ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)
Источник:
В дореволюционный период Русская Православная Церковь имела многоступенчатую систему духовного образования. Составной ее частью были церковные школы, которые получили широкое распространение в конце XIX - начале XX в. По «Положению о церковных школах ведомства Православного исповедания» 1902 г. они были разделены на две категории: начальные и учительские. В первую входили одноклассные и двухклассные церковно-приходские, школы грамоты и воскресные школы. Во вторую - второклассные и церковно-учительские. Эти категории школ были тесно связаны между собой, т.к. учительские учебные заведения должны были обеспечивать начальные педагогическими кадрами.
Церковно-учительские школы, в отличие от второклассных, являлись педагогическими учебными заведениями повышенного типа и предназначались для подготовки «учителей и учительниц для начальных училищ всех разрядов». В них принимались на основании вступительных экзаменов молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие второклассную школу или иное учебное заведение, курс которого был не ниже.
Срок обучения, как и во второклассной школе, составлял три года. В церковно-учительской школе преподавали церковные и общеобразовательные предметы: Закон Божий, церковную историю, церковное пение с обучением регентованию и музыке, церковно-славянский язык, «русский язык, словесность и историю литературы», всеобщую и русскую историю, всеобщую и русскую географию, математику (арифметику, главные основания геометрии и землемерие), «сведения о природе, ее силах и явлениях», черчение и рисование, гигиену. Освоение азов профессиональной педагогической деятельности осуществлялось в ходе изучения «дидактики и главных оснований педагогики». Для практической подготовки при церковно-учительских школах существовали двухклассные церковно-приходские школы, где будущие учителя давали свои пробные уроки.
В церковно-учительской школе преподавали дополнительные курсы, например, иконописание, ремесло, рукоделие, сельское хозяйство. Факультативные занятия проводились в педагогических учебных заведениях при наличии квалифицированных специалистов.
Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием выдавались аттестаты, а остальным - свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища» [2, С. 210-211].
Церковно-учительские школы имели особую внутреннюю систему управления. Ее «ближайшим начальником» был заведующий школой. На него возлагалась вся ответственность за «благоустройство» и «благосостояние» школы. Церковно-школьные вопросы решались Советом учебного заведения. Он состоял из председателя (заведующего школой) и штатных учителей. В заседаниях Совета школы с правом голоса могли принимать участие попечитель (или попечительница), врач (если касалось «физического воспитания учащихся, гигиены и санитарного состояния школы»), законоучитель и учителя образцовой школы, а также внештатные педагоги (учителя сельского хозяйства, черчения, рисования, рукоделия и др.). Совет собирался не менее двух раз месяц. При этом для «решения дел» необходимо было присутствие не менее трех членов Совета. Все постановления Совета, в зависимости от степени важности принятого решения, представлял на утверждение либо епархиального преосвященного, либо епархиальный училищный совет [4, 1907. № 4. С. 385-391].
При церковно-учительских школах существовали общежития, где проживали воспитанники. Проживание в нем было платным. Учащиеся вносили определенную плату вперед «за каждую треть года». Воспитанники (главным образом бедные) могли получать казенную стипендию. Но при этом они обязаны были после окончания учебного заведения прослужить на учительской должности по ведомству православного исповедания не менее пяти лет, в противном случае - возвратить в Синодальный училищный Совет денежные средства «по расчету за не прослуженное время». [4, 1907. № 4. С. 385-391].
В педагогических учебных заведениях был свой распорядок дня. Так, в Полтавской церковно-учительской школе, согласно архивным данным, учебный день начинался в 6 ч утра. До 8,5 ч шло «приготовление уроков с перерывом на молитву и завтрак», с 8,5 ч до 14,5 ч проводились классные занятия, с получасовым перерывом «на приготовление обеда и на обед», с 15 до 16 ч следовал отдых, после - с 16 до 17 ч - вновь проводились уроки (музыки), с 17 до 20 ч - было посвящено вечерним занятиям, с перерывом для ужина и отдыха в 30 минут. После чего опять шли занятия до 20 ч 30 мин [3]. Таким образом, материалы свидетельствуют о том, что учебный график был весьма напряженным.
