И этот опыт объективно может быть использован в качестве важного источника, как личного дальнейшего обучения, так и окружающих [2].

Дипломированный специалист дополнительно обучается с вполне конкретной целью: сразу же применить полученные в процессе обучения новые знания, умения и навыки, и получить от их реализации определенную сиюминутную выгоду. В противном случае мотивация к обучению резко падает. Это проистекает по следующим причинам: учебная деятельность взрослого детерминирована конкретными временными, социально-бытовыми факторами, которые либо ограничивают процесс обучения, либо способствуют ему. Он уже, в принципе, определился в социуме, и ему нужно или изменить рамки своей прежней профессиональной принадлежности, или расширение границ профессиональной мобильности.

Андрагогический подход к обучению с учетом психофизиологических особенностей, профессиональных знаний, жизненного опыта и социальных характеристик обучаемого, с нашей точки зрения, должен включать ряд обязательных составляющих:

  • формирование реальной проблемы, провоцирующей обучение и усовершенствование собственных знаний и умений;
  • формирование реальной потребности в совместной работе по обмену опытом с себе равными;
  • ориентация на решение конкретной жизненной и профессиональной проблемы;
  • алгоритмизация готовности профессионала к обучению через всю жизнь с учетом анатомо- и психофизиологических особенностей и возможностей;
  • критическая оценка студентом, выявленных положительных и отрицательных аспектов в программе предлагаемого процесса обучения, коррекция учебных программ и процесса их реализации, достигнутых результатов с позиции образовательных потребностей обучающегося.

В этом ключе, при организации обучения взрослых (на отделении «Сестринское дело», повышенный уровень обучения) мы в обязательном порядке проводим:

  1. предварительную психолого-андрагогическую диагностику обучающихся медицинских сестер;
  2. планирование процесса обучения, исходя из их психологических особенностей;
  3. создаем условия реализации процесса обучения, построенного на личных достижениях уже сформировавшегося профессионала.

Такая идеология обучения позволяет обеим сторонам (педагогу и студенту) более эффективно организовать процесс обучения, достичь более ощутимых результатов в изучении и развитии личности обучающегося, постоянно развивать и его, и свои профессиональные и человеческие свойства и качества.

В системе образования взрослых не отрицаются и традиционные лекции, семинары. Однако наиболее выигрышными, как показывает наш опыт, являются деловые игры и тренинги. Известно, что в памяти остается 10% услышанного, 50% увиденного при общении, и до 100% того, что человек выполнил сам. В деловой же игре как раз и происходит ускоренное овладение социально-профессиональными ролями, варьируются разные способы поведения личности в реальных ситуациях, создаются условия для свободного и внестатусного интертипного информационного обмена. Стимулируется мотивация к обучению, так как интертипный информационный метаболизм понуждает индивидуума к постоянному совершенствованию.

Поскольку андрагогическая парадигма требует в обязательном порядке выявить физиологические и психологические особенности обучающихся, влияющие на особенности их познавательной и учебной деятельности, поэтому в своей работе в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси [1,5].

Она прошла проверку временем, активно используется в США, Франции, Израиле, адаптирована к российской действительности на контингентах Санкт-Петербургской военно-медицинской академии [3]. Смысл методики в определении и различении 16 психологических типов личности , определяемых по сочетаниям четырех факторов:

  • E (Extravertion) & I (Intraversion) - экстраверсия-интроверсия;
  • S (Sensation) & N (iNtuition) - здравомыслие-интуиция;
  • T (Thinking) & F (Feeling) - логичность-чувствование;
  • J (Judging) & P (Perceiving) - рассудительность-импульсивность.

