IT-Reviews    

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Рекомендуем: Токио для вас
Источник:
Руммо И.В. 1
1 Гимназия № 105
Статья в формате PDF 265 KB 1. Майорова-Щеглова С.Н. Молодое поколение и новые средства массовой информации: мифы и реальность // Вестник РГГУ. – 2010. – № 3(46). – С. 224–231.

Острое неблагополучие, характерное для состояния культуры в нашем обществе, особенно проявляется в сфере книжной культуры детства. Педагоги, библиотекари, родители уже несколько лет интенсивно обсуждают падение интереса детей к чтению (особенно литературной классики), снижение его престижа. Ведутся дискуссии на эту тему, но реальной картины, показывающей причины подобной ситуации, у нас нет. При анализе рассматриваемой проблемы, прежде всего, необходимо учесть, что особенностью современной социокультурной ситуации является бурное развитие средств массовой коммуникации. К традиционным средствам - печать, государственное теле и радиовещание в настоящее время добавляются интернет, кабельное телевидение, DVD. Печатная культура, ядром которой было печатное слово, книга постепенно сменяется информационно-технологической культурой, концентрирующейся вокруг электронных носителей информации. Широкое распространение электронных информационных носителей, которые делают информацию любого содержания (от оцифрованного текста до видеофильма) доступной в любом месте и в любое время свидетельствуют о постепенном уходе «Галактики Гуттенберга» со сцены жизни современного молодого человека. На смену читающему «типографскому человеку» пришел массовый потребитель аудиовизуальной продукции. Активное развитие информационных технологий постепенно вытесняет печатные издания (прежде всего, книги) на периферию массового интереса. И прежде всего это касается молодого поколения, которое не покупает книги, потому что «качает» необходимые для обучения фолианты из сети Интернет. Наибольшим спросом в книжных магазинах пользуются учебная и детективно-приключенческая литература, то есть издания, не предназначенные для формирования домашних библиотек с целью постоянного обращения к полюбившемуся изданию. Сравнительные опросы (1998 и 2005 гг.) московских школьников выявили, что количество подростков, увлекающихся компьютерными играми возросло с 27,6 до 44,9 % (разность 17,3 %), так же, как и количество подростков, путешествующих по компьютерной сети, - с 4,6 до 12,8 % (разность 8,2 %), а также тех, кто обменивается информацией по компьютерной сети, – с 5,3 до 12,2 % (разность 6,9 %). Наиболее заметное изменение – уменьшение значимости чтения книг как формы проведения досуга с 49,1 до 18,1 % (разность 31 %). Однако исследование, проведенное российскими социологами показывает, что одновременно существенно выросла значимость чтения газет и журналов – с 36,2 до 52,8 % (разность 16,6 %). Из этого социологи делают выводы, что дети привыкают к более короткому «кванту» печатной информации [1, с. 225]. Если обратиться к опыту стран, прошедших стадию перехода детей от чтения книги к развлекательным компьютерным играм, что увидим, что там ситуация, квалифицируемая как «катастрофа с чтением», привела к принятию и проведению разнообразных программ по «стимуляции чтения», «терапии чтения» и объединению всех специалистов, работающих с детской книгой. По-видимому в нашей стране также наблюдаются признаки «кризиса» детского чтения, одной из причин которого стала экспансия электронных средств информации. Однако государственные программы по восстановлению интереса детей к чтению, стимулированию литературного образования подрастающего поколения пока даже не рассматриваются.

Вторая причина упадка интереса к книге, по-видимому, связана с социальными условиями воспитания детей в семье. Сегодня семья как особый социальный институт, в первую очередь вводящий ребенка в мир культуры, претерпела существенную трансформацию. За последнее десятилетие усилилась дифференциация семей по уровню дохода, а также по характеру культурных запросов. Неравенство возможностей («нервный старт») проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях литературным образованием детей занимаются с раннего детства, тогда как в других не занимаются вообще. Дети приходят в школу, резко различаясь по уровню литературного развития, умению читать и писать (по принципу - «в школе научат»), знанию произведений детской литературы, литературных героев, умению связно пересказать даже короткий текст. Невзирая на это школа предъявляет единые требования к чтению и литературному обучению детей, заложенные в школьных программах и списках по внеклассному чтению. В результате подобной унификации с возрастом появляется тенденция к нивелированию уровня литературного развития детей, что особенно пагубно отражается на наиболее способных из них.