Церковно-учительские школы начали открываться в Российской империи в последней трети XIX века в связи с острой необходимостью обеспечения одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ подготовленными учителями. Так, в первое время учительские должности в правильно организованных начальных школах занимали выпускники духовных семинарий и женских епархиальных училищ. Но первые смотрели на учительство как на переходную ступень к должности приходского священника, а потому в школах не задерживались. Вторые, по мнению начальства, «отличались усердием», «не тяготились суровыми условиями жизни народной учительницы» и были самыми лучшими учителями, если бы имели «широкое и прочное образование» [1]. Поэтому в церковных школах работали лица, не имевшие среднего образования и специальной педагогической подготовки.
Но не все открытые в конце XIX века учебные заведения для подготовки педагогов для начальных школ соответствовали утвержденному типу по «Положению» в 1902 г. Образцом для последующих педагогических учебных заведений стала Свято-Владимирская женская церковно-учительская школа, учрежденная в 1889 г. в Санкт-Петербурге.
Широкое распространение церковно-учительские школы получили в начале XX века. Серьезной причиной такого явления стало увеличение их финансирования со стороны государства с января 1903 г. на 200000 рублей (почти в два раза). К 1905 г. числилось 18, к 1907 г. - 22 церковно-учительские школы [4, 1910. № 40. С. 1704]. Мужские школы превалировали над женскими. При таком количестве церковно-учительских в стране вполне понятно, что они были распространены не во всех епархиях. Значительная часть подобных учебных заведений находилась в Европейской части России.
Церковно-учительские школы по сравнению с начальными были хорошо обеспечены, главным образом, за счет государственных средств. Тем не менее некоторые учительские заведения (Лубенская в Полтавской епархии, Екатеринославская в Екатеринославской епархии) имели только местные финансовые источники.
После первых благополучных лет начала XX века в жизни учительских учебных заведений духовного ведомства наступает сложный период. В первую очередь это коснулось второклассных школ, которые стали реорганизовываться, в связи с сокращением числа школ грамотности в стране. В меньшей степени преобразовательная политика коснулась церковно-учительских школ. Они держались благодаря тому, что готовили педагогов для всех типов начальных школ. Но в финансовом плане положение церковно-учительских школ оставляло желать лучшего. В 1912 г. на одно подобное учебное заведение выделялось 4000 рублей, сумма недостаточная для благополучного существования. Вследствие низкой заработной платы из школ уходили штатные учителя [4, 1914. № 4. С. 212].
Несмотря на сложное положение, церковные учительские школы по-прежнему оставались многолюдными. В 1915 г. в 20 в церковно-учительских - 1700 человек [4, 1917. № 3. С. 58].
Церковно-учительские школы, несмотря на изменившиеся условия жизни, просуществовали в прежнем виде до 1917 г., давая возможность получить педагогическое образование всем желающим.
Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
Список литературы
1. Владимирские епархиальные ведомости. - 1906. - № 44. - С. 665-672.
2. Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXII.Отделение 1. - СПб., 1904.
3. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 263 Л. 177. - 177 об.
4. Церковные ведомости. - СПб., 1907-1917.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 848 KB...
15 04 2021 16:12:14
Статья в формате PDF 212 KB...
14 04 2021 5:52:13
Статья в формате PDF 124 KB...
13 04 2021 18:55:46
Статья в формате PDF 109 KB...
12 04 2021 0:53:10
Статья в формате PDF 256 KB...
11 04 2021 12:25:23
По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...
10 04 2021 22:12:30
Статья в формате PDF 85 KB...
08 04 2021 10:55:28
Статья в формате PDF 220 KB...
07 04 2021 16:49:15
Статья в формате PDF 285 KB...
06 04 2021 1:36:42
Статья в формате PDF 111 KB...
05 04 2021 11:27:29
Статья в формате PDF 122 KB...
04 04 2021 20:41:19
Статья в формате PDF 101 KB...
