ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Научные обзоры
IT-Reviews    

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Источник:
Айториева А.К. Семчук Н.М. Статья в формате PDF 141 KB Экологическая культура в России в конце ХХ столетия официально принята как одна из приоритетных направлений совершенствования природоохранной политики и деятельности образовательных учреждений. Интенсивный рост экологической культуры становится актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. Человек, обладающий экологической культурой, может решать стоящие перед обществом социальные, экономические, экологические проблемы на местном, региональном и глобальном уровнях.

Культура через действие, через решение проблем, стоящих перед обществом, - таким становится приоритетный принцип построения новой системы школьного образования. И экологическая культура является важным компонентом этой системы. Современное экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего среднего образования и несет в себе следующие функции:

  • способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
  • является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования, поскольку рассматривает деятельность человечества с позиции той пользы, которую эта деятельность несет отдельному человеку;
  • формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей;
  • позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом;
  • расширяет возможности этического воспитания в процессе обучения.

Одной из составляющих частей системы экологического образования является этическое воспитание. В 1990-е гг. важность создания концепции взаимодействия общества и природы была осознана общественностью как задача не только социально - экономическая, но и нравственная. Она подразумевает, что этическое воспитание в формировании экологической культуры играет немаловажную роль.

Рассмотрим современное состояние проблемы этического воспитания в экологическом образовании. Этическое воспитание формирует такие компоненты сознания, которые выступают на разных уровнях регуляторами, с одной стороны, познания и оценки человеком этических объектов, а с другой - различных форм его собственной деятельности.

В своем исследовании исходим из следующего определения. Этическое воспитание - это процесс целенаправленного формирования положительных качеств личности, взглядов, убеждений, а также системы знаний, умений, ценностных ориентаций в области наук, искусств, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.

Теоретическое исследование позволило выделить методы и методические приемы, включение которых в образовательный процесс по биологии позволяет усилить эффективность этического воспитания (таблица).

Таблица 1. Методы и приемы этического воспитания

Задачи этического воспитания.

Методы и методические приемы

1. Понимание школьниками сущности человека, как существа духовного, как личности и индивидуальности.

Сравнение органов человека и животных.

Обсуждение высказываний мыслителей, ученых о биосоциальной сущности человека.

2. Осознание жизни как наивысшей ценности, развитие чувства собственного достоинства, уважительного отношения к другим людям.

Показ роли слова, речи со всей сознательной деятельности людей.

Объяснение Павловского понимания инстинктивной деятельности.

3. Развитие у учащихся стремления к сотрудничеству, к согласию с другими людьми, потребности делать добро, развитие стремления к любви и общению.

Методы с непосредственным изучением человеческого организма (практические).

Использование коллективных методов работы учащихся.

4. Усвоение норм морали и правил культурного поведения.

Увлекательная беседа, беседа с постановкой вопросов, требующих продуманного ответа учащихся.

Практикование правил поведения

Проведенное нами исследование выявило условия воспитывающего обучения биологии, соблюдение которых обеспечивает высокую эффективность этического воспитания как части экологического образования.

К психолого-педагогическим условиям относятся следующие: развитие этически ценностных ориентаций, т.е. осознание ценности природы для удовлетворения материальных, духовных, познавательных потребностей человека; сочетание гуманности и уважения к личности школьника с высокой требовательностью;проявление учителем своей личностной позиции.

К методическим условиям относятся следующие: целенаправленность действий учителя; осознание им целей и задач этического воспитания; конкретизации воспитательных целей и задач каждого урока и их вывод на отдельный уровень; формирование у школьников потребностей выработки нравственных качеств; использование определенных методических приемов и средств; воздействие на эмоциональную сферу личности школьников;организация общения школьников друг с другом, с учителем, позволяющего проявить личностную позицию отстоять свои нравственные взгляды, отношения и убеждения.

Выделенные нами задачи этического воспитания, аксиологические аспекты учебного биологического содержания, методы, приемы послужили теоретической основой для разработки экспериментальной методики этического воспитания как части экологического образования на уроках биологии в 8 классе. Разработанная методика проходит проверку в условиях педагогического эксперимента.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Статья в формате PDF 140 KB...

18 07 2021 18:30:11

ЗАКОН ВЕКОВОГО СМЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТ

Статья в формате PDF 127 KB...

17 07 2021 16:40:21

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

09 07 2021 0:54:55

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

06 07 2021 5:34:34

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

04 07 2021 19:46:51

Туманова Анна Леоновна

Статья в формате PDF 78 KB...

03 07 2021 16:55:40

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

27 06 2021 9:34:23

СТРОИТЕЛЬНАЯ АКУСТИКА

Статья в формате PDF 152 KB...

25 06 2021 16:15:17

О природе времени

Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...

24 06 2021 12:26:39

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

Статья в формате PDF 452 KB...

21 06 2021 6:55:22

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ

В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смазочно-охлаждающей жидкости ( С О Ж) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ ( П А В) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...

20 06 2021 0:51:37

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГЕЛЕНДЖИКСКОЙ БУХТЫ

Статья в формате PDF 103 KB...

15 06 2021 22:28:47

РОЛЬ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ПАТОГЕНЕЗЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

В результате проведенного исследования установлено, что одними из ведущих патогенетических факторов течения половых инфекций являются нарушения в деятельности иммунной системы. В процессе исследования выявлены изменения в клеточном иммунитете, свидетельствующие о наличии супрессии Т - клеточного звена и наличии диссиммуноглобулинемии. Выявлено, что наиболее выраженные изменения в системе клеточного и гуморального иммунитета обнаружены у больных с хроническим течением инфекционного процесса. ...

13 06 2021 1:50:18

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

08 06 2021 9:22:57

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!