ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И УРОВНЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА
Научная педагогическая общественность России в течение последнего десятилетия успешно анализировала требования ISO, TQM и Болонской конвенции с целью выбора рациональных путей модернизации профессионального образования. Очевидно, что важнейшими из многочисленных способов повышения качества образования являются:
1) увеличение объема самостоятельной работы обучающихся;
2) рациональная организация учебной деятельности с использованием коллективных форм обучения и ИКТ.
В 2009 г. опубликованы Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ВПО для каждого направления подготовки бакалавриата. Указанные стандарты определяют совокупность требований государства и работодателей при реализации основных образовательных программ, количество и содержание каждой компетенции, объективной оценке уровня знаний, умений и приобретенных компетенций. Следовательно, дальнейшие исследования приобретают преимущественно практическую направленность по внедрению указанных стандартов.
Нами внесен определенный вклад в дискуссию по реализации принципов компетентностного подхода при подготовке бакалавров технических специальностей. В работе [1] реализован принцип максимального приближения объектов учебного и научного исследования обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. В работе [2] предложен вариант программы по формированию информационного поля профессиональной деятельности специалиста. Дан анализ результатов по опросу обучающихся.
Очевидными на данный момент проблемами по реализации основных образовательных программ бакалавриата, т.е. процесса обучения на языке компетенций, являются:
- отсутствие методического инструментария, позволяющего формировать и оценивать компетенции выпускников; разработка и внедрение системы объективных диагностичных образовательных процедур.
Цель исследования: предложить вариант решения проблемы, связанной с формированием и оценкой уровня приобретенных компетенций, при реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело». Исследования проведены на примере усвоения программы дисциплины «Теоретическая механика» [3] с соблюдением стандарта «Требования п. 0.2. Процессный подход ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества». В качестве объекта исследования выбрано технологическое оборудование, используемое при добыче нефти [4].
Далее рассмотрены содержательные модели процесса формирования и оценивания наиболее значимых общекультурных и профессиональных компетенций типа ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6 (см. ФГОС ВПО Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 131000).
Выделим операции по формированию и оцениванию компетенций, которые являются общими для всех исследуемых областей информации:
- использование предметно-ориентированных познавательных алгоритмов;
- виды обучающих моделей: проблема, гипотеза, модель, решение, алгоритм, обсуждение, обобщение;
- адаптивные контрольно-обучающие средства - тесты;
- ведение обучающимся сетевого электронного портфолио с выделением процессов самоанализа и самодиагностики; наличие портфолио у преподавателя;
Общекультурная компетенция ОК-1 «обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения».
Вход процесса: сбор и анализ конкретной информации их многочисленных источников.
Методика обучения:
- уточнение компонентного состава (модуля) исследуемого объема информации (понимание смысла);
- разработка дидактической модели структурированного изучения информации (интерпретация и комментарий);
- виды обучающих моделей: канва, контекст, текст, обсуждение, обобщение;
- выявление тенденций, вскрытие причинно-следственных связей, определение целей, выбор средств, выдвижение гипотез, идей.
Выход процесса: оценивание полученных значений компетенции и сравнение их со стандартным «уровнем», разработанным кафедрой.
Профессиональная компетенция ПК-1 «самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии».
Вход процесса: решение задачи по более глубокому и подробному исследованию работы оборудования (механической системы с одной степенью свободы).
Методика обучения:
- использование интерактивных форм проведения занятий (деловые и ролевые игры);
- анализ проблем, возникающих при эксплуатации и обслуживании технологического оборудования, используемого при добыче нефти.
Основные этапы сценария деловой игры «Динамика механической системы с одной степенью свободы»
I этап. Проверка и закрепление уровня знаний обучающихся по вопросам, относящимися к содержанию темы. Например, вид уравнений движения, вычисление кинематических параметров и характера изменения внешних сил в зависимости от степени неуравновешенности механической системы.
II этап. Постановка основной проблемы: конструирование механической системы с расчетом её энергосиловых параметров. Участники игры самостоятельно решают проблему.