03 04 2021 11:49:24
Статья в формате PDF 108 KB...
02 04 2021 11:46:43
Статья в формате PDF 96 KB...
01 04 2021 13:17:32
Географическое расположение и климатические условия Нижнего Поволжья, неудовлетворительная экологическая обстановка способствует росту заболеваемости мочеполовой системы у населения, проживающего в регионе. Увеличение частоты заболеваемости уратным нефролитиазом диктует необходимость поиска адекватного объема терапии по улучшению качества консервативного лечения этой патологии. Изучение особенностей симптомокомплекса уратного нефролитиаза в разных возрастных группах (25-30; 40-45; 60-70 лет) позволило научно обосновать и разработать практические рекомендации по рациональному и эффективному лечению данного вида мочекаменной болезни у пациентов с учетом их возраста. ...
29 03 2021 1:56:54
Статья в формате PDF 324 KB...
28 03 2021 9:14:19
Статья в формате PDF 129 KB...
27 03 2021 13:13:58
Статья в формате PDF 98 KB...
26 03 2021 23:25:58
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2021 14:10:16
Статья в формате PDF 100 KB...
24 03 2021 18:13:22
Статья в формате PDF 307 KB...
23 03 2021 9:30:29
Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный характер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...
22 03 2021 20:40:51
Статья в формате PDF 141 KB...
21 03 2021 7:31:43
Статья в формате PDF 101 KB...
20 03 2021 23:50:16
Статья в формате PDF 303 KB...
19 03 2021 2:47:45
Статья в формате PDF 103 KB...
18 03 2021 6:32:22
Статья в формате PDF 137 KB...
16 03 2021 14:22:32
Статья в формате PDF 103 KB...
15 03 2021 3:36:26
Статья в формате PDF 151 KB...
14 03 2021 21:56:25
Статья в формате PDF 112 KB...
13 03 2021 6:15:57
Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...
12 03 2021 16:41:28
Статья в формате PDF 300 KB...
10 03 2021 8:22:36
В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда ( Э П К Р), создаваемого установкой « Экран», и некогерентных световых импульсов ( Н С И), создаваемых установкой « Стимул» [1, 2], на семена овощных культур, с целью повышения урожайности. По результатам исследования выявлено, что все использованные в эксперименте режимы высокоинтенсивного физического воздействия на семена овощных культур оказывают стимулирующий биологический эффект при оценке урожайности. Определено, что наиболее эффективными режимами Э П К Р для повышения урожайности овощных культур являются режимы с напряженностью электрического поля 3,5 к В/см и 5 к В/см. Выявлено, что наиболее эффективными режимами Н С И для повышения урожайности овощных культур является режим с запасенной суммарной электрической энергией импульсного источника энерго-питания 80 к Дж. Показано, что при воздействии на посадочный материал картофеля Н С И с запасенной суммарной электрической энергией 40 к Дж наблюдается стимулирование роста, развития, повышение всхожести и сокращение вегетационного периода картофеля. Кроме того, данное физическое воздействие вызывает повышение качества урожая картофеля, т.к. вес и количество крупных и средних клубней в опытной группе значительно больше, чем в контрольной. ...
09 03 2021 6:33:15
Статья в формате PDF 136 KB...
08 03 2021 12:54:50
Статья в формате PDF 104 KB...
07 03 2021 13:10:59
Статья в формате PDF 101 KB...
06 03 2021 5:29:42
Статья в формате PDF 87 KB...
05 03 2021 11:15:13
Статья в формате PDF 99 KB...
03 03 2021 8:22:36
Статья в формате PDF 353 KB...
02 03 2021 7:48:57
Статья в формате PDF 124 KB...
01 03 2021 3:25:50
Статья в формате PDF 114 KB...
28 02 2021 3:35:40
Статья в формате PDF 120 KB...
27 02 2021 12:21:12
Статья в формате PDF 114 KB...
26 02 2021 0:43:12
Статья в формате PDF 127 KB...
25 02 2021 5:44:26
Статья в формате PDF 139 KB...
