IT-Reviews    

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

c78089d0 Источник:
Корчагина Н.В. Статья в формате PDF 129 KB

Изучение профессионализма в различных направлениях деятельности человека является сегодня насущной необходимостью. Проблема профессионализма в сфере искусства также актуальна, как и в остальных сферах жизни общества. В этом контексте особое значение приобретает акмеология - наука, изучающая закономерности и технологии достижения профессионализма и творческих вершин. Особенностью акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина) к понятию «профессионализм» является рассмотрение этого понятия как системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности и профессионализма деятельности. Акмеологический подход представляет собой индивидуальное сопровождение процесса развития и саморазвития личностных и профессиональных качеств субъекта с целью достижения им вершин в намеченных направлениях, формирует установку на высокие достижения, на самореализацию личности.

Исходя из избранного нами акмеологического подхода к рассмотрению проблемы, а также опираясь на акмеологическую концепцию развития профессионала (Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин) мы предлагаем своё понимание категории «профессионализм музыканта-исполнителя». Профессионализм музыканта-исполнителя - сложная и многоуровневая структура, в основе которой находится сочетание четырёх основных составляющих профессии и личности музыканта: индивидных характеристик (соответствующих требованиям профессии), профессионализма личности, профессионализма деятельности, нормативности деятельности и поведения.

В процессе обучения в высшем учебном заведении музыкант (самостоятельно и с помощью педагога) должен последовательно развивать все составляющие профессии с целью формирования основ профессионализма своей исполнительской деятельности. На реализацию этой цели направлено большинство практических занятий в высших музыкальных учебных заведениях. Помимо уроков основного музыкального инструмента, концертмейстерского класса, чтения с листа и т. п., большую роль в данном процессе может сыграть класс фортепианного ансамбля. Данная разновидность совместного музицирования всегда воспринималась педагогами как важнейшая часть процесса подготовки музыканта. Основываясь на представленном определении профессионализма музыканта-исполнителя, рассмотрим влияние занятий в классе фортепианного ансамбля на все его составляющие.

Таблица 1

Формирование основ профессионализма музыканта-исполнителя в классе
фортепианного ансамбля

- Повышение активности личности;

- Работа над эмоциональными и экстра-интровертными проявлениями.

 

- Повышение профессиональной культуры
музыканта (расширение общего и музыкального кругозора);

- Приобщение к профессиональному музыкальному сообществу (участие в музыкально-исполнительском процессе).

формирование индивидных характеристик

формирование профессиональной нормативности деятельности и поведения

                                                                 

Формирование основ профессионализма музыканта-исполнителя в классе фортепианного ансамбля

                                                               

формирование профессионализма
деятельности

формирование профессионализма личности

- Формирование положительного отношения к профессии, профессиональной дисциплины;

- Повышение профессиональной креативности;

- Повышение результативности профессиональной деятельности (увеличение количества удачных выступлений, преобладание эмоционально выразительных, стилистически точных, ярких, творческих исполнений);

- Повышение профессиональной компетентности: обогащение музыкальных знаний, умений (технических, звуковых), исполнительских навыков (сценической выносливости, эмоциональности и образности исполнения, творческого диапазона);

- Повышение квалификации музыканта- исполнителя (уровня образования, получение дополнительного исполнительского опыта, реализация исполнительского потенциала);

- Формирование направленности исполнительской деятельности на достижение положительных социально значимых целей (принесение радости публике от прослушанной музыки, музыкальное просвещение).

- Развитие профессионально-важных качеств (общих (интеллекта) и специальных способностей: музыкального слуха и памяти, чувства ритма, музыкального мышления, двигательно-технических способностей, способности переживать содержание музыки и способности управления игрой; возможность исполнять сочинения, недоступные по разным причинам для сольного исполнения; синхронность ансамблевого звучания);

- Развитие личностно-деловых качеств (целеустремлённости, профессиональной инициативы);

- Развитие акмеологических инвариантов профессионализма (умения принимать и реализовывать решения, повышение уровня саморегуляции на сцене и работоспособности, снижение зависимости от внешних факторов- акустики зала, публики);

- Развитие качественных характеристик и свойств личности (повышение стремления к самореализации, отработка навыков взаимодействий личности в муз. коллективе)

- Развитие субъектности личности (активной жизненной позиции, обретение навыка самокритики, повышение стремления к самосовершенствованию)

