IT-Reviews    

Национально-региональный компонент преподавания искусства пейзажа в вузе как педагогическая проблема

c78089d0 Источник:
Орлова У.А. Статья в формате PDF 263 KB

Процесс преподавания художественной культуры родного края является важным средством развития художественно-творческой деятельности студентов ФГБОУ ВПО «ШГПУ». Полноценное развитие эстетического восприятия этой культуры предполагает интеграцию искусствоведческого подхода и творческой работы студентов на пленэре.

Главной целью пленэрной практики является закрепление и углубление профессиональных знаний, умений и навыков по рисунку, живописи и композиции, развитие творчества и самостоятельности студентов, их художественных потребностей и эстетического вкуса в условиях изобразительной деятельности на природе. Практика на пленэре - составная часть профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

В соответствии с учебным планом пленэрную практику студенты факультета искусств ФГБОУ ВПО «ШГПУ» проходят с первого по четвертый курсы. На 1-2 курсах студенты проходят это вид практики в городе Шуя и его окрестностях. Наш город один из наиболее древних городов Центральной России с хорошо сохранившимся историческим обликом, планировкой и архитектурными памятниками XVII-XX вв. Поэтому при прохождении практики в городе Шуя, прежде всего, студенты знакомятся с историей города, с памятниками архитектуры, посещают музеи, для них организуются экскурсии к храмовым архитектурным комплексам города.

Ивановская область богата творческими людьми и народными промыслами, поэтому во время однодневных поездок в села Палех и Холуй студенты успевают не только выполнить этюды и зарисовки данных мест, но и посетить музеи лаковой миниатюры и художественных училищ, где знакомятся с творчеством художников-миниатюристов. Например, в Палехе и его окрестностях в разные годы жили замечательные художники, такие как В.Н. Бакшеев (1862-1958), академик живописи Н.Н. Харламов, народный художник СССР П.Д. Корин (1892-1967). Для П.Д. Корина Палех был не просто родным селом, но и олицетворением Родны. Здесь художник написал цикл пейзажных работ, на которых воссоздаются жиписные окрестности Палеха.

В Ивановской области много и других удивительных, красивых мест. Одним из таких мест является город Плес. Не случайно его называют жемчужиной на Волге. В этом городе жил и творил выдающийся мастер лирического пейзажа Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Вряд ли кому-либо в нашей стране не известно имя этого великого художника. Пейзажи Левитана, то радостные, то грустные, порой тревожные, передают нам не только красоту природы, но и самые сокровенные чувства художника. Студенты получают возможность не только посетить музей художника, но и насладиться красотой Волжских берегов, которую воспел мастер. И, конечно же, запечатлеть эти места в своих альбомах. Это соприкосновение с источником вдохновения великого мастера непременно вызывает отклик в сознании каждого из студентов, пробуждает высокие патриотические чувства, гордость за родную землю, вызывает эстетическое наслаждение, ведущее к творческим поискам в собственной работе.

Во время посещения областного центра - это город Иваново, студентам предоставляется возможность познакомиться с творчеством другого земляка, заслуженного художника - пейзажиста, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина А.И. Морозова(1902-1997). Углубленная духовность и монументальность свойственна его работам. А.И. Морозов - интереснейший продолжатель национальной пейзажной традиции. Подобно крупным русским художникам, он сумел вобрать, освободить, подчинить своему поэтическому видению лучшие черты западноевропейского пейзажа.

Неподдельный интерес у студентов вызывает знакомство с творчеством художников- самородков. Ярким примером является Капитон Воробьев (1860-1930). Его творчество ярко проявилось в искусстве мало распространенном. Он занимался вырезанками из бумаги. В его бумажных творениях узнаешь архитектурные мотивы Шуйских церквей, колокольню, фасады сохранившихся до сих пор старых домов. В его работах - любопытство, наблюдательность и сильная любовь к родным местам, тонкое чутье художника, от природы понимающего красоту, меру, гармонию, пропорции архитектуры.

Опора на богатые местные традиции в области пейзажного искусства помогает в работе со студентами на пленэре. Мы обращаем внимание студентов на образно-пластическое, композиционное, колористическое решение пейзажа в произведениях мастеров.