III этап. Коллективное обсуждение разработок с анализом положительных и отрицательных сторон проекта. Выявление наиболее активных обучающихся. Деление участников на малые творческие коллективы (3-5 чел.).
IV этап. Решение задачи по вычислению кинематических и энергосиловых параметров своей конструкции за определенное время. Мониторинг работы каждого участника с выставлением и объяснением оценок за индивидуальную работу. Работа конкурирующих групп сравнивается по скорости счета и точности его результатов.
V этап. Решение подпроблемы: оценить влияние одного из критериев оптимизации, приводящего к снижению нагрузок на звенья системы. Время обдумывания 0,5 часа. Обсуждение результатов с выставление баллов.
VI этап. Подведение итогов игры, анализ ошибок, причины выставления поощрительных и штрафных баллов. Обсуждение полученных итоговых оценок. Общее время деловой игры 6 часов.
Выход процесса: оценивание полученных значений компетенции и сравнение их со стандартным «уровнем», разработанным кафедрой.
Профессиональная компетенция ПК-2 «использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования».
Вход процесса: выбор наиболее учебного инструментария для выполнения математического моделирования и теоретического исследования работы оборудования.
Методика обучения:
- составление и решение дифференциальных уравнений 2-ого рода для исследования многочисленных режимов работы оборудования (механической системы с одной степенью свободы);
- применение методов математического анализа для оптимизации режимов работы механической системы.
Выход процесса: оценивание полученных значений компетенции и сравнение их со стандартным «уровнем», разработанным кафедрой.
Профессиональная компетенция ПК-4 «владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией».
Вход процесса: рационально использовать известные в литературе пакеты компьютерных программ для выполнения и анализа результатов вычислительных экспериментов.
Методика обучения:
- получить навыки работы с пакетами компьютерных программ;
- решение дифференциальных уравнений в форме Лагранжа с использованием пакета MatchCad 14 методом Рунге-Кутта. Получение матрицы значений и графиков изменения кинематических параметров для различных конструктивных схем и режимов работы механической системы.
Компетенция профессиональная ПК-6 «применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику».
Методика исследования:
- решение вопросов модернизации конструкции и выбора оптимальных режимов её эксплуатации выполняются с использованием основных законов и формул механики;
- составление и утверждение программ, реализирующих практическое влияние каждого критерия оптимизации на условия работы механической системы (снижение нагрузок на звенья).
Выход процесса: оценивание полученных значений компетенции и сравнение их со стандартным «уровнем», разработанным кафедрой.
Работы по созданию фондов оценочных средств (задание, тесты, методы контроля, а также информации о стандартном «уровне» компетенций) выполняются кафедрой».
Программа на разработку и выполнение системы объективных диагностичных образовательных процедур указана на рисунке.
Содержательная модель выполнения объективных процедур оценки приобретенных компетенций
Выводы
1. разработана методология формирования и оценивания уровня знаний, умений и приобретенных общекультурных, профессиональных компетенций выпускников бакалавриата по направлению технических специальностей.
2. Основу методологии составляют следующие принципы:
- максимальное приближение объекта учебного и научного исследования к будущей профессиональной деятельности;
- комплексное использование методов математического моделирования и выполнения вычислительных экспериментов с помощью известных математических пакетов;
- организация и проведение интерактивных форм учебного процесса с выделением и поддержкой процессов самоанализа и самодиагностики.
Список литературы
1. Пахлян В.А., Гриненко Н.Ю. Многоуровневый анализ динамики механической системы с одной степенью свободы // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 4.
2. Гриненко Н.Ю., Тряпицын Ю.Д. Реализация некоторых принципов компетентностного подхода в системе подготовки бакалавров технического направления // Современные наукоемкие техноло- гии. - 2011. - № 1.
3. Цывильский В.Л. Курс теоретической механики: учебник. - М.: Высш. шк., 2001.
4. Скважинные насосные установки для добычи нефти / Ивановский и др. - М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. - 2002. - 824 с.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 111 KB...
