IT-Reviews    

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ FAGOPYRUM ESCULENTUM MOENCH В ЛЕСОСТЕПИ АЛТАЯ

Важов В.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина»
Статья в формате PDF 349 KB 1. Важов В.М. Возделывание гречихи в Лесостепи Алтая / В.М. Важов, А.В. Одинцев, В.Н. Козил // Земледелие. – 2012. – № 6.– С. 37–40. 2. Гончаров А.И. Бороздковый способ возделывания гречихи и его эффективность в лесостепи Приобья: автореф. дис. … канд. с.-х. наук. – Новосибирск, 2008. – 21 с. 3. Информация Алтайкрайстата. – № 22-16 от 20.11.2012. – 3 с. 4. Елагин Н.Н. Агротехника гречихи. – М.: Колос, 1984. – 127 с.

Посевные площади гречихи на Алтае в 2011 г. составили 422,2 тыс. га, основные посевы сосредоточены в лесостепи и в предгорьях (78 %), однако урожайность зерна низкая – 0,86 т/га, что связано с несовершенной агротехникой. Применение зонального научно-обоснованного агротехнического комплекса позволит получать в лесостепи урожай зерна (1,5–2,0 т/га), при рентабельности 300 % и высоком энергетическом коэффициенте – 2,1.

Гречиха посевная (Fagopyrum esculentum Moench.) – самая распространённая крупяная культура в Алтайском крае, её посевы в 2011 г. занимали 422,2 тыс. га [3], что составляло почти половину посевных площадей гречихи в России [5]. Максимальные посевы этой культуры (78 %) сосредоточены в лесостепи и в предгорьях Алтая, где имеются наиболее благоприятные агроэкологические ресурсы для её выращивания. Несмотря на востребованность гречихи на зерновом рынке, урожайность её на Алтае не превышает 0,86 т/га при биологическом потенциале 2,5–3,0 т/га [1].

Актуальность исследований. К причинам низкой урожайности гречихи относятся агротехнические, биологические и экологические, все они связаны с высокими требованиями культуры к среде обитания [1, 4]. Важная роль принадлежит ресурсосбережению, учитывающему экономическую эффективность и энергетическую целесообразность. В связи с этим, цель наших исследований предусматривала изучение влияния отдельных агротехнических приёмов на урожайность гречихи посевной, их экономическую и энергетическую оценку в условиях лесостепной зоны Алтайского края.

Объект и методы исследования. Полевые исследования проводились в 2009–2012 гг. в Целинном районе, типичном для лесостепи Алтайского края. Объект исследований – гречиха посевная сорта Дикуль. Опыты предусматривали изучение пищевого режима, сроков и способов посева, норм высева и опыления. Почва опытных участков представлена чернозёмом выщелоченным, содержание гумуса – 5–6 %. Площадь учётных делянок – 18 и 64 м2, повторность опытов – 4-кратная, учёты и наблюдения – общепринятые в земледелии.

При систематизации материалов наблюдений и экспериментов, обобщении общих вопросов возделывания гречихи, посевных площадей и урожайности использованы источники Алтайкрайстата, а так же опыт передовых хозяйств.

Результаты и их обсуждение. Исследования показали, что применение минеральных удобрений положительно влияет на урожайность гречихи [1]. В среднем за 3 года (2009–2011) прибавка урожая по вариантам опыта сильно варьировала. Максимальные показатели отмечены при внесении двойной нормы удобрений N60P60K60 (NPK2) на всех изучаемых сроках сева гречихи – от 0,17 до 0,54 т/га (21 и 68 %). Однако материальные затраты в этом случае возрастают, по сравнению с вариантом N30P30K30 (NPK1) и не окупаются прибавкой урожая. Поэтому норму удобрений NPK1 можно считать наиболее эффективной, средняя урожайность зерна по срокам сева здесь составила 0,95–1,30 т/га.

Основная причина невысоких урожаев гречихи заключается в том, что сроки сева не всегда способствуют созданию благоприятных условий для опыления растений в фазе цветения, когда необходима активность насекомых-опылителей, вносящих главный вклад в формирование плодов. Наши исследования показали, что лучшая прибавка урожая получена при посеве 5–10.06 – 0,27–0,54 т/га (34–68 %) в зависимости от удобрений. Другие сроки сева дают меньшие прибавки и они не эффективны. Достоверная прибавка урожая зерна на лучшем фоне удобрений NPK1 в данном случае максимальная – 0,51 т/га, а средняя урожайность составляет 1,30 т/га.