При выполнении зарисовок, рисунков и этюдов с натуры, рисунков и этюдов по памяти студенты осваивают манеру разных известных мастеров живописи, учатся у них. Когда же студенты приступают к выполнению творческой композиции, им дается установка на выражение собственного видения особенностей своеобразия родной природы в различные временные периоды.

Основная часть художественной практики на пленэре включает в себя работу с натуры. Начиная работу с небольших зарисовок и этюдов, постепенно усложняя задачи, под руководством преподавателя, студенты переходят к рисованию архитектурных мотивов, широких, панорамных пейзажей, включают в картины жанровые сцены. И с приобретением творческого опыта студенты начинают создавать собственные композиции, ассоциативные картины. В таких случаях большую роль играют рисунки по памяти, представлению или воображению. Такие композиции, в большей степени, имеют крепкую композиционную структуру, основу и тяготеют к обобщенным, декоративным, образным решениям.

Пленэрная практика - это часто процесс сбора художественного материала к серьезным творческим работам, с выходом на курсовые и дипломные проекты. Искусство пейзажа родного края становится предметом исследования многих выпускных квалификационных работ. И это не только станковые композиции, выполненные в графике или живописи. Это и произведения декоративно-прикладного характера: батики, гобелены, лоскутное шитье, витражи, где мотивы природы и архитектуры выявляются самыми разными средствами художественной выразительности.

В ходе исследования было выявлено, что, приобщение студентов к культурному наследию родного края в процессе преподавания дисциплин художественного цикла является важным фактором развития эстетических, изобразительных и художественно - творческих способностей, содействует формированию духовно-нравственной, творческой личности на основе богатых народных традиций. Это позволяет понять и осмыслить основы и принципы взаимодействия различных видов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Постоянное общение с произведениями изобразительного искусства вырабатывает привычку осмыслить их художественное значение, обобщить и выявить закономерности, выработать свой индивидуальный подход к решению вопроса.

С целью расширения и углубления профессиональных знаний об искусстве пейзажа, методах и технике его выполнения, преподавателями кафедры изобразительного искусства и методики обучения разработаны спецкурсы «Живопись пейзажа», и «Графика пейзажа», которые призваны воспитывать в студентах чувство культуры восприятия окружающей природы, и развитие на этой основе умений тонко отражать природу родного края (в зарисовках и этюдах) с передачей в них своего настроения и собственного отношения к ней.

Таким образом, каждый студент на протяжении всего периода обучения непосредственно обращается к изучению природных форм родного края, памятников сельской и городской архитектуры, развивая не только художественно-творческие способности, но и воспитывая в себе любовь и бережное отношение к культуре и искусству региона.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Изучение эффективности галавтилина у больных рожей

Статья в формате PDF 115 KB...

19 09 2020 17:23:54

АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНЫХ СТВОЛОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 115 KB...

14 09 2020 17:48:29

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ

Статья в формате PDF 111 KB...

13 09 2020 20:39:35

КЛЕТКИ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 140 KB...

06 09 2020 12:46:47

Загиров Умарасхаб Загирович

Статья в формате PDF 65 KB...

02 09 2020 21:18:11

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 226 KB...

01 09 2020 15:54:57

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ

Статья в формате PDF 139 KB...

28 08 2020 15:36:55

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Статья в формате PDF 657 KB...

23 08 2020 2:53:27

ТЕОРИЯ ДОУ

Статья в формате PDF 424 KB...

22 08 2020 19:24:30

АНАЛИЗ ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья в формате PDF 140 KB...

18 08 2020 3:14:37

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА

Статья в формате PDF 124 KB...

16 08 2020 6:18:36

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

Статья в формате PDF 97 KB...

15 08 2020 21:34:11

Закономерности экспертных оценок о сотрудничестве России и Европейского Союза в сфере образования

Реформы в образовании ума человека происходят всегда до новых циклов экономического возрождения из кризисов. Это запаздывание весьма большое у России. В развитых странах цикл реформ в образовании начинается за 3–5 лет до начала экономических реформ. Но в России долго запрягают, а потом несутся напролом, на авось. Поэтому колебательное возмущение мнений экспертов превалирует над постоянством, – менталитет очень неровный. Предлагается принципиально новая методика, основанная на анализе устойчивых закономерностей с волновыми составляющими и полученная по конкретным экспертным оценкам. Цель статьи – кратко показать возможности методологии идентификации свойств поведения у групп экспертов, как неких условных популяций много знающих и оценивающих людей, а также привести критерии поведенческой динамики по тем или иным экспертным оценкам об интернационализации российского образования. ...