14 12 2019 16:19:32
Статья в формате PDF 848 KB...
11 12 2019 10:55:26
Статья в формате PDF 123 KB...
10 12 2019 11:31:47
Статья в формате PDF 138 KB...
09 12 2019 1:56:28
Статья в формате PDF 128 KB...
08 12 2019 15:38:28
Статья в формате PDF 130 KB...
07 12 2019 0:59:44
Статья в формате PDF 168 KB...
06 12 2019 17:44:57
Статья в формате PDF 137 KB...
04 12 2019 20:45:16
Статья в формате PDF 117 KB...
03 12 2019 4:51:20
Статья в формате PDF 284 KB...
02 12 2019 14:25:59
Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...
30 11 2019 6:46:13
Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в Ф Т Л № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...
29 11 2019 4:16:45
Статья в формате PDF 141 KB...
28 11 2019 10:27:21
Статья в формате PDF 134 KB...
27 11 2019 8:40:48
Статья в формате PDF 111 KB...
25 11 2019 19:56:16
Статья в формате PDF 101 KB...
24 11 2019 18:54:29
Статья в формате PDF 114 KB...
23 11 2019 18:35:36
Статья в формате PDF 365 KB...
22 11 2019 23:12:30
Статья в формате PDF 110 KB...
21 11 2019 22:33:32
Статья в формате PDF 127 KB...
20 11 2019 21:18:16
Статья в формате PDF 106 KB...
19 11 2019 7:39:51
Статья в формате PDF 90 KB...
18 11 2019 12:59:57
Статья в формате PDF 111 KB...
17 11 2019 10:59:24
Статья в формате PDF 102 KB...
16 11 2019 1:28:41
Статья в формате PDF 141 KB...
15 11 2019 20:27:20
Статья в формате PDF 327 KB...
14 11 2019 12:17:18
Статья в формате PDF 99 KB...
13 11 2019 20:34:18
Статья в формате PDF 119 KB...
12 11 2019 18:58:46
Статья в формате PDF 109 KB...
11 11 2019 19:14:41
Статья в формате PDF 304 KB...
10 11 2019 1:11:15
Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...
09 11 2019 0:10:39
Статья в формате PDF 123 KB...
08 11 2019 3:54:10
В работе приводится анализ мотивации выбора профессии педагога на основе изучения профессиональной ориентации в группе студентов факультета дополнительных профессий С Г П И. ...
07 11 2019 0:50:11
Статья в формате PDF 295 KB...
06 11 2019 4:45:19
Статья в формате PDF 124 KB...
05 11 2019 20:27:17
Статья в формате PDF 376 KB...
04 11 2019 20:48:30
Статья в формате PDF 136 KB...
03 11 2019 15:29:35
Статья в формате PDF 120 KB...
02 11 2019 9:22:18
Статья в формате PDF 111 KB...
01 11 2019 11:30:46
Статья в формате PDF 106 KB...
31 10 2019 4:15:49
Статья в формате PDF 266 KB...
30 10 2019 2:16:45
Статья в формате PDF 117 KB...
29 10 2019 0:52:43
Статья в формате PDF 221 KB...
28 10 2019 2:16:43
Статья в формате PDF 115 KB...
26 10 2019 5:41:16
Статья в формате PDF 101 KB...
24 10 2019 1:26:58
С помощью комплекса ядерно-физических методов, Я М Р-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного Э М П, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
23 10 2019 6:21:37
Статья в формате PDF 141 KB...
22 10 2019 6:32:40
Статья в формате PDF 244 KB...
21 10 2019 2:17:35
Статья в формате PDF 128 KB...
20 10 2019 9:10:16
Статья в формате PDF 114 KB...
19 10 2019 11:16:44
Статья в формате PDF 138 KB...
17 10 2019 5:15:17
Статья в формате PDF 263 KB...
16 10 2019 5:41:30
Статья в формате PDF 97 KB...
15 10 2019 13:47:36
Статья в формате PDF 269 KB...