Анализируя эффективность междурядий за годы исследований (2009–2011), можно отметить преимущество широкорядного посева гречихи (0,45 м) при всех изучаемых нормах высева [1]. На этих вариантах получена самая высокая прибавка урожая – от 0,22 до 0,38 т/га (21–36 %). Средняя урожайность здесь составила 1,26–1,42 т/га, по годам исследований она существенно варьировала – от 1,08 т/га в 2010 г., до 1,69 т/га в 2011 г. Это объясняется сложившимися погодными условиями, которые оказали влияние на опылительную деятельность пчёл.

Изучение норм высева говорит о целесообразности таковых в количестве 3,5 млн. всх. зёрен на 1 га на всех изучаемых способах посева. Прирост урожая составил: на варианте 2,5 млн. зёрен – от 0,13 до 0,22 т/га (12–21 %), на варианте 3,5 млн. зёрен – от 0,16 до 0,38 т/га (15–36 %), на варианте 4,5 млн. зёрен – от 0,09 до 0,24 т/га (9–23 %). Таким образом, проведенные исследования говорят о высокой значимости широкорядного посева гречихи (0,45 м) нормой 3,5 млн. всх. зёрен на 1 га, где урожайность зерна лучшая –1,42 т/га.

Наши опыты показали хорошую эффективность некорневых подкормок гречихи в лесостепи Алтая [1]. Урожай зерна на всех вариантах опыта с подкормкой при опылении получен достаточно высоким и по годам исследований (2010–2012) изменялся от 1,21 до 2,16 т/га. Лучшая урожайность гречихи в среднем за 3 года отмечена при подкормке в начале бутонизации – 1,65–1,84 т/га в зависимости от уровня опыления. Варианты без подкормки имели меньшую и в тоже время, контрастную урожайность – от 0,29 т/га на контроле и до 1,43–1,47 т/га – на вариантах с опылением.

Учёты урожая зерна в среднем за 3 года показали, что без опыления гречихи медоносными пчёлами, когда к цветкам имели доступ только дикие насекомые-опылители, урожайность гречихи не превышала 0,46 т/га. Опыление растений пчёлами способствовало росту выхода зерна до 1,65–1,71 т/га, совместное опыление и доопыление повышало урожайность – до 1,84–1,89 т/га.

При экономической оценке возделывания гречихи посевной нами учитывались затраты по всем операциям при посеве, уходе за растениями и уборке. В результате была определена себестоимость, условно-чистый доход и рентабельность производства зерна. Затраты подсчитаны согласно технологических карт с учётом расценок, сложившихся в 2011 г. Цена реализации продукции – 15 тыс. руб./т.

Агротехнические условия вносят определяющий эффект в экономическую целесообразность выращивания гречихи. Так, расчёт эффективности возделывания данной культуры в опытах показал, что более низкие затраты получены на вариантах при норме высева 2,5 млн. всх. зёрен на 1 га, самые высокие – при норме высева 4,5 млн. зёрен, с улучшением агротехнического фона издержки производства возрастали, менялась структура затрат. Следует отметить, что основные затраты на возделывание гречихи слагались за счёт удобрений (1800 руб./га), амортизации (1160 руб./га и более), нефтепродуктов (700 руб./га и более) (таблица).

Расчёты показали, что экономически выгодней использовать норму высева 3,5 млн. всх. зёрен на 1 га при широкорядном посеве (0,45 м). Затраты на производство зерна гречихи в этом случае составляют 5286 руб./га, а себестоимость 1 т зерна самая низкая – 3722 руб. Условно-чистый доход на этом варианте (16014 руб./т) оказался выше, чем на других, а рентабельность лучшей – 303. Подобные показатели возделывания гречихи при разных способах посева в Новосибирской области получил в своих исследованиях А.Д. Гончаров [2], когда при урожайности 1,35 т/га рентабельность рядового способа посева составила 279 %, а бороздкового при урожайности 1,67 т/га – 327 %.

Структура затрат и себестоимость зерна гречихи (средняя за 2009-2011 гг.)

