IT-Reviews    

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 200100 «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ» В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рекомендуем: Почему у разных моделей шипованных шин разное количество шипов
Источник:
Гормаков А.Н. Дмитриев В.С. Статья в формате PDF 131 KB

Реализация многоуровневых образовательных программ бакалавр - дипломированный специалист, магистр по направлению 200100 Приборостроение осуществляется в Томском политехническом университете (ТПУ) с 1993 г. Подготовка бакалавров по данному направлению осуществляется по трем профилям: приборостроение, приборы и методы контроля качества и диагностики, информационно-измерительная техника и технологии. Абсолютное большинство студентов, получив диплом бакалавра техники и технологии, продолжают образование в основном по траектории дипломированного специалиста.

Подготовка дипломированных специалистов ведется по следующим специальностям: 200101 Приборостроение, 200102 Приборы и методы контроля качества и диагностики, 200106 Информационно-измерительная техника и технологии. Более десяти лет осуществляется подготовка магистров техники и технологии по образовательным программам 200100.68.05 Измерительные информационные технологии, 200100.68.07 Системы ориентации, стабилизации и навигации, 200100.68.20 Приборы и методы контроля качества и диагностики в промышленности.

Кафедра точного приборостроения, одна из трех выпускающих кафедр, участвующих в подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров по направлению Приборостроение в ТПУ. До 1992 г. кафедра называлась кафедрой гироскопических приборов и устройств (открыта в Томском политехническом институте в 1960 г.), и осуществляла подготовку инженеров электромехаников по специальности «Гироскопические приборы и устройства». Конверсионные процессы в промышленности стали причиной прекращения подготовки специалистов по этой специальности и перехода на подготовку более универсальных специалистов, способных работать в различных отраслях. После многочисленных консультаций с руководителями более пятидесяти предприятий Сибирского региона было принято решение о переходе на подготовку инженеров по специальности Приборостроение. Большинство выпускников традиционно готовились целевым назначением для конкретных предприятий в течение последних двух лет обучения, проходя производственную практику, выполняя курсовые и выпускные квалификационные работы и участвуя в НИР по тематике предприятий.

С переходом на многоуровневую подготовку специалистов была открыта магистерская программа 200100.68.07 Системы ориентации, стабилизации и навигации (руководитель доцент, к.т.н. Т.Г. Нестеренко), по которой за десять лет подготовлено одиннадцать магистров. Семь магистров продолжили обучение в очной и заочной аспирантуре при кафедре.

Выполняя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с ведущими предприятиями региона, руководители научных направлений кафедры убедились в необходимости открытия еще двух магистерских образовательных программ в рамках направления 200100 Приборостроение: 200100068.03. Системы автоматизированного проектирования в приборостроении (руководитель доцент, к.т.н. Т.Г. Костюченко) и 200100.68.20 Геофизическое приборостроение (руководитель доцент, к.т.н. Л.Н. Белянин). В 2009 г. были выпущены первые магистры по этим программам. Сейчас они успешно работают на предприятиях космического агентства и в геофизических предприятиях (г.г. Железногорск, Томск, Ноябрьск).

Приказом ректора ТПУ, по согласованию с директором Института оптики атмосферы СО АН РФ (ИОА) в 2006 г. в структуре ТПУ на базе ИОА по направлению Приборостроение создан учебно-научный центр (УНЦ). Цель создания УНЦ: повышение качества разработки и углубление уровня подготовки студентов в различных областях науки и техники, находящих применение в разработках ИОА; формирование у студентов практических навыков при разработке новой техники.

Другим направлением научных исследований УНЦ (руководитель, к.т.н. В.С. Янгулов) является исследование и разработка прецизионных механических передач и на их базе создание редукторов для космических аппаратов. Основой для этих исследований служат работы по созданию прецизионного редуктора приводов рамок подвеса гиростабилизатора системы ориентации и стабилизации спутников связи, проводимых ОАО «НПЦ «Полюс» (г. Томск). Результаты этих исследований используются в процессе проектирования приводов нового поколения спутников, разрабатываемых ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва (г. Железногорск).

За период существования УНЦ более 20 студентов ТПУ приняли участие в разработках новых приборов, включая и приборы, создаваемые по международным контрактам. Темами бакалаврских, инженерных и магистерских выпускных работ этих студентов были реальные работы, связанные с разработкой новой техники. Несколько человек после окончания ТПУ поступили в аспирантуру, а руководитель центра Янгулов В.С. защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук.

В 2009 г. в ТПУ с подобными целями создан научно-образовательный центр «Космическое приборостроение» совместно с ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва (г. Железногорск) и НПЦ «Полюс», г. Томск.

Учитывая достигнутые результаты в подготовке магистров, учебное управление университета предложило кафедре с 2009/2010 учебного года перевести учебный процесс на двухуровневую подготовку бакалавр - магистр. 2009 г. стал последним годом выпуска дипломированных специалистов по специальности 200101 Приборостроение в Томском политехническом университете.

Принимая во внимание возросший спрос рынка труда на магистров по новым образовательным программам, в 2009 г. был осуществлен прием магистрантов на конкурсной основе и сформированы две группы по десять студентов. Это позволило построить полноценный учебный процесс, когда по дисциплинам учебного плана выполняются в полном объеме все виды аудиторных занятий. В предыдущие годы, когда количество магистрантов не превышало 1 - 2, первый семестр студенты обучались совместно с инженерной группой, а остальные дисциплины изучались в форме установочных лекций и самостоятельной работы и консультаций с руководителем.

Магистерские программы составлялись в разное время с учетом профессиональных компетенций, которые формирует заказчик (отрасль, предприятие). Тем не менее, в паспорте специалиста всех трех магистерских программ направления Приборостроение просматриваются общие для выпускников компетенции в области владения современными технологиями проектирования: владение математическими методами решения инженерных задач, в том числе методом конечных элементов для решения прочностных задач и программными продуктами на их основе; владение параметрическим 2D-проектированием и 3D-моделированием в конкретных САD-системах; владение CALS-технологиями.

В магистратуру ТПУ все больше поступают выпускники других вузов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому возникла необходимость введения для таких магистрантов «выравнивающих курсов» для изучения ряда дисциплин, знания которых необходимы для успешных исследований по теме диссертации.

В заключении следует отметить, что выпускники всех магистерских программ направления 200100 Приборостроение ТПУ востребованы предприятиями и организациями различных отраслей народного хозяйства. Количество заявок предприятий и организаций всегда превышает число выпускников.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Статья в формате PDF 328 KB...

07 06 2021 18:48:27

ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН В ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРАХ

Статья в формате PDF 121 KB...

04 06 2021 12:21:37

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РОССИИ СЕГОДНЯ

Статья в формате PDF 87 KB...

03 06 2021 22:23:57

Продажа товаров в кредит

Статья в формате PDF 113 KB...

31 05 2021 12:36:28

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

30 05 2021 12:29:14

О природе времени

Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...

13 05 2021 17:40:12

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

Статья в формате PDF 379 KB...

10 05 2021 6:18:23

КЛИМАТ И РЕКРЕАЦИЯ

Статья в формате PDF 253 KB...

09 05 2021 20:24:34

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕГИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА МЕДЬЮ

Статья в формате PDF 111 KB...

08 05 2021 23:30:59

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЛИЗИ

Статья в формате PDF 108 KB...

02 05 2021 6:11:40

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С УКУШЕННЫМИ РАНАМИ

Статья в формате PDF 121 KB...

01 05 2021 10:36:33

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ.

Статья в формате PDF 294 KB...

30 04 2021 0:42:56

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!