Показатели вестибулярной устойчивости у спортсменов различных специализаций > Научные обзоры
IT-Reviews    

Показатели вестибулярной устойчивости у спортсменов различных специализаций

Источник:
Ложкина Н.И. 1 Замчий Т.П. 1
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Статья в формате PDF 314 KB 1. Болобан В., Мистулова Т. Контроль устойчивости равновесия тела спортсмена методом стабилографии // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн. тр. под. ред. Ермакова С.С. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2003. – № 2. – С. 24–33. 2. Слива С.С. Применение стабилографии в спорте // Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: сборник докладов Первой Всероссийской научно-практической конференции. – Нальчик, 2003. – С. 210–213.

Поддержание равновесия и координация движений – одно из важнейших условий жизнедеятельности как спортсменов, так и человека в целом. Для спорта этот тезис актуален вдвойне. Актуальность таких исследований заключается также и в том, что использование методики стабилографического контроля для оценки вестибулярной устойчивости тела спортсменов является современным диагностическим средством не только для нормальных состояний, но и различных нарушений, что позволяет использовать ее для качественной тренировки вестибулярного анализатора, координационных способностей, психофизиологической устойчивости [1, 2].

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 56 спортсменов в возрасте от 18 до 22 лет, которые были разделены на три группы в зависимости от направленности тренировочного процесса: 1 группа – спортсмены, занимающиеся ациклическими видами спорта силовой направленности (СВС) (тяжелая атлетика, пауэрлифтинг); 2 группа – спортсмены, занимающиеся спортивными играми (СИ) (баскетбол, волейбол, теннис, футбол) и 3 группа – спортсмены, занимающиеся циклическими видами спорта (ЦВС) (легкая атлетика, велосипедный спорт). Квалификация спортсменов от 1 спортивного разряда до мастера спорта.

Исследование вестибулярной устойчивости осуществлялось с помощью стабилотренажера «Мера ST-150» (г. Москва), измерение показателей проводилось при открытых глазах и без зрительного контроля. Анализировались следующие показатели статокинезиограммы: L – длина статокинезиограммы (мм); S – площадь отклонения центра давления (ЦД) (мм²); V – скорость перемещения центра давления (мм/с), а также максимальная амплитуда отклонения ЦП по оси Х и Y.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели L при открытых глазах у спортсменов различных специализаций находилась выше нормы – 435,3 мм, однако у спортсменов, занимающихся СИ (539,2 ± 48,6 мм) и СВС (533,4 ± 33,8 мм) в большей степени по сравнению с ЦВС (509,7 ± 45,7 мм). При закрытых глазах длина статокинезиограммы увеличивается у спортсменов всех групп, однако в группе СИ (587,8 ± 48,4 мм) несколько ниже нормы – 613,1 мм, у спортсменов СВС (616,9 ± 38,3 мм) значения приближены к норме, а у ЦВС значительно превышают норму (666 ± 52 мм).

При открытых глазах S выявлены достоверные различия между группами СВС (664,7 мм²) и СИ (753,1 мм²), ЦВС (675,2 мм²) (p < 0,05). Значения данного показателя значительно превышают значения нормы (182,2 мм²) во всех группах.

При закрытых глазах у спортсменов СВ спорта происходит некоторое снижение значений S (538,1 мм²), а в группах СИ (277,5 мм²) и ЦВС (235 мм²) значительно снижается и приближается к значениям нормы (258,4 мм²).

Значения V при открытых глазах у спортсменов различных специализаций достоверно не различаются и составляют в группе СВС – 10,4 ± 0,7 мм/с, СИ – 10,5 ± 0,9 мм/с и ЦВС – 10 ± 0,9 мм/с и приближены к значениям нормы (9,4 мм/с).

Наименьшие значения V при закрытых глазах отмечаются в группе СИ (11,5 ± 0,9 мм/с) и соответствуют значениям нормы (11,5 мм/с), а в группах СВС (12,1 ± 0,7 мм/с) и ЦВС (13 ± 1 мм/с) несколько превышают норму.

Показатели максимальной амплитуды отклонения ЦП по оси X и Y у спортсменов различных специализаций представлены в таблице.

Таким образом, у спортсменов различных специализаций выявлены различия показателей вестибулярной устойчивости. При открытых глазах наилучшие показатели (L и V) у спортсменов ЦВС. При снижении зрительного контроля у спортсменов, занимающихся спортивными играми, отмечаются лучшие показатели вестибулярной устойчивости (S и V).

Показатели максимальной амплитуды отклонения ЦП по оси X и Y

Виды спорта

Максимальная амплитуда отклонения ЦП по оси Х

Максимальная амплитуда отклонения ЦП по оси Y

Открытые глаза

Закрытые глаза

Открытые глаза

Закрытые глаза

СВС

0,4 ± 2,1

–0,1 ± 2

–28,8 ± 3,4*

–26,3 ± 3,2*

СИ

–2 ± 1,7

–1,3 ± 2

–15 ± 4,9^

–5,1 ± 6,5*^

ЦВС

–2,9 ± 1,9

–3,5 ± 2,2

–7 ± 4,5*

–3,9 ± 5,1

Примечание: * – достоверность различий между группами СВС и ЦВС при открытых глазах; между группами СВС и СИ при закрытых глазах; ^ – достоверность различий при открытых и закрытых глазах в группе СИ.

Показатели амплитуды отклонения ЦП по оси Х (вправо-влево) у спортсменов различных видов спорта показало, что у ЦВС и СИ больше смещен в левую сторону, а у СВС отмечается равномерное распределение ЦП вправо-влево, что связано со спецификой видов спорта. Показатели амплитуды отклонения ЦП по оси Y (вперед-назад) у спортсменов вне зависимости от вида спорта – смещен назад, но в большей степени это отмечается у СВС по сравнению с ЦВС и СИ, но при снижении зрительного контроля у спортсменов в группах ЦВС и СИ показатели ЦП по оси Y приближаются к норме.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

При управлении автоматическими космическими аппаратами ( К А) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении К А со сложными бортовыми системами, характеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи командных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления К А показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача команд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета К А [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на К А. Ожидается, что использование в практике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...

17 07 2021 22:37:10

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

Статья в формате PDF 100 KB...

15 07 2021 12:21:34

КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА

Статья в формате PDF 77 KB...

14 07 2021 5:37:32

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ

На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...

09 07 2021 7:35:30

Никитюк Надежда Федоровна

Статья в формате PDF 68 KB...

08 07 2021 12:57:42

ВОДА И ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 263 KB...

07 07 2021 8:35:35

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

01 07 2021 17:36:27

ВЛИЯНИЕ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА НА ТОНИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И &#914;-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ ГЛАДКИХ МЫШЦ ТРАХЕИ КРОВЫ

Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...

17 06 2021 0:46:15

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «РОДИНКА»

Статья в формате PDF 311 KB...

12 06 2021 7:48:36

ИЗМЕНЕНИЕ КАПСУЛЫ СЕЛЕЗЕНКИ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...

09 06 2021 22:42:39

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Статья в формате PDF 104 KB...

08 06 2021 8:43:24

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!