Вариант

Сбор основной продукции, т/га

Семена, руб./га

Удобрения, руб./га

Средства защиты растений, руб./га

Прочие затраты, руб./га

Затраты, руб./га

Себестоимость, руб./т

2,5 млн. всх. зёрен на 1 га

Рядовой (контроль)

1,04

366

1800

315

2342

4823

4637

Широкорядный (0,45 м)

1,26

366

1800

315

2636

5117

4061

Широкорядный (0,60 м)

1,22

366

1800

315

2571

5052

4141

3,5 млн. всх. зёрен на 1 га

Широкорядный (0,45 м)

1,42

512

1800

315

2659

5286

3722

Широкорядный (0,60 м)

1,35

512

1800

315

2593

5220

3867

4,5 млн. всх. зёрен на 1 га

Широкорядный (0,45 м)

1,28

659

1800

315

2647

5421

4235

Широкорядный (0,60 м)

1,26

659

1800

315

2576

5350

4246

Сравнение энергетической эффективности приёмов возделывания гречихи в наших опытах показало, что наиболее существенные различия характерны для норм высева. Так, минимальные затраты совокупной энергии получены на контроле – 10250,3 МДж/га при норме 2,5 млн. всх. зёрен. С увеличением нормы высева затраты энергии возрастали и достигли максимальных значений – 12114,0 МДж/га на вариантах с нормой высева 4,5 млн. всх. зёрен на 1 га. Лучшее содержание валовой энергии в урожае отмечено на широкорядном посеве (0,45 м) при норме высева 3,5 млн. всх. зёрен – 23628,8 тыс. МДж/га, на этом же варианте получена самая низкая энергоёмкость зерна – 7912,7 МДж/т.

При незначительно различающихся затратах совокупной энергии (11195,1-11236,4 МДж/га), широкорядный способ посева гречихи (0,45 м) с нормой высева 3,5 млн. всх. зёрен на 1 га, по сравнению с другими вариантами опыта, обеспечивает больший прирост валовой энергии – 12392,4 МДж/га и более высокий энергетический коэффициент – 2,10. Подобные данные получены А.Д. Гончаровым [2] при изучении разных способов посева гречихи в Новосибирской области.

Вывод. Резервы ресурсосбережения при возделывании гречихи посевной в Алтайском крае заключаются в совершенствовании агротехнических приёмов, позволяющих полнее использовать природный потенциал. К ним относятся: минеральные удобрения N30P30K30, посев в 1-й декаде июня широкорядным (0,45 м) способом, нормой высева 3,5 млн. всх. зёрен на 1 га, подкормка в начале бутонизации в комплексе с опылением пчёлами и искусственном доопылении цветков. Урожайность зерна в этом случае достигает 1,5–2,0 т/га.

Данные, приведенные в статье, получены при выполнении темы НИР: Формирование высокопродуктивных агрофитоценозов сельскохозяйственных культур в условиях лесостепи Алтайского края на основе опылительной деятельности медоносных пчел, номер госрегистрации 01.2.00 9 51435.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Статья в формате PDF 269 KB...

01 04 2020 14:36:39

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья в формате PDF 145 KB...

31 03 2020 20:51:49

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ НООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 110 KB...

24 03 2020 4:17:55

РОЛЬ ВОДЫ В ОСНОВНЫХ СТРУКТУРАХ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

Статья в формате PDF 950 KB...

21 03 2020 5:31:20

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Статья в формате PDF 334 KB...

08 03 2020 6:50:43

КРИПТОГРАФИЯ – ОТ ИЗБРАННЫХ К ШИРОКИМ МАССАМ

Статья в формате PDF 114 KB...

05 03 2020 6:57:41

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

20 02 2020 6:56:35

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Статья в формате PDF 252 KB...

11 02 2020 12:31:38

МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КАРТОГРАФИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

09 02 2020 20:33:36

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья в формате PDF 123 KB...

06 02 2020 19:51:30

Системный анализ онтогенеза надпочечников человека

Статья в формате PDF 102 KB...

04 02 2020 18:49:45

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИСК: ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПАТЕНТЫ, ФИРМЫ

Статья в формате PDF 120 KB...

01 02 2020 9:37:57

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАЕЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ НА СООБЩЕСТВА МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

Рассматриваются показатели видового разнообразия мелких млекопитающих в зоне влияния алмазодобывающей промышленности Западной Якутии. Исследования проводились на территории двух крупных промышленных узлов – Мирнинского (среднетаежная подзона) и Айхало- Удачнинского (северотаежная подзона). Отработано около 7040 конусо-суток, 4700 ловушко-суток и отловлено 1920 экз. мелких млекопитающих, относящихся к 17 видам. Отмечено, что при масштабных преобразованиях ландшафтов, характерных для деятельности предприятий горнодобывающей промышленности, происходят изменения состава сообществ и популяционных параметров мелких млекопитающих, что свидетельствует о пессимизации среды обитания. Причем негативные трансформации более резко выражены в пределах северотаежной подзоны. ...