14 08 2020 19:40:19

ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Статья в формате PDF 265 KB...

11 08 2020 16:30:39

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 220 KB...

10 08 2020 0:42:23

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

Статья в формате PDF 305 KB...

15 07 2020 10:33:51

РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ – ПУТЬ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Статья в формате PDF 213 KB...

13 07 2020 8:20:59

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Статья в формате PDF 334 KB...

29 06 2020 10:42:54

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ

Статья в формате PDF 90 KB...

28 06 2020 19:56:29

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 151 KB...

25 06 2020 1:53:29

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Статья в формате PDF 309 KB...

23 06 2020 21:13:46

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ

Статья в формате PDF 146 KB...

19 06 2020 2:16:19

В ГОД КРОЛИКА – О КРОЛИКЕ!

Статья в формате PDF 244 KB...

12 06 2020 9:44:21

МЕХАНИЗМЫ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА. ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Исследовано влияние вегетативной нервной системы на нелинейную динамику сердечного ритма. С этой целью рассмотрены две модели: первая основана на изучении нелинейных показателей у лиц с различным вегетативным балансом, который является важнейшим показателем состояния вегетативной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы. Вторая модель – это возрастные особенности нелинейной динамики сердечного ритма. Показано, что наибольшая сложность и «хаотичность» ритма сердца наблюдается у лиц с преобладающим влиянием парасимпатического отдела В Н С. Наоборот, смещение вегетативного баланса в сторону симпатического отдела приводит к упорядочению последовательности кардиоинтервалов, Однако конечный результат не является просто суммой данных воздействий, поскольку интегрированные влияния обеих отделов В Н С имеет форму нелинейных взаимосвязей. ...

06 06 2020 14:10:44

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ

С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...

29 05 2020 13:39:43

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РАДИАЦИИ, ГИПОТИРЕОЗА И РТУТНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ НА АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ ОБМЕНА ПУРИНОВЫХ НУКЛЕОТИДОВ, АНТИОКСИДАНТНОЙ СИСТЕМЫ И ИММУННЫЙ СТАТУС

В эксперименте в сравнительном плане, изучено влияние радиационного облучения, ртутной интоксикации и гипотиреоза на систему иммунитета, на активность ферментов обмена пуриновых нуклеотидов: 5’-нуклеотидазы, А М Ф-дезаминазы и аденозиндезаминазы, на активность ферментов антиоксидантной системы: супероксиддисмутазы ( С О Д), глутатионпероксидазы ( Г П О), глутатионредуктазы в ткани печени, почек и в сыворотке крови. Установлены значительные сходства в механизме клеточных и метаболических эффектов радиации, гипотиреоза, ртутной интоксикации. Независимо от ткани и воздействующего на организм фактора (радиация, гипотиреоз, ртутная интоксикация) имеет место однотипные изменения активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы и глутатионредуктазы, что свидетельствует о том, что указанные воздействия являются стрессорными. Изменения в иммунной системе, обнаруженные при ионизирующем излучении, практически однотипны изменениям иммунитета при гипотиреозе. При ртутной интоксикации в отличие от гипотиреоза и радиации имеет место снижение уровня В-лимфоцитов, что в какой-то мере объясняется особенностями эффектов ртутной интоксикации на систему иммунитета и ферменты метаболизма пуриновых нуклеотидов. В определенной степени эти различия можно объяснить разной степенью становления защитных механизмов и степенью целостности регуляторной функции адрено-тиреоидной системы. ...

26 05 2020 22:39:56

СТОЛЯРОВ СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 225 KB...

20 05 2020 15:54:11

MANAGEMENT OF KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL PROCESS

Статья в формате PDF 133 KB...

16 05 2020 10:47:24

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...

29 04 2020 13:54:18

Викулина Мария Анатольевна

Статья в формате PDF 381 KB...

27 04 2020 14:40:58

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

25 04 2020 2:47:18

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!