IT-Reviews    

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ

c78089d0 Источник:
Магомеддибирова З.А. Статья в формате PDF 131 KB

Стремительные темпы научно-техниче-ского прогресса предъявляют требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу «делай как я» изживает себя. Обучение повернулось лицом к творчеству. Основной целью обучения стало всестороннее развитие учащихся, а межпредметные связи становятся одним из путей развивающего обучения, поэтому в школьном обучении, в частности, в начальной школе, происходит интеграция обучения.

Продолжительное время школьник получал знания, в основном, посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Это приводило к тому, что школьные знания так и оставались разрозненными сведениями, расчлененными по предметному признаку. В результате у ученика не создавалась целостная картина изучаемого. Потребность преодолевать указанное противоречие привело к активному поиску путей осуществления межпредметных связей.

Начиная с 60-70-х годов исследуются проблемы межпредметных связей. Так, например, исследования ученых В.Н.Максимовой, Н.М.Черкес-Заде, И.Д.Зверева, В.Н.Федоровой и др. посвящены проблемам межпредметных связей.

«Межпредметные связи в общем понимании - это объединение различных систем знаний, их обобщение при изучении явления или процесса» [2].

«Межпредметные связи - это установление и усвоение связей между структурными элементами учебного материала различных предметов» [3].

Имеются различные классификации межпредметных связей. Это как: фактические, понятийные, теоретические (Федорова В.Н.), предшествующие, сопутствующие, перспективные (Черкес-Заде Н.М.), содержательно-информационные; операционно-деятельност-ные; организационно-методические (Максимова В.Н.) и др.

Разработан также специальный курс для учащихся начальных классов «Математика и конструирование», авторами которого являются С.Ш.Волкова и Н.Н.Столярова. Этот интегрированный курс представляет собой интересную попытку объединить в единый предмет два, разноплановых по способу овладения учениками, учебных предмета: математику и трудовое обучение.

Нами исследуются роль и возможности межпредметных связей в повышении эффективности развития в процессе обучения математике учащихся начальных классов.

Выполненный нами анализ программ по технологии обучения, по ИЗО, с целью выявления математических знаний, необходимых в процессе обучения названным предметам, показал что:

- на уроках технологии, работая с бумагой, картоном, проволокой ученикам приходится выполнять задания на: - сопоставление различных видов фигур (рисунки, схемы чертежи) с моделями этих фигур;

- деление геометрических фигур на равные части;

- получение одинаковых деталей сгибанием;

- построение отрезка прямоугольника и других фигур по заданным размерам;

- построение разверток геометрических тел (прямоугольного параллелепипеда, куба);

- сборка различных моделей геометрических фигур из заданных частей.

На уроках изобразительного искусства учащимся необходимы следующие умения:

- распознавать различные геометрические фигуры;

- рисовать, чертить как с помощью инструментов, так и от руки;

- измерять как с инструментами, так и на «глаз»; выполнять эскизы различных фигур и т.д.

Естественно напрашивается вывод о том, что на уроках математики у учащихся начальных классов нужно развивать умения и навыки, необходимые для уроков технологии, ИЗО и других предметов.

С этой целью на уроках математики можно рассматривать с учащимися задания, близкие к тем, которые предлагаются на уроках технологии, ИЗО.

Например, упражнения типа «получение одинаковых деталей сгибанием» расчленяются на несколько заданий:

1) из данного листа сделайте треугольник, лишнее оторвите;

2) из данного листа сделайте прямоугольный треугольник;

3) из данного листа сделайте равнобедренный треугольник или же: сделайте треугольник, у которого две стороны имеют одинаковые длины;

4) из данного листа сделайте квадрат и найдите способ убедиться в том, что вы получили квадрат (без инструментов);

5) из данного листа сделайте коробку для карандашей (без крышки).

Задание типа «сопоставление различных видов изображения пространственных фигур (рисунки, схемы, чертежи) с моделями этих фигур расчленяется на несколько упражнений»

1) В наборе имеющихся рисунков геометрических фигур (прямоугольника, параллелепипеда, цилиндра) найти рисунок соответствующий данной модели (учащимся предлагается рисунок и модель какой-либо геометрической фигуры).

2) В наборе имеющихся чертежей геометрических фигур (куба, прямоугольников, пирамиды, конуса) найти тот, который соответствует модели данной фигуры.

3) Измерить определенные элементы моделей фигур для последующего сравнения этих элементов.

4) По модели прямоугольного параллелепипеда (спичечной коробки) построить его развертку. По развертке вычислить сколько картона необходимо для изготовления данной коробки.

К заданию на деление фигур на равные части можно предложить такие упражнения: 1) разделить квадрат на равные части так, чтобы получилось:

1) 4 треугольника;

2) 2 прямоугольника;

3) 2 треугольника;

4) 4 квадрата.

К заданию на распознавание различных геометрических фигур можно предложить такие упражнения:

1) Выберите треугольник (четырехугольник, прямоугольник) среди заданных фигур и объясните свой выбор.