Следует в данном контексте сказать еще об одной проблеме, касающейся социальной депривации детей в сфере культуры. Кризисное состояние библиотек усиливается сегодня в условиях роста цен на книги. Сокращаются возможности комплектования как городских, так и школьных библиотек разнообразной литературой, необходимой для развития школьников, тогда как библиотека иногда является единственным источником знакомства с книгой.

По мнению специалистов, сегодня можно говорить об острой потребности подрастающего поколения в квалифицированных помощниках для освоения литературной культуры (сюда относятся учителя, библиотекари, родители). Вместе с тем, проблема отказа от чтения, прекращения чтения, ослабления интереса к хорошей (классической) литературе не так проста, как кажется. Мотивация чтения имеет прямое отношение к «качеству» детской литературы - ее художественным достоинствам, степени доступности юным читателем, а также к содержанию. Детская литература советского периода в настоящее время отторгнута вследствие излишней идеологизации. И, как это часто случается, «с водой выплеснули и ребенка». Ушли из круга детского чтения герои революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны, сюжеты пионерского детства. Что же осталось? Педагоги, библиотекари, писатели с тревогой обсуждают острую нехватку книг о современной жизни детей, об их реальных проблемах, отмечают, что обращение к новым, современным темам не коснулось литературы для детей. Накладываясь одна на другую, перечисленные проблемы все сильнее отчуждают детство от литературной культуры. Во многом это обусловлено тем, что государственные структуры управления не уделяют должного внимания изучению системы «ребенок - культура», не признают приоритета исследований детства в ряду социальных исследований и, естественно, недостаточно финансируют соответствующие проекты. Исследовательская база по изучению детского чтения делится на «библиотечное чтение», «чтение по школьной программе», «досуговое чтение» и т.п. Искусственно вычленяются различные части литературного образования, которые рассматриваются под разными углами зрения, и, как правило, вне связи с широким социокультурным контекстом.

Рассматривая детскую литературу как часть литературной системны, можно увидеть, по каким ее разделам шло у нас накопление социального знания - при этом выявляется отсутствие работ по целому ряду направлений. В русле исследований чтения детей и подростков традиционно изучался только один элемент литературной системы - читатель. Другие элементы - издатель, писатель, критик, да и сам концепт «детская литература» практически оказались вне поля зрения специалистов. Слабо изучена книгоиздательская политика в области детской литературы, почти не изучена читательская аудитория «детских» авторов, да и сами эти авторы постепенно исчезают.

В ближайшем будущем можно ожидать усиления отчуждения детей от литературы и чтения. Задача заключается в том, чтобы затормозить этот процесс на основе многоаспектных научных исследований литературного образования детей.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Продажа товаров в кредит

Статья в формате PDF 113 KB...

13 04 2021 10:26:44

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

12 04 2021 21:57:21

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

11 04 2021 4:12:26

АНАЛИЗ ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья в формате PDF 140 KB...

07 04 2021 2:34:15

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

27 03 2021 1:52:37

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУШКИ ЗЕРНА

Статья в формате PDF 120 KB...

26 03 2021 23:31:56

БОЛЕЗНИ ПЕРВИЧНОГО ИММУНОДЕФИЦИТА У ВЗРОСЛЫХ

Статья в формате PDF 98 KB...

15 03 2021 21:43:17

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

11 03 2021 10:29:30

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

Статья в формате PDF 302 KB...

10 03 2021 22:13:11

ИСЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА ТП-13/В, РАБОТАЮЩЕГО НА ПРИРОДНО-ДОМЕННОЙ СМЕСИ ГАЗОВ

В статье отражен анализ работы котельного агрегата Т П-13/ В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...