31 01 2020 9:23:51

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

30 01 2020 16:51:56

КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА И КИСЛОРОДА В ПРИРОДЕ

Статья в формате PDF 566 KB...

24 01 2020 20:18:34

Перспективы использования электрофизических методов при освоении месторождений минерального сырья

На основе анализа литературных источников показана необходимость создания эффективных методов переработки руд цветных металлов. Описано отрицательное воздействие горнообогатительного производства на окружающую среду. Рассмотрены проблемы освоения месторождений сырья и предложены пути их решения. Приведена схема рационального освоения минеральных ресурсов рудного месторождения с применением разрядноимпульсных методов. Обоснована возможность использования разрядноимпульсных воздействий в обогатительных процессах, что позволит повысить полноту извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. Выделены ограничения применения импульсных методов. Установлено, что разрядноимпульсные методы интенсифицируют избирательное раскрытие минеральных ассоциаций во всем диапазоне исходных классов крупности. Эти методы эффективны в комбинированных схемах переработки труднообогатимых руд сложного состава. Применение комбинированных схем позволит сократить на 10–15 % время измельчения до выхода контрольного класса. ...

16 01 2020 15:51:41

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались характером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, И М Т, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-месячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 практически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном характере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией характера питания. ...

15 01 2020 18:50:47

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КРОВИ

Статья в формате PDF 113 KB...

13 01 2020 1:23:38

СУБЪЕКТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

10 01 2020 23:44:34

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ БЕЛКА ИЗ ПШЕНИЦЫ

Статья в формате PDF 262 KB...

08 01 2020 5:35:27

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ

С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...

06 01 2020 17:20:22

СТРУКТУРА ВИРУСНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛОР-ОРГАНОВ

Статья в формате PDF 277 KB...

01 01 2020 14:52:28

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

Статья в формате PDF 161 KB...

29 12 2019 7:39:55

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 249 KB...

23 12 2019 3:48:47

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ

Умелое использование сокровищницы мировой культуры, достойное место в которой занимают поэтические и художественные произведения М. В. Ломоносова, М. И. Алигер, И. В. Гёте, И. А. Ефремова, К. Г. Паустовского, в педагогической практике обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников. ...

20 12 2019 19:24:47

КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ АНОМАЛИЙ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ С АРИТМИЯМИ

На основании результатов комплексного клинико- инструментального обследования 390 детей в возрасте от 5 до 15 лет, проживающих в г. Красноярске, была изучена зависимость клинического течения нарушений сердечного ритма и проводимости от выраженности и формы малых аномалий развития сердца. Установлены основные эхокардиографические параметры и прогностические критерии развития гемодинамических нарушений у детей с аритмиями. ...

19 12 2019 13:39:50

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ХРИСТИАНСТВА

Статья в формате PDF 101 KB...

16 12 2019 15:25:22

Бозаджиев Владимир Лукьянович

Статья в формате PDF 144 KB...

15 12 2019 8:13:33

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

10 12 2019 21:11:10

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ»

Статья в формате PDF 251 KB...

06 12 2019 13:44:50

СОСТОЯНИЕ ЗВЕРОВОДСТВА В ЯКУТИИ

Обзор состояния кормления и причин падежа молодняка лисиц в  О О О « Покровское зверохозяйство» Республики Саха ( Якутия) в 2010 г. ...

02 12 2019 15:24:47

БИОСФЕРА, БИОРИТМЫ, ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

01 12 2019 8:15:32

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В ОАО «АЛМАЗЫ АНАБАРА»

Статья в формате PDF 244 KB...

28 11 2019 16:31:40

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА

Статья в формате PDF 124 KB...

24 11 2019 7:11:10

АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ВРАЧА

Статья в формате PDF 94 KB...

19 11 2019 14:21:32

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

12 11 2019 2:14:32

ГАЗИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОПЛИВ И БИОМАСС

В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...

08 11 2019 14:11:46

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

06 11 2019 7:55:19

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!