14 10 2019 9:18:38
Статья в формате PDF 106 KB...
13 10 2019 12:28:43
Статья в формате PDF 120 KB...
12 10 2019 8:52:46
Статья в формате PDF 162 KB...
11 10 2019 5:30:47
Статья в формате PDF 124 KB...
10 10 2019 17:57:40
Статья в формате PDF 137 KB...
08 10 2019 3:43:41
Статья в формате PDF 130 KB...
07 10 2019 8:27:46
Статья в формате PDF 130 KB...
06 10 2019 16:10:23
Статья в формате PDF 302 KB...
05 10 2019 5:46:55
Статья в формате PDF 392 KB...
04 10 2019 9:45:51
Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались характером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, И М Т, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-месячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 практически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном характере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией характера питания. ...
03 10 2019 7:26:44
Статья в формате PDF 99 KB...
02 10 2019 11:15:30
Статья в формате PDF 259 KB...
30 09 2019 10:55:17
Статья в формате PDF 103 KB...
29 09 2019 19:14:21
Статья в формате PDF 134 KB...
28 09 2019 21:31:46
Статья в формате PDF 100 KB...
26 09 2019 14:37:58
Статья в формате PDF 129 KB...
25 09 2019 14:16:15
Статья в формате PDF 127 KB...
24 09 2019 10:50:25
Статья в формате PDF 132 KB...
23 09 2019 11:39:47
Статья в формате PDF 108 KB...
22 09 2019 4:19:14
Статья в формате PDF 125 KB...
21 09 2019 11:29:48
Статья в формате PDF 192 KB...
20 09 2019 9:19:44
Статья в формате PDF 128 KB...
19 09 2019 10:47:43
Статья в формате PDF 100 KB...
18 09 2019 12:55:46
Статья в формате PDF 239 KB...
17 09 2019 21:24:27
Статья в формате PDF 150 KB...
16 09 2019 2:43:49
Проведена инвентаризация лихенофлоры Республики Татарстан ( Р Т). Показана роль особо охраняемых природных территорий в сохранении флористического разнообразия. Дан спектр семейств редких видов во флоре обследованной территории и анализ состава географических элементов. Рассмотрено распределение редких видов по основным типам местообитаний. Даются некоторые сведения о редких и исчезающих лишайниках для включения в Красную книгу Р Т. ...
15 09 2019 18:33:35
Статья в формате PDF 118 KB...
14 09 2019 21:49:15
Статья в формате PDF 273 KB...
13 09 2019 1:42:25
Статья в формате PDF 245 KB...
11 09 2019 4:58:34
Статья в формате PDF 115 KB...
10 09 2019 18:58:27
Статья в формате PDF 264 KB...
09 09 2019 11:33:44
Статья в формате PDF 131 KB...
08 09 2019 20:37:55
Статья в формате PDF 127 KB...
07 09 2019 11:57:49
Статья в формате PDF 138 KB...
04 09 2019 1:48:52
Статья в формате PDF 118 KB...
03 09 2019 15:34:10
Статья в формате PDF 101 KB...
02 09 2019 21:16:45
Статья в формате PDF 87 KB...
01 09 2019 21:30:36
Статья в формате PDF 119 KB...
31 08 2019 8:57:32
Статья в формате PDF 142 KB...
30 08 2019 15:52:18
Статья в формате PDF 204 KB...
29 08 2019 15:53:52
Статья в формате PDF 267 KB...
28 08 2019 16:46:56
Статья в формате PDF 119 KB...
27 08 2019 0:29:43
Статья в формате PDF 131 KB...
26 08 2019 16:38:44
Статья в формате PDF 266 KB...
24 08 2019 2:25:50
Статья в формате PDF 252 KB...
23 08 2019 22:51:34
Способ глазомерного учета выхода сортиментов из деревьев лесного древостоя широко применялся в дореволюционное время под названием коммерческая таксация. Исходя из биотехнического принципа в лесной экономике показана возможность выполнения коммерческой таксации древостоя моделированием стоимостных и возрастных распределений лесных деревьев по текущим рыночным ценам на круглые лесоматериалы. ...