Опыт практической работы позволяет нам рекомендовать ряд методических приёмов в занятиях педагога со студентами в классе фортепианного ансамбля. Эти приёмы успешно применяются в практике нашей работы на факультете искусств и художественного образования Педагогического института СГУ
им. Н. Г. Чернышевского:

- вовлечение в ансамблевое музицирование всех студентов, независимо от уровня их предшествующей музыкальной подготовки;

- игра в ансамбле «преподаватель-студент» (используется в случае минимальной музыкальной подготовки студента, в случае отсутствия подходящего партнёра);

- формирование состава ансамбля по принципу «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского, когда один из участников исполняет программу, соответствующую более высокому исполнительскому уровню своего партнёра. Таким образом стимулируется познавательный интерес и профессиональные качества первого, и получают возможность для развития педагогические навыки второго. В такой ситуации более подготовленному участнику со стороны педагога даются консультации по корректной организации совместных самостоятельных репетиций;

- регулярное вовлечение фортепианных ансамблей в концертную и конкурсную деятельность факультета; организация концертов «самостоятельных» пьес, в которых студенты старших курсов исполняют фортепианную ансамблевую музыку, разученную ими без помощи педагога;

- создание лекционного спецкурса по истории ансамблевого исполнительства с прослушиванием аудио- и видеозаписей знаменитых фортепианных дуэтов;

- организация посещения студентами вечеров ансамблевой музыки на концертных площадках города.

Данные наблюдений и исследований позволяют нам сделать вывод о том, что использование приведённых методических приёмов в классе фортепианного ансамбля высшего музыкального учебного заведения будет способствовать развитию всех структурных составляющих профессионализма музыканта-исполнителя, формированию основ его профессионализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалёв - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.
  2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А.А. Деркач- М-Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004-752 с.
  3. Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика [Текст] / С. Майкапар- М.: Классика-XXI, 2009- 224 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

Статья в формате PDF 215 KB...

23 01 2021 15:20:46

КОМПОНЕНТЫ ГЕМОСТАЗА И ВЛИЯНИЕ АНТИБИОТИКОВ

Статья в формате PDF 91 KB...

20 01 2021 17:28:32

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

Статья в формате PDF 302 KB...

09 01 2021 20:20:32

ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ

Статья в формате PDF 137 KB...

08 01 2021 1:59:18

БИОХИМИЯ КРОВИ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 106 KB...

07 01 2021 21:30:49

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У МОРСКОЙ СВИНКИ

Двенадцатиперстная кишка у морской свинки имеет полукольцевидную форму и четыре части (луковица, краниальная, нисходящая и каудальная), в отличие от человека и белой крысы, очень сильно вытянута и согнута с образованием двух V-образных петель. ...

03 01 2021 5:23:12

МЕСТО ТОРГОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В данной работе авторами выдвигается и обосновывается тезис о том, что торгово-коммерческая деятельность является определяющим фактором в системе рыночных отношений. ...

01 01 2021 6:35:27

The Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication

Статья в формате PDF 320 KB...

29 12 2020 12:12:46

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ. КВАЗИРЕЧЕВОЙ ДИАЛОГ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание. ...

26 12 2020 16:14:52

ЧЕМ УДИВЛЯЕТ НАС ВОДА

Статья в формате PDF 284 KB...

15 12 2020 13:11:52

КРИТЕРИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТЦОВСТВА

Статья в формате PDF 116 KB...

14 12 2020 17:17:37

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

12 12 2020 12:15:31

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

При управлении автоматическими космическими аппаратами ( К А) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении К А со сложными бортовыми системами, характеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи командных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления К А показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача команд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета К А [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на К А. Ожидается, что использование в практике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...

10 12 2020 9:16:51

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИСК: ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПАТЕНТЫ, ФИРМЫ

Статья в формате PDF 120 KB...

07 12 2020 4:14:52

ХЛОР КАК ТОКСИЧЕСКИЙ АГЕНТ

Статья в формате PDF 256 KB...

05 12 2020 3:12:51

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

Статья в формате PDF 97 KB...

04 12 2020 22:10:19

Правовые аспекты эвтаназии

Статья в формате PDF 102 KB...

20 11 2020 2:16:45

ХЕМОКИНЕТИКОТРОПНЫЕ СВОЙСТВА АТФ

Статья в формате PDF 88 KB...

18 11 2020 3:45:11

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

Статья в формате PDF 85 KB...