06 03 2021 19:16:31

ДЕСТРУКЦИЯ ЭРИТРОЦИТОВ В КОСТНОМОЗГОВЫХ ЭРИТРОКЛАЗИЧЕСКИХ КЛАСТЕРАХ

В костном мозге больных гематологическими заболеваниями выявлено значительное количество эритроклазических кластеров, характеризующихся экзоцитарным лизисом входящих в них эритроцитов кластерообразующими миелокариоцитами разных видов, включая эритрокариоциты. Содержание эритроклазических кластеров с происходящим в них экзоцитарным лизисом эритроцитов варьировало от 21% от всех эритроклазических кластеров в костном мозге больных апластической анемией до 81% в костном мозге больных в активной фазе острого лимфобластного лейкоза, что свидетельствует об интенсивности лизиса в них эритроцитов. С наибольшей интенсивностью лизис эритроцитов происходил в костном мозге больных в активную фазу острого лимфобластного лейкоза и больных хроническим миелолейкозом. При этом в момент исследования подвергались деструкции в эритроклазических кластеров десятки тысяч эритроцитов в мкл костного мозга. Эти данные подтверждают представление о костном мозге как органе гемолиза. ...

04 03 2021 1:40:39

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Статья в формате PDF 92 KB...

18 02 2021 8:33:22

ФИТОСАНИТАРНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЗЕРНОВЫХ И ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИ АКТИВИРОВАННОЙ ВОДЫ

Показана возможность использования электрохимически активированной воды (в виде анолита и католита) для повышения урожайности зерновых и овощных (картофеля) культур и улучшения фитосанитарной ситуации с помощью модуля активации оросительной воды. Наиболее энтомоцидным действием в отношении пшеничного трипса обладал анолит с окислительно-восстановительным потенциалом +600 и +900 м В. Католит с О В П – 700 м В способствовал увеличению всхожести до 96%. Хороший результат в борьбе против колорадского жука давала предпосевная обработка клубней картофеля вначале анолитом, а потом католитом. Заселенность кустов колорадским жуком и проволочником снизилась на 37–83%. Наиболее эффективно в плане оптимизации фитосанитарного состояния посевов сочетание предпосевной обработки семян с последующим опрыскиванием стеблестоя католитом или анолитом. ...

16 02 2021 12:23:40

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С ТЯЖЕЛОЙ ТРАВМОЙ

Статья в формате PDF 283 KB...

15 02 2021 20:27:58

ОСОБЕННОСТИ ИММУНИТЕТА У ДЕТЕЙ С ЗУБОЧЕЛЮСТНЫМИ АНОМАЛИЯМИ И ДЕФОРМАЦИЯМИ

Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов. ...

11 02 2021 3:14:38

Доминирования эго-защитных механизмов у студентов

Статья в формате PDF 131 KB...

06 02 2021 8:26:42

НАШ ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ПОЛИПОЗНЫХ РИНОСИНУСИТОВ

Статья в формате PDF 309 KB...

02 02 2021 5:33:20

СОБСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА

Статья в формате PDF 112 KB...

01 02 2021 20:32:59

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II)

С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

31 01 2021 17:49:25

ПРИБОР “ZEPPER” ПРОТИВ ПАРАЗИТОФАУНЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 134 KB...

30 01 2021 4:42:14

НАДЕЖДА И РЕАЛЬНОСТЬ ОНКОИММУНОЛОГИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

27 01 2021 9:55:43

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

25 01 2021 10:59:26

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья в формате PDF 145 KB...

24 01 2021 18:11:24

Организация системы адаптации человека в онтогенезе

Статья в формате PDF 104 KB...

17 01 2021 14:36:16

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

Статья в формате PDF 256 KB...

16 01 2021 3:53:52

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОЖИРЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

13 01 2021 5:22:45

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Статья в формате PDF 241 KB...

05 01 2021 23:50:41

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

26 12 2020 17:35:49

ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ (учебник для 8-9 классов)

Статья в формате PDF 127 KB...

24 12 2020 15:54:44

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

Статья в формате PDF 111 KB...

21 12 2020 12:27:51

О природе времени

Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...

09 12 2020 6:49:16

Регулирование отношений между государствами

Статья в формате PDF 112 KB...

06 12 2020 0:23:36

СУБЪЕКТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

05 12 2020 0:14:54

ТУРИЗМ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Статья в формате PDF 127 KB...

26 11 2020 18:33:35

Природа времени

Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

22 11 2020 0:39:19

ГАЗИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОПЛИВ И БИОМАСС

В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...

21 11 2020 2:31:30

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!