Первая группа психологических типов (тип темперамента Дионисий); главная черта человека - стремление к свободе определяется сочетанием SP:

  • ESFP - Тамада: общительность, оптимизм, теплота, юмор, щедрость, богатство языка; поддаются соблазнам; способности к бизнесу, торговле.
  • ISFP - Художник: повышенная чувствительность, острота ощущения текущей минуты, неприятие всякого рода ограничений; сфера интересов - изобразительное искусство, музыка, танец.
  • ESTP - Антрепренер: энергия, прагматизм, писк выгоды во взаимоотношениях, юмор, жажда острых ощущений, любовь к риску.
  • ISTP - Мастер: умелые руки, мастерство в обращении с инструментами, жажда действий, бесстрашие, часто - отсутствие интереса к теоретическому обучению и высшему образованию.

Вторая группа психологических типов (тип темперамента Эпиметей); главная черта человека - чувство ответственности определяется сочетанием SJ:

  • ESFJ - Торговец: открытый, практичный, компанейский, обладает житейской мудростью.
  • SFJ - Хранитель традиций: спокойный, заботливый; хозяин в своем доме; соблюдает обычаи, преемственность, делает все по плану; больше исполнитель, чем руководитель.
  • ESTJ - Администратор: лидер, цельная натура; бесхитростен, не любит лишних выдумок; главные ориентиры в жиз- ни - долг, план, порядок, иерархия.
  • ISTJ - Опекун: человек слова, хороший семьянин; спокоен, надежен, логичен, малоэмоционален, тверд, основателен, внимателен к деталям.

Третья группа психологических типов (тип темперамента Аполлон); главная черта человека - стремление к духовному росту, самопознанию и самовыражению определяется сочетанием NF:

  • ENFJ - Педагог: общителен, внимателен к чувствам других людей, умеет распределять роли в группе, не любит монотонность; лидер, образцовый родитель.
  • INFJ - Предсказатель: проницателен, прозорлив, обладает богатым воображением, поэтичен, раним, не любит споров и конфликтов; может быть хорошим психологом, врачом, писателем.
  • ENFP - Журналист: понимает людей, умеет влиять на них; чувствителен к новому, необычному; энтузиаст, оптимист, противник сухой логики, обладает богатой фантазией, творческими способностями, которые может проявить в искусстве, политике, бизнесе.
  • INFP - Романтик: идеалист, лирик, борец со злом за идеалы добра и справедливости, покладистый супруг; кто угодно - писатель, архитектор, психолог - только не бизнесмен.

Четвертая группа психологических типов (тип темперамента Прометей); главная черта человека - дух научного поиска, изобретательство, стремление к познанию и творчеству определяется сочетанием NT:

  • ENTJ - Фельдмаршал: руководитель, требовательный родитель, интеллигент; логичный, целеустремленный; работу иногда ставит выше, чем семейное благополучие.
  • INTJ - Исследователь: высокий уровень интеллекта, сочетание логики и интуиции, большие способности к обучению, независимость, самоуверенность; слабость эмоций и возможные трудности в мире чувств.
  • ENTP - Изобретатель: новатор, энтузиаст, не выносит рутину и банальность; инициативен, обладает смекалкой, практической интуицией, чувством юмора, педагогическими способностями.
  • INTP - Архитектор: сложный внутренний мир, широкий кругозор, любовь к знанию; логичен, способен мгновенно оценивать ситуацию, полон новых идей; несколько высокомерен; интересы - в мире мыслей и речи, может быть прекрасным философом, математиком.

Интроверты, как правило, в своей массе пассивны, в основном уделяют внимание личным внутренним ощущениям и мыслям. У них познание осуществляется от абстрактного к конкретному, через глубокий анализ. Мы убедились, что для интровертов лучше в качестве учебного материала использовать печатные материалы, тексты, самостоятельную работу, индивидуальные занятия, экзамен предпочтительнее проводить в письменной форме. Для подавляющего же числа экстравертов наоборот необходимы выраженная наглядность обучения, групповой метод обучения, использование иллюстраций, таблиц, графиков, схем и т.д. Они любят попробовать все своими руками, «растворяться» в массе, участвовать в дискуссиях, им легче сдавать устный экзамен в конце обучения.