11 11 2020 3:50:36

ВОЗРАСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА ПО КАЧЕСТВУ СОРТИМЕНТОВ

Для налаживания лесной аренды и рационализации лесопользования, прежде всего, в части заготовки кругляка выборочными рубками деревьев по долгосрочным проектам освоения лесов, требуется сортиментацию проводить непосредственно в конкретном лесном древостое, причем задолго до проведения самой заготовки древесины. На основе применения биотехнических закономерностей и простой шкалы качества сортиментов показана методика сортиментации лесных деревьев. ...

09 11 2020 6:52:36

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

07 11 2020 2:14:23

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГЕЛЕНДЖИКСКОЙ БУХТЫ

Статья в формате PDF 103 KB...

06 11 2020 0:35:55

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕНИЙ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЁЗ

Статья в формате PDF 113 KB...

04 11 2020 6:39:53

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

25 10 2020 23:10:53

АВЕРЬЯНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Статья в формате PDF 82 KB...

24 10 2020 12:44:41

ОСОБЕННОСТИ ИММУНИТЕТА У ДЕТЕЙ С ЗУБОЧЕЛЮСТНЫМИ АНОМАЛИЯМИ И ДЕФОРМАЦИЯМИ

Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов. ...

19 10 2020 9:40:26

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

Статья в формате PDF 152 KB...

15 10 2020 9:25:41

СИДОРОВА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 167 KB...

13 10 2020 15:39:26

СТРУКТУРА ВИРУСНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛОР-ОРГАНОВ

Статья в формате PDF 277 KB...

12 10 2020 20:17:41

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ

В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смазочно-охлаждающей жидкости ( С О Ж) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ ( П А В) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...

10 10 2020 5:34:19

ПЛАТИНА И ПЛАТИОИДЫ В ОФИОЛИТАХ САЛАИРА, АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

Приведены данные по распространению элементов платиновой группы ( Э П Г) в офиолитах Салаира, Алтая и Горной Шории. Э П Г в наибольших концентрациях отмечены в проявлениях хромитов, образующих подиформные залежи, а также в никелевых проявлениях с обильными сульфидами меди, никеля и кобальта. Минералы Э П Г представлены изоферроплатиной, иридосмином и рутениридосмином. Реже встречаются самородная платина, рутениевый невъянскит и рутениевый сысерскит. В рудных телах также присутствуют в повышенных концентрациях золото и серебро. Состав минеральных фаз платиноидов указывает на близость к восточно-уральскому геолого-промышленному типу, связанному с изверженными породами габбро-клинопироксенит-перидотитовой формации. ...

07 10 2020 20:37:23

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ

Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены половые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у девушек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...

04 10 2020 13:31:56

НАДЕЖДА И РЕАЛЬНОСТЬ ОНКОИММУНОЛОГИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

03 10 2020 20:52:43

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СИНТЕЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕРВНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить характерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...

30 09 2020 1:47:13

Никитюк Надежда Федоровна

Статья в формате PDF 68 KB...

27 09 2020 4:10:35

ПОЦЕЛУЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 109 KB...

26 09 2020 14:33:44

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА И ШКОЛА

Статья в формате PDF 307 KB...

20 09 2020 13:35:59

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ЛЕЧЕНИЮ УРАТНОГО НЕФРОЛИТИАЗА У БОЛЬНЫХ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

Географическое расположение и климатические условия Нижнего Поволжья, неудовлетворительная экологическая обстановка способствует росту заболеваемости мочеполовой системы у населения, проживающего в регионе. Увеличение частоты заболеваемости уратным нефролитиазом диктует необходимость поиска адекватного объема терапии по улучшению качества консервативного лечения этой патологии. Изучение особенностей симптомокомплекса уратного нефролитиаза в разных возрастных группах (25-30; 40-45; 60-70 лет) позволило научно обосновать и разработать практические рекомендации по рациональному и эффективному лечению данного вида мочекаменной болезни у пациентов с учетом их возраста. ...

19 09 2020 3:31:19

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕРАПИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА

Статья в формате PDF 106 KB...

18 09 2020 9:39:10

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕФИНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СЕЛЕЗЕНКИ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ И У ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая характеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...

11 09 2020 4:26:57

ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА

Статья в формате PDF 124 KB...

07 09 2020 1:18:43

БИЗНЕС-ПЛАН: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

03 09 2020 11:16:34

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ОНМК СРЕДИ ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Статья в формате PDF 261 KB...

31 08 2020 11:25:46

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!