24 02 2021 10:55:20
Статья в формате PDF 250 KB...
23 02 2021 16:59:48
Статья в формате PDF 270 KB...
21 02 2021 13:48:44
Статья в формате PDF 323 KB...
19 02 2021 20:50:54
Статья в формате PDF 103 KB...
18 02 2021 1:42:43
Статья в формате PDF 138 KB...
17 02 2021 7:16:55
Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить характерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...
16 02 2021 4:45:29
В результате проведенного исследования установлено, что одними из ведущих патогенетических факторов течения половых инфекций являются нарушения в деятельности иммунной системы. В процессе исследования выявлены изменения в клеточном иммунитете, свидетельствующие о наличии супрессии Т - клеточного звена и наличии диссиммуноглобулинемии. Выявлено, что наиболее выраженные изменения в системе клеточного и гуморального иммунитета обнаружены у больных с хроническим течением инфекционного процесса. ...
15 02 2021 16:45:56
Статья в формате PDF 91 KB...
14 02 2021 15:52:23
Статья в формате PDF 299 KB...
13 02 2021 23:19:35
Статья в формате PDF 102 KB...
12 02 2021 16:58:38
Статья в формате PDF 206 KB...
11 02 2021 5:43:12
Статья в формате PDF 104 KB...
10 02 2021 15:55:14
Статья в формате PDF 119 KB...
09 02 2021 18:53:52
Статья в формате PDF 172 KB...
08 02 2021 2:14:44
Статья в формате PDF 101 KB...
07 02 2021 3:12:14
Статья в формате PDF 114 KB...
03 02 2021 16:58:26
Статья в формате PDF 118 KB...
01 02 2021 7:58:43
Статья в формате PDF 452 KB...
31 01 2021 0:16:38
Показана возможность использования электрохимически активированной воды (в виде анолита и католита) для повышения урожайности зерновых и овощных (картофеля) культур и улучшения фитосанитарной ситуации с помощью модуля активации оросительной воды. Наиболее энтомоцидным действием в отношении пшеничного трипса обладал анолит с окислительно-восстановительным потенциалом +600 и +900 м В. Католит с О В П – 700 м В способствовал увеличению всхожести до 96%. Хороший результат в борьбе против колорадского жука давала предпосевная обработка клубней картофеля вначале анолитом, а потом католитом. Заселенность кустов колорадским жуком и проволочником снизилась на 37–83%. Наиболее эффективно в плане оптимизации фитосанитарного состояния посевов сочетание предпосевной обработки семян с последующим опрыскиванием стеблестоя католитом или анолитом. ...
30 01 2021 1:31:46
Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...
29 01 2021 9:47:46
Статья в формате PDF 130 KB...
28 01 2021 21:13:52
Статья в формате PDF 129 KB...
27 01 2021 19:14:55
Статья в формате PDF 161 KB...
25 01 2021 4:49:53
Статья в формате PDF 181 KB...
24 01 2021 17:16:48
Статья в формате PDF 317 KB...
23 01 2021 8:50:45
Статья в формате PDF 139 KB...
22 01 2021 23:18:32
Статья в формате PDF 108 KB...
21 01 2021 17:59:30
Статья в формате PDF 287 KB...
20 01 2021 3:53:23
Статья в формате PDF 164 KB...
19 01 2021 5:21:25
В статье рассматривается взаимодействие тел при различных скоростях и делается вывод о несправедливости постулата о постоянстве скорости света относительно любой системы отсчета. Дается также понятное с точки зрения классической механики объяснение зависимости длины и времени от скорости. ...
17 01 2021 11:25:33
В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...
16 01 2021 19:14:42
Статья в формате PDF 108 KB...
15 01 2021 8:51:42
Статья в формате PDF 117 KB...
14 01 2021 19:40:20
Статья в формате PDF 121 KB...
11 01 2021 8:36:12
Статья в формате PDF 91 KB...
10 01 2021 20:55:55
Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...
09 01 2021 5:35:26
Статья в формате PDF 114 KB...
08 01 2021 23:33:30
Статья в формате PDF 141 KB...