22 08 2019 1:24:48
Статья в формате PDF 113 KB...
21 08 2019 19:12:31
Статья в формате PDF 133 KB...
20 08 2019 22:39:43
Статья в формате PDF 137 KB...
18 08 2019 21:35:12
Статья в формате PDF 150 KB...
16 08 2019 5:29:50
Статья в формате PDF 294 KB...
15 08 2019 19:59:28
Статья в формате PDF 82 KB...
13 08 2019 17:17:18
Статья в формате PDF 85 KB...
12 08 2019 23:10:26
В работе проводились исследования 129 больных в возрасте от 1 месяца до 14 лет. У 68 (52,7 %) детей был диагностирован сальмонеллез еnteritidis, а у 61 (47,3 %) – сальмонеллез typhimurium. В ходе исследования проведена оценка клинической эффективности антибиотикотерапии с определением чувствительности к антимикробным препаратам. Выявлено, устойчивость клафорана к действию большинства бета-лактамаз, определена его клиническая эффективность в терапии тяжелых форм сальмонеллеза еnteritidis. Подтверждена не высокая эффективность монотерапии ципрофлоксацином. Рекомендована коррекция лечения путем использования комбинации препаратов – ципрофлоксацин + меронем. ...
11 08 2019 1:22:42
Статья в формате PDF 170 KB...
09 08 2019 21:33:31
Статья в формате PDF 334 KB...
08 08 2019 1:42:19
Статья в формате PDF 116 KB...
07 08 2019 11:49:18
Статья в формате PDF 254 KB...
06 08 2019 4:26:28
В опытах на беспородных белых крысах с экспериментальной ишемией миокарда в динамике наблюдений отмечено снижение уровня А Т Ф и креатинфосфата в гомогенатах миокарда на фоне подавления активности сукцинатдегидрогеназы, лактатдегидрогеназы, аспартатаминотрансферазы. Достигнуты положительные метаболические эффекты при введении ишемизированным животным неотона – донатора макроэргических связей и оказывающего активирующий эффект на ферменты гликолиза и цикла трикарбоновых кислот в динамике патологии. ...
05 08 2019 1:39:40
В статье рассмотрены реакции 1,3-дегидроадамантана, относящегося к напряженным мостиковым [3.3.1]пропелланам, с диметилтрисульфидом. Установлено, что при взаимодействии образуются 1,3-бис(метилтио)адамантан, 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантан и 1,3-бис(метилдитио)адамантан в соотношении 1:4,5:1. Структуры полученных соединений подтверждены методами хромато-масс-спектометрии и Я М Р1 Н-спектроскопии. Выход целевого 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантана составляет 50 %. Было предположено, что реакция протекает по радикальному механизму. Приведено описание эксперимента. ...
04 08 2019 16:22:14
Статья в формате PDF 124 KB...
03 08 2019 12:57:30
В статье отражен анализ работы котельного агрегата Т П-13/ В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...
01 08 2019 9:32:43
Статья в формате PDF 133 KB...
31 07 2019 11:11:56
Статья в формате PDF 112 KB...
29 07 2019 7:53:12
Статья в формате PDF 262 KB...
27 07 2019 18:44:53
Статья в формате PDF 108 KB...
26 07 2019 22:21:18
Статья в формате PDF 94 KB...
25 07 2019 22:28:34
Статья в формате PDF 269 KB...
24 07 2019 2:12:58
Статья в формате PDF 111 KB...
23 07 2019 19:11:19
Статья в формате PDF 112 KB...
22 07 2019 9:21:51
Статья в формате PDF 140 KB...
21 07 2019 11:55:42
Статья в формате PDF 102 KB...
20 07 2019 5:34:20
Статья в формате PDF 251 KB...
19 07 2019 0:34:34
Статья в формате PDF 116 KB...
18 07 2019 17:23:45
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::