Один из основных постулатов андрагогики, кроме всего прочего, предопределяет очень осторожное использование критики участников процесса обучения, обеспечение свободы мнений, уважение плюрализма жизненных позиций. [2]. В нашей ситуации при организации учебного процесса в среде медсестер-профессионалов (со стажем работы от 5 до 35 лет), действительно, наиболее продуктивными являются принципы самостоятельности добывания знаний. Исходя из этого, на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся нами мы пробуем внедрить создание ими порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Эта форма обучения пока не относится к узаконенной в системе подготовки медперсонала со средним специальным образованием.

И в нашей системе профессионального образования её можно с полным основанием отнести к инновационным и личностно ориентированным. Строится она на выполнении комплексных заданий на реальном эмпирическом материале медсестры с непременным выходом результатов в практику лечебно-профилактической работы. Подтверждением правильности нашей педагогической стратегии и тактики является то, что работы наших взрослых студенток регулярно принимаются к опубликованию в периодических научных изданиях республиканского и международного уровней.

Безусловно, разноплановая и, главное, - продуктивная подготовка взрослых профессионалов не может осуществляться без серьезной учебно-методической перестройки учебного процесса, направленной на разработку иных, в корне отличных от додипломного уровня образовательно-профессиональных программ, учебных планов, тестовых заданий для рубежного и итогового (экзаменационного) контроля знаний, пособий, как для слушателей, так и для преподавателей.

Андрагогический подход особенно к обучению медицинских работников требует и кардинального совершенствования материально- технической базы последипломного профессионального образования. Во-первых, это широкий набор современных и различных в зависимости от категории обучающихся типовых, прошедших сертификацию в соответствующих учебно-методических отделах (при министерствах и центрах переподготовки медицинских кадров) учебных пособий и руководств модульного типа по соответствующим разделам конкретных изучаемых дисциплин и смежным специальностям, чего, к сожалению, пока нет.

Во-вторых, - это компьютерная техника для организации и проведения учебного процесса,тестового контроля, особенно квалификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Он, кстати, обязан быть не местническим, но обязательно республиканского уровня. И осуществить это должно только с использованием современных информационных технологий, что отмечалось исследователями еще на заре сегодняшнего компьютерного «бума» [5]. Сегодня стало обыденной очевидностью, что без компьютерной техники последнего поколения не возможно развитие современной парадигмы последипломного профессионального образования (электронные версии учебно-производственных планов и WWW-страницы последипломных образовательных учреждений Минздравсоцразвития России) и внедрение (следующий этап) дистанционных форм обучения специалистов.

Кроме того, с нашей точки зрения, средние специальные учебные заведения (ССУЗы) должны в обязательном порядке располагать издательскими комплексами, позволяющими осуществлять оперативные малотиражные издания необходимой практикам текущей учебно-методической и справочной литературы, решений и постановления высших декретных органов власти и руководства отрасли.

Список литературы

  1. Жижин К.С. Экспресс-диагностика подсознания. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Змеев С.И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000.
  3. Овчинников Б.В. с соавт. Ваш психологический тип. - СПб., 1995.
  4. Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. - М., 1993.
  5. Keirsey D., Bates M. Please Understand Me. Character and Temperament Types. - Gnoseology Books Ltd., 1984
  6. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. - Chicago, 1980.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

17 01 2021 20:40:33

МИНИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМА ТЕЛА В ОДНОРОДНОМ ПОЛЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ

Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты  происходит по инерции. Только в случае  работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...

15 01 2021 19:35:48

ВИДЫ ПАРАДЕЙСТВИЙ В ЯЗЫКЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

В статье говорится о видах парадействий в языке и исследованиях невербальных элементов в языкознании. ...

06 01 2021 11:50:16

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕРХПРОВОДНИКОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Статья в формате PDF 267 KB...

03 01 2021 12:47:22

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НА ГНИЛОМ ФУНДАМЕНТЕ (КАТАСТРОФА В МЕХАНИКЕ )

1. Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2. Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3. Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...

30 12 2020 7:28:57

ЧЕМ УДИВЛЯЕТ НАС ВОДА

Статья в формате PDF 284 KB...