05 01 2021 14:26:49
В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смазочно-охлаждающей жидкости ( С О Ж) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ ( П А В) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...
04 01 2021 14:41:28
Статья в формате PDF 255 KB...
01 01 2021 19:35:15
Статья в формате PDF 162 KB...
30 12 2020 2:28:20
Статья в формате PDF 108 KB...
28 12 2020 7:56:34
Статья в формате PDF 106 KB...
27 12 2020 22:49:44
Статья в формате PDF 320 KB...
26 12 2020 20:47:42
Статья в формате PDF 258 KB...
25 12 2020 18:53:33
Статья в формате PDF 130 KB...
24 12 2020 0:56:13
Статья в формате PDF 122 KB...
23 12 2020 9:48:44
Статья в формате PDF 133 KB...
22 12 2020 13:53:32
Статья в формате PDF 131 KB...
21 12 2020 3:28:55
Статья в формате PDF 139 KB...
19 12 2020 23:41:52
Статья в формате PDF 297 KB...
18 12 2020 14:56:15
Статья в формате PDF 115 KB...
16 12 2020 12:47:48
Статья в формате PDF 288 KB...
15 12 2020 21:45:27
Анализ опыта по восстановлению методом агростепей растительности на нарушенных кормовых угодьях долины средней Лены показал, что метод при соблюдении экологических условий и видового состава участков обеспечивает восстановление растительности, проявляющееся в повышении проективного покрытия и доминировании в травостое целинных видов. Соответствие экологических условий и видового состава травостоя при подборе участков обеспечивает восстановление растительности нарушенных участков до 70–75 % и доминирование в травостое целинных видов до 60–65 % в условиях нормального и сильного засоления. ...
14 12 2020 8:40:13
Статья в формате PDF 147 KB...
13 12 2020 3:11:48
Статья в формате PDF 106 KB...
12 12 2020 22:19:32
Статья в формате PDF 241 KB...
11 12 2020 21:26:34
Статья в формате PDF 130 KB...
10 12 2020 23:48:46
Статья в формате PDF 95 KB...
09 12 2020 20:17:14
Статья в формате PDF 100 KB...
08 12 2020 21:42:12
Статья в формате PDF 98 KB...
07 12 2020 23:38:47
Статья в формате PDF 105 KB...
06 12 2020 12:50:15
Исследованы изменения физиологических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в течение учебного года. Дан сравнительный анализ изменений физиологических показателей школьников, отличающихся эмоциональной устойчивостью. Получены результаты, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на школьников младших классов осенью и весной. ...
05 12 2020 9:37:34
Статья в формате PDF 169 KB...
04 12 2020 11:31:28
Статья в формате PDF 142 KB...
03 12 2020 5:51:59
Статья в формате PDF 113 KB...
02 12 2020 16:32:20
Статья в формате PDF 285 KB...
01 12 2020 8:12:47
Приведены данные по петрологии и потенциальной рудоносности умеренно-щелочных гранитоидов Нагорного Сангилена, которые по сумме признаков отнесены к анорогенному типу. Показано ведущее значение в генерации этих фельзических интрузивных образований флюидного режима, в котором доминирующую роль играли концентрации плавиковой кислоты. ...
29 11 2020 13:43:54
Статья в формате PDF 124 KB...
28 11 2020 3:20:27
Статья в формате PDF 114 KB...
27 11 2020 23:26:26
Статья в формате PDF 117 KB...
26 11 2020 16:36:58
В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей и электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...
25 11 2020 18:46:52
Статья в формате PDF 122 KB...
24 11 2020 17:13:44
Статья в формате PDF 107 KB...
23 11 2020 0:46:21
Статья в формате PDF 112 KB...
22 11 2020 7:33:56
Статья в формате PDF 95 KB...
21 11 2020 12:41:11
Статья в формате PDF 101 KB...
20 11 2020 18:40:37
Статья в формате PDF 139 KB...
19 11 2020 7:21:31
Статья в формате PDF 282 KB...
18 11 2020 19:24:47
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::