О МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ > Научные обзоры
IT-Reviews    

О МЕТОДИКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Источник:
Мухамбетова А.Б. Семчук Н.М. Статья в формате PDF 112 KB Экологическое воспитание - это довольно сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов школьников с природной средой, организацию целенаправленного общения учеников между собой и с взрослыми в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Все это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся - потребности заботливо относиться к окружающей среде. Ответственное отношение учащихся к природе является целью и желаемым результатом экологического воспитания в школе. Экологическая ответственность включает в себя понимание человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы как национального общественного достояния, умения предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе.

Наше исследование направлено на разработку теоретических основ и методики экологического воспитания на уроках биологии в 6 классе.

Проведенное нами исследование показало, что в методике экологического воспитания большое значение имеют методически грамотно выбранные условия, методы и методические приемы. Условиями реализации воспитывающего обучения биологии являются внешние и внутренние обстоятельства учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие органическую связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием на их основе социально значимых взглядов, ценностно-ориентированных отношений к природе, обществу, друг другу, самому себе, усвоенному учебному предмету. Мы выделяем две группы условий: психолого-педагогические и методические, которые необходимо соблюдать в образовательном процессе для усиления эффективности экологического воспитания.

Теоретический анализ позволил выделить наиболее эффективные методы и приемы, которые необходимо использовать для решения задач экологического воспитания в биологическом образовании:

  • апелляция к личному опыту общения школьников с природой;
  • анализ экологически ценностных суждений деятелей науки, литературы и искусства;
  • создание словесного, изобразительного или графического образа единства человека с природой;
  • создание ситуаций морального выбора, вербальных, реальных, игровых ситуаций оценки и самооценки, поощрения;
  • оценка общественного мнения по поводу экологических проблем;
  • реальная природоохранительная деятельность;
  • анализ примеров экологически нецелесообразного поведения.

Мы провели анализ учебного содержания курса биологии в 6 классе и выяснили, что оно дает возможность школьникам овладеть систематизированными знаниями о растительном мире, усвоить закономерности его жизни, установить природные причинно-следственные связи, лежащие в основе этих закономерностей, а главное, применить эти знания в практической деятельности, в частности в разнообразной природоохранительной деятельности.

Проведенный нами анализ программного содержания тем «Внешнее строение листа», «Клеточное строение листа», «Влияние среды на строение листьев», «Строение стебля», «Видоизменение побегов» (6 класс) выявил возможности реализация экологического воспитания на уроках биологии. В результате анализа содержания тем оказалось, что текст учебника и его методический аппарат содержат недостаточно материала, который мог быть использован на уроке для реализации экологического воспитания учащихся. Так, в учебнике биологии возможности для реализации экологического воспитания составляют 66,6 %, а в программе - лишь 8,3 % от теоретически возможного.

Нами разработана методика уроков биологии с усилением экологического воспитания в 6 классе по вышеуказанным темам, которая прошла проверку в условиях педагогического эксперимента. Проведение уроков по разработанной методике проводилось в средней школе № 28 г. Астрахани.

Результаты проведенной работы показали, что в экспериментальном классе уровень экологической культуры удалось повысить, а по некоторым показателям оказался выше, чем в контроле. Проведенный анализ экологической воспитанности школьников экспериментального и контрольного классов свидетельствует об эффективности разработанной нами экспериментальной методики экологического воспитания на уроках биологии в 6 классе.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА

Статья в формате PDF 124 KB...

21 07 2021 14:51:58

Упрочнение методом наплавки легирующими металлами

Статья в формате PDF 259 KB...

19 07 2021 10:20:22

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Статья в формате PDF 92 KB...

13 07 2021 23:33:21

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

08 07 2021 17:46:18

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 315 KB...

06 07 2021 9:13:27

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

05 07 2021 3:44:49

Продажа товаров в кредит

Статья в формате PDF 113 KB...

02 07 2021 21:24:35

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

25 06 2021 14:17:35

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Статья в формате PDF 115 KB...

13 06 2021 20:21:21

КЛИНИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПРИ ЦИРРОЗАХ ПЕЧЕНИ

Статья посвящена современным проблемам гепатоэетерологии, в частности геморрагическому синдрому при заболеваниях печени. Основное место уделено алкогольным поражением печени. В статье присутствуют материалы посвященные изучению системы гемостаза, являющиеся сложной и актуальной проблемой в настоящее время. ...

12 06 2021 2:52:11

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

Статья в формате PDF 111 KB...

04 06 2021 9:28:45

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!