28 12 2020 19:11:34

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В XXI ВЕКЕ

Статья в формате PDF 281 KB...

27 12 2020 15:37:54

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

22 12 2020 6:31:16

КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА И КИСЛОРОДА В ПРИРОДЕ

Статья в формате PDF 566 KB...

20 12 2020 0:39:35

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала В У За с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...

18 12 2020 8:44:15

ИННОВАЦИОННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Статья в формате PDF 115 KB...

17 12 2020 10:44:10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 294 KB...

15 12 2020 9:31:24

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья в формате PDF 123 KB...

06 12 2020 6:30:36

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Статья в формате PDF 154 KB...

28 11 2020 19:30:34

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

В работе приводится анализ мотивации выбора профессии педагога на основе изучения профессиональной ориентации в группе студентов факультета дополнительных профессий С Г П И. ...

26 11 2020 5:21:42

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Статья в формате PDF 328 KB...

22 11 2020 2:58:32

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

Статья в формате PDF 85 KB...

05 11 2020 2:16:15

АВЕРЬЯНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Статья в формате PDF 82 KB...

30 10 2020 23:30:27

РАЗВИТИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО РУСЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА С 5 ПО 10 НЕДЕЛИ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ

В статье на основании анализа серий срезов зародышей человека изучены особенности формирования артериального русла отделов головного мозга, определены возрастные критерии появления закладок как отделов головного мозга, так и основных сосудов и их ветвей в плане обоснования возможных вариантов строения артериальной сети головного мозга в онтогенезе. ...

29 10 2020 3:34:17

ТЕОРИЯ ДОУ

Статья в формате PDF 424 KB...

25 10 2020 21:32:36

БИОФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОНООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

22 10 2020 10:41:54

ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ

Статья в формате PDF 261 KB...

21 10 2020 14:15:14

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

15 10 2020 11:29:18

КОНФОРМАЦИОННАЯ ИЗОМЕРИЗАЦИЯ МЕТИЛБОРНОЙ КИСЛОТЫ

Статья в формате PDF 127 KB...

13 10 2020 10:20:28

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРУЙНОЙ АЭРАЦИИ ЖИДКОСТИ

Статья в формате PDF 115 KB...

07 10 2020 12:57:54

ШОШОНИТОВЫЕ ГРАНИТОИДЫ ТИГИРЕКСКОГО МАССИВА АЛТАЯ: ГЕОХИМИЯ, ПЕТРОЛОГИЯ И РУДОНОСНОСТЬ

риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...

03 10 2020 12:59:23

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 132 KB...

02 10 2020 19:56:27

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ

В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...

01 10 2020 1:16:13

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья в формате PDF 168 KB...

27 09 2020 17:49:47

БИОХИМИЯ КРОВИ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 106 KB...

19 09 2020 14:58:56

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕГИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА МЕДЬЮ

Статья в формате PDF 111 KB...

16 09 2020 13:53:26

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

14 09 2020 17:26:37

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОКОКРЕМНИСТЫХ ДОБАВОК НА КАЧЕСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...

10 09 2020 5:57:23

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ИММУНОТРОПНЫХ СРЕДСТВ В ТЕРАПИИ УРОГЕНИТАЛЬНОГО ХЛАМИДИОЗА

В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогенитальным хламидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогенитальным хламидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных хламидиозом. ...

06 09 2020 20:55:30

ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЯ ФИТОГОРМОНОВ И ВИТАМИНОВ НА РОСТ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ХЛОПЧАТНИКА В УСЛОВИЯХ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина ( К Н) и гибберелловой кислоты ( Г К) и совместно с витаминами никотиновой кислотой ( Н К) и пантотеновой кислотой ( П К) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стебля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...

05 09 2020 17:49:59

О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА

Статья в формате PDF 161 KB...

28 08 2020 9:38:49

Право и долг в самосознании русского народа

Статья в формате PDF 113 KB...

26 08 2020 21:21:44

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!