2) Сколько треугольников на рисунке (предлагаются изображения нескольких геометрических фигур)

Задания на измерение «на глаз» и построение «от руки» можно предложить в виде упражнений:

  1. Определите длину заданного отрезка «на глаз» и с помощью линейки. На сколько сантиметров вы ошиблись?
  2. Начертите отрезок длиной 6 см «на глаз» и «от руки». Измерив линейкой проверьте на сколько вы ошиблись.
  3. Сравните «на глаз» длины двух заданных отрезков. Проверьте, измерив линейкой, на сколько сантиметров вы ошиблись.
  4. Заданный отрезок разделите «на глаз» на два равных отрезка. Проверьте измерением.
  5. Постройте «от руки» квадрат со стороной 2 см. Проверьте измерением.
  6. Постройте «от руки» прямоугольник со сторонами 2 см и 3см. Проверьте измерение.

В заключении можем констатировать, что использование учащимися математических знаний, умений, навыков на уроках технологии, ИЗО и, наоборот, использование на уроках математики заданий, близких к предлагаемым на уроках технологии, ИЗО способствует развитию учащихся и качественному усвоению учебного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание, 1997.
  2. Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике.- М.: 2003, с. 173-180.
  3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987, с. 52-67.
  4. Федорова В.Н. Межпредметные связи в обучении естественно-математических дисциплин - М., 1980.
  5. Черкес-Заде Н.И. Межпредметные связи как условия совершенствования учебного процесса. - М.: 1966.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Статья в формате PDF 345 KB...

17 10 2020 7:20:33

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (электронное учебное пособие)

Статья в формате PDF 103 KB...

13 10 2020 22:37:55

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 112 KB...

10 10 2020 8:41:59

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА

Статья в формате PDF 91 KB...

02 10 2020 7:34:53

ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

Статья в формате PDF 151 KB...

26 09 2020 20:34:25

НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ РЕСУРСАМ

Статья в формате PDF 146 KB...

22 09 2020 7:14:17

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ВИДЫ ФАКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ

Статья в формате PDF 215 KB...

20 09 2020 20:10:43

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛЕСНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РЕГИОНАХ С СИЛЬНЫМ АНТРОПОГЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт- Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям. ...

13 09 2020 18:39:44

АНАЛИЗ ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья в формате PDF 140 KB...

06 09 2020 19:22:13

МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КАРТОГРАФИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

04 09 2020 14:50:10

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

02 09 2020 17:47:53

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА

Статья в формате PDF 175 KB...

31 08 2020 9:59:53

Арт-объект как специфичная художественная форма

Статья в формате PDF 314 KB...

30 08 2020 21:38:45

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

20 08 2020 23:31:45

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

Статья в формате PDF 102 KB...

16 08 2020 20:46:29

ТЕХНОЛОГИИ БИЗНЕСА ПРИ ОЦЕНКЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Статья в формате PDF 256 KB...

11 08 2020 4:32:41

СЛЕНГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья в формате PDF 293 KB...

09 08 2020 22:42:45

СОСТОЯНИЕ ЗВЕРОВОДСТВА В ЯКУТИИ

Обзор состояния кормления и причин падежа молодняка лисиц в  О О О « Покровское зверохозяйство» Республики Саха ( Якутия) в 2010 г. ...

08 08 2020 4:39:24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО СЕПАРАТОРА

Статья в формате PDF 116 KB...

05 08 2020 19:55:35

РАЗБИЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО 3D ПРОСТРАНСТВА НА МОДУЛЯРНЫЕ ЯЧЕЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЫРОЖДЕННЫХ МОДУЛЯРНЫХ СТРУКТУР

Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...

01 08 2020 2:25:15

ОБРАЗЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ТУРИЗМЕ

Статья в формате PDF 109 KB...

23 07 2020 7:25:18

The Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication

Статья в формате PDF 320 KB...

14 07 2020 12:35:16

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА

Статья в формате PDF 224 KB...

13 07 2020 1:40:55

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При неблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

07 07 2020 6:52:18

ИКСОДОВЫЕ КЛЕЩИ И ЖИВОТНОВОДСТВО КУЗБАССА

Статья в формате PDF 117 KB...

02 07 2020 13:35:32

Фенологическая характеристика Ивановской области

Статья в формате PDF 267 KB...

30 06 2020 21:49:36

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 151 KB...

28 06 2020 4:48:22

ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЯ ФИТОГОРМОНОВ И ВИТАМИНОВ НА РОСТ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ХЛОПЧАТНИКА В УСЛОВИЯХ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина ( К Н) и гибберелловой кислоты ( Г К) и совместно с витаминами никотиновой кислотой ( Н К) и пантотеновой кислотой ( П К) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стебля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...

23 06 2020 2:28:43

СОРТИМЕНТНО-СТОИМОСТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА

Способ глазомерного учета выхода сортиментов из деревьев лесного древостоя широко применялся в дореволюционное время под названием коммерческая таксация. Исходя из биотехнического принципа в лесной экономике показана возможность выполнения коммерческой таксации древостоя моделированием стоимостных и возрастных распределений лесных деревьев по текущим рыночным ценам на круглые лесоматериалы. ...

22 06 2020 8:48:30

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 119 KB...

18 06 2020 11:19:35

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 119 KB...

16 06 2020 8:52:33

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ

В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...

15 06 2020 23:44:22

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА Часть 1

Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

14 06 2020 7:40:25

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья в формате PDF 110 KB...

11 06 2020 5:24:25

ВНЕСЕНИЕ СО2 ЭКСТРАКТА РОЗМАРИНА В ХЛЕБ

Статья в формате PDF 253 KB...

05 06 2020 3:19:25

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...

02 06 2020 4:34:53

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!